Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

использования нейропсихологического подхода в коррекционной работе | Богданова Ольга Сергеевна. Работа №329325

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В последнее время педагоги, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ, в том числе и дети с нарушениями речевого развития. Регулярное использование нейроигр оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.                               

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что здоровыми являются лишь менее 10% выпускников школ и 15% дошкольников. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

Актуальность Перед учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования речи детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. Так как дети данной категории имеют не только речевые дефекты, но и нарушения функционирования высших психических функций, то и, работая с такими детьми, невозможно опираться только на традиционные методы коррекционно-логопедической работы. Поэтому для того, чтобы организовать грамотную логопедическую работу требуется использовать научную информацию о развитии психических процессов и особенностях становления детской психики. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

Хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений.

При выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье сберегающим. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

По наблюдениям педагогов, работающих с детьми со статусом ОВЗ, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.

В чем же польза нейроигровых технологий? Они направлены на развитие:

разных видов восприятия,

внимания,

памяти,

формирование пространственных представлений,

умения прогнозировать результаты своих действий,

умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

Благодаря им ребенок учится чувствовать пространство свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение); постепенно формируется правильное взаимодействие ног и рук; развивается слуховое и зрительное внимание; ребенок учится последовательно выполнять действия. И результатом это становится то, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребенку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка.

2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

- Педагог должен свободно владеть упражнениями.

- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

- Периодичность - ежедневно, без пропусков.

- Время занятий – утро, день.

- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

- Продолжительность занятий от 10-15 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

- От детей требуется точное выполнение упражнений.

- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.

Развивается зрительно-моторная координация 

(глаз-рука, способность точно направлять движение)

Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Преимущества использования нейроигр:

игровая форма обучения;

эмоциональная привлекательность;

многофункциональность;

автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность. Большое количество упражнений представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. 

Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

 

А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л. С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л. С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

В структуре логопедического занятия мною используются следующие нейропсихологические упражнения:

Дыхательная гимнастика

На вдохе необходимо, как бы «надуть в животе шарик», а на выдохе сдуть его.Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе — руки вверх, на выдохе — вниз.

Гимнастика на развитие внимания – направлена на восприятие речевых звуков и их осознание (эффективно применять визуальную опору – звуки-символы). Производится посредством повторения детьми за действиями логопеда.

Гимнастика для приведения в норму мышечного тонуса, растяжки Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на стол. Предлагаю детям расслабиться, даю слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Контрастные упражнения на тонус.

«Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

«Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Упражнения на развитие внимания.

«Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

«Охота на фигур». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «Ш» в бланке и зачеркнуть их.

«Музыкальное рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать по нарисованному, положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Гимнастика на формирование взаимодействия между полушариями мозга –кинезиологические упражнения.

«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки — 6-8 раз.

Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

раскрашивание двумя руками (связываю с темой занятия);

письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных букв.

Гимнастика на развитие пространственных ориентаций

Проводится в четыре этапа:

1.Формирую пространственные представленияв схеме собственного тела. Отрабатываю понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;

Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;

2.«Робот» — ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.

«Кладоискатели» — ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.

3) Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;

«Продавец канцелярских товаров» — прошу детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.

«Очередь» — предлагаю детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

«Делай как я» — дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.

Гимнастика на формирование слухового и визуального восприятия «Звук спрятался». Прошу ребенка запомнить звук, который я произнесла. Затем произношу несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

«Найди общий звук». Прошу ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Называю слово. Прошу ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

«Слово по звукам». Произношу слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спрашиваю у ребенка, какое слово получилось. Меняюсь с ребенком ролями.

«Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываю в ряд карточки со слогами. Ему предлагаю поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.

Ритмическая гимнастика – повторение ритмов за логопедом с помощью хлопков; «прохлопывание» детских стихов.

«Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

 

ДА – ТА

ДЯ – ТЯ

ДО – ТО

ДЁ – ТЁ

ДУ – ТУ

ДЮ – ТЮ

ДЫ – ТЫ

ДЕ — ТЕ

 

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

ДА – топнуть, ТА – хлопнуть ДО – топнуть, ТО – хлопнуть, ДУ – топнуть, ТУ — хлопнуть

В упражнениях контролирую согласование процесса движения и речи, тренирую внимание и память.

«Веселая цепочка»

. Назову слово и прошу ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву моего. Следующий этап – усложнение задания.

«Зашифрованное слово»

. Предлагаю ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

«Буква заблудилась»

. Ребенку предлагаю определить 

(назвать и/или подчеркнуть)

 букву, от замены которой изменится смысл слова.

«Знаток слов»

. Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладываю слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

«Арабское письмо»

. Диктую слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.

РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ, ТОК – КОТ, ТОП- ПОТ

«Древнерусское письмо». Записываю слово либо только согласными буквами, либо гласными.

МЫШИ М. Ш.,. Ы. И КРЫША КР. Ш.,. Ы. А

«Стукачок»

 Ребёнку читаю слова с проблемными для него звуками, например со звуком Л. Только во время произнесения звука нужно

стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.

 (стук) ОДКА, СТО(стук) .

«Связалочка»

. Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ - В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.

ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы

по развитию речи у детей с ТНР.

Упражнения, используемые мной в работе с детьми:

Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно 

«рисовать»

 круги по контуру щек 

(массирующими круговыми движениями)

.

Указательными и средними пальцами рук 

«рисовать»

 вокруг глаз очки 

(глаза в это время должны быть открыты)

.

«Энергетическая зевота»

. Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Игра 

«Звуковая тропинка»

 Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука 

[О]

, наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука 

[И]

, наступать нужно левой ногой. 

(можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы)

.

«Разложи яблочки»

. Если в названии картинки есть звук 

[А]

, нужно положить в правую корзинку. Если звук 

[У]

 – в левую. 

(дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.)

 Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

«Перекрёстные шаги»

. Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни»

. Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук 

[А]

 – хлопни, на звук 

[У]

 – топни

(сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание.

А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп)

Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

«Волшебная дорожка»

. Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука 

[А]

, наступать нужно правой ногой, если символ звука 

[У]

 – левой ногой. 

(можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы)

«Сортировка»

 Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

«Чья картинка?»

. Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук 

[Л]

- кладём правой рукой, если в слове звук 

[Р]

- кладём левой рукой.

«Рыбалка»

. Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук "Ы" находится в середине слова — кладём картинку к левому домику. Если в слове звук "Ы" находится в конце слова — кладём к правому домику.

«Волшебная песочница»

 Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

«Чей звук?»

 1 вариант. Ребёнку нужно определить на слух 

(в ряду звуков, слогов, слов)

 звуки 

[Р]

 или 

[Л]

 и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук 

[Р]

, нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук 

[Л]

, нужно положить зелёный камешек левой рукой.

«Чей звук?»

 2 вариант. Ребёнку нужно определить на слух 

(в ряду звуков, слогов, слов)

 звуки 

[Р]

 или 

[Л]

 и выложить фишку, соответствующую образцу 

(фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным звуком)

. Если ребёнок услышал звук 

[Р]

, нужно положить

фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук 

[Л]

, нужно положить жёлтую фишку левой рукой.

«Скажи и покажи»

. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

«Скажи и покажи нужной рукой»

 Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками 

(если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой)

.

«Волшебные палочки»

 Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой 

(на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой)

.

«Где прячется звук?»

 Ребёнку необходимо определить позицию заданного звука в слове и отметить камешком соответствующим образцу.

«Угадай кто?»

 Игра используется для дифференциации личных местоимений 3 лица. Ребёнок поочерёдно называет слова изображённые на картинках 

(на определённый автоматизируемый звук)

. Затем определяет мужской или женский род имён существительных обозначая камешком нужного цвета 

(если женский род – кладёт розовый камешек правой рукой, если мужской род – голубой камешек левой рукой)

.

«Путаница»

 Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

«Нос-ухо»

 Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

«Кольцо»

. По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

«Фонарики»

 — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков 

[А]

[У]

. Браслет с символом звука 

[А]

 надеваем на правую руку, браслет с символом звука 

[У]

 надеваем на левую руку. Если слышите звук 

[А]

, зажигайте правый фонарик 

(открывают правую ладошку)

, если слышите звук 

[У]

 зажигайте левый фонарик 

(открывают левую ладошку)

.

«Жаба»

. Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Кошка»

. Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать 

«коготки»

 при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Зеркальное рисование»

. Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Молоток-пила»

 

(упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)

 Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время 

«забиваем молотком гвозди»

 при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Перекресты»

 — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

«Вертолёт»

. Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ТНР.

Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционно-логопедической работы и по её завершению).

В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, улучшение поведения, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Все эти элементы нейрокоррекции - это не панацея, не исключают традиционные подходы, а дополняют, повышая их коррекционный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

 

Брейн Джим 

«Гимнастика мозга»

Назаревская Т.Н. 

«Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»

Назаревская Т.Н. 

«Смотри и повторяй»

. 45 карточек для развития мозга.

Трясорукова Т.П. 

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика

»

Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.

Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×