ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Лупу Юлия Владимировна, Акопкехвян Мариам Жораевна. Работа №212148
Автор: Лупу Юлия Владимировна, Акопкехвян Мариам Жораевна
В данной статье рассмотрено применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Также было проведено исследование, направленное на исследование опыта применения здоровьесберегающих технологий, представлены результаты опроса.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.Ж.Акопкехвян, Ю.В. Лупу
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: И.С Буракова
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ФилиалСГПИвг. Железноводске
RESEARCH OF THE EXPERIENCE OF APPLICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY SCHOOL
M.Zh.Akopkehvyan, Yu.V. Lupu
Filial of StavropolState Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific adviser: I.S. Buracova,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Department of Humanities and socio-economic disciplines
Filial of StavropolState Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация: В данной статье рассмотрено применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Также было проведено исследование, направленное на исследование опыта применения здоровьесберегающих технологий, представлены результаты опроса.
Annotation:This article discusses the use of health-saving technologies in primary school. A study was also conducted aimed at studying the experience of applying health-saving technologies, and presented the results of the survey.
Ключевые слова: здоровьесбережение, доровьесберегающие технологии, здоровьесберегающая среда образовательного процесса.
Key words: health saving technologies, healthy technologies, health saving environment of the educational process.
Главным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является учитель.Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им, сохранять свое здоровье, было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздействие на здоровье ученика оказывает учебный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же школы иная — сохранить, укрепить здоровье своих воспитанников.
Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются и обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику: проблемы здоровьесбережения, связанные с увеличением физической и эмоциональной нагрузки на школьников, обусловленной расширением содержания и теоретизацией обучения, усложнением изучаемых средств и технологий, профилизацией школьного курса информатики.
Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными. Важным аспектом этой деятельности является создание комфортных условий обучения, направленных в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Многочисленными исследованиями ученых Е.А. Бабенковой, Л.А. Леоновой, С.Е. Мансуровой и др. доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.
Здоровьесберегающая технология — это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
На основе результатов исследовательской работы Базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г.Железноводске, установлено, что 10% информации учащиеся запоминают из того, что слышат; 50% информации запоминают из того, что видят; 90 % информации запоминают из того, что делают сами. Из этого можно сделать вывод, что особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация.
Также на основе результатов исследовательской работы Базовой общеобразовательной школы филиала СГПИ в г.Железноводске можно выделить несколько методик учителей по исследуемой теме:
1. Для профилактики близорукости используется тренажёр для глаз М. Норбекова (при использовании упражнений происходит укрепление мышц глаза); упражнения для глазодвигательных мышц.
2. Таблицы, схемы, которые оформляются в разных цветах.
3. Используется на уроках «Сенсорный крест». Он укрепляет мышцы спины (профилактика нарушения осанки), снимает гиподинамику, стабилизирует эмоциональное состояние (карточки, расположенные на “сенсорном кресте”, разного цвета).
4.Для учащихся младших классов особое внимание уделяется упражнениям для кистей и пальцев рук.
5. Использование музыкальных пауз. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
6.Для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника применяются физминутки.
По данным статистики из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
Список литературы:
Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, с.15.
Бокачев И.А. Виртуализация современной системы образования: за и против
// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – 2015. - №4 – с. 15-19.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 474 –
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:Методические рекомендации по преодолению пере
грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.