Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследование причин и видов дислексии у младших школьников | Седловская Татьяна Николаевна. Работа №342578

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.    В статье рассматриваются причины и виды дислексии у младших школьников, их влияние на учебный процесс и методы коррекции. Обсуждаются основные формы дислексии, такие как фонологическая, ортографическая и семантическая, а также причины их возникновения. Приводятся примеры диагностических и коррекционных методов, направленных на помощь детям с дислексией в школьной среде. Статья направлена на повышение осведомленности учителей-логопедов о дислексии и улучшение подходов к её коррекции.

Ключевые слова: дислексия, младшие школьники, виды дислексии, причины дислексии, коррекция дислексии, фонологическая дислексия, ортографическая дислексия, семантическая дислексия.

Исследование причин и видов дислексии у младших школьников

 

Седловская Татьяна Николаеана, учитель-логопед

МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

 

Аннотация.    В статье рассматриваются причины и виды дислексии у младших школьников, их влияние на учебный процесс и методы коррекции. Обсуждаются основные формы дислексии, такие как фонологическая, ортографическая и семантическая, а также причины их возникновения. Приводятся примеры диагностических и коррекционных методов, направленных на помощь детям с дислексией в школьной среде. Статья направлена на повышение осведомленности учителей-логопедов о дислексии и улучшение подходов к её коррекции.

Ключевые слова: дислексия, младшие школьники, виды дислексии, причины дислексии, коррекция дислексии, фонологическая дислексия, ортографическая дислексия, семантическая дислексия.

 

Дислексия это специфическое нарушение, затрудняющее процесс чтения и письма у детей, несмотря на нормальное развитие интеллекта и отсутствие очевидных недостатков в обучении. Исследование причин и видов дислексии у младших школьников является важной задачей для учителей-логопедов, поскольку позволяет не только корректировать проблемы, но и создавать эффективные стратегии поддержки учащихся.

Причины дислексии можно разделить на несколько категорий, включая неврологические, генетические и окружающую среду. Неврологические причины часто связаны с нарушениями в функционировании определённых участков мозга, ответственных за обработку языка. Например, исследования показывают, что дети с дислексией могут иметь аномалии в области задней части левого полушария мозга, которая отвечает за фонологическую обработку. Генетическая предрасположенность также играет роль: если в семье есть случаи дислексии, вероятность её появления у ребёнка возрастает. Влияние окружающей среды включает недостаточную языковую стимуляцию в раннем возрасте, а также низкий уровень образования родителей.

Виды дислексии включают несколько основных форм, каждая из которых проявляется по-своему и требует специфических подходов к коррекции.

Фонологическая дислексия, также известная как фонематическая дислексия, характеризуется трудностями в восприятии и манипуляции звуками речи. Дети с этим видом дислексии могут испытывать затруднения в различении звуков и в соединении звуков в слова. Они могут путать звуки в словах, что затрудняет их чтение и письмо. Например, ребёнок может не различать звуки в словах "дом" и "долг", что приводит к ошибкам при чтении и письме.

Ортографическая дислексия связана с нарушениями в правильности написания слов, несмотря на правильное восприятие их звучания. Дети с этим видом дислексии могут правильно произносить слова, но часто ошибаются в их написании, например, писать "трамвай" как "трамваи". Эти ошибки могут быть связаны с трудностями в запоминании орфографических правил и особенностей языка.

Семантическая дислексия проявляется в трудностях с пониманием смысла прочитанного текста. Дети с семантической дислексией могут правильно произносить слова, но испытывают затруднения при понимании их значения и связей между ними. Например, они могут не понимать смысл предложений или не уметь связать информацию из разных частей текста.

Для диагностики дислексии у младших школьников важно использовать комплексный подход, включающий оценку фонологической осведомленности, чтения, письма и понимания прочитанного. Диагностические тесты могут включать задания на распознавание звуков, определение правильности написания слов и понимание текста.

Коррекционные методы должны быть адаптированы к конкретному виду дислексии и включать разнообразные подходы. Для фонологической дислексии эффективными являются упражнения, направленные на развитие фонологического восприятия и манипуляции звуками. Например, игры на составление и разбор слов из звуков могут помочь детям лучше понять структуру языка. Для ортографической дислексии полезны методы, направленные на закрепление орфографических правил и регулярное повторение написанных слов. Семантическая дислексия требует работы над развитием навыков понимания текста, таких как обсуждение прочитанного материала и использование визуальных и контекстных подсказок.

Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать мотивационную среду для их обучения. Регулярная работа с родителями, включающая обучение их методам поддержки ребёнка в домашних условиях, также играет значительную роль в успешной коррекции дислексии.

Таким образом, исследование причин и видов дислексии у младших школьников позволяет глубже понять природу этого нарушения и разработать эффективные стратегии для его коррекции. Знание основных видов дислексии, их признаков и методов работы с ними помогает учителям-логопедам более успешно поддерживать детей в процессе обучения и создавать для них комфортную и продуктивную образовательную среду.

 

Список литературы

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; пер. с англ. Ю. Даре. - М.: Теревинф, 2017. - 272 с.

2. Блайт, С.Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа / С.Г. Блайт; пер. с англ. Н.О. Давыдовой. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 96 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×