Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследование процесса формирования двигательных навыков | Мухачев Евгений Александрович. Работа №338146

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ученикам школ, студентам, спортсменам, необходимо овладеть большим количеством разнообразных двигательных действий. Они составляют двигательную базу занимающихся, позволяют быстро и успешно решать вновь возникающие двигательные задачи.

В данной статье описывается  изучение феномена упражнения, который заключается в формировании особого уровня действия, отличающегося минимизацией необходимого времени для выполнения, высокой точностью и эффективностью, переходом на автоматизированную систему выполнения. 

Автор: Е.А. Мухачев, тренер-преподаватель

МАУ ДО СШ «РЕКОРД» УГО

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

У УЧАЩИХСЯ ДЮСШ

 

Ученикам школ, студентам, спортсменам, необходимо овладеть большим количеством разнообразных двигательных действий. Они составляют двигательную базу занимающихся, позволяют быстро и успешно решать вновь возникающие двигательные задачи. В связи с этим появляется необходимость изучения феномена упражнения, который заключается в формировании особого уровня действия, отличающегося минимизацией необходимого времени для выполнения, высокой точностью и эффективностью, переходом на автоматизированную систему выполнения. Однако, до сих пор в обиходе исследователей нет объективных и оперативных методик исследования процесса формирования двигательных навыков (Е.П. Ильин, 2003; В.И. Гончаров, 2009). Это определяет актуальностью нашего исследования.

Целью исследования явилось – разработка портативной и оперативной методики исследования процесса формирования двигательного навыка.

Исследование проводилось в три этапа, с сентября 2010г по апрель 2011г. На первом этапе разрабатывался тест в виде программы для изучения динамики и характера формирования двигательного навыка.

На втором этапе, с декабря 2010 по февраль 2011г, проводилась процедура обоснования методики, доказательства ее валидности. Для этого данные, полученные с помощью нашей методики на 30 спортсменах, в возрасте 14 – 17 лет, учащихся ДЮСШ г. Уссурийска, сопоставлялись с результатами анкетирования тренеров, проводящих у них занятия. Отвечая на вопросы анкеты, тренеры оценивали быстроту процесса формирования двигательных навыков у занимающихся, его особенности.

На третьем этапе, с марта по апрель 2011 г., полученные результаты были математически обработаны, проанализированы и интерпретированы.

Результаты исследования

В разработанной нами методике использовалась модель реального процесса обучения двигательным действиям. Ею стал набор на компьютере заданных слов или определенного набора букв за минимальное время и без ошибок.

В основе методики лежит компьютерная программа, которая позволяет фиксировать время, необходимое для «печатанья» каждой буквы или набора слова или бессмысленного набора букв в целом; совершаемые ошибки по месту и времени их совершения, общее число ошибок в наборе.

Наша методика позволяет в зависимости от задач исследования использовать слова или бессмысленные наборы с разным количеством букв. Это позволяет дифференцировать объем заучиваемого материала, как в реальном процессе обучения, увеличивать и уменьшать тем самым его сложность. В нашей работе использовалось два тестовых слова – ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и КЕРЧЬ.

Представляемая экспресс-методика позволяет выделять для изучения интеллектуальный и физиологический компоненты в формировании навыков. Для этого используется известное для испытуемых слово, которое нет необходимости специально запоминать (в наших экспериментах это было слово КЕРЧЬ), затем буквы этого же слова, но сгруппированные в бессмысленный набор букв.

В таблице 1 представлены показатели быстроты формирования двигательных навыков, полученные с помощью нашей методики, в группах с различным проявлением этого показателя, но выявленного посредством применения анкетирования.

 

Таблица 1

Быстрота формирования двигательных навыков по показателям

анкетирования и показателям компьютерной экспресс-методики

(n=30)

 

п/п

Группы с разной быстротой форм-я двигат. навыков (анкета)

Быстрота форм-я

двигат. навыков в сек. (экспресс-методика)

 

Достоверность

различий

1.

высокая

92,98,2

 

Р1-2 > 0,05

Р1-3 > 0,05

Р2-3 > 0,05

2.

средняя

105,26,9

 

3.

низкая

110,713,1

 

 

 

Как показывают данные таблицы, показатели быстроты формирования двигательных навыков, полученные с помощью разработанной нами методики, соответствуют аналогичным показателям анкетирования. В группах с более высокой быстротой формирования двигательных навыков, составленных по результатам анкетирования, пропорционально были выявлены и более высокие соответствующие показатели по компьютерной экспресс-методике.

Такое, но может быть не столь явное соответствие, проявилось и по отношению к быстроте интеллектуальной обработки материала при формировании двигательных навыков (табл. 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2

Быстрота интеллектуальной обработки материала при формировании двигательных навыков по показателям анкетирования и показателям

компьютерной экспресс-методики (n=30)

 

п/п

Группы с разной быстротой интеллект. обработки (анкета)

Быстрота интеллект. обработки

в сек. (экспресс-методика)

 

Достоверность

различий

1.

высокая

10,71,1

 

Р1-2>0,05

Р1-3<0,05

Р2-3>0,05

2.

средняя

13,41,1

 

3.

низкая

13,50,5

 

 

Таким образом, проведенное нами сопоставление данных разработанной нами методики с «жизненными» показателями, представляющими из себя мнение тренеров, находящихся в постоянном контакте с испытуемыми и в связи с этим имеющих возможность объективно оценивать своих учеников, позволяет говорить о валидности разработанной нами методики.

Список литературы:

Гончаров, В.И. Память на движения как

мнемический

компонент процесса формирования двигательных навыков в физическом воспитании и спорте. [Текст] / В.И. Гончаров // Диссертация на соискание ученой ст

е

пени доктора психологических наук. - СПб, 2009.

Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб

.,

2003. – 382 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×