Исследование процесса формирования двигательных навыков | Мухачев Евгений Александрович. Работа №338146
Ученикам школ, студентам, спортсменам, необходимо овладеть большим количеством разнообразных двигательных действий. Они составляют двигательную базу занимающихся, позволяют быстро и успешно решать вновь возникающие двигательные задачи.
В данной статье описывается изучение феномена упражнения, который заключается в формировании особого уровня действия, отличающегося минимизацией необходимого времени для выполнения, высокой точностью и эффективностью, переходом на автоматизированную систему выполнения.
Автор: Е.А. Мухачев, тренер-преподаватель
МАУ ДО СШ «РЕКОРД» УГО
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У УЧАЩИХСЯ ДЮСШ
Ученикам школ, студентам, спортсменам, необходимо овладеть большим количеством разнообразных двигательных действий. Они составляют двигательную базу занимающихся, позволяют быстро и успешно решать вновь возникающие двигательные задачи. В связи с этим появляется необходимость изучения феномена упражнения, который заключается в формировании особого уровня действия, отличающегося минимизацией необходимого времени для выполнения, высокой точностью и эффективностью, переходом на автоматизированную систему выполнения. Однако, до сих пор в обиходе исследователей нет объективных и оперативных методик исследования процесса формирования двигательных навыков (Е.П. Ильин, 2003; В.И. Гончаров, 2009). Это определяет актуальностью нашего исследования.
Целью исследования явилось – разработка портативной и оперативной методики исследования процесса формирования двигательного навыка.
Исследование проводилось в три этапа, с сентября 2010г по апрель 2011г. На первом этапе разрабатывался тест в виде программы для изучения динамики и характера формирования двигательного навыка.
На втором этапе, с декабря 2010 по февраль 2011г, проводилась процедура обоснования методики, доказательства ее валидности. Для этого данные, полученные с помощью нашей методики на 30 спортсменах, в возрасте 14 – 17 лет, учащихся ДЮСШ г. Уссурийска, сопоставлялись с результатами анкетирования тренеров, проводящих у них занятия. Отвечая на вопросы анкеты, тренеры оценивали быстроту процесса формирования двигательных навыков у занимающихся, его особенности.
На третьем этапе, с марта по апрель 2011 г., полученные результаты были математически обработаны, проанализированы и интерпретированы.
Результаты исследования
В разработанной нами методике использовалась модель реального процесса обучения двигательным действиям. Ею стал набор на компьютере заданных слов или определенного набора букв за минимальное время и без ошибок.
В основе методики лежит компьютерная программа, которая позволяет фиксировать время, необходимое для «печатанья» каждой буквы или набора слова или бессмысленного набора букв в целом; совершаемые ошибки по месту и времени их совершения, общее число ошибок в наборе.
Наша методика позволяет в зависимости от задач исследования использовать слова или бессмысленные наборы с разным количеством букв. Это позволяет дифференцировать объем заучиваемого материала, как в реальном процессе обучения, увеличивать и уменьшать тем самым его сложность. В нашей работе использовалось два тестовых слова – ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и КЕРЧЬ.
Представляемая экспресс-методика позволяет выделять для изучения интеллектуальный и физиологический компоненты в формировании навыков. Для этого используется известное для испытуемых слово, которое нет необходимости специально запоминать (в наших экспериментах это было слово КЕРЧЬ), затем буквы этого же слова, но сгруппированные в бессмысленный набор букв.
В таблице 1 представлены показатели быстроты формирования двигательных навыков, полученные с помощью нашей методики, в группах с различным проявлением этого показателя, но выявленного посредством применения анкетирования.
Таблица 1
Быстрота формирования двигательных навыков по показателям
анкетирования и показателям компьютерной экспресс-методики
(n=30)
№
п/п
Группы с разной быстротой форм-я двигат. навыков (анкета)
Быстрота форм-я
двигат. навыков в сек. (экспресс-методика)
Достоверность
различий
1.
высокая
92,98,2
Р1-2 > 0,05
Р1-3 > 0,05
Р2-3 > 0,05
2.
средняя
105,26,9
3.
низкая
110,713,1
Как показывают данные таблицы, показатели быстроты формирования двигательных навыков, полученные с помощью разработанной нами методики, соответствуют аналогичным показателям анкетирования. В группах с более высокой быстротой формирования двигательных навыков, составленных по результатам анкетирования, пропорционально были выявлены и более высокие соответствующие показатели по компьютерной экспресс-методике.
Такое, но может быть не столь явное соответствие, проявилось и по отношению к быстроте интеллектуальной обработки материала при формировании двигательных навыков (табл. 2).
Таблица 2
Быстрота интеллектуальной обработки материала при формировании двигательных навыков по показателям анкетирования и показателям
компьютерной экспресс-методики (n=30)
№
п/п
Группы с разной быстротой интеллект. обработки (анкета)
Быстрота интеллект. обработки
в сек. (экспресс-методика)
Достоверность
различий
1.
высокая
10,71,1
Р1-2>0,05
Р1-3<0,05
Р2-3>0,05
2.
средняя
13,41,1
3.
низкая
13,50,5
Таким образом, проведенное нами сопоставление данных разработанной нами методики с «жизненными» показателями, представляющими из себя мнение тренеров, находящихся в постоянном контакте с испытуемыми и в связи с этим имеющих возможность объективно оценивать своих учеников, позволяет говорить о валидности разработанной нами методики.
Список литературы:
Гончаров, В.И. Память на движения как
мнемический
компонент процесса формирования двигательных навыков в физическом воспитании и спорте. [Текст] / В.И. Гончаров // Диссертация на соискание ученой ст
е
пени доктора психологических наук. - СПб, 2009.
Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб
.,
2003. – 382 с.