Исследование уровня развития компонентов патриотизма во 2 классе | Тимофеева Валерия Андреевна. Работа №313663
Описание уровня развития поведенческо-волевого, эмоционального и когнитивного компанентов патриотизма второклассников до совмещения с учебным процессом программы по формированию данных компонентов во 2 классе. Описание выбранных для исследования уровня патриотизма второклассников методов и методик. Также описание программы по формированию компонентов патриотизма и эмперического исследования уровня развития поведенческо-волевого, эмоционального и когнитивного компанентов патриотизма второклассников после ее реализации. Расчет с помощью критерия Манна-Уитни.
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы и исследование уровня развития компонентов патриотизма второклассников, перед реализацией программы по повышению уровня развития компонентов патриотизма
С целью формирования компонентов патриотизма второклассников было организовано эмпирическое исследование по данному направлению.
Цель опытно-экспериментальной работы – выявить уровень сформированности патриотизма младших школьников и эмпирически доказать необходимость формирования патриотизма с помощью театральных постановок по произведениям военных лет.
Эмпирической базой являлась «МАОУ Аромашевская школа имени Героя Советского Союза В.Д.Кармацкого. Исследование проводилось во 2 «А» классе – 27 человек 8-9 лет (9 мальчиков, 18 девочек), во 2 «В» классе − 23 человека (7 мальчиков, 16 девочек).
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе (январь 2023 года) решались следующие задачи: проектирование диагностической модели изучения уровня сформированности патриотизма младших школьников, проведение начальной диагностики, анализ ее результатов. В ходе формирующего этапа (февраль – март 2023 года) осуществлялись проектирование и реализация тематического плана по формированию патриотизма у младших школьников. Задачами контрольного этапа (март 2023 года) являлось: проведение итоговой диагностики сформированности патриотизма младших школьников, обработка, интерпретация и оценка эффективности полученных данных.
На основе исследования Ф. Харламова были выделены следующие компоненты патриотизма обучающихся в начальной школе:
Когнитивный – представления детей об окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих его народу; об истории и культуры своей страны и Малой Родины формируются этнические стереотипы поведения;
Поведенческо-волевой- представлен через практические умения, которые влияют на формирование патриотического поведения школьника; закрепление патриотических качеств и отношений через включение ребенка в предметно-практическую патриотическую деятельность, осуществляемую под руководством взрослого;
Эмоциональный- система переживаний, связанных с восприятием окружающего мира.
Определение уровня сформированности компонентов патриотизма испытуемых осуществлялось посредством диагностической модели изучения уровня сформированности патриотизма младших школьников, представленной в таблице:
Таблица 1
Критерии, показатели и методики исследования уровня сформированности компонентов патриотизма
Выбранная методика
Компонент изучения
«Я – патриот»
Поведенческо-волевой
« Мое отношение к малой родине»
Эмоциональный
«С чего начинается родина?»
Когнитивный
2.2. Обзор методов и методик диагностики формирования патриотизма младших школьников
Мы нашли 5 методов и методик диагностики патриотического воспитания младших школьников выделяемых учеными и представим несколько заданий из различных УМК направленных на формирование патриотических чувств младших школьников.
Давайте подробнее их рассмотрим:
Татьяна Михайловна Маслова разработала несколько методик на выявление уровня развития у младших школьников со 2 по 4 класс интеллектуального, поведенческого-волевого и эмоционального компонентов. [10;с.1]
Рассмотрим их подробнее:
Методика «Я- патриот»
Целью данной методики является: выявление уровня проявления интереса учащихся к истории «малой родины», стремление школьников к патриотической деятельности, определение уровня патриотической воспитанности по мотивационно- потребностному и поведенческо- волевому критериям.
Методика состоит из 20 вопросов 50% из них направлено на выявление уровня патриотической воспитанности по выделенному нами поведенческо- волевому критерию.
В качестве ответа на предлагаемые вопросы учащимся предлагается три варианта: «да», «нет», «не уверен(а). За каждый правильный ответ учащегося начисляется определенное количество баллов:
«да»- 2 балла
«не уверен»-1 балл
«нет»-0 баллов
Баллы подсчитываются и переводятся в проценты по которым определяется уровень воспитанности детей по данным критериям.
85-100% - высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности к родине, уважительное отношение к людям, проявляет стремление к патриотической деятельности и интересуется историей своей «малой родины».
55-84% - средний уровень: нравственные чувства проявляются лишь под контролем учителя, проявляет чувство привязанности к родине, проявляет желание заботиться о людях.
54-34% - низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности к родине, не проявляет желание заботиться о людях, наблюдается вялость и инертность при выполнении патриотической деятельности, историей «малой родины» не интересуется..
Методика «Мое отношение к малой родине»
Целью данной методики является: выявить проявление патриотических чувств младших школьников по отношению к «малой родине», определить уровень патриотической воспитанности по эмоциональному компоненту.
Методика состоит из 10 вопросов. В качестве ответа на предлагаемые вопросы учащимся предлагается три варианта: «да», «нет», «не уверен(а). За каждый правильный ответ учащегося начисляется определенное количество баллов:
«да»- 2 балла
«не уверен»-1 балл
«нет»-0 баллов
Максимальное их количество 20 баллов. Баллы суммируются и переводятся в проценты:
85-100% - высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, свою «малую родину»
55-85% - средний уровень: проявляет гордость за свое Отечество, свою «малую родину»
0-54% - низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, свою «малую родину»
Методика «Незаконченное предложение»
Целью данной методики является: выявить уровень знаний младших школьников по истории родного края, полноту осознания сущности патриотизма.
Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. За правильный ответ учащийся получал один балл, за неправильный - ноль баллов. Максимальное количество баллов - 34.
Данная методика проводится индивидуально с каждым учеником, руководитель исследования задает вопросы и записывает ответы учеников.
Критерии оценки знаний по истории младших школьников:
85-100% - высокий уровень: знает историю «малой Родины», знает официальную символику России.
55-84% - средний: знает историю «малой Родины», но не на высоком уровне; из символов России узнаёт лишь некоторые.
35-54% - ниже среднего: историю «малой Родины» знает поверхностно, из предложенных символов России узнаёт лишь незначительную их часть.
0-34% - низкий: ученик не владеет достаточными знаниями относительно «малой Родины»
Валентина Михайловна Хлыстова разработала методику на выявление уровня развития у младших школьников 1-2 класс
Методика «С чего начинается родина?»
Целью данной методики является определение когнитивной составляющей патриотизма у младших школьников.
Анкета, состоит из 10 вопросов . Ответы детей показывают, какие знания, представления о стране, семье, городе у них сформированы.
Оценивание ответов младших школьников по результатам анкеты проводится по балловой системе в которой выделяются следующие уровни когнитивной составляющей патриотизма.
9-10 баллов высокий уровень
6-8 баллов средний уровень
3-5 – уровень ниже среднего
0-2 балла низкий уровень.
Диагностическая программа направленная на выявление изучения проявлений гражданственности у учащихся 1-4 классов
Цель данной программы: изучение уровня формирующихся гражданских качеств у учащихся 1-4 классов.
Диагностика проводится индивидуально.
2.3 Актуальное состояние и результаты, диагностики уровня развития компонентов патриотизма, младших школьников
Перед началом реализации программы по формированию патриотизма второклассников «Патриотами не рождаются патриотами становятся» нами было проведено исследование 2-х групп контрольной и экспериментальной, целью которого стало: выявление уровня сформированности компонентов патриотизма второклассников.
Исследование было проведено на базе «МАОУ Аромашевской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого». Контрольной группой стали учащиеся 2 «А» класса в составе 27 человек. Из них: 9 мальчиков и 18 девочек, а экспериментальной учащиеся 2 «В» класса в составе 23 человек. Из них: 16 девочек и 7 мальчиков.
Проведя диагностику поведенческо-волевого компонента с помощью методики Т. Масловой «Я-патриот» были получены следующие результаты: высокий уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в контрольной группе показали 7 детей (25 %), в экспериментальной группе 6 детей (26 %) - дети знают историю «малой родины», ярко проявляют стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знают все символы России.
Средний уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в контрольной группе показали 14 детей (51 %), в экспериментальной группе 8 детей (29 %) - у этих детей присутствует стремление к познанию Родины. Но кроме ответов «да», так же присутствуют «не знаю», и чуть реже присутствует ответ «нет», это значит, что у детей мотивация к познанию выражена скудно. Возможно, в семье родители не уделяют большого внимания к патриотической деятельности. Но, несмотря на это, у ребят присутствует мотивация к повышению уровня знаний о своей Родине. Например, Л. Анна и Б. Артём на вопросы «Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?», «Ходишь ли ты в музеи своего города?», ответили «да». На вопросы «Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «История родного города»?», «Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?», ответили «не знаю». И лишь на вопрос «Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?» ответили «нет»..
Низкий уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в контрольной группе показали 6 детей (22 %), в экспериментальной группе 9 детей (39 %) - дети данного уровня не проявляют интереса к Родине, во многих вопросах отвечают «не знаю» и «нет», по их ответам можно понять, что они не проявляют инициативу узнавать что-то новое. Это подтверждается ответами И. Веры и К. Карины, эти дети на вопросы «Хочешь ли ты узнавать о своем городе и стране больше?», «Ходишь ли ты в музеи своего города?» ответили «не знаю». А на вопросы «Нужен ли в школе предмет «История родного города»?», «Ты любишь читать что-то о нашей стране?», «Гуляешь ли ты по местам боевой славы города?» ответили «нет».
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Диагностика поведенческо-волевого компонента учащихся
январь 2022; Т. Маслова; методика «Я-патриот!»
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Следующей была проведена диагностика эмоционального компонента с помощью методики Т. Масловой «Мое отношение к малой Родине».
Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Диагностика эмоционального компонента учащихся январь 2022; Т. Маслова; методика «Мое отношение к малой Родине»
Высокий уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 7 детей (25 %), в экспериментальной группе 6 детей (26 %) - такие дети ярко проявляют гордость за свое Отечество, свою «малую родину», дети проявляют устойчивый интерес к своей Родине, родному краю, бережное отношение. Ребята восхищаются красотой и культурой Родины, гордятся ей, любят, испытывают чувство гордости. Такие ученики как Н. Екатерина, Ф. Карина практически на все вопросы ответили «Да!», что так же отражает их чувства к Родине. А на вопрос «Есть ли у тебя места в городе, которые ты больше всего любишь?» ответили не просто положительно, а еще и перечислили эти места, например, Ф. Карина и С. Дарья ответили «парк», «березовая роща».
Средний уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 14 детей (51 %), в экспериментальной группе 8 детей (29 %) - такие дети проявляют гордость за свое Отечество, свою «малую родину», любовь к родным, любовь к своему отчему краю, проявление заботы к людям, стремление к сохранению богатства и ценностей своей страны. Например, на вопросы: «Восхищаешься ли ты красотой своего города?», «Влияет ли город на то как ты поступаешь?», «Испытываешься ли ты чувство гордости за свою страну?» дети отвечали «не уверен». А на вопрос: «Вспоминаешь ли ты свой город, если ты уехал из него?» дети данного уровня ответили «нет». Но также были и вопросы, на которые дети ответили положительно: «Ты любишь свою страну?», «Ты гордишься своей Родиной?», «У тебя есть любимые места в городе?».
Низкий уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 6 детей (22 %), в экспериментальной группе 9 детей (39 %) - такие дети редко проявляют чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляются; при выполнении патриотической деятельности проявляют вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуются. Например, И. Вера и Л. Анастасия На вопрос: «Ты любишь свою страну?» ответили «не уверен», а на вопросы: «У тебя есть любимые места в городе?», «Восхищаешься ли ты красотой и культурой города?» ответили «нет». Все это свидетельствует о том, что дети не в полной мере проявляют эмоции и чувства по отношению к Родине, стране, городу.
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Последней была проведена диагностика когнитивного компонента с помощью методики М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?».
Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Диагностика когнитивного компонента учащихся январь 2022; М. Хлыстова; методика «С чего начинается Родина?»
Высокий уровень когнитивного компонента патриотической воспитанности в контрольной группе показали 7 детей (25 %), в экспериментальной группе 6 детей (26 %) - такие дети имеют глубокие знания в таких понятиях как «патриот», «Родина», «символика». Относят себя к патриоту своей страны, положительно отзываются о ней, убеждены в значимости приобщения к патриотической деятельности, и проявляют положительные качества в ходе нее, готовы отстаивать свою точку зрения. У детей присутствуют глубоко выраженная гордость за Отечество, малую родину, чувство привязанности и уважительное отношение к семье, школе, забота о других людях. Они знают название своей страны, понимают, что такое малая родина и дают точные ответы на поставленный вопрос. Например, на вопрос «Что такое Родина?» Ш. Матвей, Г. Алина давали следующие ответы: «это страна в которой мы живем», «наша страна», «это родная и любимая страна в которой мы живем». Ученики знают большое количество городов России: Жигулёвск, Тольятти, Самару, Сызрань, Саратов, Суздаль, Казань, Сочи, Владивосток, Ярославль. Знают реки, птицу, которая представлена на гербе страны, цвета флага, памятники города в котором они живут. Перечисляют народное творчество о нашей Родине, указывая даже их автора.
Средний уровень развития когнитивного компонента в контрольной группе показали 14 детей (51 %), в экспериментальной группе 8 детей (29 %) - такие дети имеют достаточно хорошие, но неполные знания в таких понятиях как «патриотизм», «патриот», «Отечество», принимают участие в деятельности, которая носит патриотический характер, но не считают, что это каким-то образом влияет на них. У ребят недостаточно выражена гордость за свое государство, «малую родину», патриотические чувства и желание заботиться об окружающих проявляется только под контролем учителя. Они смогли указать, как называется их малая родина, а также как они понимают данное понятие. Малую родину В. Алиса, О. Мария описали как город, в котором они живут. Называли лишь несколько рек и городов России. Ученики не смогли в правильной последовательности указать цвета на флаге нашей страны, некоторые не знают, какая птица изображена на гербе России. Перечислили всего несколько памятников своего города. Стихотворений не вспомнили, а из песен указали лишь «Гимн России».
Низкий уровень развития когнитивного компонента в контрольной группе показали 6 детей (22 %), в экспериментальной группе 9 детей (39 %) - знания в области патриотизма практически отсутствуют или носят поверхностный характер, не совсем хотят принимать участие в общественной деятельности, не до конца понимают ее смысл, не в полной мере отражаются проявления каких-либо чувств, отмечают то, что не вспоминают о своей «малой родине» когда находится вдалеке. Открыто говорят о том, что ему не очень интересна тема патриотизма, нет выраженного чувства гордости за свое Отечество, «малую родину». Практически не присутствует привязанность и уважительное отношения к дому, семье, школе, практически не проявляют желание заботиться об окружающих людях. Учащиеся с низким уровнем результатов не смогли дать правильное определение, таким понятиям как «Родина» и «малая родина», но тем не менее указали правильно страну, в которой они живут и город. Из известных ребятам городов они назвали Жигулёвск, Тольятти, Москву. Многие ученики смогли вспомнить название только одной реки – Волги, а некоторые не назвали вовсе. Например, И. Вера и Л. Анастасия указали Байкал как реку. На вопросы, связанные с государственной символикой ответили неправильно, либо не ответили совсем. Стихотворения не перечислили, а песни указали те, которые не связаны с Родиной.
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
2.4 Реализация программы по формированию компонентов патриотизма младших школьников «Патриотами не рождаются, патриотами становятся»
Проведенная диагностика выявила средний уровень сформированности всех компонентов патриотизма у большинства обучающихся 2-ых классов. Но в классах есть те ребята уровень сформированности компонентов патриотизма которых низок. В связи с этим на формирующем этапе исследования нами была разработана и реализована программа направленная на повышение уровня сформированности всех компонентов у таких ребят.
Занятия проводились во 2 «В» классе «МАОУ Аромашевской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого» Программа включала задания, способствующие развитию всех компонентов патриотизма обучающихся: когнитивного, поведенческо-волевого и эмоционального.
При разработке комплекса уроков, направленного на воспитание патриотизма, мы учитывали возрастные особенности младших школьников, описанные в теоретической части работы. Также нами были использованы различные методы, средства, приемы и формы организации учебного процесса на уроках литературного чтения.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось формирование компонентов патриотизма младших школьников на уроках литературного чтения с помощью театральных постановок по произведениям военных лет.
Задачи:
Формирование и пробуждение патриотических чувств ребенка
Интеграция новых методов и приемов для проведения уроков в существующую учебную программу без вреда для нее
Сроки реализации программы: февраль-март 2023 г
Разработанный комплекс уроков окружающего мира состоял из 3 блоков и включал в себя 10 уроков и соответствовал учебному плану учителя.
Первый блок включал в себя 6 уроков. Уроки в данном блоке были направлены на расширение знаний о нашей многонациональной стране.
Второй блок включал в себя 2 урока, направленных на воспитание чувств и мотивации по отношению к нашей Родине, а также расширение знаний.
Третий блок состоял из 2 уроков, на котором дети закрепили знания, полученные на предыдущих уроках. Темы уроков, а также методы и приемы, которые применялись на них, представлены в тематическом планировании (таблица 2)
Таблица 2
Тематический план программы «Патриотами не рождаются, патриотами становятся»
№
Тема
Цель
1 блок
1
Вводный урок по теме «Что мы Родиной зовем?»
Побуждение детей к открытию знаний о Родине, природе, людях живущих вокруг
2
С. Романовский «Слово о русской земле»
Побуждение детей к открытию знаний о Родине и ее героическом прошлом
3
Экскурсия в парк культуры и отдыха «Как красив этот мир посмотри!»
Формирование патриотических чувств второклассников
4
Просмотр художественных и документальных военно-исторических фильмов
Открытие новых знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
5
Подготовка и участие в районной историко-краеведческая игре «Наследники»
Закрепление знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
6
Подготовка к параду начальной школы посвященном Дню защитника Отечества
Расширение знаний о службе в армии, о родах и видах войск и их символике
2 блок
1
Изготовление открыток и подарков для военнослужащих
Открытие новых знаний о службе в армии, о родах и видах войск в которых служат односельчане
2
Час памяти «Великая история великой страны»
Открытие новых знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
3 блок
1
Час памяти «Великая история великой страны»
Открытие новых знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
2
Инсценированная игра «1941 бедный 1945 победный»
Закрепление ранее полученных знаний
Анализируя свою деятельность по реализации программы формирования компонентов патриотизма младших школьников мы можем сказать, что каждое запланированное нами занятие было реализовано в полной мере как и вся программа в целом.
После реализации нами данной программы уровень каждого компонента у обучающихся 2 «В» класса повысился не существенно. Это мы можем увидеть в пункте 2.5 где нами были подробно описаны все полученные после проведения вторичной диагностики результаты.
2.5 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы и исследования, уровня развития компонентов патриотизма второклассников
В процессе исследования компонентов патриотизма второклассников нами был проведен констатирующий эксперимент, исходя из полученных данных у младших школьников средний уровень сформированности патриотизма, обучающиеся имеют достаточно хорошие, но неполные знания в таких понятиях как «патриотизм», «патриот», «Отечество», принимают участие в деятельности, которая носит патриотических характер, но не считают, что это каким-то образом влияет на них..
Целью эксперимента стало повышение уровня сформированности компонентов патриотизма второклассников. Внедрив разработанную нами программу по повешению уровня компонентов патриотизма второклассников и успешно реализовав ее в экспериментальной группе, мы провели вторичную диагностику компонентов патриотизма обоих групп и сравнили их результаты.
Исследование также как и ранее было проведено на базе «МАОУ Аромашевской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого».
Для определения динамики результатов уровня сформированности компонентов патриотизма мы использовали те же методы и методики, что и перед началом констатирующего эксперимента.
В ходе повторного исследования получена динамика результатов по поведенческо - волевому компоненту.
Результаты представлены на рис.4 и 5
Рис.4 Динамика результатов поведенческо-волевого компонента учащихся 2 «А» класса март 2023; Т. Маслова; методика «Я-патриот!» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
Рис.5 Динамика результатов поведенческо-волевого компонента учащихся 2 «В» класса март 2023; Т. Маслова; методика «Я-патриот!» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
Высокий уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в экспериментальной группе показали 13 человек, в контрольной группе 7 человек.
Средний уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в контрольной группе показали 14 человек, в экспериментальной группе 10 человек.
Низкий уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» в экспериментальной группе не проявился, в контрольной группе остался неизменным.
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
Контрольная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Экспериментальная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Следующей была проведена методика «Мое отношение к малой Родине», динамика результатов представлена на рис. 6 и 7
Рис.6 Динамика результатов эмоционального компонента учащихся 2 «А» класса март 2023; Т. Маслова; методика «Мое отношение к малой родине» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
Рис.7 Динамика результатов эмоционального компонента учащихся 2 «В» класса март 2023; Т. Маслова; методика «Мое отношение к малой родине» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
В ходе повторного исследования получена динамика результатов по эмоциональному компоненту, высокий уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 7 человек, в экспериментальной группе 13. Средний уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 14 человек, в экспериментальной группе 10. Низкий уровень сформированности эмоционального компонента в экспериментальной группе не проявился, в контрольной группе остался неизменным.
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
Контрольная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Экспериментальная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Последней повторно была проведена диагностика когнитивного компонента учащихся М. Хлыстова методика «С чего начинается Родина?». Динамика результатов представлена на рис 8 и 9.
Рис.8 Динамика результатов когнитивного компонента учащихся 2 «А» класса март 2023; М. Хлыстова; методика «С чего начинается Родина?» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
Рис.9 Динамика результатов когнитивного компонента учащихся 2 «В» класса март 2023; М. Хлыстова; методика «С чего начинается Родина?» до реализации программы «Патриотами не рождаются патриотами становятся» и после ее реализации
В ходе повторного исследования получена динамика результатов по когнитивному компоненту, высокий уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 7 человек, в экспериментальной группе 13. Средний уровень патриотической воспитанности в контрольной группе показали 14 человек, в экспериментальной группе 10. Низкий уровень сформированности эмоционального компонента в экспериментальной группе не проявился, в контрольной группе остался неизменным.
Исходя из статистических расчётов по критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты:
Контрольная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Экспериментальная группа
uэмп=
Гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.
где Ukp - критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.
Найдем критическую точку Ukp.
По таблице находим Ukp(0.25) = 0
По таблице находим Ukp(0.01) = 0
Так как Ukp < uэмп — принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 75%; различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Вывод: По полученным после реализации программы по развитию компонентов патриотизма младших школьников результатам экспериментальной группы сравнивая и анализируя мы можем сказать, что уровень сформированности патриотизма экспериментальной группы повысился не существенно. Это значит что данная наша программа по развитию компонентов патриотизма младших школьников «Патриотами не рождаются патриотами становятся» требует более углублённого анализа и доработки такой как: увеличение количества уроков проводимых с включением метода театрализации.