ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ☼
Автор: Удинцева Диана Александровна
В наше время, такая вещь как телевизор есть в каждом доме, у кого-то даже не один. Кто-то включает его на 1-2 часа в сутки, а у кого-то он работает целый день. И если ребёнок проводит всё свое свободное время перед «синим экраном», то это серьёзный повод задуматься.
Телевидение, без всяких сомнений, является неотъемлемой частью нашей жизни, так как оно имеет сильное влияние на людей, особенно на молодежь. За последние несколько лет подростки очень сильно изменились вследствие его влияния. Новое поколение не может представить свою жизнь без телевизионных программ. Взрослый человек способен понять, что не всё увиденное на экране является нормой, а вот подросток не всегда.
Так, например, сцены насилия, которые очень часто можно увидеть по телевизору, постепенно ведут к тому, что человеческая жизнь в глазах молодых людей обесценивается, смотря различные триллеры и боевики, подросток привыкает к тому, что человека можно легко убить. Насмотревшись кровавых сцен, ребёнок теряет страх перед смертью и думает, что с жизнью легко можно покончить. Возможно, именно поэтому в последнее время участились случаи суицида среди подростков.
В современном мире средства массовой информации, в частности телевидение, с полной уверенностью можно назвать одним из главных способов влияния массовой культуры на сознание человека. В особенности, на подростков, потому что именно они находится в стадии формирования и легко поддаются различным внедрениям. Психологи связывают это с целым рядом факторов: структурой телевизионного воздействия (сочетание слова и видеоряда), возрастными особенностями (отсутствием у детей и подростков собственной информационной базы), условиями формирования личности в целом. Однако самым важным является использование телевидением различных механизмов и приемов воздействия на психику человека. [5, с.5]
Телевидение — это один из механизмов системы социальных связей, с помощью которого осуществляется реклама товаров, агитация в политические партии и общественно-политические движения, прокат продуктов кинематографа и так далее. [4, c.5] Даже один просмотр какой-либо телевизионной программы или же рекламных роликов оставляет отпечаток в сознании человека и оказывает воздействие на психику, агрессию, развитие личности и, как следствие, на его социальное становление. Большим количеством телевизионных программ, которые воспринимаются легче, чем, например, чтение книг, обладают электронные СМИ, которые наиболее эффективно могут влиять на сознание и поведение подрастающего поколения.
Бесспорно, телевидение способствует эффективному восприятию информационных процессов. Но увеличение скорости передачи и объёмов информации приводит к информационным перегрузкам, что затрудняет или замедляет мыслительный процесс.
Молодёжь является одним из скрытых ресурсов, который имеется в каждом социуме, и от её мобилизации зависит жизнеспособность общества. В связи с этим, различные корпорации и политические лидеры пытаются привлечь в свои ряды подрастающее поколение, пока их духовные резервы приводят к новым стартовым возможностям. Телевидение для этого является практически идеальным средством. Так, например, во время выборов, кандидаты с экранов телевизоров рассказывают о том, какие перспективы ждут молодое поколение в различных сферах, таких как спорт, образование, культурно-досуговые мероприятия и других проблемы, стоящие на первом плане для данной социальной группы. А прельщённые обещаниями подростки, в свою очередь, отдают предпочтение на выборах определенному политику, тем самым решая, как далее будет проходить развитие общества. Этим и подчеркивается, что воздействие рекламы формирует субъективное мнение о каком-либо объекте.
Телевизионные программы, которые содержат в себе сцены насилия, агрессию, враждебность и прочие аморальные поступки, наиболее популярны в рейтинге и вызывают эмоциональный резонанс. Они могут привести подростков к различным видам агрессии и укреплению насильственных тенденций, что вследствие может стать социальной дезадаптацией личности. По телевизору часто демонстрируется образ сверхчеловека, который обладает бесконечной силой и могуществом. С каждым показом этот образ становится всё более и более идеальным. Этот образ избранничества откладывается в сознании молодых людей, и они стараются скопировать поведение и действия этого «героя». Поэтому некоторые преступления совершаются по аналогии с увиденными на экране. Следует отметить, что вместе с распространением телевидения, возрос и уровень преступности в различных странах. В пример можно привести ситуацию, сложившуюся в США в 1957—1973 гг., и в Южной Африке в 1975 г., когда количество преступлений возросло в два раза. Также просмотр подобных программ притупляет чувства сострадания, люди становятся невосприимчивыми и равнодушными к происходящей на улицах жестокости. [4, с. 5]
Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г. Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни.
В новостях нам ежедневно сообщают о различных катастрофах, таких как теракты, убийства, взрывы, несчастные случаи и так далее. Эти отрицательные эмоции, которые оставляют СМИ в каждом доме, вызывают у подростков, да и у всех людей в целом состояние тревоги, резкое снижение настроения, агрессию, депрессию, нервный срыв и психосоматические расстройства. [6, с. 5]
В разработке Германского совета по печати «Принципов публицистики», падает акцент на то, что зачастую повествование несчастных случаев и катастроф переходит грани дозволенного и оскорбляет чувства пострадавших и их близких, и они как-бы повторно становятся жертвами трагических событий. Что подтверждает правдивость вышесказанных слов. [6, с. 5]
Каждый человек знает, что зачастую телевидение вызывает в той или иной степени психическую зависимость. Если ещё 15 лет назад досугом для молодёжи являлись посещение культурных, спортивных и образовательных учреждений, активный отдых, прогулки по городу, то сейчас большинство молодых представителей нашего социума предпочитают провести вечер за просмотром телепередач, сериалов или фильмов. Альтернативой этому может быть общение с друзьями, причем не виртуальное (сообщения в социальных сетях), а реальное. Опыт показывает, что молодые люди смотрят телевизор с целью эмоциональной разрядки, отдыха и в какой-то степени для получения информации. Но информация, которую они получают с телевизионного экрана, не способствует социализации. Она просто формирует представления о справедливом идеальном обществе, способах сделать свою жизнь идеальной и задаёт систему образов поведения. У подростков зачастую возникает иллюзия идеальной жизни.
Современная молодежь, к сожалению, не имеет чётких моральных установок, жизненных принципов и духовных ценностей. Главную роль в этой нравственной распущенности можно смело отдать средствам массовой информации. По телевизору идет пропаганда западного образа мышления, устанавливаются рамки «красивой» жизни. Подростки стремятся к экранному образу жизни, который они увидели в западном кино, имеющем рейтинг намного выше, чем отечественное, пытаются скопировать поведение своих кумиров. Всё это приводит к проблемам затруднения становления личности и социализации, потому что эти придуманные идеалы совсем не всегда соответствуют реальности. Имея подобную систему ценностей и поведения, адаптироваться в социуме молодым людям всё труднее и труднее. То есть, современная молодежь рискует оказаться неопределенной в жизни и это может привести к деформации личности. У телевизионных программ нет цели воспитать в молодёжи чувства патриотичности, ответственности и альтруизма. Наоборот, эти программы зачастую приводят к развитию инфантилизма (отсталости развития) и к уверенности в том, что идеальный человек — это эгоист, который стремится лишь к личному материальному благополучию. Чувства общественности и сострадания, которые должны быть врожденными у русского народа, теперь отвергаются молодым поколением. И данный образ жизни распространяется, а также обретает статус нормы. Таким образом, влияя на каждого индивида в отдельности, в конечном итоге мы получаем десоциализированное общество, которое, к сожалению, не имеет нравственных ценностей, являющихся фундаментом духовно-нравственного и культурного развития. [3, с. 5]
В изобилии западных фильмов, имеется в наличии такое направление, как «молодёжные комедии», где перед глазами подрастающего поколения встают элементы порнографии и употребление героями алкоголя и даже наркотиков, то есть пропаганда нездорового образа жизни. Нецензурная речь, широко распространенная в подобных кинокартинах, запоминается юными зрителями, и впоследствии уровень их культуры значительно снижается. Подростки хотят и устраивают вечеринки, подобные увиденным в кино, употребляют алкоголь, табачную продукцию и наркотики. При этом их родители даже не подозревают этого. Постепенно всё это переходит в привычку, зависимость, а далее и в рост явления наркомании и алкоголизма. Ещё один негативный эффект.
Все возможные реалити-шоу, передачи различных направлений, реклама, а так же сериалы имеют очень высокий процент в формировании мировоззрения молодёжи. В этих программах можно увидеть попытки манипуляций: так, например, в комедийных сериалах в фоновом режиме время от времени раздаётся смех. И подростки просто так начинают смеяться, даже не захотев этого. Создатели фильма в данном случае хотят заставить зрителя совершить действие. Ранее, это было на западе, но сейчас это распространяется и в нашей стране. Ещё одна существенная проблема заключается в том, что подростки не осознают того, что на их сознание оказывается воздействие. Они просто на просто не замечают за собой, что копируют навязанные им с помощью ТВ системы поведения и образы мышления. А это значит, что противостоять манипуляциям очень сложно, практически невозможно. [1, с. 5]
Сознание подрастающего поколения, наиболее восприимчиво относится к негативной информации, нежели сформировавшиеся личности. Это можно объяснить тем, что способы защиты ещё не сформированы у подростка. Так, после просмотра новостей, у молодежи создаётся впечатление, что страна находится в состоянии упадка, что формируется негативное отношение к власти и к обществу. Следовательно, так же снижается уровень патриотизма, что в свою очередь ведёт к тому, что молодые россияне перестают интересоваться историей своего государства и событиями, которые происходят в настоящее время. Следствие этого — упадок уровня культуры в обществе. [1, с. 5]
Одним из более существенных последствий является то, что научно-познавательных и образовательных программ на телевидении значительно меньше, нежели развлекательных, и, следовательно, рейтинг их намного ниже. У подростков возникает ложное мнение о том, что образование не является важнейшей составляющей их личности. Поверхностное отношение к развитию своего интеллекта приводит к снижению общего уровня образованности населения, а при отсутствии диплома об образовании — к проблемам трудоустройства. [1, с. 5]
Остро стоит вопрос о правдивости и объективности данных, поступающих из средств массовой информации к людям. Не все имеют возможность напрямую узнать факты о происходящих событиях в мире. Основной объём информации мы получаем с телевидения. Собственно, тогда и возникает вопрос, соответствует ли эта информация действительности? Люди не знают о том, кто владеет телевизионными каналами. А ведь, возможно, именно в интересах владельцев обрабатывать и формировать информацию, которую мы будем получать. События освещаются в выгодном для телевизионщиков свете для того, чтобы получить необходимую им реакцию общества. Другими словами, возможность манипуляции сознанием индивидов имеет место быть. Поэтому подростки должны уметь критично оценивать телевидение и продукт, который оно производит.
Можно сказать, что современное телевидение — это бизнес, целью которого является извлечение прибыли любыми возможными способами и методами. По телевизору можно увидеть шоу, в которых зрителям предлагается угадать слово или мелодию за денежный выигрыш, что в свою очередь развивает жажду прихода лёгких денег. Кажется, что можно просто набрать номер телефона и назвать верное слово для того, чтобы улучшить своё материальное благополучие. Но после одного везения появляется и азарт. Человек испытывает удачу снова и снова. Так как у подростков менее устойчивая психика, у них может возникнуть желание испытать свою везучесть в клубах игровых автоматов и подобных заведениях. Следствие этого — возможный рост уровня преступности. Телевидение не помогает человеку развить в себе хорошие, лучшие стороны, ценности и качества, а наоборот, дает невозможность развития. [2, с. 5] Так, например, на российском телевизионном канале «ТНТ», который находится в пятёрке самых популярных каналов страны, идёт показ передач, демонстрирующих аморальное поведение. Подрастающая публика видит личную, интимную жизнь участников шоу, на экране показывают красивых, но свободномыслящих людей, выставляющих чувства и эмоции на показ. Соответственно, складываются ошибочные стереотипы. А подростки, видя эти вещи по телевизору, посчитают это нормой, что в значительной степени отразится на их психике и дальнейшей жизни.
Следует отметить, что молодое поколение стало «многофункциональным». Это значит, что они не хотят только смотреть телевизор, а предпочитают совмещать это с другими видами деятельности, включая общение с друзьями в социальных сетях, глядя то на монитор, то на телевизионный экран, или пролистывание/чтение журналов. Даже если подростки ограничиваются только просмотром телевизора, они хотят смотреть одновременно несколько программ, переключая при этом каналы. Подростки не заинтересованы в подвижных играх и в живом общении. Сидячий образ жизни и вызывает ожирение, заболевания сердца и глаз. А так же, просмотр неподходящих программ приводит к детской жестокости, потому что им трудно осознавать разницу между реальностью и фантазией.
Конечно нельзя не сказать и о том, какой положительный эффект приносит телевидение. В современном мире это самое главное и важнейшее средство массовой коммуникации, которое доносит новости до всех жителей в любое время и в любой уголок страны. Научно-интеллектуальные передачи и культурные телеканалы способствуют интенсивному развитию мышления, лучших качеств личности, повышают уровень образованности у молодого поколения и населения в целом. Средства массовой информации обеспечивают взаимное информирование властей и населения, а также снимают социальную напряжённость. Многочисленные каналы посвящены конкретным темам. Некоторые программы на самом деле познавательные, они расширяют кругозор молодых людей и их знания.
Существуют различные способы противостояния негативному воздействию телевидения. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть минимальный процент показа научно-популярных, воспитательно-культурных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов. Возможно, ужесточить меры наказания для телеканалов, нарушающих статью 4 действующего Закона о СМИ, в которой говорится о запрете распространения передач, пропагандирующих насилие, агрессию и порнографию. Также не малую роль имеет такое направление педагогики, как медиаобразование, которое изучает массовые коммуникации. Это позволит подготовить молодых людей и подростков к жизни в современном информационном обществе, научит объективно воспринимать поступающую информацию. [3, с. 5]
А в идеале, подростку вместо просмотра телевизора нужно найти другое занятие. Научиться сравнивать. Осознать негативное влияние телевидения. Он должен постоянно узнавать что-то новое, интересное. Сделать свою жизнь богатой и насыщенной. Если подросток постоянно сидит перед телевизором, значит что ему нечем заняться. Помимо этого же есть столько всего интересного: нужно учиться, работать, заниматься спортом, общаться со своими сверстниками. И тогда на просмотр телевизора будет оставаться 1-2 часа в день, за это время можно будет посмотреть какую-либо научную программу, интеллектуально-развивающую передачу или исторический фильм.
Дальнейшее изучение проблемы влияния телевидения на формирование личности подростков является весьма целесообразным. При этом особое значение имеет практическое решение проблемы предотвращения негативного влияния. Разработка методов и методик психолого-педагогического воздействия позволяют обучать подростков навыкам обращения с медиапродукцией, вносить коррективы в их ценностную систему и формировать у них критическое отношение к системе телевизионных ценностей.
В заключении можно с уверенностью сказать, что телевидение, как элемент средств массовой информации, оказывает глобальное влияние на формирование личности, её нравственных качеств, ценностей, идеалов. Для интенсивного и стабильного развития общества необходимо воспитывать в подрастающем поколении чувство патриотизма, гражданственности, альтруизма, соучастия в созидательной деятельности. Вместо этого телепрограммы пропагандируют западный образ жизни и западную систему ценностей, что приводит к дезориентации и разрушению традиционных ценностей нашего, российского социума, так же значительно подрывает его развитие. И эту важную проблему необходимо решать, привлекая средства массовой информации, которые демонстрируют примеры нравственного и физически здорового образа жизни соотечественников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбузов В.В, Монтова И.Н. Социальные проблемы регионов, пути их решения. 2015.
2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. - 288с.
3. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям.
4. Леньшин В.П. Ценностные ориентации молодежи. Молодежные субкультуры: материалы III Международ. науч. - практ. Форума городов-побратимов России и Беларуси, 5-6 сент. 2004 г. / [науч. ред. В.П. Леньшин]. - Мытищи: Талант, 2005.
5. Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. 2010 г. – 254 с.
6. Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов международной научной конференции. Москва, 29-30 января 2015.
7. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.