ИССЛЕДОВАНИЕ - ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО | Верхотурова Витана Андреевна. Работа №206513
Автор: Верхотурова Витана Андреевна
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач.
В соответствии с ФГОС-3 одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению.
ИССЛЕДОВАНИЕ - ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО
Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель русского языка и литературы ГПО «ПГК»
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач.
В соответствии с ФГОС-3 одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению.
Одним из методических приемов на основе практико-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы является исследование. Именно этот метод используется на уроках русского языка и литературы в СПО.
Цель данной работы – определить насколько исследовательская работа помогает студентам в самореализации, самоутверждении и в развитии профессиональных компетенций.
При изучении тем из раздела «Лексика и фразеология» возникла идея разработать совместно со студентами первого курса исследовательский проект «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы», который позволил выявить слова и словосочетания, используемые студентами в бытовом и межличностном общении, относящиеся к жаргонной и арготической лексике.
В работе студентов был использован такой метод, как исследование.
Целью исследования является анализ речи студентов колледжа с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики.
В задачи исследования входит:
Определение, какое место занимает лексика ограниченного употребл
е
ния – жаргонизмы, диалектизмы, арготизмы.
Проведение анкетирования и наблюдения среди студентов колледжа.
Анализ результатов опроса и размещение выводов в диаграммах.
Систематизирование материала и выполнение компьютерной презент
а
ции.
После выполнения исследования студенты обобщают материал и выступают на внеклассном мероприятии русского языка и литературы перед остальными студентами первого курса разных профессий и специальностей.
В 2014-2015 учебном году исследование группы ПК-118 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 3%, арготизмов – 10%, жаргонизмов – 87%; в 2015-2016 учебном году исследование группы МОЦИ-105 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 2%, арготизмов – 12%, жаргонизмов – 86%; в 2016-2017 учебном году исследование группы ТО и РАТ-105 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 2%, арготизмов – 8%, жаргонизмов – 90%.
За счет такого методического приема на основе практико-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы мы обучаем студентов СПО эффективным способам получения и анализа доступной информации и целесообразного ее применения, а не запоминанию большого объема фактических данных. Такое исследование несет воспитательный характер, так как показывает употребление лексики ограниченной сферы и необходимости ее замены общеупотребительными словами. Это один из путей пополнения словарного запаса у студентов колледжа.
Суть исследовательской деятельности заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.
Анализ использования исследования на уроках русского языка и литературы показал, что у студентов повысился интерес к дисциплине, появился интерес к исследовательской деятельности, уменьшилось употребление жаргонной и арготической речи.
Таким образом, исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.
2. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
4. Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Издательство ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114
Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:
- проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;
- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;
- повышаются профессионально-ценностные установки;
- обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.
Научный интерес к данной теме связан с изменениями требований общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению и формированию профессионально-личностных качеств. В работе оценивается эффективность и результативность использования методических приемов на основе практико-ориентированного подхода в преподавании учебной дисциплины «Русский язык и литература» в среднем профессиональном образовании.
Профессиональная задача педагога – организовать деятельность студентов для приобретения общих и профессиональных компетенций. Преподаватель из носителя знаний и информатора становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленной задачи, поиска необходимых знаний, информации из различных источников.