Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательская деятельность как средство развития одаренности детей. | Хабарова Светлана Евгеньевна. Работа №296347

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хабарова Светлана Евгеньевна
«Талантливые школьники часто

играют большую роль при обучении

своих товарищей, чем учитель»

П.Капица

Одарённость – это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается. Основными признаками высокой одарённости являются: раннее проявление способностей; быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности{1}.

Хабарова Светлана Евгеньевна

МОУ:СОШ № 41, Забайкальского края, г.Борзя

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Талантливые школьники часто

играют большую роль при обучении

своих товарищей, чем учитель»

П.Капица

Одарённость – это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная одарённость связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается. Основными признаками высокой одарённости являются: раннее проявление способностей; быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности{1}.

Хочется отметить, что интерес ребёнка к получаемой информации – это ещё не одарённость. Одарённость начинается тогда, когда ребёнок выдаёт результаты переработки полученной информации.

Происходящие в общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, ориентированных на индивидуальное развитие личности, развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи в своей будущей профессиональной деятельности. Акцент переносится на формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, разнообразных по составу и профилю, быть открытым для новых новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образова- тельный процесс, альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности {2}.

Исследовательская деятельность обучающихся является одной из таких форм.

Основными средствами развития исследовательской деятельности при изучении физики являются учебный эксперимент, решение задач, работа с текстово-графической информацией.

Отечественным методистом В.Г.Разумовским был сформулирован прин- цип цикличности познания ( взаимосвязь исходных факторов, модели – гипотезы, теоретических следствий и эксперимента в естественно-научном творчестве). Этот принцип-результат анализа творчества многих учёных, работавших в естественно-научной области. Согласно этой закономерности в учебном процессе физическая теория и физический эксперимент должны быть органично связаны {3}.

Хочется познакомить вас с нашим опытом на примере исследовательских работ, которые выполнили учащиеся из школьного научного общества «Искатель» секции «Физика».

Ребята занимаются исследовательской деятельностью с седьмого класса. Различные направления в научном обществе помогают ребятам раскрывать свои способности в полной мере. У нас нет ограничений в количестве посещений направлений.

В нашем научно-исследовательском обществе «Искатель» мы даём полную свободу для реализации желаний и фантазий, полного раскрытия потенциала. Научный руководитель играет роль не учителя, а помощника и советника, который направляет познавательную деятельность ученика.

При организации исследовательской деятельности мы ставим главную цель: создание условий развития одарённости детей и мотивационной среды независимо от уровня их достижений.

Тематика работ очень разнообразная и зачастую выходит за рамки программы курса физики средней школы: «Решение задач по физике на программируемых микрокалькуляторах и персональных компьютерах», «Изготовление телевизионной «баночной» антенны», «Самое необыкновенное вещество в мире» и др.

В процессе работы школьники учатся формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, находить и анализировать информацию об исследуемом явлении, проводить эксперименты и опыты, проводить анализ результатов опытов, делать выводы и, конечно, находить практическое применение полученных результатов.

Надо отметить, что участие ребят в научно – практических конференциях разных уровней, позволило ознакомиться с особенностями преставления научной работы. Так же школьники осваивать в процессе работы над исследовательским проектом современные информационные технологии: поиск информации в Инернете, работа с компьютерными программами , с цифровыми кинокамерой и фотоаппаратом. Ребятами были созданы презентации, видеоролики, разработаны алгоритмы для решения задач, которые используются на уроках физики для лучшего усвоения учебного материала, при подготовке к экзаменам и тестированиям в различной форме.

На основе ряда исследовательских работ учащихся подготовлены модели занятий, которые проводятся на уроках в старших классах.

Модель занятия.

Тема исследования: «Похожа ли вода на твёрдое тело?»

Содержание занятия: вязкость жидкостей, механические свойства жидкостей (сжимаемость, прочность, хрупкость).

I этап (20 мин)

Учащимся предлагается теоретический материал, работа с которым позволит изучить предложенные темы.

II этап (20 мин)

Учащиеся должны выполнить одно из экспериментальных заданий.

Дети работают в парах.

- Наблюдение вязкости воды и её сравнение с вязкостью других жидкостей.

- Наблюдение зависимости вязкости от температуры.

- Наблюдение прочности водного столбика на разрыв.

По окончании наблюдений готовятся отчёты в виде оформленных лабораторных работ. Требования к отчёту: выводы должны содержать физическое объяснение наблюдаемых явлений и полученных зависимостей.

Благодаря научно-исследовательской работе ребята обучаются правильно- му мышлению с аргументами и доказательствами, грамотному публичному выступлению. Как показывает практика , что такие ребят не боятся высту- пать перед большой аудиторией. Они с легкостью начинают принимать ак- тивное участие в общественной жизни школы, тем самым опровергают устоявшееся мнение, что интеллектуально-одарённые дети гениальны только в учёбе.

Свою статью хочу закончить словами Жан Жака Руссо, которые являются девизом в моей работе: «У ребёнка своё особоё умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим».

 

 

Литература

Большая советская энциклопедия. В 30т.-М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся, 2006.

Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики: Пособие для

учителей.-

М.: Просвещение, 1975.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×