Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | Долженко Ольга Владимировна. Работа №350662

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представлены разделы поисково-исследовательской деятельности, разработаны этапы организации экспериментирования с детьми, рекомендации как организовать предметно-пространственную среду.

    Ключевые слова: исследовательская деятельность, экспериментирование, познавательное развитие, предметно-пространственная среда.

Долженко Ольга Владимировна

воспитатель

ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 157 Г.О.ДОНЕЦК" ДНР

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Аннотация. В статье представлены разделы поисково-исследовательской деятельности, разработаны этапы организации экспериментирования с детьми, рекомендации как организовать предметно-пространственную среду.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, экспериментирование, познавательное развитие, предметно-пространственная среда.

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая и экспериментируя, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями,  позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

      Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. Научить ребенка добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески – одна из основных задач дошкольного образования.

По определению А. В. Леонтовича исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций.

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Исследования Н.Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В обоих случаях дети используют умения:

выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

предлагать возможные решения и проверять их;

делать выводы в соответствии с результатами проверки;

применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.

Цель статьи: познакомить с опытом работы с детьми в области познавательного развития, с этапами организации экспериментирования, с организацией предметно-пространственной среды в данной области.

Свою работу по организации поисково-исследовательской деятельности с детьми я начала с разработки отдельных разделов, где собраны эксперименты с отдельными объектами неживой и живой природы и предметами рукотворного мира, разработаны циклы наблюдений в природе. В каждом разделе представлены игры, направленные на формирование познавательных интересов. При выборе объектов и явлений живой и неживой природы для детского экспериментирования учитывались возрастные особенности развития детей и их интересы. Эксперименты содержат элементы оригинальности, неожиданности и необычности. Например: как можно выйти из воды сухим? Как измерить и определить, какая капля больше: холодная, тёплая или горячая? Как поймать воздух и поиграть с ним? Все эксперименты доступны для участников исследования и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.

Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве, используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметыИнтересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине, и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит). Дидактические игры: «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Облачко», «Лужица и солнышко», «Цветные льдинки», «Хорошо-плохо» и др.

Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян»«Выращивание рассады цветов и огородных культур», проводили дидактические игры: «Когда это бывает», «Кто, что ест», «Угадай по описанию», «Самый большой и самый маленький».

Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении. Дидактические игры: «Запомни движения», «Угадай по звуку», «Угадай, что в корзине », «Познакомимся с собой», «Собери человечка», «Что у меня внутри».

Раздел 4. Рукотворный мир. Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов. Дидактические игры на тему «Классификация предметного окружения», «Свойства дерева и металла», «Найди из такого же материала».

При организации совместной поисково-исследовательской деятельности, необходимо организовывать активную речевую деятельность в форме дискуссии. Я всегда стараюсь выступать для детей в роли партнёра, проявляющего живой  интерес к познаваемому объекту. Моя партнерская позиция с детьми способствует  развитию у них активности, самостоятельности, умения принять решение, позволяет пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту. В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности в необязательной и непринужденной форме. В нашей группе разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение по группе. В совместной поисково-исследовательской деятельности каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценку действий осуществляю лишь косвенно, а, именно, сопоставляю результат с целью ребенка«Что хотел сделать? У тебя получилось сделать то, что ты задумал?». Партнерская позиция обязывает меня всегда быть вместе с детьми, в кругу их интересов. Это может быть расположение за столом, или на ковре, или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы. И, как результат, дети с удовольствием рассказывают мне о своих открытиях, а затем своим родителям о совместной со мной интересной деятельности, и с удовольствием самостоятельно проводят подобные опыты в группе и дома.

Этапы организации экспериментирования с детьми.

Первый этап: Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности. Я использую проблемные ситуации, напримеркролик Крош обращается к детям: «Сегодня мы с другом Ежиком купались в речке и поспорили, можно ли выйти сухим из воды. Он говорит, что нельзя, а я говорю, что можно. Ребята, а вы как считаете, можно ли выйти из воды сухим?»

Второй этап:  заинтересовавшиеся  дети должны обязательно «присвоить» проблему и осознать цель предстоящей деятельности. Дети обязательно должны ответить на ваш вопрос: «Так что мы будим делать сейчас?», например, «Мы будем помогать Крошу доказывать, что из воды можно выйти сухим».

Третий этап: теперь необходимо предложить детям подумать, а как это можно сделать?  На начальном этапе мне приходилось задавать много наводящих вопросов: в чем туда надо опуститься? Или побудить их обратиться к ранее приобретенным знаниям. Можно предложить детям вспомнить прочитанные ранее художественные произведения, просмотренные мультфильмы с подобным сюжетом. Дети должны вспомнить, где они это видели, слышали и начать выдвигать гипотезы, делать предположения: кто- то предлагает посадить Кроша в стакан и опустить в воду; кто-то перевернуть стакан и посадить Кроша сверху; кто-то предлагает опускать Кроша в воду очень быстро и быстро доставать.

Четвертый этап: чтобы проверить свои предположения дети отбирают необходимое оборудование. Часто я заранее готовлюсь к данному виду деятельности, и небольшие бумажные фигурки Кроша, пустые прозрачные стаканы располагаю на видном месте или предоставляю детям. Необходимо обеспечить оборудованием всех желающих провести опыт.

Пятый этап: дети распределяются на подгруппы или пары (по желанию детей, выбираются ведущие, которые могут организовать и помочь сверстникам при необходимости).

Шестой этап: дети проводят опыты и наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают результат и формулируют выводы: остался Крош сухим, побывав в воде или нет.

Седьмой этап: если результат поиска не подтвердился, возникает новая гипотеза предложенная мной, как равноправным участником эксперимента: «Ребята, давайте подумаем вместе, а что, если прикрепить фигурку Кроша внутри стакана, к его дну, затем перевернуть стакан вверх дном и осторожно опускать его до самого дна ёмкости. Затем осторожно поднять стакан из воды.

Восьмой этап: дети проверяют данную гипотезу. Наблюдают за результатами, подтвердился или не подтвердился результат поиска. Обсуждают увиденный результат и формулируют выводы: Крош остался сухим, побывав в воде.

Девятый этапздесь я уже в роли организатора: почему получилось так, что фигурка Кроша осталась сухой? Что помешало воде заполнить стакан и намочить Кроша? (воздух) Что нового вы узнали сегодня? (Воздух невиден, но занимает место, он позволяет оставаться сухим в воде.)

Десятый этап: предлагаю детям зафиксировать в виде алгоритма наши действия.

В дальнейшем дети выбирают необходимые предметы и выполняют опыты самостоятельно, используя алгоритмы.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, тем самым решаются задачи  познавательного развития  и математические

представления приобретают реальную значимость и способствуют их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента. Наблюдениям я уделяю большое внимание в ходе организации образовательного процесса.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я использую технологию исследовательского обучения А. И. Савенкова и его игры и упражнения на формирование умения выдвигать гипотезы, такие как : «Что было бы, если бы слоны стали меньше кошек»«Хорошо, когда наступает лето, потому что…», задавать вопросы поискового характеранапример«Вы загадайте, я отгадаю»«Угадай загаданный предмет»делать выводы: «Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лёд, пластик)», «Определи время года», называя ребенку признаки какого-нибудь времени года. А также словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Живое-неживое», которые  развивают у детей внимание, воображение, повышают интерес к окружающим предметам. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу»«Игры с соломинкой»«Что в коробке?»«Когда это бывает?»«Волшебные лучи»«Мы фокусники»«Коробка с секретом», и другие.

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает условия для активизации хода саморазвитияВ группе был создан: центр познавательно- исследовательской деятельности, где можно совместно со взрослым и самостоятельно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, развивать исследовательскую активность  детей. Центр познавательно-исследовательской деятельности  состоит из микроблоков:

• лаборатория , где представлены приборы: микроскоп, песочные часы, лупы и другое оборудование для экспериментов; медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и пр.), зеркала, воздушные шары, соль, сахар, прозрачные стекла, сито, воронки, формы для льда, увеличительные стекла; дети создают алгоритмы опытов и экспериментов, действуют в соответствии с ними;

уголок природы (где представлены растения, оборудование для труда в природе); дети создают календари наблюдений в природе, различные схемы и алгоритмы действий;

центр «Рукодельники» ( где представлен природный, бросовый материал, бумага, ткань, клей, пластилин, проволока, иголка, нитки и т. д.). Используя предложенный материал, дети изготавливают поделки, создают тематические альбомы по временам года, «Птицы нашего края», «Растительный мир» и др.

уголок «Хочу все знать» (где представлены познавательная литература, коллекции, макеты, гербарии, муляжи). Здесь дети изучают энциклопедии, рассматривают коллекции и создают новые коллекции и макеты.

игротека, содержит картотеку дидактических игр по различным разделам: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек.

Выводы: можно сказать, что на протяжении дошкольного детства на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности. Идет формирование начальных ключевых компетентностей.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×