Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста | Кармазина Виктория Викторовна. Работа №345903

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к организации исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. Описаны основные принципы организации исследовательских проектов, их влияние на формирование любознательности, самостоятельности и критического мышления у детей. Приведены примеры исследовательских заданий и экспериментов, способствующих развитию у детей интереса к познанию мира.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольники, познавательная активность, любознательность, эксперимент, самостоятельность.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кармазина Виктория Викторовна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к организации исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. Описаны основные принципы организации исследовательских проектов, их влияние на формирование любознательности, самостоятельности и критического мышления у детей. Приведены примеры исследовательских заданий и экспериментов, способствующих развитию у детей интереса к познанию мира.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дошкольники, познавательная активность, любознательность, эксперимент, самостоятельность.

 

В дошкольном возрасте дети обладают естественной любознательностью и стремлением исследовать окружающий мир. Именно этот период является оптимальным для развития познавательной активности, которая включает в себя способность задавать вопросы, искать ответы и находить новые решения. Одним из эффективных методов развития познавательной активности у дошкольников является исследовательская деятельность, которая способствует формированию у детей самостоятельности, инициативности и умения решать задачи через практическую деятельность.

Исследовательская деятельность предполагает организацию таких условий, в которых дети могут самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы через наблюдение, экспериментирование и анализ. В процессе исследования дети учатся задавать вопросы, строить гипотезы и проверять их на практике. Этот процесс помогает формировать у дошкольников критическое мышление, развивает их логику и учит принимать решения на основе полученных данных.

Один из важных аспектов организации исследовательской деятельности — это использование экспериментов и опытов. Экспериментальная деятельность позволяет детям на практике наблюдать и изучать явления природы, законы физики и химии, а также особенности окружающего мира. Например, простые опыты с водой, где дети могут наблюдать, как предметы тонут или плавают, помогают развить у детей представление о свойствах воды и её поведении в разных условиях. Эти наблюдения стимулируют интерес к науке и формируют у детей способность к самостоятельному исследованию.

Наблюдение является ещё одним важным элементом исследовательской деятельности. Воспитатели могут организовать наблюдения за природными объектами, такими как растения, животные или погодные явления. Например, наблюдения за изменениями погоды или за ростом растений позволяют детям видеть закономерности в окружающем мире и развивать навыки систематического исследования. Это помогает формировать у дошкольников умение замечать детали и анализировать происходящее вокруг.

Проектная деятельность в рамках исследовательских задач также способствует развитию познавательной активности. В процессе выполнения проектов дети учатся самостоятельно собирать информацию, структурировать её и делать выводы на основе своих наблюдений и экспериментов. Например, проект «Как растёт дерево» может включать наблюдения за деревьями на протяжении разных сезонов, сбор листьев и создание гербария. Это не только способствует развитию любознательности, но и учит детей организовывать свою работу и доводить начатое дело до конца.

Групповая работа в исследовательской деятельности помогает развивать у детей навыки сотрудничества и коллективного мышления. В процессе совместного исследования дети учатся делиться идеями, обсуждать гипотезы и совместно решать задачи. Например, проект «Изучаем насекомых» может быть выполнен в группах, где дети делятся своими наблюдениями, собирают информацию и проводят опыты. Это учит детей работать вместе, уважать мнение других и находить компромиссы.

Использование природных материалов в исследовательской деятельности является важным методом для развития познавательной активности. Дети могут проводить исследования с использованием песка, камней, воды, растений и других природных объектов. Например, создание мини-лаборатории, где дети могут изучать, как разные материалы реагируют на воду или ветер, развивает у детей навыки экспериментирования и наблюдения. Это также помогает формировать у детей экологическую культуру и осознание важности сохранения природных ресурсов.

Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности заключается в создании условий для свободного выбора и самостоятельного поиска решений. Важно, чтобы воспитатель стимулировал любознательность детей, поощрял их вопросы и помогал организовывать исследовательскую работу таким образом, чтобы дети чувствовали себя активными участниками процесса. Например, воспитатель может предложить детям самостоятельно выбрать тему для исследования и помочь им организовать эксперименты, которые соответствуют их интересам.

Творческий подход к исследовательской деятельности также важен для развития познавательной активности. Воспитатели могут включать в исследовательские проекты элементы искусства и творчества. Например, после проведения исследования о растениях дети могут создать рисунки или поделки, отражающие результаты их наблюдений. Это помогает детям закрепить полученные знания и развивать креативное мышление.

Таким образом, можно утверждать, что исследовательская деятельность является эффективным средством для развития познавательной активности у дошкольников. Через эксперименты, наблюдения и проекты дети учатся самостоятельно находить ответы на вопросы, развивают логику, критическое мышление и навыки сотрудничества. Важно, чтобы воспитатели поддерживали инициативу детей и создавали условия для их активного участия в исследовательской работе, что способствует формированию у них устойчивого интереса к познанию окружающего мира.

 

Список литературы

Силина, Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Силина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 939-942.

Чехлыстова

, Т. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность / Т. В.

Чехлыстова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). —

 

С.

171-172

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×