Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Голубева Алла Николаевна

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня говорить педагогам о необходимости формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся равноценно убеждать их в прописных истинах. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

 По словам С.И. Гессена, «задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть» [1].В настоящее время в рамках направления «Создание условий для поддержки и развития одарённых детей» основным содержанием этого направления стало развёртывание проектной и исследовательской деятельности школьников.

Проектная деятельность младшего школьника – это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [2]. Непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов:

– постановка проблемы;

– изучение теории;

– подбор методик исследования, овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

В МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска в течение нескольких лет проводится работа по подготовке и защите исследовательских проектов учащихся. На базе гимназии проходит конкурс исследовательских проектов, затем лучшие работы учащихся представляются на городские  конкурсы исследовательских работ: «Малая академия», «Аленький цветочек». Особенно широко представлены исследовательские проекты по окружающему миру и литературному чтению ,которые разрабатываются на занятиях  по внеурочной деятельности,  такие как: «За страницами книги», «Школа здоровья» , «Юные краеведы», «Детская риторика» и т.д. В процессе подготовки данного  проекта учащиеся изучили литературу, электронные ресурсы по теме, отобрали нужный материал. Предварительно ученики вместе с руководителем проекта выбрали и изучили эмпирические методы наблюдения, необходимые для проведения исследования. Исследование проводилось с использованием методов неструктурированного и опосредованного наблюдения, свободного интервью и анкетирования, в котором были использованы как закрытые альтернативные вопросы, так и открытые вопросы.Результаты исследований были представлены в презентации в виде графиков, выявляющих мнение респондентов относительно поставленной проблемы.

Совместная работа учителей и учащихся над исследовательскими проектами имеет своей задачей повышение образовательного уровня учеников, привлечение их к активной творческой деятельности исследовательского характера, развитие умения публичного выступления и научной полемики. Таким образом, формируется активная жизненная позиция учащихся, коммуникативное поведение.

Исследовательская работа (здоровьеформирующее направление)

«Вредны ли сладкие газированные напитки»(3 класс)

Содержание

 Введение

1.                  Теоретическая часть

1.1              История создания.

1.2              А что внутри?

2.                  Исследовательская часть

2.1              Мои наблюдения.

2.2              Результаты социологического опроса.

2.3              Выводы.

2.4              Советы одноклассникам и ребятам нашей школы.

       Введение

В последние  годы популярность газированных напитков резко возросла. Многие люди, и дети, в том числе, пьют их ежедневно, надеясь получить заряд бодрости и утолить жажду. Газированные напитки  постоянно рекламируют по телевизору спортсмены. Популярны они и среди моих друзей. Но в передачах о здоровье говорят, о вреде этих напитков. Это несоответствие я решила проверить опытным путем.

Цель исследования

Выяснить влияние газированных напитков на организм человека.

Гипотеза

Предположим, что газированные напитки не наносят вред здоровью.

Задачи исследования

·                    ознакомиться с составом газированных напитков;

·                    узнать, как они влияют на организм человека;

·                    узнать какие напитки любят ученики нашей школы;

·                    уточнить какие напитки полезны для детей младшего школьного возраста;

·                    сообщить полученную информацию школьникам.

Работая над этой темой, я нашла в библиотеке статьи  в журналах, поискала в Интернете информацию, провела ряд опытов, опросов, задала вопросы лечащему врачу.

1.   Теоретическая часть

1.1.История создания.1767 год. Английский ученый Джозеф Пристли изготовил первую бутылку газированной воды. Газированная вода была подобием целебной минеральной воды. Продавалась газировка только в аптеках. 1

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.886 год Доктор Джон Стит Пембертон, химик из Атланты (штат Джорджия, США), приготовил сироп карамельного цвета, который отнёс в  самую крупную в городе аптеку.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

1973 год в Советском Союзе создан газированный тонизирующий напиток Байкал. В состав напитка входят: экстракты зверобоя и корня солодки, экстракт элеутерококка, масла эвкалипта, лимона, лавра, пихты и лимонная  кислота.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

1.2. А что внутри?

Так что же скрывают от нас производители газированных напитков за яркими этикетками и рекламой? 

Я рассмотрела на этикетке состав газированной воды  и выяснила, что в её состав входят:

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

•Углекислый газ                                           

•Сахар

•Красители и ароматизаторы

•Кофеин

•Консерванты

•Углекислый газ                                      

Сам по себе углекислый газ не вреден, но он вызывает отрыжку, вздутие живота, газы. Это касается людей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта.

•Сахар или аспартам

Негативно влияет на функционирование поджелудочной железы и эндокринной системы человека, может вызвать  ожирение у детей и взрослых и сахарный диабет.

•Красители и ароматизаторы.

Дают нагрузку на печень, приводят к различным аллергическим реакциям – от насморка и сыпи до бронхиальной астмы, разрушают эмаль зубов, что приводит к кариесу.

•Кофеин

Способствует истощению нервной системы, сопровождающейся головными болями, усталостью, повышает нагрузку на сердце.

•А теперь о консервантах!

Основными консервантами являются лимонная, фосфорная кислота, а также бензоат натрия (Е211).

•Лимонная кислота -  воздействует на эмаль зубов.

•Более опасная – фосфорная кислота, способная вымывать кальций из костей.

•бензоат натрия (Е211)  может повредить ДНК человека.

2.   Исследовательская часть

2.1. Мои наблюдения

Опытным путем проверила, какие вещества и как влияют на  наше здоровье.

Что у нас в бутылке или в баночке на первом месте? Это вода, но с водой все понятно. 

Еще углекислый газ.

Подтвердилось  наличие газа в газированных напитках с помощью воздушного шарика.

Для другого эксперимента я использовала газированную воду и мятную конфету. Опустил мятную конфету в бутылку. Получился фейерверк. Способствует бурному протеканию химической реакции аспартам, о котором уже говорилось. И такая реакция может произойти в желудке или во рту!

                          

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.           

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.        

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.           

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Следующий компонент - это кислота.

Я провела 2 опыта.

Для начала взяла три яйца и 3 газированных напитка: севен ап, фанта, кока-кола. Поместила яйцо в каждый напиток и наблюдала.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

В таблице представлены данные экспериментов

Окрашивание

 

Дни эксперимента

 

Название 

напитков

1

3

5

8

Спрайт

нет

нет

нет

нет

Фанта

нет

слабое

окрашивание

слабое

окрашивание

более

интенсивное

окрашивание

Кока-кола

окрашивание

окрашивание

интенсивное

окрашивание

сильное

окрашивание

      

Разрушение скорлупы

 

Дни эксперимента

 

Название напитков

1

2

4

6

Спрайт

б/изм.

появились пятна

скорлупа

разрушается

скорлупа

разрушается

Фанта

б/изм.

б/изм.

пятна увеличились

мягкая скорлупа

 

Кока-кола

появились пятна

пятна увеличились

мягкая скорлупа

мягкая скорлупа

      

Спрайт не окрасил скорлупу; фанта на 3 день слабое окрашивание, на 10 полное окрашивание; кока-кола окрасила скорлупу в первый  день, на 10 день окрашивание стало очень ярким.

Разрушение скорлупы началось активнее в кока-коле, и она разрушалась на 7 день, в спрайте на 8 день, в фанте на 9 день.

Вывод. По результатам опыта самый большой вред зубам может нанести кока-кола.

С этой же целью провела второй опыт. У меня сохранился молочный зуб. Я поместила  его в стакан с Колой, на 7 день, этот зуб стал черный, когда я взяла его в руки, он развалился на части. Вот так эти напитки влияют не только на эмаль зубов, но и вымывают кальций из наших организмов.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.     

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.      

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

 2.2 Результаты социологического опроса.

Еще я провела анкетирование в трех возрастных группах: 3 класс, 7 класс и учителя школы. Все участники ответили на 5 вопросов. Представляю результаты анкетирования.

Вопрос 1. Употребляете ли вы газированные напитки?

2 опрошенных не употребляют.10 -  ответили  иногда. 7 учащихся 7в класса ответили – часто.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Вопрос 2. Почему вы пьёте газированные напитки?

4 - никогда не пьют газированные напитки. 22 участника опроса во всех группах ответили: «Хочется пить». 4 - ученики 3 класса ответили: «Это вкусно».

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

 Вопрос 3. Какие газированные напитки вы любите?

Часто встречались: фанта, спрайт, 7-uр это10 человек. У учащихся 3, 7 классов – на 1 месте «Кока-кола» это15 человек. Учителя это 5 человек– лимонад.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Вопрос 4. Вредны ли газированные напитки?

Группа учителей и семиклассников - 20 ч.от опрошенных считают, что газированные напитки вредны. 10 третьеклассников считают, что не вредны.

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

Вопрос 5. Чем вредны сладкие газированные напитки?

Большинство 3-классников считают, что вредны красители, 7-классники – высокое содержание сахара, учителя – Консерванты, углекислота, высокое содержание сахара.

Результаты анкетирования выявили, что не все учащиеся знают о влиянии газированных напитков на организм человека; а знающие об отрицательном влиянии газированных напитков учащиеся употребляют их.

Кроме анкетирования я побеседовала с врачом-педиатром и выяснила отношение медицинских работников к газированным напиткам. Врач подтвердил, что злоупотребление газированными напитками, отрицательно сказывается на здоровье человека.

Выводы.

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что сладкая газированная вода приносит вред нашему организму.

Значит моя гипотеза о том, что сладкие газированные напитки не вредны - не подтвердилась.

    Литература и ссылки:

     1. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное    исследование, М.: 5 за знания, 2008, с. 4.

2. «Экология в мастерских». Белова Н.И., Наумова Н.Н.

3. Газета «Биология», № 44, 2002 г., статья «Информированность населения о пищевых добавках»

4. Журнал «Биология в школе», № 3,2001 г.

5. Научно – методический журнал «Классный руководитель», № 4, 2004 г.,  ст. «Как сохранить здоровье».

Ресурсы Интернет

Энциклопедия здорового питания. Электронный ресурс. Издатель: Медиа 2000. – 2005

Koka-kola-fanta-i-sprayt.webp

       Личные фотографии.

  

Пожалуйста, подождите.
x
×