Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка | Ткаченко Татьяна Анатольевна. Работа №344239

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

         Педагогическая практика показывает, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ученика.

1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единствен-

ным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.

2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут воз-

никать затруднения с аналитической работой, с выделением причинно-следственных связей. Вызвано это, прежде всего, объемом и уровнем учебной информации, которую должен освоить ученик. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и

литературоведческого мышления учеников.

3. Преобладание заданий репродуктивного характера в учебниках тормозит интеллектуаль-

ное развитие, приводит к тому, что ученик  не всегда понимает и может выполнить поставленную задачу, например, при перефразировке вопроса, корректировке задания, незначительном изменении угла зрения.

В статье « Исследовательская работа на уроках русского языка» рассмотрены способы организации исследовательской деятельности обучающихся 5-9 классов.  Автор статьи убежден, что современные уроки русского языка призваны помочь учащимся  увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

 

Исследовательская деятельность

обучающихся на уроках русского языка

 

Исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Сегодня мало знать, нужно уметь анализировать факты, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно уметь грамотно работать с информацией.

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как один из способов формирования метапредметных результатов обучения, как основа для формирования у учеников способности творчески осваивать новые способы деятельности.

Вовлечение учеников в работу, которая позволит им применить полученные знания в новых условиях, придает деятельности поисковый характер и ведет к созданию особой интеллектуальной среды. В связи с этим учебный процесс рассматривается с позиции внедрения системы методов и приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе разных видов деятельности (в том числе и исследовательской), сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся. В результате происходят изменения в учебной деятельности учащихся: усвоение ими норм языка на основе знаний разных видов (знаний – понятий, знаний – способов, знаний – условий), овладение научными методами познания, в том числе наблюдением и экспериментом, проведение работ, имеющих самостоятельный исследовательский характер.

На разных возрастных этапах в зависимости от индивидуальных качеств мышления учеников, использую различные приемы:

1. индуктивные умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Этот вид работы имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия»;

2. прием проблемного изложения материала;

3. частично — поисковый прием. Ученики получают отдельные задания поискового характера или вопросы, на которые надо найти ответ, подготовить конспект по разным источникам или сообщение по предложенной теме;

4. исследовательский метод, который подразделяю на элементы исследовательской деятельности, уроки — исследования и самостоятельное исследование по заданной теме

На уроке-исследовании в основе которого лежат различные источники знаний, в том числе материал учебника, рассказ учителя, создаются условия для тренинга основных мыслительных операций, умственных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация и др. Используются элементы технологии критического мышления: стадии вызова, осмысления.

Главной особенностью урока-исследования, в основе которого лежит модульная технология является наличие целевого плана действий учеников, каждому из которых раздается «Технологическая карта урока». Технологическая карта – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Главное в таком обучении – пошаговый контроль с возможностью самооценки уровня освоения материала. В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы, используемые учащимися: чтение, конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы и т.д. Это одно из достоинств модульной технологии – она учит детей работать с информацией, преобразовывать её, причем выполнять это самостоятельно.

По уровню самостоятельности обучающихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:

- начальному (урок «Образец исследования»). Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

- продвинутому уровню (урок «Исследование). Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем.

- высшему уровню (урок «Собственно исследование»). Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без непосредственной помощи учителя.

Урок имеет свои цели и задачи, которые должны быть выполнены независимо от формы проведения этого урока. Как совместить цели и задачи урока и исследования? На мой взгляд, вполне возможно проведение микроисследований на уроке. Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. После этого постановка проблемы (теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследование) и выбор темы исследования. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения постановленной проблемы? Следующая ступень — выдвижение гипотезы, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине: «если..., то…». Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать: «Анализ данных показывает, что...» В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из нее. В течение урока может быть проведено несколько микроисследований на основе разного вида познавательных задач.

Исследовательская работа с учащимися во внеурочное время связана с реализацией индивидуальных программ развития учащихся и способствует их продвижению по индивидуальным образовательным маршрутам. По своей сути эта работа с группой мотивированных учащихся, имеющих по результатам психологических диагностик склонности, способности и интересы, направленные на углубленное изучение предмета. В исследовательском обучении на групповых занятиях усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений, а также овладевать процедурами творческой деятельности. Именно эти умения будут востребованы в жизни любого из учеников. В преподавании русского языка можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания, выполняемые учениками, моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.

В процессе исследовательской деятельности формируется личность, умеющая выдвигать гипотезы, анализировать, строить модели, экспериментировать, делать выводы, принимать решения. Происходит постепенная подготовка обучающихся к продуктивной жизни в условиях современного общества.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×