Исследовательская деятельность школьника как средство реализации личности | Ледней Вера Петровна. Работа №338551
Аннотация. Статья посвящена важности исследовательской деятельности в развитии младшего школьника. Автор подчеркивает, что данный вид деятельности способствует формированию критического мышления, самостоятельности, творческого потенциала и навыков работы с информацией. В статье также рассматриваются основные цели исследовательской деятельности, ее влияние на личность ребенка, а также предлагаются методы ее реализации в учебном процессе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, младшие школьники, развитие личности, критическое мышление, творческий потенциал.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ледней Вера Петровна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 141 имени П.П. Зверькова города Донецка»
Аннотация. Статья посвящена важности исследовательской деятельности в развитии младшего школьника. Автор подчеркивает, что данный вид деятельности способствует формированию критического мышления, самостоятельности, творческого потенциала и навыков работы с информацией. В статье также рассматриваются основные цели исследовательской деятельности, ее влияние на личность ребенка, а также предлагаются методы ее реализации в учебном процессе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, младшие школьники, развитие личности, критическое мышление, творческий потенциал.
Исследовательская деятельность младшего школьника играет важную роль в его развитии и становлении личности. В современном общеобразовательном пространстве все большую значимость приобретает не только усвоение знаний, но и развитие критического и аналитического мышления, самостоятельности и творческого потенциала каждого ребенка. В этом контексте исследовательская деятельность является эффективным средством достижения этих целей.
Исследовательская деятельность представляет собой процесс поиска, изучения и познания окружающего мира, который осуществляется с помощью наблюдений, экспериментирования, анализа и систематизации полученных данных. Младший школьник, занимаясь исследовательской деятельностью, активно взаимодействует с реальными объектами и событиями, что способствует его участию в общественной жизни и формированию навыков самостоятельного и логического мышления.
Основными целями исследовательской деятельности младшего школьника являются развитие его умения задавать вопросы, проявлять активность в познавательной деятельности, анализировать информацию, принимать решения на основе полученных знаний. Важной частью данного процесса является также формирование у младшего школьника навыков работы с источниками информации, включая использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Исследовательская деятельность младшего школьника осуществляется как в личностно-значимой ситуации, которая связана с его личными интересами и потребностями, так и в общеобразовательной среде. Она способствует развитию его самости и осознанности, формированию позитивного отношения к учению и умению самостоятельно и активно искать знания. Также исследовательская деятельность позволяет младшему школьнику расширить свой кругозор, развивает творческое мышление и способствует формированию культуры учебной деятельности.
Однако, необходимо отметить, что успешная реализация исследовательской деятельности младшего школьника требует специальной организации образовательного процесса. Это включает в себя создание специальных условий для проведения исследовательской деятельности, обеспечение доступа к необходимым ресурсам, а также поддержку педагогов и родителей.
Методы исследовательской деятельности для младших школьников играют важную роль в их развитии и реализации личности в общеобразовательном пространстве. В этом возрасте дети уже обладают определенными навыками и знаниями, которые можно использовать для проведения исследований.
Один из методов исследовательской деятельности для младших школьников - наблюдение. Дети могут наблюдать окружающий мир, людей, животных и растения, и делать выводы на основе своих наблюдений. Например, они могут изучать поведение птиц во время кормления, анализировать погоду или изучать реакцию растений на разные условия.
Еще один метод - эксперимент. Дети могут проводить простые эксперименты, чтобы проверить гипотезы и получить новые знания. Например, они могут исследовать, как разные условия влияют на рост растений, или провести эксперимент с воздушными шариками, чтобы изучить принципы аэродинамики.
Также дети могут использовать метод анализа и сравнения. Они могут сравнивать разные объекты или явления, исследовать их сходства и различия. Например, они могут исследовать различные виды насекомых или сравнивать два разных книжных персонажа.
Для младших школьников важно также использовать методы интервью и опроса. Они могут задавать вопросы другим людям, делать интервью, чтобы получить новую информацию и развить умение общаться. Например, они могут задавать вопросы родителям или старшим детям, чтобы узнать о профессиях или интересных местах в городе.
Методы моделирования и конструирования также могут быть полезны для исследовательской деятельности младших школьников. Дети могут создавать модели или конструировать объекты, чтобы лучше понять определенные явления или процессы.
В процессе исследовательской деятельности, ребенок сталкивается с новыми задачами, которые требуют от него активного поиска и анализа информации. Это помогает ему развить самостоятельность и ответственность за свои действия. Ребенок самостоятельно определяет цель исследования, планирует свои действия, проводит наблюдения, собирает необходимую информацию и анализирует полученные результаты.
Исследовательская деятельность способствует развитию творческого мышления у младших школьников. Ребенок вынужден находить нестандартные решения задач, предлагать свои идеи и догадки. Он получает возможность проявить свою индивидуальность и творческий потенциал, что позитивно сказывается на формировании его личности.
Исследовательская деятельность также помогает развить у ребенка аналитические навыки. Он учится анализировать и систематизировать информацию, делать выводы на основе своих наблюдений и экспериментов. Это способствует развитию его логического мышления и умению аргументировать свои точки зрения.
Кроме того, исследовательская деятельность младшего школьника способствует развитию его коммуникативных навыков. Ребенок учится общаться с другими участниками проекта, делиться своими идеями и опытом. Он учится слушать других, уважать их мнения и решать задачи вместе. В результате, ребенок становится более коммуникабельным, умеет находить компромиссы и работать в коллективе.
Таким образом, исследовательская деятельность младшего школьника играет важную роль в формировании его личности в общеобразовательном пространстве. Она развивает его самостоятельность, творчество, аналитическое мышление и коммуникативные навыки. Поэтому включение исследовательской деятельности в учебный процесс является необходимым условием для полноценного развития ребенка и его личности.
Список литературы
1. Капитонова, М. Н. Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников / М. Н. Капитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 211-213.
2. Рассказова, Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Ж. В. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1080-1082.