"Исследовательская деятельность студентов" | Жамсаранова Светлана Нимаевна, ГБПОУ "«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья». Работа №296359
Автор: Жамсаранова Светлана Нимаевна, ГБПОУ "«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Добиться прочного усвоения знаний, закрепления практических умений и появления необходимых навыков можно различными методами. Самые распространенные из них – многократное повторение, заучивание, воспроизведение готового учебного материала. Но есть и другой путь – развитие навыков творческой деятельности, умений самостоятельно ставить и решать задачи поискового, проектного или исследовательского характера.
Как мы все знаем, процесс обучения двусторонний. А это значит, что его эффективность зависит не только от преподавателя, но и от самого студента. Для успешного обучения, на наш взгляд, не заставлять нужно студента, а заинтересовывать! Необходимо вовлечь студента в такую работу, при выполнении которой, он не только получает или обобщает свои теоретические знания, но и практически решает поставленные задачи, при этом ясно осознавая изучаемое. И, также, имеет возможность видеть практические результаты своего труда. Нет сомнений в том, что подобные исследовательские методы наиболее эффективны.
Исследовательская деятельность студентов
Добиться прочного усвоения знаний, закрепления практических умений и появления необходимых навыков можно различными методами. Самые распространенные из них – многократное повторение, заучивание, воспроизведение готового учебного материала. Но есть и другой путь – развитие навыков творческой деятельности, умений самостоятельно ставить и решать задачи поискового, проектного или исследовательского характера.
Как мы все знаем, процесс обучения двусторонний. А это значит, что его эффективность зависит не только от преподавателя, но и от самого студента. Для успешного обучения, на наш взгляд, не заставлять нужно студента, а заинтересовывать! Необходимо вовлечь студента в такую работу, при выполнении которой, он не только получает или обобщает свои теоретические знания, но и практически решает поставленные задачи, при этом ясно осознавая изучаемое. И, также, имеет возможность видеть практические результаты своего труда. Нет сомнений в том, что подобные исследовательские методы наиболее эффективны.
Исследовательская деятельность студентов разнообразна – это и поиск неизвестных фактов и новых теоретических знаний, и открытие новых способов практической деятельности.
При решении проблемных задач в исследовании студенты формируют и затем совершенствуют у себя не только общеучебные, но и специальные, профессиональные умения. Умения анализировать, выполнять сравнение, осуществлять моделирование процессов, проводить мысленный эксперимент и прогнозировать результаты – все они востребованы в профессиональной деятельности любого специалиста и формируют личность успешного профессионала.
Исследование в учебной работе может проводиться с разными целями: получение новых знаний, приобретение умений применять полученные знания, для изучения конкретных процессов, явлений, фактов.
В ходе выполнения исследовательской работы студенты ставят перед собой конкретную достижимую цель, определяют задачи, планируют этапы достижения цели, проводят теоретический анализ изучаемого материала с использованием разнообразных источников. Далее прогнозируют возможные результаты, моделируют процессы, получают доказательства или опровергают свою гипотезу. Важным и во многом необходимым элементом исследовательской работы является представление и обсуждение результатов уже проведенной работы, демонстрация моделей, опытов, процессов и явлений, происходящих в экспериментальной части исследования.
Для педагога очень важно не только руководить проектами и направлять образовательную деятельность, развивая у студентов универсальные учебные действия; не только способствовать личностному росту и развитию обучающихся, но важно найти среди них единомышленников, заинтересованных, успешных и активных, из которых можно создать команду. Именно такую задачу перед собой мы поставили в этом учебном году. И параллельно с проведением исследовательской работы в рамках одной учебной дисциплины (подготовка учебных проектов, написание рефератов, создание презентаций и др.) была организована рабочая группа студентов 1, 2 и 3 курсов нашего колледжа. Особенностью данной рабочей группы является то, что ее деятельность осуществляется с использованием междисциплинарного подхода.
Объединенные идеей здорового образа жизни (ЗОЖ) и проблемами сохранения здоровья у подрастающего поколения, студенты проводят исследования, опираясь на теоретические основы множества наук – биология, химия, физиология, физическая культура, микробиология, социология и др., используют различные методики проведения экспериментов, соединяя и сочетая их. Это не только способствует складыванию целостной картины окружающего мира, но и помогает определить свое место в нем, спрогнозировать свое здоровое развитие, сформировать качества успешной личности, востребованного профессионала.
Выполнение исследовательской работы и совместное обсуждение ее хода, результатов и итогов привело к тому, что студенты в ходе публичных выступлений приобрели ораторские способности, отточили логику изложения материала. В процессе научных споров исчезли их нерешительность, стеснение, инертность и неактивность.
Считаем, что вовлечение студентов в исследовательскую деятельность способствует не только повышению качества получаемого ими образования, но и активно формирует необходимые качества успешного профессионала.