исследовательская деятельность в ДОУ ☼ | Жукова Ольга Викторовна. Работа №286705
Автор: Жукова Ольга Викторовна
Дети дошкольного возраста - большие любители исследовать что-то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое. Преодолевая трудности в ходе эксперимента, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение. Таким образом целью является развитие познавательного интереса у детей к природе, желание активно изучать и исследовать природный мир, экспериментировать.
«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Жукова Ольга Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское – творческое отношение к миру.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности.
Дети дошкольного возраста – большие любители исследовать что-то новенькое, неизвестное. Им очень нравится экспериментировать и проводить опыты с различными предметами и веществами. Познание детьми окружающего мира является неотъемлемой частью их жизни, одной из самых интересных, увлекательных и творческих видов деятельности. При проведении совместных экспериментов я даю детям возможность самим открыть что-то новое. Преодолевая трудности в ходе экспериментов, ребёнок развивает свою волю, любознательность, терпение, учится отстаивать собственное мнение.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Работая над данной темой, ставлю перед собой цель:
развитие познавательного интереса у детей к природе, желание активно изучать и исследовать природный мир, экспериментировать.
Задачи:
поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
создавать и пополнять развивающую среду;
сохранять и укреплять нравственное и физическое здоровье;
развивать у детей познавательные способности;
развивать мышление, речь;
формировать и развивать умения применять знания на практике;
воспитывать потребность в самовоспитании и самообразовании.
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Приемы и методы организации процесса:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемый результат Каждый воспитанник должен уметь:
выделить и
поставить проблему
, которую необходимо разрешить;
предложить возможные решения;
проверить эти возможные решения;
сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
применить выводы к новым данным;
сделает обобщение.
Примерный алгоритм проведения экспериментирования
предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки).
определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные.
игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
п
редварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
в
ыбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунк
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые они производят с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Для проведения экспериментирования я создала предметно-развивающую среду, позволяющую дошкольнику проявить свои возможности и способности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Литература:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
Вахрушев А.А. Мир и человек. - М.: Дрофа, 1998
Выготский
Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
Дыбина
О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 20 Юг
Марудова
Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детств
о-
пресс 2010.