ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Мой кабинет. Работа №352150. Номер работы: №352150
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности заключается не только в прочных теоретических знаниях основ биологии, химии, физики, но хорошо сформированных практических навыках.
Возможность раскрыть себя, свои способности и возможности, учащиеся получают при самостоятельной учебной деятельности. Выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся учатся применять свои теоретические знания на практике, а это поможет им при решении различных жизненных ситуаций. За основу формирования у обучающихся функциональной грамотности я беру исследовательскую деятельность, способствующая получить обучающимся более глубокие научные знания об изучаемом процессе или явлении, а также повышению мотивации к учению.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
2024 г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности заключается не только в прочных теоретических знаниях основ биологии, химии, физики, но хорошо сформированных практических навыках.
Возможность раскрыть себя, свои способности и возможности, учащиеся получают при самостоятельной учебной деятельности. Выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся учатся применять свои теоретические знания на практике, а это поможет им при решении различных жизненных ситуаций. За основу формирования у обучающихся функциональной грамотности я беру исследовательскую деятельность, способствующая получить обучающимся более глубокие научные знания об изучаемом процессе или явлении, а также повышению мотивации к учению.
Темы и подходы к исследованиям могут быть разными: индивидуальные, групповые, краткосрочные и долгосрочные, направленные на исследование по небольшому вопросу или охватывающие знания по нескольким предметам.
Для того, чтобы обучающие поняли, в чем заключается смысл функциональной грамотности в 5-6 классах проводим «маршрутное исследование». Использовать данные задания можно как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Задание. «С Функциональной Грамотностью». Выберите маршрут следования, по которому вы часто передвигаетесь. Укажите пункты, посещение которых требует применение знаний, полученных на уроках в школе (на уроках биологии, географии). Вспомните законы, правила, общие положения, которые объясняют те или иные ваши действия в этих заведениях (учреждениях).
Обычно дети, указывают магазины, фельдшерско-акушерский пункт, Дом народного творчества, почту. Кроме как магазина и ФАП не видят применения естественнонаучных знаний. И тогда учитель должен нацелить, дать некоторые подсказки, чтобы найти нужные примеры в самых неожиданных местах.
Что предлагают обучающиеся
На что обращает внимание учитель.
Продуктовый магазин: вещества, входящие в состав продуктов питания, полезное питание (употребление овощей и фруктов).
Пищевые добавки.
Соотношение питательных веществ.
Условия и сроки хранения продуктов питания.
Магазины одежды и обуви: чтобы было тепло.
Гигиенические свойства материалов, тканей. Теплопроводность. Использование по сезонам.
ФАП: как лечиться или как не заболеть.
Что значит быть здоровым. Здоровый образ жизни. Причины заболеваний.
Почта: нет предположений.
Упаковка посылок и бандеролей. Что можно отправить в посылке.
Дом народного творчества (Клуб):
нет предположений.
Здоровый образ жизни- занятие в кружках.
Обучающиеся проводят повторное исследование, часто, находят собственные примеры, на которые не указывал учитель.
Задание. «С Функциональной Грамотностью по дому». Составьте маршрут по своему дому, приусадебному участку, перечислите пункты остановок. Вспомните законы, правила, общие положения, которые объясняют те или иные ваши действия в этих местах.
Пример работы обучающегося.
Мой маршрут. Дом- огород-баня-скотный двор.
Дом: прихожая-печь-кухня-моя комната-большая комната.
Остановка
Что могу объяснить
Дом. Прихожая.
Коврик из синтетических материалов лучше очищает обувь, легче стирается
Кухня.
На крышке кастрюли капельки воды при кипячении – испарение и конденсация как в природе.
При кипячении очень полного чайника вода выливается- увеличение объема воды при нагревании.
Моя комната.
Мой рабочий стол для занятий. Свет от окна слева- для хорошего освещения.
Проветриваю комнату перед сном- организм должен получить достаточно кислорода, чтобы хорошо спать.
Огород.
Правила выращивания культурных растений, уход за ними.
Баня.
Гигиена человека. Здоровье. Правильно подобрать шампунь и мыло.
Скотный двор.
Правила ухода за домашними животными.
Данные задания помогут как обучающимся, так и учителю, в определении траекторий дальнейшего обучения, мотивации обучающихся. Очень хорошо если дети продолжат дополнять свои «маршрутные листы» в течении года, и даже в последующие годы обучения, когда начнут изучать физику и химию.
При изучении курса «Биология. Человек» предлагаю индивидуальные исследовательские задания.
Тема «Группы крови. Донорство»
Изучите текст параграфа учебника по данной теме.
Приведите примеры, когда знания о группах крови имеют
важное значение
.
Должен ли каждый человек знать свою группу крови? Ответ поясните.
Заполните таблицу «Группы крови членов моей семьи»
Член семьи
Группа крови (по возможности с резус-фактором)
Донор-реципиент
(стрелками красного цвета покажи доноров для каждого члена семьи;
Синего цвета – реципиентов)
Я
мама
папа
…
Сделай вывод: могут ли члены вашей семьи быть донорами
для
друг
друга. Что может быть препятствием для донорства?
Данную работу можно продолжить на уроках генетики.
Тема «Нормы питания. Рациональное питание»
Изучите текст: «Рациональное питание – это физиологически полноценное и сбалансированное питание человека с учетом их пола, возраста, здоровья, характера труда, климатических условий обитания.
Правильно составленный рацион повышает способность организма к сопротивлению негативным факторам воздействия окружающей среды, способствует сохранению здоровья, активного долголетия, сопротивлению утомляемости и высокой работоспособности. Питание – основной источник энергии для человека. С пищей человек получает незаменимые макро- и микроэлементы, витамины и кислоты, не синтезируемые организмом.
Рациональное питание способствует нормализации процессов пищеварения, усвоению полезных веществ, естественной секреции продуктов жизнедеятельности организма, избавлению от лишних килограммов, сопротивляемости организма развитию заболеваний, которые возникают при нарушении обменных процессов, избыточного веса, нерегулярности питания, употреблении продуктов низкого качества, энергетического дисбаланса» [1]
Какие три вопроса являются основными в раскрытии понятия «Рационально
е питание? 1. __________
. 2. ___
________ 3. __________
Проверьте, можно ли сказать, что ваше питание можно назвать рациональным. Для этого:
Составьте полное меню за день (можно за неделю)
С помощью специальных таблиц (можно взять у учителя или на сайте
,
рассчитайте, какое количество белков, жиров, углеводов, а
также, какова энергетическая ценность суточного потребления пищи.
Ответьте на первый вопрос: КОГДА?
Сколько раз принимали пищу за день?
Проверьте, соответствует ли режим нормам:
Завтрак дома 7.30 – 8.00
Горячий завтрак в школе 11.00 – 11.30
Обед дома 14.30 – 15.30
Полдник 16.30 – 17.00
Ужин 19.00 – 19.30
Ответьте на второй вопрос: ЧТО? Соответствуют ли балансу, питательные вещества, полученные вами с пищей?
1 часть белки (90-100 г.): 1 часть жиры (90-100 г.): 4 части углеводов (360-400 г.)
Ответьте на вопрос: СКОЛЬКО? Соответствует ли количество
ккал
каждому приему пищи и в целом потребностям вашего организма в соответствии вашему возрасту?
Ответив на каждый
вопрос
сделайте вывод: соответствует ли ваше питание нормам рационального питания, если не соответствует – поясните почему.
Как бы вы изменили свое питание?
Тема «Гигиена одежды и обуви»
1.Изучите текст. «Важной составной частью личной гигиены является гигиена одежды по выражению Ф. Ф. Эрисмана, одежда является своеобразным кольцом защиты от неблагоприятных природных условий, механических воздействий, предохраняет поверхность тела от загрязнения, избыточного солнечного излучения, других неблагоприятных факторов бытовой и производственной среды. В настоящее время в понятие пакета одежды входят следующие основные компоненты: белье (1-й слой), костюмы и платья (2-й слой), верхняя одежда (3-й слой)» [2]
2.Повседневная одежда должна соответствовать основным гигиеническим требованиям, перечисленным в таблице анкеты «Оценка гигиенического состояния одежды». Заполни анкету, оценивая наличие каждого требования в 1 б, отсутствие – 0 б. Подсчитай общее количество балов.
Анкета «Оценка гигиенического состояния одежды»
Гигиеническим требованиям
Оценка
1
Одежда обеспечивает оптимальный микроклимат и способствует тепловому комфорту
2
Одежда не затруднять дыхание, кровообращение и движения, не нарушает функций опорно-двигательного аппарата
3
Одежда достаточно прочная, легко очищается от внешних и внутренних загрязнений
4
Одежда не содержат выделяющихся во внешнюю среду токсических химических примесей, не обладать неблагоприятно влияющими на кожу организм в целом физическими и химическими свойствами
5
Одежда соответствует сезону и климатическим условиям окружающей среды
6
Одежда соответствует деятельности человека
7
Одежда соответствует анатомическим особенностям и размеру
8
В одежде, которая соприкасается с телом, лучше отдается предпочтение изделиям из натуральных тканей.
9
Нательное белье меняется после каждого мытья (душ, ванна, баня)
10
Чулочно-носочные изделия меняются ежедневно.
11
Недопустимо использование чужой одежды.
11-10 б- одежда соответствует гигиеническим требованиям; 9-6 б- имеются недостатки, следует обратить внимание; 5 и менее б – вы не уделяете достаточного внимания гигиеническому состоянию одежды, это может отрицательно сказаться на вашем здоровье.
3.Гигиенические свойства одежды зависят от сочетания ряда факторов. Главные из них – вид ткани, характер ее выделки, покрой одежды. Для изготовления ткани используются различные волокна – натуральные, химические искусственные и синтетические. Гигиенические достоинства или недостатки тех или иных тканей прежде всего зависят от физико-химических свойств исходных волокон. Наиболее важное гигиеническое значение из этих свойств имеют воздухо- и паропроницаемость, влагоемкость, гигроскопичность, теплопроводность.
Таблица. Гигиенические требования к различным видам тканей.
Какая из тканей обладает наибольшей гигроскопичностью?
Почему в одежде из шерстяной ткани теплее, чем из других видов ткани?
Почему именно хлопчатобумажные и льняные ткани используют для изготовления белья и бельевых изделий?
Одежду из какого материала лучше носить летом, зимой?
Какое физическое свойство воздуха использует человек, подбирая одежду и обувь летом и зимой?
Как, используя это свойство, можно объяснить, какая из видов обуви, представленных на фотографиях лучше поддерживает тепло ног в зимнее время? Объясните свой выбор.