Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии" | Умерова Альфия Маратовна. Работа №329679

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С внедрением в педагогическую практику образовательных стандартов второго поколения главной целью образования становится формирование целого спектра личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Следовательно, образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных
способностей»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С внедрением в педагогическую практику образовательных стандартов второго поколения главной целью образования становится формирование целого спектра личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Следовательно, образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии — «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Урок технологии в начальных классах, по мнению некоторых учителей, не является основным учебным предметом, но, тем не менее, в современном мире – эпохе стремительного роста науки и техники – особую важность приобретает проблема творчества, становление и воспитание творческой личности. В младшем школьном возрасте обучение на уроках технологии, способствует формированию художественно-творческих способностей, развитию у детей не только навыков самообслуживания, но и учит их самостоятельности, умению принимать собственные решения, выходить из проблемных ситуаций без чьей-либо помощи. Без этого невозможно успешное обучение в школе.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению.

В начальных классах начинается целенаправленное обучение человека, в этом возрасте учеба становится ведущей деятельностью ребенка, в процессе которой формируются его психические свойства и качества, в первую очередь это познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, способность к сотрудничеству, самооценка, основные коммуникативные навыки и прочее).

В современной школе требуется расширение методического потенциала в общем и в активных формах обучения в частности. Активными формами обучения являются игровые технологии, которые, недостаточно раскрыты в методике преподавания начальной школы. Игровая деятельность в начальной школе является основной, но начинает отходить на задний план, так как у ребенка возникает потребность в обучении, получении новых знаний.

Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках общеобразовательной школы рассматривалась в трудах многих педагогов и психологов, которые выявили познавательную деятельность как естественное стремление обучающихся к познанию. (И.П.Волков, Л.В.Занков, А.К.Марков, Г.И.Щукина, В.Я.Якунин). Отечественные педагоги в последнее время активно изучают особенности познавательной деятельности, а также средства ее формирования у младших школьников (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, В.В.Петрусинский, Е.В.Шорохов, Д.Б.Эльконин). Именно познавательный интерес активизирует в личности способность к вдохновению и творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, К.П.Коралёв, А.Н.Леонтьев, Т.И.Шамова). На сегодняшний день учителя-практики наблюдают снижение или полное отсутствие познавательного интереса учащихся начальной ступени образования к урокам труда. Тем не менее, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования познавательных интересов школьников, стоит заметить, что относительно уроков технологии в начальной школе, она рассмотрена недостаточно. Из этого возникают следующие противоречия:

между разными методиками обучения технологии на начальном уровне образования и методикой учителя технологии первой ступени;

между необходимостью приобретения познавательного интереса младших школьников к труду и отсутствием методической системы его сохранения;

между потребностью в диагностике формирования познавательного интереса обучающихся первой ступени и отсутствием показателей и уровней его развития у детей младшего школьного возраста.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С того момента, как ребенок приходит в первый класс, его основной деятельностью становится учение. По мнению психологов и педагогов, движущей силой учения является мотивация, И.П.Подласый дает этому понятию следующее определение: «Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности»

Мотивация, в свою очередь основывается на мотивах – причинах, заставляющих ученика учиться, действовать, совершать поступки. Особо важный мотив учения – это интерес, его можно определить как форму проявления познавательных потребностей, то есть желание школьника познать определенное явление или объект, стремление овладеть каким-либо видом деятельности .

Интерес играет важную роль в образовании человека. Педагоги и психологи трактуют его определения по разному, например, Б.Г.Ананьев дает следующее понятию этому понятию: «избирательная направленность внимания человека». Л.А.Гордон считает, что интерес – это активатор разнообразных чувств. По мнению С.Л.Рубинштейна – «проявление умственной и эмоциональной активности человека» [30, с. 250]. Н.Г.Морозова дает определение - «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру», а по К.П.Коралёву, интерес – «специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» .

Значительная часть общего явления интереса — это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его действительности как с целью биологическом и социальном направлении в действительности, так и в существенном отношении человека к миру, а именно - в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.

О степени выражения познавательного интереса можно узнать по эмоциональному отношению школьника к изучаемому предмету. Л.С.Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» .

Следует отметить, что наибольшую значимость познавательной интерес приобретает в первые годы обучения, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Поэтому педагогу необходимо не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло. «…Использование интереса, - как считает Л.С.Выготский, - предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес»

Заметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с формированием и развитием таких личностных отношений, как избирательное отношение к изучаемой области науки, участие в ее изучении, а также познавательная деятельность и общение с соучастниками познания.

Познавательный интерес побуждает человека к активному поиску изменения окружающей действительности посредством деятельности, усложнения ее целей, поиска новых способов, внесение в них творческого начала. Также он активирует все психические процессы человека, на высоком уровне его развития

Спецификой познавательного интереса является его особенность активизировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало находится в каждой из них. Например, человек в труде использует предметы, инструменты, материалы, он нуждается в познании их качеств и свойств, в изучении научных способов современного производства, в знании технологии разных производств. Каждый вид деятельности человека имеет в себе познавательное начало, творческие поисковые процессы, которые способствуют изменению действительности. Всякую деятельность одухотворенный познавательным интересом человек, осуществляет более эффективно, с наибольшим пристрастием

В процессе жизнедеятельности человека формируется важное образование личности - познавательный, который складывается в социальных условиях его существования и ни в коем случае не является неотъемлемо присущим человеку от рождения.

Роль познавательного интереса в жизни конкретного человека трудно оценить. Интерес является самым энергичным стимулятором деятельности, реальных творческих, предметных, учебных действий и жизнедеятельности в целом.

Итак, познавательный интерес — это общий феномен интереса, выступающий как интегральное образование личности. Он как имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.

В общности объективного и субъективного в интересе отражается диалектика сформированности, развития и углубления интереса. Интерес развивается и формируется в деятельности, в связи с чем, влияние на него проявляют не единичные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность - характер, результат, процесс. Интерес — это «сплав» различных психических процессов, которые образуют определенный тонус деятельности, особые состояния личности, а именно: желание погрузиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, получить удовольствие от процесса учения, переживать неудачи и иметь волевые устремления к их преодолению

По мнению отечественных педагогов и психологов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство — это элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная только внешними, как правило, неожиданными обстоятельствами, которые привлекли внимание личности. Эта ориентировка связанна с новизной ситуации, при этом иногда не имеет особой значимости. На данной стадии ребенок ограничивается только связанной с занимательностью определенного предмета, определенной ситуации ориентировкой. Любопытство ещё не означает подлинное стремление к познанию чего – либо, однако, занимательность как фактор проявления познавательного интереса может послужить ему первоначальным толчком

Любознательность определяется желанием ребенка проникнуть за границы увиденного и узнанного им. Это ценное состояние личности, когда обнаруживаются более глубокие выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворённости своей деятельностью. Сущность этого явления интереса как активного мировоззрения личности заключается в появлении загадок и их разгадке. Любознательность должна формироваться и развиваться не только во время школьных занятий, но и в самом труде, когда школьник отрешён от обыденного исполнения деятельности и пассивного запоминания. Любознательные личности не безразличны к окружаемому миру, они постоянно находятся в поиске. Любознательность же, становится устойчивой чертой личности, имеет огромную ценность в развитии человека

Когда любознательный ребенок начинает тратить свое свободное время на предмет познавательного интереса, проявляется новая стадия - познавательный интерес, который принято характеризовать познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, где важную роль играют познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в значимые для нее отношения, связи и закономерности познания. Данная стадия определяется постепенно растущей познавательной деятельностью ребенка, поиском интересующей его информации

Последней ступенью познавательного интереса, условно принято считать теоретический интерес. Он напрямую связан и со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов и проблем изучаемого предмета, и с использованием их как способа познания. Данная стадия активного влияния человека на переустройство окружающего мира, непосредственно связана с мировоззрением личности, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Таким образом, теоретический интерес характеризует как познавательное начало в структуре личности, так и человека - деятеля, субъекта, личность.

В жизнедеятельности ребенка, перечисленные стадии познавательного интереса выражают сложные взаимосвязи и сочетания. Следует отметить, что в познавательном интересе случаются иногда и рецидивы, связанные со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство перетекает в любознательность.

В современных условиях обучения, познавательный интерес проявляется в расположении школьника к познавательной деятельности какого-либо учебного предмета и к учению в частности.

 

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников

Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Вопрос формирования познавательного интереса младших школьников всегда остается актуальным и подробно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Стоит обратить внимание на то, что в мотивах учения младших школьников в последние время произошли весомые изменения. Это связано также и с тем, что другими стали и школы и ученики. Вместе с тем, современная педагогическая наука располагает наибольшим количеством приемов активизации познавательной деятельности школьников, чем, например, несколько десятилетий назад, это проявляется и в появлении новых способов и методов формирования и развития познавательного интереса, технологический прогресс приходит на помощь педагогике

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального аспектов в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным». С данной целью учителя наполняют свою деятельность приемами, которые пробуждают прямой интерес школьника. Педагоги применяют разные занимательно - познавательные приемы: сюжетно-ролевые игры, шарады, задачи на сообразительность, ребусы, мини-викторины, занимательные ситуации. В настоящее время педагогическая наука владеет большими запасами, использование которых в практической деятельности способствует успешному решению целей обучения и воспитания младших школьников

Методы формирования устойчивых познавательных интересов, выработанные многолетней практикой педагогов многообразны. Выделим следующие из них:

- применение нетрадиционных форм обучения;

- формирование положительного микроклимата в классе;

- тактичность учителя и педагогическое мастерство;

- отношение учителя к преподаваемому предмету, к своим ученикам;

- формирование ситуации успеха;

- соревнование, соперничество;

- новизна учебного материала;

- взаимосвязь знаний с судьбами ученых, их открывших;

- историзм;

- изображение практического использования знаний в тесной связи с жизненными планами учеников;

- проблемное обучение;

- эвристическое обучение;

- обучение с поддержкой компьютерных технологий;

- использование игровых форм и другие

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет охарактеризовать интерес как многогранное психическое образование со свойственными ему чертами: единством эмоциональных, интеллектуальных и волевых компонентов, избирательной направленностью. Так же сложная структура свойственна и разновидности интереса — познавательному интересу.

Сформированность познавательного интереса у младших школьников проявляется в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания, из-за чего некоторые ученые считают внимание интересом; но не стоит путать эти понятия. Внимание — лишь механизм выражения ситуативного интереса. Переход интереса с одной ступени своего развития на другую не является исчезновением предыдущих стадий, они остаются и функционируют также как и вновь появившиеся формы

К формированию интереса также можно причислить и такие случаи, как ситуации преобразования познавательного интереса в учебный интерес. В.Н.Мясищев изучил особенности учебного интереса, которые отличают его от иных видов познавательного интереса. Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с первого класса. Лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей начинает формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении новых знаний.

На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, которые связанны с подлинно ответственным отношением к школьным урокам. Преподаватель должен воспитывать такие мотивы учения, обязан добиваться осознания учениками общественного значения учебного труда. Ускорять этот процесс не стоит, пока для него не созданы соответствующие условия.

Процесс формирования познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению новых знаний непосредственно связан с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений.

В наше время отмечают разнообразие понятия познавательный интерес многие ученые, в их числе Б.И.Додонов и Л.И.Божович, которые посвятили ему как психологическому феномену отдельные главы в своих трудах. Так, Б.И.Додонов отмечает в своей монографии, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, а другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Л.И.Божович, в свою очередь, обращает наше внимание на то, что интерес предстает то, как мимолетное состояние, то, как свойство личности и его проявление в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. В то же время, ученый предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе скрываются не предрассудки исследователей, а «схватывание» каждым из них отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями иных образований психики. Интерес является постоянным побудителем механизма познания.

Проблема формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста не имеет определенного решения, так как является многофакторной. Т.И.Шамова утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников оказывает влияние содержание изучаемого материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы, материальная база школы и, наконец, личность преподавателя.

 

 

Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках технологии

Существуют несколько подходов к определению понятия «педагогические условия», направленные на решение проблем, которые возникают при осуществлении целостного педагогического процесса. В. И. Андреев выделяет педагогические условия как объединение мер педагогического влияния и возможностей материальной пространственной среды, определяет как комплекс мероприятий, включающих содержание, методы, организационные формы обучения и воспитания. А. Я. Найн определяет это понятие как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально- пространственной среды, которые направленны на решение поставленных задач. Как рассматривает Н. М. Яковлева понятие педагогические условия – объединение объективных возможностей педагогического процесса. Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева считает схожими педагогические условия с выстраиванием педагогической системы, выступающими как компонент педагогической системы, отражающая в рассматриваемой совокупности:

а) внутренних элементов, которые обеспечивают развитие личного аспекта субъектов образовательного процесса;

б) внешних, содействующих реализации процессуального момента системы элементов, обеспечивающие эффективные функционирующие и дальнейшие изменения, можно сказать составляющих педагогическую систему, в качестве которых выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимодействий между педагогами и школьниками.

Исследовательская работа детей младшего школьного возраста стоит на этапе развития, и это говорит о ее особенностях: присоединение ребенка, обучающегося в младших классах начальной школы в исследовательскую деятельность, находится на познавательном интересе, чаще всего присущем данной возрастной категории детей исследовательской деятельности, огромное место в организации исследовательской деятельности имеет и детское исследование, и специальный комплекс упражнений по формированию нужных умений; формирующиеся в ходе исследовательской активности умения, которые в исследовании являются неотъемлемыми частью общих учебных умений, нужным школьникам для продуктивной учебной деятельности.

Кроме ученика и педагога субъектом деятельности играют родители, без их поддержки и помощи занятия школьников исследовательской деятельностью значительно ухудшаются.

Исследование не должно быть скучным, оно должно быть интересное и значимое для ребенка, нужное для его личностного роста. Такой подход как индивидуальный помогает учитывать способность, возможность, интерес, быстроту всех школьников индивидуально, корректировать все желания взрослых помощь, которую они оказывает в ходе учебных исследований. Мoтивированность исследовательской деятельности школьников используется за счет создания ситуаций практической и интеллектуальной трудности в урочной и внеурочной деятельности, актуализации потребности в новейших знаниях, в увеличении круга интересов учеников, сообщения им информации об исследовательской деятельности и ее роли для человека. Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможность в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, усвоить ценность исследовательской деятельности. Заинтересованность в научно-исследовательской деятельности начинается прежде всего с мотивации. Так как на этой уровне каждый учащийся будущей исследовательской работы может увидеть позитивные сдвиги.

 

Деятельность педагога, который реализует позицию организатора учебно-исследовательской деятельности:

Педагог должен владеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности;

должен уметь включаться в сотрудничество и сотворчество;

должен обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, который соответствует возрасту и интересам детей;

создавать творческую образовательную среду при помощи организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.

 

Целенаправленность и систематичность. Вся работа по формированию исследовательских умений может проходить в классе непрерывно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков для того чтобы формировались умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Творческая среда. Педагог обязан способствовать созданию творческой среды, поддерживать заинтересованность к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из главных задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Главное, чтобы дети не боялись ошибиться, уходить от негативных оценок. Задача педагога – ни в коем случае не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а

напротив поддерживать

, направлять их. Нельзя говорить такие высказывания как: «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не так»

— они отбивают желание работать, двигаться дальше. Каждому учащемуся нужно дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творческий, работоспособный учитель, который стремится к созданию творческой рабочей обстановки.

Он должен обладать определёнными знаниями умениями навыками и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и педагог (провести именно это исследование). Если выбранная тема не будут

интересны

хотя бы одной из двух взаимных сторон, исследования не произойдет.

Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у учащегося уже должны быть сформированы определённые знания, умения, навыки.

Проявление

креативности

в учебно-исследовательской деятельности учащихся учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

Степень проявления самостоятельности. Главной чертой младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Чаще всего, предмет детского исследования лежит в социальной среде развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако когда он овладевает умениями исследовательской деятельности, участие

взрослых в его работе уменьшается, а позиция учителя изменяется от руководителя к организато

ру, помощнику, консультанту

.

 

Перечисленные педагогические условия реализуются на уроках технологии таким образом, чтобы каждое условие соблюдалось и не затрудняло процесс исследования. При соблюдении первых трех условий уже можно добиться положительный результат исследования. Важно обеспечение учителем целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. В.И. Андреев считает что, главное место в этом отдается технологии организации исследовательской активности, благодаря чему планируются исследовательские уроки с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения. Анализируя проблемы исследовательских знаний учеников

Во время изучения данной проблемы мы смогли выделить пять групп исследовательских умений детей младшего школьного возраста:

Умение организовывать собственную работу (организационное);

Умение и знание, которые связанно с исполнением исследовательской деятельности (поисковое);

Умение исследовать любую информацию, (информационное);

Умение оформить и представить итог своей работы;

Умение, которые связанны с проведением анализа своей деятельности и с оценочн

ой деятельностью (оценочное)

.

Итак, исследовательские знания младших школьников мы определяем как умственные и практические умения, которые связаны с выбором самим учеником и применением способов и методов исследования на доступном учащимся материале, соответствующие ходу учебного исследования. Исследовательская работа выполняется в определенной последовательности. Порядок выполнения состоит из семи этапов:

Формулирование темы;

Формулирование цели и задач исследования;

Теоретические исследования;

Экспериментальные исследования;

Анализ и оформление научных исследований;

Внедрение и эффективность научных исследований;

Публичное представление работ

наразног

о

рода

конференциях

, чтения

.

Основным моментом формулирования темы является решение проблемы выбора. Обычно, в исследовательской работе некоторая часть времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. Некоторая часть времени уходит на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И еще часть времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и найти как можно больше информации о предмете при помощи различных методов, например, знакомства с литературой либо обсуждения темы с разными специалистами. Каждое исследование должно начинаться с полного изучения вопроса по литературным, опросным или любым другим данным. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие каких-либо противоречий либо отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к конструктивному получению новых знаний. Успех любой работы сначала зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, вопрос должен четко выделен, на который можно получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач исследования – так же довольно  сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный. План работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Ясно, что истину дают не предположения, а точно выбранные факты и их объяснения, так как очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. После постановки цели и задач и выбора методов исследования, педагог дает возможность учащемуся план исследования с приблизительным указанием временных промежутков. Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Данные факты могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Это требует большой самоотдачи от ученика, как временной, так и интеллектуальной и организаторской. Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил: Записи наблюдений должны делаться в специальных дневниках для наблюдений безотлагательно, память в этом случае не подходит. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более качественного исследования в лабораторных условиях. В последнее время в этом вопросе стало намного легче, так как развеются фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображения. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми. Например, при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены похожие итоги. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и проверке. И если результаты несколько не похожи, нужно оценить их с помощью методов статистики. Полученные итоги должны быть однозначными и не давать возможности разного толкования. Результаты любой работы зависят от количества проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Вследствие этого при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести похожих измерений, наблюдений и т.п. и какими способами обработать первичные данные. Исследовательская деятельность затрачивает много физических и моральных сил, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. При разработке той или иной темы ученики в большей степени увеличивают свой кругозор, совершенствуют такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Данная работа в большей степени влияет на развитие речи, мышления, памяти детей. Только написать исследование – этого мало, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления. Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей детей, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют увеличить кругозор и учащегося, и руководителя. Следующий этап работы – анализ и оформление научных исследований. Итоги ориентируются с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ведь верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до их завершения, доводить любое начатое дело к логическому завершению. Таким образом, педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках технологии включает:

— использование адекватных методов обучения;

— доступность форм и методов проводимых исследований;

— соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

-актуализацию потребности в новых знаниях;

-использование творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения;

-создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности;

- желание и умения ученика проводить исследование.

Большую роль играет целенаправленность и систематичность исследовательской деятельности, степень проявления самостоятельности и личность педагога.

Исследовательская деятельность младших школьников это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мoтивированностью и сознательностью. К умениям, необходимым при решении исследовательских задач относятся: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности;

формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью

o

бщеучебных

умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

На формирование исследовательских умений влияет такие педагогические условия как: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, мoтивированность, деятельность педагога, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, проявление самостоятельности. Так же активность родителей играет огромную роль в формировании исследовательской деятельности младших школьников

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×