Исследовательская работа на тему «Добрая лира Кристины Стрельниковой». | Сайфутдинова Зульфия Раисовна. Работа №224605
Автор: Сайфутдинова Зульфия Раисовна
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что все, кто любит книгу и чтение, кто хотел пообщаться с настоящим и очень интересным детским писателем, не упустили бы такую возможность. Данный материал необходим для расширения представления о поэтах и писателях родного края и будет использован на уроках литературы. Знакомство с талантливым мастером художественного слова Кристиной Стрельниковой и обусловило актуальность данной работы. Объект исследования – творчество Кристины Стрельниковой
Цель – прививать любовь к своему родному краю, определить значение творчества Кристины Стрельниковой, детского писателя Башкортостана, и выявить проявляется ли специфика детской поэзии в творчестве детей, читателей. В соответствии с поставленной целью в исследовании были определены следующие задачи:
- воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, знание жизни и творчества поэтов Башкортостана, привитие любви к чтению, к творчеству-созданию своих работ (стихов, рассказов, сочинений): - изучить и проанализировать творчество детского поэта Кристины Стрельниковой;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей с. Толбазы Муниципального района Аургазинский район РБ
Исследовательская работа на тему
«Добрая лира Кристины Стрельниковой».
АвторАмирханова ЭлинаИрековна
учащаяся 6б класса
МБОУ Лицей с. Толбазы
Руководитель СайфутдиноваЗульфияРаисовна
учитель русского языка и литературы
с. Толбазы 2019 г
Оглавление:
I.Введение………………………………………………………………. … 3-6
II. Жизнь и творчество Стрельниковой Кристины Ивановны………………………………… 6-11
2.1. Как я узнала о К.Стрельниковой…………………………………… . 6-7
2.2. Биография Стрельниковой Кристины Ивановны…………………… 7
2.3. Начало творческого пути К. Стрельниковой……………………….. 8-9
2.4. Произведения молодой современной башкирской писательницы… 9-10
2.5. Отзывы о творчестве К. Стрельниковой……………………………… 10-11
III. Добрая лира Кристины Стрельниковой…………………………… 11-17
3.1. Почему наша работа называется «Добрая лира Кристины Стрельниковой»?.......................................................................................... 11-12
3.2. Анализ стихотворений Кристины Стрельниковой……… ………….. 12-16
3.3. Моё решение ………………………………………………………….. 16-17
IV. Заключение………………………………………………………………. 18
V. Литература……………………………………………………………….. 19
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди пишут стихи, рассказы, повести, романы…? Я задумалась над этим вопросом, когда была совсем маленькой. Мне всегда было интересно, почему, взяв книгу стихотворений или произведений С.Я. Маршака, А. Барто, навсегда остаются в памяти строчки: « Сорока - воровка кашу варила, деток кормила..», «Ты один не умывался и грязнулею остался,…».
Желание узнать, как создаются стихи и произведения, появилось у меня с тех пор, как я стала строчкой за строчкой заучивать четверостишия. В начальных классах я начала изучать правила стихосложения. Постепенно узнавала о ритме, размере, рифме, художественных средствах языка. Я фантазировала, мечтала создавать свои стихотворения, рассказы и у меня вроде бы получается неплохо. Конечно же, нужно учиться любому делу, которому ты хочешь посвятить свою жизнь, чтобы приносить пользу своей семье, людям, Родине. Я знаю многих известных современных детских писателей и поэтов и их произведения, которые читала, которыми восхищалась. Это А.Л. Барто, С.Я. Маршака, Б.В. Заходера , М. Яснова, Т. Собакина, А. Усачева и др. В этом году я познакомилась с современными башкирскими детскими поэтами и писателями (К. Стрельниковой, Д.Ибрагимавой, С. Горбуновым, И. Тимерзановым, А. Баймухаметов). Особое впечатление на меня произвели произведения Кристины Стрельниковой. Я читала, зачитывалась её стихами и произведениями и решила написать исследовательскую работу на тему: «Добрая лира Кристины Стрельниковой» для того, чтобы познакомить детей и взрослых с башкирским детским писателем и её творчеством. Возможно, прочитав её весёлые, юмористические, забавные стихи, юным читателям, как и мне, захочется создавать свои стихи, произведения искусства.
Послушайте стихотворение
«Мобильная страшилка»
В тёмном-претёмном кармане лежат
Просто мобильник, айфон и айпад.
Их отобрали навек – до звонка! –
Страшная участь для ученика!
Как же без них весь урок пережить?
Даже задачки теперь не решить!
Не написать никому смс…
Разве для школьника это не стресс?
Ни поиграть, ни залезть в Интернет…
Ужас! В учителе жалости нет!
Тянутся руки, пальцы дрожат:
«Дайте хотя бы на кнопку нажать!»
Это жестоко! Верните назад
Просто мобильник, айфон и айпад!
( - У вас на лице появилась улыбка?! Прочитав в классе стихотворение «Мобильник», учащиеся были в восторге, они поняли, что это шуточное произведение. – Вы, учителя, наверное, поймёте своих мобайфонпадов. Мобайфонпады – это моё новое слово, которое я «слепила», прочитав стихотворение «Мобильная страшилка»).
«С мобайфонпадами, ВЫ, справитесь?»
- Мобайфонпадов принять. Простить, понять нельзя? Как вы думаете, учителя? Верните, верните, верните назад Просто мобильник, айфон и айпад! Пусть руки и пальцы у нас не дрожат, Дайте хотя бы на кнопку нажать. Пусть стресса не будет у вас никогда! Страшилка мобильная вам нестрашна? И это беда для вас небеда. С мобайфонпадами ВЫ справитесь?
- (Учителя хором) «ДА!»
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что все, кто любит книгу и чтение, кто хотел пообщаться с настоящим и очень интересным детским писателем, не упустили бы такую возможность. Данный материал необходим для расширения представления о поэтах и писателях родного края и будет использован на уроках литературы. Знакомство с талантливым мастером художественного слова Кристиной Стрельниковой и обусловило актуальность данной работы. Объект исследования – творчество Кристины Стрельниковой
Цель – прививать любовь к своему родному краю, определить значение творчества Кристины Стрельниковой, детского писателя Башкортостана, и выявить проявляется ли специфика детской поэзии в творчестве детей, читателей. В соответствии с поставленной целью в исследовании были определены следующие задачи:
- воспитание у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, знание жизни и творчества поэтов Башкортостана, привитие любви к чтению, к творчеству-созданию своих работ (стихов, рассказов, сочинений): - изучить и проанализировать творчество детского поэта Кристины Стрельниковой;
- сравнить стихи К. Стрельниковой с моими стихами;
- выявить влияние творчества К.Стрельниковой на детей, которые хотят создавать свои произведения;
Практическая значимость работы – данная работа может быть интересна детям, преподавателям в школах; обучающимся и широкому кругу читателей.
Гипотеза – творчество башкирского детского поэта XXI века индивидуально, оно положительно влияет на детей, вызывает интерес к творчеству-созданию своих работ (стихов, рассказов, сочинений):
Методы исследования:
исследование статей, монографий, очерков;
анализ творчества поэта.
II.Жизнь и творчество Стрельниковой Кристины Ивановны
2.1. Как я узнала о К.Стрельниковой.
Я знаю многих известных детских писателей и поэтов. Но меня заинтересовал вопрос: «Есть ли в Башкортостане современные детские писатели и поэты?»
На этот вопрос я нашла ответ в статье «Детская литература в России: Республика Башкортостана» Анны Герус, книжного обозревателя «Наши дети», опубликованной 12.10. 2017 года. В статье наряду с известными детскими писателями Башкортостана такими как, Аксаков Сергей Тимофеевич, Гариф Муртазич Гумеров, Фаузия Абдулловна Рахимгулова, Михаил Яковлевич Воловик, Сафуан Алибай (Сафуан Афтахович Алибаев), Асхаль Ахмат-Хужа (Асхаль Абутолипович Ахметкужин) есть имена современных башкирских авторов Тимерханова Илдуса Хамитовича, Светланы Юрьевны Войтюк, Кристины Ивановны Стрельниковой, Диана Ибрагимовой, Екатерина Горбуновой. (Приложение 1- статья Анны Герус). В статье была сказано, что К.Стрельникова - поэт, автор более пятидесяти книг для детей.
2.2.Биография Стрельниковой Кристины Ивановны
Я узнала о ней, что она родилась в г. Уфе, 24 октября в 1976 году. С детства отдавала предпочтение искусству: музыке, живописи, поэзии. Кристина Ивановна окончила художественное училище. Несколько лет преподавала изобразительное искусство и историю живописи для детей. Участвовала в фестивалях авторской песни. Жизненные обстоятельства сложились так, что полностью посвятить себя творчеству у неё не получалось. Она вынуждена была подумать о получении высшего юридического образования. К творчеству её вернули дети. Стихи и сказки для детей она начала писать в 2008 году. Публиковалась в журналах "Костѐр", "Кукумбер", "Миша", в газетах "Истоки", "Школьник".Кристина Стрельникова призер литературно-педагогического конкурса "Добрая Лира", литературных конкурсов и премий: "Золотое перо Руси", "Конкурс им. А.Н. Толстого", "Литературная Вена" и др. Она участник семинаров "Молодые писатели вокруг Детгиза", форума детских писателей в Липках, финалист Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина,член Товарищества детских и юношеских писателей России.
Кристина Стрельникова - поэт, автор более пятидесяти книг для детей ("Великолепный Веня Венчиков", "Вот и хорошо", "Мои друзья игрушки" и др.)
2.3. Начало творческого пути Кристины Стрельниковой
Так начиналась её творческая деятельность. Из воспоминаний К. Стрельниковой: «Моё сознательное книжное детство началось между высокими железными стеллажами с книгами и учебниками. Моя мама работала в книжной библиотеке. Сейчас я понимаю, что библиотека была маленькая, и далеко не богатая. Но всё же, именно там, видимо, и началось: тяга, жажда, чувство чего-то таинственного и скрытого. В общем, любовь к книгам. Желание встречаться с ними каждый день и вдыхать их аромат…
...И в детстве, и сейчас, прочитав какую-нибудь книгу, которая мне особенно понравилась, я начинаю интересоваться автором. Чем он занимался, что он ел, была ли у него собака, а главное – как он учился в школе? Меня очень успокаивало, если автор не слишком хорошо учился и был в детстве (ну хоть немножко!) хулиганом или шалуном. И неважно, стал ли он в будущем профессором математики, доктором, литературоведом, учителем или политиком.
Ведь это даёт нам большие шансы, несмотря на наши маленькие недостатки, правда?
А в детстве, в перерывах между уроками, неплохо быть просто фантазёром и мечтателем».
Три книги, повлиявшие на жизнь и творчество К.Стрельниковой :
1.Кристина Нёстлингер «Долой огуречного короля» перевод сотворил Павел Фенкель. Иллюстрации М.Скобелева, издательство "Детская литература", 1976 год.
2. Жак Превер «Песня для Вас», издательство "Детская литература", 1988 год,.
3.Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница», издательство "Детская литература" 1983 год
(Приложение 2.О 3-х книгах, повлиявших на творчество К.Стрельниковой)
« Первый поэтический опыт Кристины Стрельниковой был не самым удачным. Маститый писатель, которому она показала свои работы, был категоричен: “Не пишите! Поищите себя в чём-нибудь ещё”. Другой бы на её месте непременно повесил нос. Но она через год явилась к тому же, суровому дяденьке, и он не мог поверить, что совсем недавно советовал ей и не помышлять о ремесле детского писателя». (отрывок из статьи)
2.4. Произведения молодой современной башкирской писательницы
Кристина Стрельникова написала около 50 книг. Каждая книга проиллюстрирована рисунками художников, несмотря на то, что у неё много книг, они неповторимые, красивые и смешные.Познакомьтесь с некоторыми из них:
1. «Если ты разбудишь маму»- в книги весёлая история с красочными иллюстрациями. Для чтения взрослыми детям.
2. «Вот и хорошо!» - весёлый сборник озорных рассказов
3. «Летала собака» - сборник стихов для младшего и подросткового возраста. Художник Глеб Голубев.
4. «Великолепный Веня Венчиков» - рассказы. Художник Блинова Елена
5. «Тётя Шляпа. Охота на Тамаранду» - повесть для детей. 6. «Лето без берета» - сборник стихов.
Стихи и сказки Кристина Ивановна Стрельникова для детей начала писать в 2008 году, также она пишет сказочные истории и рассказы. В её историях и рассказах много весёлого безобидного абсурда, но иногда даже полезного.
Все её книги проиллюстрированы художниками. Рисунки яркие необычные, названия книг привлекают читателей, и он, читатель, получает необъяснимое удовольствие и хорошее настроение. Стихи легко читаются и хорошо заучиваются. Они вызывают у читателей радость, смех. Это стихи-удивлялки, стихи-размышлялки, стихи - перепутаницы. В её стихах истории, происходящие с маленькими читателями каждый день. С юмором показывает она, какие есть выходы из самых необычных ситуаций.
2.5. Отзывы о творчестве К. Стрельниковой:
1.Про многие её стихи можно сказать, что это новый Самуил Яковлевич Маршак.
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/show/1680382/
2.Бесподобно, очаровательно, замечательные стихи. Они мелодичные, не - глупые, с юмором. В будущем, наверное, будут классикой для детей, наравне с Маршаком, Синявским, Чуковским. Я в восторге! Очень приятно, что в наше время есть такие дарования....
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/show/1574283/ (Ерофеева Любовь)
3. Очень классные стихи. Кристина умница. (Мария Иванова).
4.В первый раз вижу современные стихи для детей, где есть и мобильник и Кока-кола, и чипсы и Гарри Потер. Наверное, именно так надо писать стихи для детей сегодняшнего дня, они их воспримут, и с удовольствием будут учить. Очень задорно, с фантазией, свежо и нет подражания другим авторам, Здорово! (Ирина Митрофанова).
5. Какая искрящаяся детская поэзия!!! Легкость, остроумие, интересные оригинальные мысли, напевность и ритмичность. С какой радостью я купила бы такую книгу сыну. Неизбито, свежо, радостно! (Марта Валлерс).
6. Стихотворение «Когда» захватило своей фантазией, образность, образность, образность, так и просится в мультик, или отдельную книжку. (Василий).
7. Михаил Яснов: «Очень хорошее имя – Кристина Стрельникова, если будут попадаться её произведения, увидите: она просто потрясающая».
III. «Добрая лира Кристины Стрельниковой»
3.1. Почему наша работа называется «Добрая лира Кристины Стрельниковой»?
Во-первых, узнав о замечательной детской писательнице, я перечитала всю литературу о ней и многие её произведения. К сожалению, в нашей школьной библиотеке не нашлось ни одной её книги, а в районной - только одна единственная «Летала собака». В настоящее время её книги печатаются и издаются.
Во-вторых, я узнала, что она часто встречается с детьми, знакомит их со своими книгами, проводит с ними занятия. А они к её произведениям рисуют рисунки, даже создают мультипликационные фильмы. На стихотворение «Летала собака» создала свой мультфильм Кира Фирцева (Студия «Мультик»ЦРБ г.Асбест), (Приложение 3.Мультипликационный фильм)
В-третьих, я с ней познакомилась и переписывалась в контакте. Я ей отправила свои стихотворения, и она мне порекомендовала:
Кристина Стрельникова вдохновляет меня и многих детей на творчество, именно поэтому я назвала исследовательскую работу «Добрая лира Кристины Стрельниковой»? Я решила проанализировать её стихотворения и узнать, что же необычное в обычных её стихах.
3.2. Анализ стихотворений К. Стрельниковой
К. И. Стрельникова сочиняет стихотворения для детей всех возрастов. Я проанализировала 3 стихотворения из книги «Летала собака». В сборник вошли стихи: «Летала собака», «Снежинка», «Бегемот», «Мобильник», «Книгоглататель», «Зимний гость» и др. (Всего в сборнике 91 стихотворений)
Зимний гость
Как-то сидел я, смотрел боевик.
В дверь постучали.
- Кто там?
- Снеговик…
Гость у порога топтался неловко.
Нос – как положено – красной морковкой.
Я поморгал, сосчитал до пяти
И предложил незнакомцу войти.
Я ему вежливо: - Может быть, чаю?
Он: - «Кока-колу» предпочитаю.
Снял он ведро и на гвоздик повесил,
Плюхнулся на пол, подальше от кресел.
Весело чипсами он похрустел,
Колу допил, боевик досмотрел.
- Благодарю за обед и кино,
Ждёт-дожидается мама давно.
Скрипнули петли железных дверей,
В окна я глянул: а там, во дворе,
-Снежную бабу в рябиновых клипсах
Он угощает остатками чипсов.
Надо бы «Колы» побольше купить -
Вдруг они с мамой придут погостить
( Это стихотворение шуточное, оно о том, как в гости к мальчику приходил зимний гость – снеговик. Лирические герои положительные, они вежливые. Стихотворение состоит из одного четверостишия и девять двустиший, автор использует парную рифму, вопросно-ответную форму. Вопрос-ответ включается в монолог и заканчивается стихотворение выводом:
Надо бы «Колы» побольше купить -
Вдруг они с мамой придут погостить
Автор в игровой форме хочет рассказать читателю-ребёнку об окружающем мире.
Он использует в стихотворении художественный троп – олицетворение.
Книгоглотатель
Я очень начитан. Читаю, читаю…
Мне все говорят, что я книги глотаю.
Когда-то глотал я коньков с горбунками,
Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.
Шпиона в шпинате, вампира в томате,
Принцессу в сиропе и в сахарной вате,
И трёх мушкетёров с оружием вместе,
И острых драконов в мифическом тесте.
И Робина Гуда попробовал с луком.
Вот только никак не грызётся наука!
То сахара мне не хватает, то соли.
Вареньем намазать учебники, что ли?
Это шуточное стихотворение о мальчике, который любит читать книжки, но не любит учиться. Стихотворение состоит из 12 строк. Автор использует парную (смежную) рифму, оно благозвучно благодаря точной рифме (читаю-глатаю, горбунками-очками, томата-вате…), 9 и 10 строка нерифмованные, но они не сбивают с ритма. Стихотворение написано трёхсложным размером, он использует в нём окказионализм – это название стихотворения.
«Мобильная страшилка»
В тёмном-претёмном кармане лежат
Просто мобильник, айфон и айпад.
Их отобрали навек – до звонка! –
Страшная участь для ученика!
Как же без них весь урок пережить?
Даже задачки теперь не решить!
Не написать никому смс…
Разве для школьника это не стресс?
Ни поиграть, ни залезть в Интернет…
Ужас! В учителе жалости нет!
Тянутся руки, пальцы дрожат:
«Дайте хотя бы на кнопку нажать!»
Это жестоко! Верните назад
Просто мобильник, айфон и айпад!
Стихотворение «Мобильная страшилка» на современную тему о том, как ученики не могут оторваться от мобильников, айфонов и айпадов. Оно состоит из 14 строчек, автор использует ответно-вопросную форму и парную (параллельную) рифму. Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Оно, несмотря на название, смешное и вызывает у читателя радость, смех.
Анализируя её стихотворения, я пришла к выводу, что стихи Кристины Стрельниковой написаны в лучших традициях детской литературы. Автор всегда присутствует рядом с ребёнком, задаёт ему вопросы, на которые быстро находит ответы. Каждое стихотворение автора – это маленький праздник для детей.
3.3. Моё решение
Я сравнила стихотворение К. Стрельниковой
«Снежинка» Снежинка летала, Снежинка споткнулась, Снежинка со мною Случайно столкнулась. Она по щеке моей Тихо скатилась, И я обожглась, А она прослезилась.
со своим стихотворением
« Лёд»
Лёд красивый и блестящий. Ярким красочным огнём Он всех танцами встречает, Провожает с синяком.
и увидела сходство. Стихотворения весёлые и смешные, они о зиме, о вопросах, на которые дети сами находят ответы.
У К. Стрельниковой много стихотворений о животных, например «Корова», «Летала собака», «Бегемот» и др.
А вот мои стихотворения о животных
Телёнок
У коровы есть телёнок, Он совсем ещё ребёнок. Очень любит травку кушать И, конечно, сказки слушать.
Сыч и сычонок
Сыч и сычонок - Отец и ребёнок. Они любят кушать мышек, И боятся они ребятишек
Темы моих маленьких стихотворений схожи с её темами. Это шуточные стихи о животных, о детях.
Проанализировав её стихотворения, я их сравнила со своими стихотворениями и решила продолжать заниматься пробой пера. В будущем я хотела бы связать свою жизнь с творчеством, поэтому уже сейчас Она с юмором показывает, какие истории происходят с детьми и даже с взрослыми.
IV. Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать вывод: стихотворения К. Стрельниковой интересные, смешные, остроумные, развлекательные с весёлыми абсурдными сюжетами, приёмами словотворчества. Эти приёмы развлекают слушающего и читающего ребёнка и побуждают его самого к словотворчеству и одновременно развивают у него чуткость к слову, интерес к родному языку.
Её творчество выполняет роль доброго волшебника, пробуждает в душах читателей самые теплые, самые лучшие и самые искренние чувства. У неё много стихотворений, где главными действующими лицам являются - дети, животные. Прочитав её произведения, ты не только удивляешься мастерству художника слова, но и сам получаешь от чтения массу удовольствия, становишься настоящим фантазёром.
Добрая лира Кристины Стрельниковой побуждает ребят к творчеству. Она положительно влияет на читателя, и он позитивно относится к жизни, потому что её лира весёлая, развлекательная, смешная, остроумная, поучительная, познавательная.
V. Литература
1.Яснов М.Д. Путешествие в Чудетство. М., 2015.
2.Кристина Стрельникова: разглядеть необыкновенное и улыбнуться!
Автор Татьяна Шпошина. Главный литературный редактор МТО ДА«Поэзия» 2016 г.
3. «Моё книжное детство» Кристина Стрельникова (14.04.2018 г.) Блог – Журнал «Чтение детям».
4. «Варенье из настроения» Стихи и сказки . Изд. «Литур». 2015 г.
5. «Летала собака» Кристина Стрельникова
6.Почему поэты – лучшие хранители тайн?
В гостях у “Ревизора” три современных поэта, которых стоит почитать детям: Светлана Сон, Кристина Стрельникова и Наталия Волкова
Автор: Алла Мироненко. Литература.Рецензии. 25.01.2017 г.
7.Современная российская поэзия для детей (на примере творчества М. Яснова, Т. Собакина, А. Усачева)
8. «Детская литература в Росии: Республика Башкортостан». Анна Герус- книжный обозреватель журнала «Наши дети» 12.1.2017 г.