Исследовательская работа на тему «Тема семьи в произведении М.Карима «Радость нашего дома» | Сайфутдинова Зульфия Раисовна. Работа №224610. Номер работы: №224610
Автор: Сайфутдинова Зульфия Раисовна
Цель работы изучить, как раскрывается тема семьи в произведении М.Карима «Радость нашего дома».
Задачи, формулируемые для достижения цели:
1. Оценить роль семьи в произведение М.Карима;
2. Проследить взаимосвязи в описании семьи в написанной картине с биографией автора.
Гипотеза: народный поэт в своей работе отразил пробраз семьи, в которой воспитывался сам, уделяя большое внимание ценностям башкирского народа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей с. Толбазы Муниципального района Аургазинский район РБ
Исследовательская работа на тему
«Тема семьи в произведении М.Карима «Радость нашего дома»
Автор Климина Ксения Вадимовна
учащаяся 6 в класса
МБОУ Лицей с. Толбазы
Руководитель Сайфутдинова Зульфия Раисовна
учитель русского языка и литературы
с. Толбазы 2018 г
Оглавление:
I.Введение………………………………………………………………… 3-4
II. Биография Мустая Карима. Роль семьи в творчестве…………. 4-6
2.1. Биография Мустая Карима ……………………………………. ... 4
2.2. Роль семьи в творчестве М.Карима…………………………………. 4-6
III. Анализ повести «Радость нашего дома»………………………. … 6-8
3.1. История создания повести………………………………………... … 6-7
3.2. Краткое содержание повести…………………………………….. …. 7-8
3.3. Любимый эпизод в повести …………………………………….. …. 8
IV. Образ семьи в произведении «Радость нашего дома»……… …. 8-10
V. Произведении «Радость нашего дома» продолжает жить в сердцах людей…………………………………………………………………….. 10-13
5.1. По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это просто жизнь, жизнь маленького общества, объединенного одной фамилией……………….. 11
5.2. Отзывы о произведении «Радость нашего дома»…………………… 12
5.3. В настоящее время повесть «Радость нашего дома» продолжает
свое развитие…………………………………………………………….. 13
VI . Заключение……………………………………………………........... 14
VII. Литература……………………………………………………… … 15-16
I.Введение
У англичан - Шекспир. У немцев - Гете.
У итальянцев - Данте. У русских - Пушкин.
У индийцев - Тагор. У китайцев - Конфуций.
У датчан Андерсен. У татар - Тукай.
У чувашей - Яков Ухсай
У башкир – Мустай Карим
Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви — Башкортостан.
«Людей роднит не язык и не богатство, людей роднит сердце»? – говорит дед Мансур. ( из произведения «Радость нашего дома»)
Актуальность темы моей исследовательской работы заключается в том, что работа посвящена 100-летию Башкортостана и году семьи. Ведь именно семья – это самое важное, что есть в мире. Почему я выбрала произведение Мустая Карима? Мустай Карим – известный Башкирский писатель. В этом году Мустаю К. исполнится 100 лет. Поэтому я решила исследовать повесть «Радость нашего дома». Она мне близка тем, что у меня тоже есть большая и дружная семья. У меня есть три младшие сестрёнки. Я забочусь и ухаживаю за ними.
Цель работы изучить, как раскрывается тема семьи в произведении М.Карима «Радость нашего дома».
Задачи, формулируемые для достижения цели:
1. Оценить роль семьи в произведение М.Карима;
2. Проследить взаимосвязи в описании семьи в написанной картине с биографией автора.
Гипотеза: народный поэт в своей работе отразил пробраз семьи, в которой воспитывался сам, уделяя большое внимание ценностям башкирского народа.
II. Биография Мустая Карима. Роль семьи в творчестве М.Карима
2.1. Биография Мустая Карима
МустайКарим - народный поэт Башкортостана. Его настоящее имя: Каримов Мустафа Сафич. Родился 20.10.1919г. недалеко от города Уфы в ауле Кляш и очень любил свою Родину. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые оставили в его памяти неизгладимые впечатления и послужили основой творчества.
Сложно представить, но свои первые стихи будущий поэт начал писать в шестом классе, то есть примерно в том возрасте, в котором я сейчас нахожусь. В 16 лет опубликовал первую поэтическую подборку. М. Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Наиболее известные сборники стихов и поэм: «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», а также повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты». Многие произведения МустаяКарима переведены на разные языки России и мира.
2.2. Роль семьи в творчестве М.Карима
Мировоззрение МустаяКарима формировалось под влиянием традиционного национального воспитания, при котором поведение и обычаи переходят от поколения к поколению. Основой нравственного воспитания М. Карима стали культурные нормы и ценности башкирского общества.
Мустай Карим родился в многодетной семье (из 12 детей) крестьянина-середняка. Как было распространено в татарских семьях, отец Мустафы (Сафа Кадырович) имел две жены: родную мать Мустафы (вторая жена отца) Вазифа Хафизовна и старшую мать Мустафы (неродная, первая жена отца) Минлеямал, которые вели совместное хозяйство, воспитывали сообща детей.
Большую роль в развитии личности Мустая Карима сыграли его Старшая Мать, Отец, Младшая Мать, Самый Старший брат Муртаза.
Женщина-мать сохраняла душевную теплоту и соблюдала народные обычаи и представления. Старшая Мать учила видеть доброту, ценить красоту природы и людей. Мудрой и размеренной Старшей Матери Мустай Карим противопоставляет другой тип женщины-матери: свою Младшую Мать, как человека деятельного и легкого на подъем. Говоря о Младшей Матери, М. Карим отмечал, что лишь несколько раз за всю жизнь высказала свои пожелания.
Велика была и роль отца в формировании М. Карима как мужчины: «Верхом на коне и больной джигит исцеляется», «Мужчина в дороге мужает» и т.д. Влияние Самого старшего брата Муртазы определялось в воспитании чести и достоинства, в развитии чувства собственного достоинства: «Он дух мой растил», «Ни разу не обидел он меня, не то, что ударить, даже словом не обругал. И главное — даже в малом не унизил меня», «А капля унижения, коли в детскую душу упадет, там и останется, там, словно зерно, пустит росток и потом заставит человека бить да обижать других».
Мустафа несмотря на все сложности, стал первым членом семьи, кто получил высшее образование. Для сравнения заметим, что из Каримовых и читать-то никто не умел кроме самого Мустафы и одного из его братьев.
В предисловии к сборнику стихов и поэм М. Карим признался: «Что за воротами нашего дома - большой мир, я это впервые узнал от моей матери. Она меня часто уводила в лес или в горы, пересказывала десятки сказок, загадывала сотни загадок. Все это мне очень нравилось».
Особенно яркие впечатления у М. Карима оставили семейные вечера: «Я особенно любил вечернюю трапезу, когда вся семья сидела на кошме вокруг огромной деревянной чаши. Это был не только ужин, а своего рода ежедневный семейный совет. Взрослые говорили о своих дневных трудах и заботах. Еще казалось, все они, даже отец при этом обращались к Старшей Матери, будто прося у нее совета и поддержки. Когда я стал взрослее, начал понимать, что Старшая Мать в доме имела большую нравственную власть, которая определялась не положением, а скорее всего ее человеческими качествами. Во время трапезы Старшая Мать обычно рассказывала о детях: кто сегодня отличился, какой хороший поступок совершил, какое доброе слово сказал или какую молитву выучил. О наших проступках и провинностях она никогда ничего не говорила».
Детство М. Карима ничем не отличалось от детских лет его сверстников. С шестнадцати лет он начинает самостоятельную студенческую жизнь. И с этого момента, главную роль в развитии его мировоззрения играет самовоспитание, базирующееся на нравственных ценностях, полученных в семье. Мустай Карим неоднократно говорил о том, что рос он в атмосфере доброй требовательности, и это не могло не сказаться на создании произведений для детей.
Через время Мустафа Каримов создал свою семью. На то, что его воспитанникам были привиты правильные ценности, в настоящее время указывает то, что ими (сыном Ильгизом Каримовым, дочерью Альфией Каримовой и внуком Тимербулатом Каримовым) в 2013 году был основан Фонд имени Мустая Карима, одна из основных задач которого - поддержка башкирского языка и литературы, а также памяти поэта.
III. Анализ повести «Радость нашего дома»
3.1. История создания повести
Повесть «Радость нашего дома» была написана в 1951 году и являлась первой повестью Мустая Карима. Это книга о судьбе детей, подружившихся в годы войны. Я думаю, что она учит читателей честности и справедливости.
Основой для произведения послужили события 1946 года, когда М. Карим лечился в санатории в Шафраново. На местном базарчике он часто встречал мальчика примерно семи лет, который прибегал из соседнего аула кушать и постоянно рассказывал о себе удивительные истории. Поэту запомнились его голос, жесты, манера разговора. Автор отмечает, что «есть некоторая доля умиротворенности и слащавости от голоса того мальчика». Он, голодный, оборванный, мечтающий о голубой рубашке, так сладко говорил обо всем. Мальчик запечатлелся во взбудораженном воображении поэта и «заставил» написать эту повесть.
3.2. Краткое содержание повести
Поэт отмечает, что в «Радости нашего дома» он старался смотреть на мир глазами детей и постичь его их воображением. Многие события в повести приукрашены, но это намеренно, поскольку дети никогда не жалуются на трудности: даже уродливые, хилые малыши играют в непобедимых богатырей, голодные оборванцы воображают, что они царевичи. Мустай Карим говорил, что взрослыми и детьми по-разному воспринимается действительность. Так, например, если бы голодные взрослые заметили, что кусок глины похож на ломтик хлеба, то это причинило бы им страдание. А голодные дети «пекут» хлеб из глины и в этом находят облегчение.
В книге рассказывается о жизни обычных ребят в маленьком ауле. Мама главного героя – Ямиля уезжает в город, а мальчик остается с бабушкой (Оло иней). Образ Оло инэй в этой повести является образом для подражания, идеалом. М.Карим так трепетно передает свое отношение к ней, как и было в его семье. Вообще, самые яркие образы в этом произведении - это «мама», «бабушка», «тетя» можно прировнять к понятиям: «домохозяйка», «хранительница домашнего очага», «мать». В творчестве автора женщина превыше всего: у него особенное отношение к матерям в любом возрасте.
Когда мама возвращается, она приезжает не одна, а с маленькой славянской девочкой Оксаной с Украины. В глубинке девочка обретает вторую семью, учит язык, помогает нуждающимся. И все это происходит во время войны, которая накладывает свой отпечаток на детское сознание.
3.3. Любимый эпизод в повести
Хочу также описать один момент, который мне особо запомнился в отражении семейных отношений.
Когда в доме находился Ямиль, вошли мама и Оксана. Мама сказала Ямилю, что привезла ему сестру, которую зовут Оксана. Мама попросила Ямиля помочь Оксане раздеться. Мальчик обнял Оксану, снял с неё пальто. Ямиль начал показывать Оксане игрушки, но Оксана опускает голову и молчит. Тогда он сказал, что когда настанет весна, подарит ей целый дворец сокровищ, в котором спрятано сокровище сказочного мальчика. Тут внезапно раздался грохот из-за того, что ветер ударил о ставни на окне. Оксана вскликнула: «Ой, Ямиль!». А он спросил: «Чего же девочка испугалась?» Оксана сказала: «Беги, Ямиль, скорее! Там на дворе фашист. Он стреляет из ружья. Он убьет нас!». Ямиль без раздумий достал ружье и сказал сестренке, что стреляет не фашист, а ветер и попросил ничего не бояться, когда он рядом. Он сказал: «Я всегда буду с тобой, сестричка!».
Вывод: Я считаю, что такие отношения между братом и сестрой должны быть во всех семьях, когда мальчик защищает девочку, старший младшего.
IV. Образ семьи в произведении «Радость нашего дома»
Все описание того, как девочка осваивается в новом доме и находит общий язык с другими детьми, сопровождается множеством детских диалогов и чудесных моментов. Повесть пронизана добром и волшебством и похожа на сказку, как мне показалось. Но самое главное, на что я обратила внимание, по всей книге прослеживается линия взаимоотношений брата и сестры, взаимопомощи и родственных чувств: Ямиль всегда помогает Оксане (защищает от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок и т.п.). Ямиль всегда готов заступиться за свою сестренку Оксану, спасенную его отцом на войне, хотя она и не родная, семья Ямиля приняла круглую сиротку как родную дочку. Именно слово «сестренка» описывает отношение брата и сестры, их крепкую дружбу и родственные связи.
Также в «Радости нашего дома» показано, как дети сильно любят свою маму и бабушку, обращаются к ним с теплотой и уважением. Доброта скрепляет героев, разливается по повести ласковыми голосами матери и бабушки, братской нежностью Ямиля к Оксане и традиционным приветствием: «Добрая встреча, брат!». Маленькие герои получают от старших народную мудрость, хорошо понятную ребенку, бесспорную, неопровержимую. И никто в повести не входит в длинные рассуждения о том, что в тяжелые времена необходимо быть крепче железа, что человек не должен жить только ради себя и что «людей роднят не язык и не богатство, а сердце».
Отец Ямиля, как все мужчины, ушел на фронт. Его образ близок к таким понятиям как: «защитник родины», «глава семьи», «опора», «наследство», «хранитель родословной» и т.д.
Мне кажется, для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные и где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно в предложениях: «мальчик Ямиль живёт в доме с мамой»; «потом в этот дом приезжает Оксана»;«папа Ямиля возвращается домой»; «отца Оксаны Петро семья Ямиля готова принять в свой дом»; «на своей земле Петро построит новый просторный дом»; «Оксана со своим папой уезжает домой» и т.п.
Также у каждого человека должны быть любящие родные, и никто не должен быть одиноким. Мальчик Ямиль, его семья стали для Оксаны самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей. Это подтверждается словами напутствия, которое в повести дает мать ребятам: «идите все вместе, взявшись за руки», а также описанием того, как входят в дом старики, дедушка Мансур с бабушкой Фархунисой заходят, взявшись за руки.
Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права. Ямиль и его родные сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной. Отец Ямиля сказал очень важные слова: «Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем».
Финальные строки повести. «Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него - такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной... Вдали гудит паровоз. Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома».
Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.
Мне было очень интересно читать о быте и обычаях нашего народа, правилах жизни в семьях того времени в башкирских семьях.
V. Произведении «Радость нашего дома» продолжает жить в сердцах людей
5.1. По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это просто жизнь, жизнь маленького общества, объединенного одной фамилией.
В своих книгах М.Карим раскрывал множество различных тем, которые объединены добротой и верой в людей, любовью к ближним и Родине, надеждой на лучшее будущее. Среди них, на мой взгляд, особое место занимает описание семьи как основы будущих поколений. Без упоминания о семье не обходится практически ни одно произведение. Выбранной темой пронизано все творчество автора, она особая, яркая и трепетная.
По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это просто жизнь, жизнь маленького общества, объединенного одной фамилией. М.Карим говорил: «Детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». Сам автор признавался, что боялся писать для детей, поскольку они все принимают за «чистую монету».
В целом, работы Мустая Карима стали олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Можно сказать без преувеличения, что он сумел поднять башкирскую литературу на небывало высокий уровень и достойно представить ее на международной арене. «Радость нашего дома» переведена на грузинский, туркменский, украинский языки, тем самым дети других стран могут изучить творчество поэта.
В произведении «Радость нашего дома» поэт хотел показать, что «при всех ужасах войны, мечта о добре и гармонии, человечность и сострадание остаются первоосновой нравственного бытия людей». А чуть позже он об этой своей повести сказал следующее: «Дети у меня не горюют, не плачут, живут своей жизнью, играют, а идет война. Я не показывал там ужасов голода. Ведь дети шести-семи лет, размышляя, невсегда замечают и осознают тяготы жизни. Голод — не голод, для них часто не это главное.
5.2. Отзывы о произведении «Радость нашего дома»
«Мустая для меня открыли... дети. У меня их трое, сейчас уже взрослые, но до сих пор помню, как сердился я, когда за полночь «глотали» они страницу за страницей книжки «Радость нашего дома». Что, думаю, за тяга к ней такая? Открыл и... сам увлекся. (Г.Кайбышев).
Однажды
моя дочь-школьница встретила меня со слезами на глазах. Нa вопрос, что случилось, она разрыдалась. Когда немного успокоилась, объяснила, что только что дочитала повесть «Радость нашего дома». Так потрясла ее талантливо написанная книга о судьбе детей, подружившихся в годы войны. Такие книги оставляют след в душах, облагораживают. Все произведения Мустая
Карима незаметно, ненавязчиво учат детей честности, справедливости
и если х
отите воспитать хорошего человека
,
подарите ребенку эту книгу.
(
А.Гайсина
).
Поэт Кайсын К
улиев: «На свете нет ничего искренней, чем колыбельная матери. И мне думается, что все поэты должны учиться искренности у нее. Мне всегда казалось, что Myстай Карим учился этому именно у колыбельных. Оттого и его поэзия также доб
ра, благородна, человечна и естественна, как дозревание колоса. Кто солгал в песне, тот уже перестал быть поэтом. Все дело в том, что песня не может лгать. Нa это она и песня. Да и вся поэзия...».
Ф.Латыпова: «Для воспитания ребенка в рамках народной педагогики большую роль играет семья и внутрисемейные отношения, нравственно-психологический климат в семье и окружающей среде. Именно эти факторы суть и условие нравственного воспитания растущего человека. М.
Карим говорил ей, что «Если в семье нет гармонии, то у выросшего в такой семье не будет гармонии с миром. Ведь дети в школе получают знания, а
нравственность прививается в семье».
5.3. В настоящее время повесть «Радость нашего дома» продолжает свое развитие.
Так, в 2004 году к ней было написано продолжение учеником лицея №60 г.Уфа Александром Егоровым, которое опубликовано в «Вечерней Уфе». То есть, писатель настолько затронул струны детской души, что у ученика появилось желание продолжить эту книгу. Повесть «Радость нашего дома» ему подарили в детском санатории, когда он еще не ходил в школу. Книжку читала мама, затем он её перечитывал много раз и выучил наизусть. Читал он и остальные произведения Мустая Карима, включая стихи, его трехтомник занимает почетное место в домашней библиотеке. В то время М.Карим позвонил школьнику и сказал, что ему понравилось.
А также к 100-летию поэта кинокомпания «Мотор Фильм Студия» при поддержке Фонда имени Мустая Карима начала съёмки фильма под названием «Сестрёнка» по повести «Радость нашего дома». Ожидается, что премьера фильма состоится осенью 2019 года, режиссер А.Галибин. Фильм должен выйти на башкирском языке. В обсуждении будущей киноленты приняли участие дочь Мустая Карима Альфия и его внук Тимербулат Каримов.
Таким образом, повесть «Радость нашего дома» продолжает жить в сердцах людей, каждый из нас сможет в ней найти для себя что-то близкое и родное, и утешение и источник вдохновения. Хотелось бы, чтобы это произведение было доступно максимальному количеству людей и привлекло внимание к башкирской литературе самого широкого круга читателей не только Башкортостана, но и всех регионов России и зарубежных стран, потому что оно на самом деле интересное, душевное и учит нас доброте.
VI. Заключение. Вывод
Моя исследовательская работа посвящена изучению темы семьи в произведении башкирского народного поэта Мустая Карима «Радость нашего дома». Автор в своих образах отражает крепкие и дружные родственные отношения, семейные ценности, духовное богатство башкирского народа. Поскольку именно семья – важнейшее место, в котором ребенок получает основные представления о жизни и моделях поведения.
Мустай Карим рос в среде очень мудрых родителей, и его мировоззрение опирается на принципы равноправия поколений, их взаимного уважения и терпимости. При этом права у них одинаковые, но обязанности отличаются.
Автор в своем произведении «Радость нашего дома» придерживался того примера и идеала семьи, в которой рос сам, отражая нравственные национальные ценности, передающиеся из поколения в поколение за счет крепких и дружных родственных отношений. По Мустаю Кариму, процесс воспитания в семье – это очень важное составляющее для того, чтобы обеспечить преемственность поколений, это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Я считаю, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на детей оказывают самые близкие для семьи люди – мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Они любят, заботятся, берегут друг друга. И одновременно никто другой не может нанести столько вреда при неправильно подаваемых примерах или неосторожно сказанных словах.
VII. Список литературы
Распоряжение Правительства России от 22 декабря 2017 года №2913-р «О праздновании в 2019 году 100-летия со дня рождения Мустафы Каримова» // http://www.garant.ru/
Указ Главы Республики Башкортостан №УГ-260 от 22.12.2017 г.
«Об объявлении в
Республике
Башкортостан
2018 года Годом семьи» // https://npa.bashkortostan.ru
Вазиятова Р.
Педагогическое наследие народного поэта
Башкортостана МустаяКарима. Опубликовано 11.01.2015 на портале «Алые паруса: проект для одаренных детей) //
https://nsportal.ru/
Валеев И. Педагогический потенциал детских произведений МустаяКарима // Журнал «Ватандаш» //
http://vatandash.ru/
Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии. Пер
. с башк.- М.: Худож. Лит., 1983.-558с.
М.Карим. Радость нашего дома, 1951г. // http://www.e-reading.mobi/
Солодова С. А., Солодова А. В., Миниахметов А. А. Общие темы и мотивы в произведениях великих писателей МустаяКарима и Семена Маточкина // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 17-19. URL: http://yun.moluch.ru/archive/3/161/ (дата обращения: 17.11.2018).
Янмурзина Р. Р.Концепт «семья» в произведенияхбашкирскогонародногопоэтаМустаяКарима(наосновепроизведений «Радость нашего дома», «Помилование», «В ночь лунного затмения») // Вестник Башкирского университета. - 2017. - Т. 22, № 1. - С. 215-219
Янмурзина Р. Р., Сагинбаева Г. М. Концепт «Семья» в повести «Радость нашего дома» МустаяКарима // Язык и культура: Проблемы соотношения и взаимодействия в полиэтническом пространстве. Уфа, 2015. С. 329–331.
Хужахметова Г. Мировоззрение МустаяКарима // Журнал «Ватандаш» //
http://vatandash.ru/
В Башкортостане ищут мальчика на главную роль в российском фильме «Радость нашего дома» по книге МустаяКарима,
7 мая 2018 // http://www.bashinform.ru/news/
Радость нашего дома — 2. Пятиклассник Саша Егоров написал продолжение повести МустаяКарима // Вечерняя Уфа. 2004. 10 сентября.
Официальный сайт ФондаМ.Карима:
http://mustai.ru/
Официальный сайт Башкирской гимназии №158 им.М.Карима:
http://gimn158ufa.ru/