Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательская работа на тему | Кульмухаметова Эльвира Бикьяновна. Работа №303734

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

 

Автор работы: Кульмухаметова Э.Б., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №2 г. Баймак  Республики Башкортостан

1.    Цель: Рассмотреть концепт «тоска/горе» в русском фольклоре, стихотворениях А.В. Кольцова.

 

2.     Задачи исследования: составить лексикографический портрет концепта «грусть/тоска»; выяснить этимологию данных слов и изучить пословицы, поговорки, сказки, песни русского народа, выяснить как отражался концепт «грусть /тоска» в языковом сознании народа; изучить творчество русского поэта 19 века А. В. Кольцова, находить в стихотворениях концепт «грусть /тоска», анализировать, какое место занимает данный концепт в творчестве поэта.

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г Баймака

муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Концепт «Тоска/грусть» в русском

фольклоре и стихотворениях А.В. Кольцова.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Кульмухаметова Э.Б.,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №2 г. Баймак

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Тезисы исследовательской работы

Тема научно- исследовательской работы:

Концепт «Тоска/грусть» в русском фольклоре и стихотворениях А.В. Кольцова.

Автор работы: Кульмухаметова Э.Б., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №2 г. Баймак Республики Башкортостан

Цель

: Рассмотреть концепт «тоска/горе» в русском фольклоре, стихотворениях А.В. Кольцова.

Задачи исследования:

составить лексикографический портрет концепта «грусть/тоска»; выяснить этимологию данных слов и изучить пословицы, поговорки, сказки, песни русского народа, выяснить как отражался концепт «грусть /тоска» в языковом сознании народа; изучить творчество русского поэта 19 века А. В. Кольцова, находить в стихотворениях концепт «грусть /тоска», анализировать, какое место занимает данный концепт в творчестве поэта.

4.Результаты: мы в течение года изучали пословицы, поговорки, песни и сказки, заговоры русского народа с целью определить значение концепта «тоска / грусть» в языковом сознании народа. Для этого взяли в библиотеке все сборники пословиц и внимательно изучили их, искали концепт «грусть/тоска». Для составления лексикографического портрета концепта мы обратились к фразеологическим, толковым, этимологическим словарям, источникам в сети Интернет. Затем во всех сборниках стихотворений поэтов нашли стихотворения А.В. Кольцова, к сожалению, в библиотеке нашли только одну книгу поэта. Подробно изучив стихотворения А. Кольцова, мы нашли тексты, в которых имелись концепты «тоска/грусть».

5. Выводы : Провели анализ этих концептов и пришли к выводу, что творчество А. Кольцова созвучно с русским фольклором, очень близок к народным песням. Провели опрос среди учителей и учащихся и пытались определить какое место занимает концепт «тоска/ грусть» в языковом сознании современных людей. Выяснили, что . несмотря на то, что «грусть и тоска» являются синонимами, но по восприятию разные. Грусть- что –то мимолетное, кратковременное переживание, воспоминание, а тоска-это состояние, обращенное внутрь себя. Тоска наиболее интенсивное и глубокое переживание, наименее сильное – «грусть». Таким образом, тоска, грусть - это важная часть русской культуры,  русской ментальности. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение .

Данная научно- исследовательская работа посвящена анализу концепта «тоска/грусть» в русском фольклоре и стихотворениях А. В. Кольцова. Исследуя названый концепт, мы составили лингвокультурологический портрет слов «тоска/грусть». Для этого мы обратились к различным лингвокультурологическим словарям, сборникам пословиц, песен, загадок, к книгам А. В. Кольцова. Проводили опрос среди учителей и учащихся нашей школы и сделали выводы.

Актуальность исследования:

В современной лингвистике исследование концептов является одним из важнейших направлений. Мы рассматриваем явление «тоска /грусть» не только как лексическую единицу языка, а как лингвокультурологический концепт. Благодаря анализу концептов мы познаем культуру народа. Анализ данного концепта поможет глубже понять менталитет русского народа.

Цель исследования:

Постижение концепта «тоска/грусть» через анализ образцов русского фольклора, стихотворений А. Кольцова:

Изучение концепта «тоска/грусть» в языковой картине современной молодежи.

Объект исследования:

Объектом исследования является концепт «тоска / грусть». В каждой культуре существуют свои формы для выражения эмоционально- душевного состояния, а для русского народа характерно это состояние – состояние тоски и грусти.

Материал исследования:

Для исследования послужили сборники пословиц, сборники загадок, материалы Википедии, сборники песен, лингвокультурологические словари, сборник стихотворений А. В. Кольцова, Толковый словарь.

Методы исследования:

Составление лексикографического портрета, лингвокультурологический анализ, изучение фольклорных материалов, художественных произведений, опрос.

Новизна работы:

В современном мире в языкознании интерес к носителю языка является несомненным. Работа позволяет понять и описать концепт и более глубоко постигать язык и понимать внутренний мир самого носителя языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексикографический портрет слова «тоска»:

Значение- Тоска- душевная тревога, соединенная с грустью и скукой. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка»). Тоска по родине. Испытывать тоску. Гнетущая тоска. Невыносимая тоска.

Этимология.

Общеславянское. Обычно считается словом того же корня, что тщетный, тощий, вотще. Однако скорее является (так думал еще В. Даль) родственным (с перегласовкой ъ/и) тискать. Тоска буквально — «стеснение» (в груди), «грусть». Ср. и см. горе, печаль. Ср. сжимается (сердце), грызет, душа горит и под.(1)

Синонимы: душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь. стеснение духа, томление души, мучительная грусть.

Ассоциации:

Когда мы говорим тоска, то представляем унылое настроение человека, грусть, печальный вид, слезы, депрессию, боль. Вспоминаем картину В. Васнецова «Аленушка», ямщицкие и бурлацкие песни, песни пахарей.

Фразеологизмы:

Тоска зеленая, исходить тоской, наводить тоску.

Лексикографический портрет слова «грусть»:

Значение: Грусть- чувство уныния, легкой печали. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка»). Предаваться грусти. Он в грустях (грусти, просторечн.)

Синонимы: уныние, тоска, меланхолия, скорбь, томленье

Ассоциации: печаль, слезы, тоска, скорбь, депрессия, плохое настроение, плакать.

Фразеологизмы: черная грусть, быть в грустях.

Мы рассмотрели лексикографический портрет слов «тоска», «грусть» и выяснили, что эти слова имеют очень богатый синонимический ряд, интересную историю происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2 Концепты «тоска», «грусть» в русском фольклоре

Известная лингвистка Анна Вежбицкая, изучая особенности речевого мышления у  разных народов, попыталась показать, что в  русской культуре особенно важную роль играют русские слова судьба, душа и тоска и что представление, которое они дают об этой культуре, поистине неоценимо. Мне стало интересно, действительно ли важную роль играет концепт «тоска». Так как тоска и грусть являются синонимами, я решила проверить, какое место занимают эти слова в русском фольклоре. Итак, изучая сборники пословиц и поговорок, мы нашли ряд изречений со словами «тоска»:

В первой группе представлены пословицы со словом «тоска», где отсутствие еды является причиной тоскливого состояния человека, говорит об упадке сил:

Тогда и тоска, когда хлеба ни куска.

Выпей чайку — забудешь тоску.

Хлеба ни куска, так возьмет тоска.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хлеба ни куска - и в горнице тоска

Без хлеба куска везде тоска.

Во вторую группу совокуплены пословицы, в которых говорится, как влияет тоска на состояние человека:

Тоскующий наполовину разбит.

От радости-веселья хмелем кудри вьются, а от тоски секутся.

Тоска западает на сердце глазами, ушами и устами.

Река не море, тоска не горе.

Эти пословицы учат не поддаваться тоске, управлять своими эмоциями, а не идти на поводу настроения.

Занятого человека и грусть-тоска не берет.

Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.

Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

Живет в тоске, а спит на голой доске.

Тоскою

горю не поможешь.

А также несколько пословиц со словом «грусть»:

«Занятого человека и грусть-тоска не берет»- в этой пословице концепт грусть ассоциируется с тоской.

«На войне грустить — победу упустить.»

«Надо не грустить, а врагу мстить.»

«Жить грустно, а умирать тошно.»

В них также грусть оценивается как негативное состояние, которое мешает человеку достигнуть поставленной цели, побеждать.

А пословица «Жить грустно, а умирать тошно» призывает жить, несмотря на то, что в жизни грусти много.

Народ свое тоскливое состояние выражал также через песни.

«Сел на коня лихого умчался в дальний край

Оставил в моем сердце тоску лишь да печаль» - так поет девушка, которая скорбит, страдает из - за разлуки с любимым.

В некоторых народных песнях тоска является синонимами печали и страдания:

«Вот печаль-то тоска мне несносная»

«Не шутите-ко вы над великою над тоской»

«Да вот спомру с тоски». Здесь подчеркивается невыносимость переживаний, потрясение человека до глубины души.

«Да моя ль тоска, печаль черная; Хоть на время облегчу свою тоску» - в этой песне тоску называют черной. Концепт «тоска» ассоциируется печалью. А черный цвет в русском фольклоре символизирует зло, горе.

«Не могу сердца утешить, то мне пуще тоска!

Я пойду ли, молоденька, во темные лесы»- в этой песне тоска так велика, что в родном доме не находит места, душа просится в простор, в лес. Таким образом, в русских народных песнях концепт «тоска» помогает раскрывать глубокие личные переживания.

Концепты «грусть /тоска» также употреблены в загадках. Например:

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет, бедняжка. (ответ: Снегурочка)

В дом чужого не пущу

Без хозяина грущу (ответ: собака)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит (ответ: ива)

Целый день в траве скакал,

Скрипку где- то потерял

И теперь грустит у речки

Кто, скажите мне? (ответ: кузнечик)

Анализируя эти загадки, можно сделать вывод, что концепт «грусть» связан с потерей, разлукой, одиночеством, страхом.

Интересно было исследовать былички -народные рассказы о нечистой силе, где тоже упоминается концепт «тоска». «Случается, когда к женщине приходит домовой в образе человека. Это бывает, когда женщина тоскует по умершему мужу или ребенку.» «Рассказывают, черти являются к тем, кто тоскует.» «Власть нечистой силы проявлялась и в некоторых поверьях о
"чертятниках" (людях,, связанных с чертом), способных совершить порчу
людей, награждая их болезнями, припадками, тоской – порчей…»( 4). Еще раз убеждаемся, что тоска - негативный эмоциональный концепт.

В русских народных сказках концепт «тоска/ грусть» также явление нередкое. Например, в сказке «Неосторожное слово» «Попрощалась красная девица с парнем и дает ему ширинку узорчатую. «Возьми, — говорит, — сама вышивала; когда станешь ты по мне скучать, найдет на тебя грусть-тоска великая, ты только взгляни на эту ширинку — тебе веселей будет!» (в старину отрез ткани назывался ширинкой) грусть-тоска названа великой, а отогнать грусть помогает отрез ткани, который принадлежит любимой жене. В сказке «Иван Быкович» говорится: «Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море» или « Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко – ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо.» Так повторяется три раза, кажется, что грусть – это реакция человека на внешний источник проблем. В сказке «Заколдованная королевна»: «Тут напала на него такая тоска, что на свет бы не смотрел, а чем дальше – тем сильнее; если б не вино, кажись бы одной ночи не выдержал» или «С той разлуки обуяла его, доброго молодца, грустьтоска великая; видит он – на дороге кабак стоит, заехал с горя вина испить: выпил косушку – мало показалось, выпил другую – опьянел и повалился спать.!» Здесь тоска заставляет героя совершать необдуманные поступки. Таким образом, в народных сказках грустит     Пала грусть – тоска тяжелая

                                    На кручинную головушку;

                                    Мучит душу мука смертная,

                                    Вон из тела душа просится…

    Пала грусть – тоска тяжелая

                                    На кручинную головушку;

                                    Мучит душу мука смертная,

                                    Вон из тела душа просится…

    Пала грусть – тоска тяжелая

                                    На кручинную головушку;

                                    Мучит душу мука смертная,

                                    Вон из тела душа просится…

В русских заговорах можно часто встретить концепт «тоска». Например: "Отошлю тоску тоскливую за темные леса, за синие моря". В этом заговоре мы видим повтор, что показывает, настолько сильна тоска у человека. В следующем заговоре вода служит местом избавления от тоски: "Вода ты, вода, обмываешь ты кряжи, пески, омой мою тоску". Иногда домашняя утварь помогает избавляться от тоски: "Не дрова в печь укладываю, а укладываю тоску-печаль о такой-то" (3). Таким образом, в русских заговорах концепт «тоска» взаимодействует с другими концептами как «вода», «лес», «печь», «печаль».

Концепты «тоска», «грусть» существуют и в русских народных сказках, так как эти концепты присущи русскому народу с древности, связаны с трагическими событиями. Например, в сказке «Иван Быкович» читаем: «Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грустьтоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море», или: «Тут напала на него такая тоска, что на свет бы не смотрел, а чем дальше – тем сильнее; если б не вино, кажись бы одной ночи не выдержал!», еще: «С той разлуки обуяла его, доброго молодца, грустьтоска великая; видит он – на дороге кабак стоит, заехал с горя вина испить: выпил косушку – мало показалось, выпил другую – опьянел и повалился спать». Грусть- тоску герой сказки утоляет вином, а царица от тоски избавляется с помощью колдовства. В сказке «Белая уточка» : «– Что, – говорит, – ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.» Развеять тоску можно совершая прогулку по саду. Таким образом, концепты «грусть», «тоска» раскрывают глубокие личные переживания и загадки русской души.

2.3 Концепты «тоска», «грусть» в стихотворениях А.В.Кольцова.

Сын народа в полном значении этого слова А.В. Кольцов в своих стихотворениях пишет о горе и тоске русского народа. Вслед за народной поэзией поэт широко употребляет различные синонимические сочетания, заимствуя их непосредственно из фольклора или создавая по образу и подобию фольклорных сочетаний: грусть-тоска, горе-нужда, загрустить-запечалиться, сокрушаться-мучиться, сохнуть-вянуть, тошно-грустно радость-веселье, путь-дороженька, ворожить-гадать, гулять-бражничать. Например:

Пала грусть – тоска тяжелая

                                    На кручинную головушку;

                                    Мучит душу мука смертная,

                                    Вон из тела душа просится…

Пала грусть – тоска тяжелая

                                    На кручинную головушку;

                                    Мучит душу мука смертная,

                                    Вон из тела душа просится…

Пала грусть-тоска тяжелая

На кручинную головушку;

Мучит душу мука смертная,

Вон из тела душа просится.

Тяжелая тоска мучит душу человека, что невыносимо жить дальше.

А в песне «Ах, зачем меня…» женщине замужество не приносит счастья, радости, а наоборот, душераздирающую боль.

«От дружка дары
Принесу с собой:
На лице — печаль,
На душе — тоску.», говорится в стихотворении «Ах зачем меня…», где героиня ропщет, что кроме душевной тоски родителям она ничего не сможет привести.

В стихотворении «Отцветшая краса»

Где твоя награда —

Воля страсти молодой?

Где твоя услада,

Незаметная тоской? Лирический герой жалеет о прошлом, из-за тоскливой жизни даже сладкие моменты не запомнились, стерлись с памяти.

В стихотворении «Грусть девушки»

Не к добру ж тоска
Давит белу грудь,
Нет, не к радости
Плакать хочется.

Здесь автором употреблены элементы фольклора, поэтому стихотворение напоминает народную песню.

В стихотворении «Деревенская беда»

«Тошно, грустно было на сердце,

Как он с нею вдоль по улице

Что есть духу поскакал - злодей!-

К своему двору широкому.» Предательство близкого человека вызывает грусть на сердце.

Стихотворение «Утешение»

Внимай, мой друг, как здесь прелестно
Журчит серебряный ручей,
Как свищет соловей чудесно.
А ты — один в тоске своей. Тоскует одинокий человек, даже пение соловья не утешает лирического героя.

Смерть Пушкина тоже нашел отклик в творчестве А.В.Кольцова. В стихотворении «Лес», посвященном памяти А. С. Пушкина ,лес как живое существо, призадумался, затуманился грустью:

Что, дремучий лес,

Призадумался,-

Грустью темною

Затуманился? Потому что смерть поэта потрясла его, горе его было безгранично, когда узнал он о гибели любимого поэта. «Лес» -одно из лучших стихотворений А.В.Кольцова.
Есть еще одно стихотворение (дума) под названием «Лес».

С приходом дня уходят тени,
Следов их нет; лишь на вершинах
Один туман, да в тёмной грусти
Ночь безрассветная лежит…

Грусть и в этом произведении «темная»

В «Разлуке»

«Хороши вы - когда нет ее,

Когда с вами делишь грусть - тоску,

А при ней вас - хоть бы не было;

С ней зима - весна, ночь - ясный день!» Друзья помогают делить грусть –тоску.

"Не ходи, постой! дай время мне

Задушить грусть, печаль выплакать,

На тебя, на ясна сокола..."

Занялся дух - слово замерло..., говорится в этом же стихотворении, грусть настолько утомила, что лирическому герою хочется задушить ее.

«Последний поцелуй»

Что печально глядишь?

Что на сердце таишь?

Не тоскуй, не горюй,

Из очей слез не лей;

Мне не надобно их,

Мне не нужно тоски...

Не на смерть я иду,

Не хоронишь меня.

В этом произведении лирический герой отвергает тоску, уговаривает любимую избавиться от печали и тоски.

Таким образом, стихотворения А.В. Кольцова,которые напоминают народные песни- вольные, широкие, звонкие. Как говорит Н.Г. Чернышевский: «лучшие его песни представляют собою изумительное богатство самых роскошных, самых оригинальных образов в высшей степени русской поэзии». Очень верно подчеркнул, как концепт «тоска», «грусть» раскрывают глубокие личные переживания и загадки таинственной русской души Александр Яшин: «Все это – и слезы тоски и одиночества, и ощущение русской удали, и молитвенный восторг перед красотой природы, перед тайнами мировоззрения – все было нужно душе, все необходимо. И все это я находил в стихах Алексея Кольцова».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×