Исследовательская работа "Стресс как причина снижения учебной деятельности" | Людмила Геннадьевна Братцева. Работа №314690
Исследовательская работа была защищена ребятами на муниципальном этапе олимпиады по психологии, заняв 1 место среди команд. Исследование посвящено актуальной теме "Стресс как причина снижения учебной деятельности".
Влияние стресса на организм человека неоспоримо. Его влияние на людей может быть и положительным, и отрицательным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и кратковременные. Однако если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянуто по времени, то оно носит разрушительный характер. Сильное стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс ещё и вредит здоровью ребенка. Ученик в стрессовом состоянии раздражен и не восприимчив к обучению, может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую, нервозную обстановку в классе.
Стрессы делятся на физические и психологические. Учёными выявлены признаки, причины, а также влияние школьного психологического стресса на организм и психическое состояние ученика. Наша исследовательская работа посвящена проблеме влияния стресса на учебную деятельность подростков. Гипотеза: чем сильнее стресс, испытываемый учеником, тем ниже его мотивация к получению знаний и усвоению материала. Стресс - часть жизни человека с самого его рождения, и в рамках школьной жизни дети сталкиваются с большим количеством самых разных факторов, которые могут негативно отразиться на их психологическом состоянии. Естественно, влияние стресса на человека не раз пересматривалось, и на сегодняшний день многие исследователи приходят к выводам, что стрессовая реакция может служить не только отрицательным, но и положительным стимулирующим фактором, благодаря которому человек способен достигать лучших результатов.
Цель нашего исследования - это определение влияния уровня стресса на успеваемость учеников. Выбранные методы исследования, несомненно, позволят нам проанализировать влияние стресса на детей и увидеть роль отдельных стресс-факторов, которые так или иначе влияют на учебный процесс.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Стресс как причина снижения учебной успеваемости
Исследовательская работа
Выполнили:
Учащиеся 10 класса:
Антропова Е., Гладков В.,
Ибраева Я., Кашина О.,
Крохалев Д., Кудринских Н.,
Руководитель:
Педагог-психолог Братцева Л.Г.
Шадринск 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….5-7
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………..8-13
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………14-15
Глава 3. Результаты исследования……………………………………….16-22
Заключение………………………………………………………………...23-24
Список литературы………………………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………..26-29
Аннотация
Влияние стресса на организм человека неоспоримо. Его влияние на людей может быть и положительным, и отрицательным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и кратковременные. Однако если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянуто по времени, то оно носит разрушительный характер. Сильное стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс ещё и вредит здоровью ребенка. Ученик в стрессовом состоянии раздражен и не восприимчив к обучению, может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую, нервозную обстановку в классе. Стрессы делятся на физические и психологические. Учёными выявлены признаки, причины, а также влияние школьного психологического стресса на организм и психическое состояние ученика.
Наша исследовательская работа посвящена проблеме влияния стресса на учебную деятельность подростков. Гипотеза: чем сильнее стресс, испытываемый учеником, тем ниже его мотивация к получению знаний и усвоению материала. Стресс - часть жизни человека с самого его рождения, и в рамках школьной жизни дети сталкиваются с большим количеством самых разных факторов, которые могут негативно отразиться на их психологическом состоянии.
Естественно, влияние стресса на человека не раз пересматривалось, и на сегодняшний день многие исследователи приходят к выводам, что стрессовая реакция может служить не только отрицательным, но и положительным стимулирующим фактором, благодаря которому человек способен достигать лучших результатов.
Цель нашего исследования - это определение влияния уровня стресса на успеваемость учеников. Выбранные методы исследования, несомненно, позволят нам проанализировать влияние стресса на детей и увидеть роль отдельных стресс-факторов, которые так или иначе влияют на учебный процесс.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Изучение специа
льной
литературы, посвящённой природе стресса, а также вопросам его влияния на учебную деятельность подростков;
Проведение анкетирования учащихся по методу
Б.Н.Филиппса
,
К.Маховер
,
С.
Коухена
и Г.
Виллиансона
;
Получение данных об успеваемости исследуемых подростков с целью сопоста
вления данных с результатами ан
кетирования.
Анализ результатов исследования и формулирование выводов.
Подборка психологических игр для
подростков по преодолению негативных явлений, связанных со стрессом в учебной деятельности.
Итак, объектом исследования стали учащиеся 5,10 классов школы №13 г. Шадринска, которым было предложено пройти ряд тестов, в том числе для учащихся 10 класса «Тест школьной тревожности Филлипса», а для учащихся 5 АБ классов – проективная методика "Рисунок человека" К.Маховер и методика С. Коухена и Г. Виллиансона «Тест самооценки стрессоустойчивости». Классы нами выбраны не случайно, так как все учащиеся этих классов проходят период адаптации.
Ключевые слова: стресс, стрессовая ситуация, эмоции, учащиеся, общеобразовательная школа, учитель, урок.
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, стресс присутствует в жизни каждого человека. Борьба со стрессом и стремление уменьшить его влияние на организм получили широкое распространение.
Всемирная Организация Здравоохранения называет стресс «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой сфере деятельности человека и принял размеры эпидемии.
Вероятно, проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Мы привыкли считать, что только взрослые испытывают стресс, но испытывают ли его дети? К сожалению, многие считают, что у детей нет большой ответственности, им не надо отсчитываться перед начальством и выполнять работу по дому. Реальность говорит о том, что многие дети подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (унижение сверстников), сложные (взаимодействие с новым учителем) и болезненные (потеря друга) ситуации. Естественно, стресс у них увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении детей нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными случаями. Над детьми нависают требования школы, как Дамоклов меч, а также они испытывают разочарование от низких оценок и незаконченных домашних задания. Всё это приводит к стрессу. Итак, жизнь в состоянии постоянного стресса ведёт к ряду проблем со стороны здоровья и успеваемости в школе.
Несомненно влияние стресса на детей подросткового возраста является традиционным объектом внимания российских и зарубежных исследователей. Несмотря на то, что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они, к сожалению, подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям. Для выявления уровня стресса и тревожности подростков мы выбрали методику Б.Н.Филиппса для учащихся 10 класса и для учащихся 5 классов проективную методику "Рисунок человека" К.Маховера на основе методики Ф.Гудинаф и методику С. Коухена и Г. Виллиансона «Тест самооценки стрессоустойчивости».
Выше указанные методики относятся к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяют оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Методики достаточно просты в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовали себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Особая их ценность состоит в том, что они позволяют не только определить уровень тревожности, но и сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся:
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
В рамках нашего исследования важную роль будет играть именно анализ качественного влияния перечисленных факторов на успеваемость учеников.
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Стресс и его влияние на человека являются популярным предметом исследований. История изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года, хотя сами признаки этого заболевания врачи отмечали, начиная с древности. Особенно часты стали подобные записи в XVIII веке, а в XIX, когда активно начал развиваться капитализм, медики обнаружили у рабочих повсеместное распространение сходных болезненных состояний. Повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, непереносимость шума, расстройство сна – все это было следствием невыносимых условий труда и нечеловеческой эксплуатации.
В самом начале XX века Ганс Селье – физиолог, в деталях изучил симптомы, связанные с реакцией борьбы или бегства, то есть того, изза чего первоначально и возникал стресс у первобытного человека. Подвергнув крыс воздействию стрессоров – факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, он определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Ганса Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни». Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.
Селье выделил три стадии развития стресса. Первая — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия — истощения. Приспособительные возможности организма снижаются.
Несомненно многие выводы Ганса Селье являеются актуальными и сегодня. «Большая Медицинская Энциклопедия» дает следующее определение стресса: «состояние, возникающее при действии чрезвычайных или патологических раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма».
Для целей настоящей работы также рассматривались подходы к анализу стресса по монографии Б.Р. Манделя «Психология стресса» и по исследованию под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса «Физиология человека».
Очевидно, что в школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу. Когда мы говорим о борьбе со стрессом, то понимаем возможность ослабления отрицательных последствий стресса или борьбу с результатом стресса. Если же учитель заранее хочет ослабить нежелательные, плохие последствия стресса, которые еще не наступили, но которые ожидаемы, то прежде всего по возможности необходимо устранить источники, вызывающие стресс изменений. Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так и негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер. Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребенка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражен и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе.
Стрессы могут быть: физические и психологические.
Физические - возникают от ощущения голода, жары, жажды, холода, инфекции и пр.
Психологические стрессы являются следствием сильного нервного перенапряжения.
Стресс и эмоции сопутствуют друг другу. В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:
1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен — на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.
2. Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка.
3. При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга (гипоталамус) конкретные зоны их инициации различны.
4. Стресс и эмоции выполняют разные функции.
Итак, можно считать, что стрессор вызывает избыточную реакцию на неосознаваемом уровне, обеспечивая необходимую степень гомеостаза, и только затем возникающие эмоции вводят свои переключающие, и, особенно, компенсаторные механизмы для осознания, упорядочения 1 оценки адекватности реакции организма. Каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем физического, психического и социального развития, учителю необходимо знать эти особенности, а главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать, чтобы максимально способствовать раскрытию возможностей и способностей своих учеников. Итак, игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения. Изучив литературу, мы пришли к выводу, что можно выделить несколько факторов, сопутствующих стрессовому состоянию учащихся.
Причины школьного стресса
Ни для кого не секрет, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельностью ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у учащихся стрессовое состояние.
Признаки школьного стресса
По наблюдениям, признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах: - В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
- Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
- Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
- Тревожности и непоседливости.
- Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
- Упрямства;
- Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
- Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
- Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
- Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
- Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Влияние стресса на рост и развитие
Очевидно, что хронический стресс снижает показатели роста и развития у детей младшего и среднего возраста, что связано с угнетением выработки соматотропного гормона (гормона роста) передней долей гипофиза.
Влияние стресса на память
Под воздействием стресса, стимулирует метаболическую активность большинства клеток организма, особенно – нейронов, которые очень чувствительны к долгим нагрузкам. Метаболическая активность также повышена и в гиппокампе – основной области головного мозга, связанной с хранением памяти, что, при длительном воздействии, вызывает разрушение нервных клеток это области. Такое явление носит необратимый характер и проявляется в нарушениях кратковременной памяти. Длительная память, как правило, не страдает.
Влияние стресса на вес
Для хронического стресса характерно накопление жировых отложений на поверхности внутренних органов и тканей, что связано, с некоторым смещением процессов метаболизма. Такое явление часто приводит к дополнительным патологиям, особенно со стороны сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Что касается подкожных жировых накоплений, то для них характерно снижение объемов.
Учеба может стать для школьников источником стрессовых ситуаций. Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — экзаменационный стресс. Он является главной причиной, вызывающей психическое напряжение у выпускников. Подготовка и сдача экзаменов вызывают большое напряжение организма школьников: интенсивная умственная деятельность, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха и сна, эмоциональные переживания. Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления, сужением или расширением кровеносных сосудов, частоты дыхания, расстройством пищеварительной системы, выделением слюны, изменением диаметра зрачка, работы сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто наблюдается расстройство менструального цикла. Чаще всего обучающиеся отмечают состояние тревоги и депрессии, быструю утомляемость, нарушение сна. При сильном стрессе наряду с перечисленными изменениями меняется общее поведение человека, возникает общая реакция возбуждения, проявляющаяся в беспорядочных, некоординированных движениях, жестах, сбивчивой и неясной речи. При чрезмерном стрессовом воздействии наблюдается обратная реакция — общее торможение, скованность, отказ от деятельности. Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести к снижению результатов.
Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности, особенно обостряющихся в присутствии более подготовленных товарищей. Тревожность может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях. Таким образом, мы рассмотрели теоретическую сторону психоэмоционального стресса на организм школьника.
Считаем, что педагогам необходимо учитывать данные положения в своей работе. Учитель в своей практике должен проводить классные часы, тематические беседы о здоровом образе жизни, о здоровом питании, о полноценном здоровом сне.
Глав 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования стали учащиеся 5АБ и 10 классов МКОУ СОШ №13 г. Шадринска. Почему только эти учащиеся, спросите Вы? Да, потому, что в соответствии с требованиями Роспотребнадзора в ситуации развивающейся пандемии классы изолированы друг от друга, они не пересекаются ни на переменах, ни в столовой; все дети этих классов проходят адаптационный период. Вначале учащимся 10 класса был выдан опросник с тестом Филлипса, (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса).
Целью методики является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у учеников старшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые были предложены школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
Номера вопросов
Общая тревожность в школе
2,4,7.12,16,17,18,21,23,26,28,30, 31, 38; Е-22
Переживание социального стресса
5,10,15,20,21,30,33,36,39,42,44,Е-11
Фрустрация потребности в достижении успеха
1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43,Е-13
Страх самовыражения
27,31,34,37,40,45,Е-6
Страх ситуации проверки знаний
2,7,12,16.21,26,Е-6
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
3,8,13,17,22,Е-5
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9,13,18, 23,28, Е-5
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2,6,11,32,35,41,44,47,Е-8
Рис. 1. Таблица 8 факторов тревожности
Для учащихся 5-х классов использованы проективная методика «Рисунок человека», которая помогает определить представление ребёнка о себе, уровень его коммуникабельности, тревожности, агрессивности, межличностные отношения, образ тела, полоролевую идентичность, патологию развития, интеллект.
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".
Методика С. Коухена и Г. Виллиансона «Тест самооценки стрессоустойчивости». Тест состоит из 10 утверждений и 5 предполагаемых ответов – никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто. Тест прост в проведении и обработке результатов.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Более всего подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями или имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.
Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества современных школьников.
Цель исследования – выявление и профилактика стресса среди учащихся старшего и среднего звена.
Объект исследования – школьники 5, 10 классов.
Предмет исследования – выявление стресса и его профилактика.
В исследовании приняли участие учащиеся 10 класса – 18 учеников, 5АБ классы – 46 учеников.
В рамках исследования было проведено анкетирование учащихся 10 класса. По итогам проведенного анализа были созданы диаграммы, отражающие полученную информацию на основе исследования.
Рис. 2. Результаты теста Филлипса 10 класс
Рис. 3.. Факторы тревожности 10 класс
С учащимися 5 А и Б классов была проведена проективная методика «Рисунок человека» К.Маховера на основе методики Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
В проведении диагностики приняли участие 46 учеников.
Результаты исследования в двух параллелях оказались разными. Первая методика была направлена на выявление уровня школьной тревожности школьников. Выявлено: наибольшую тревожность у пятиклассников вызывают проблемы и страхи в отношении с учителями, а также страх проверки знаний.
Следующая методика С. Коухена и Г. Виллиансона позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
По результатам диагностики 5 «А» класса можно сделать вывод, что оценка стресса в классе соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости учащихся. В 5 «Б» классе преобладает удовлетворительная самооценка стресса, но есть группа детей с плохой стресоустойчивой самооценкой, что говорит об их неуверенности в знаниях и неадекватности их стрессоустойчивости.
Анализируя успеваемость и качество знаний в данных классах по итогам 4 класса и 1 четверти 5 класса можно сделать вывод, что учащиеся 5 «А» класса увереннее чувствуют себя на уроке, в меньшей степени имеют страхи в отношение к учителям и проверки знаний, чем учащиеся 5 «Б» класса, успеваемость которых ниже.
Проективная методика "Рисунок человека"- один из наиболее используемых диагностических методов. Выводы о месте личности в окружающем мире и уровне тревожности.
Для двух классов характерны определенные особенности.
Рисунки учащихся 5 «А» класса выполнены как в цветном, так и в черно- белом формате. Практически на всех рисунках линии ровные, не обрывистые, нажим сильный. Рисунок расположен в центре листа, либо в верхней части, что говорит о высокой самооценке их обладателей. Половина рисунков заштрихована – это говорит о том, что отвечать за свои поступки готовы лишь половина класса. На всех рисунках отсутствуют уши- учащиеся не готовы воспринимать критику. И самое интересное то, что много разнообразных деталей в рисунках - это признак демонстративности или творческого воображения, часто то и другое переплетаются вместе.
Так рисунки 5 «Б» класса выполнены в черно- белом цвете, линии обрывистые, нажим слабый говорит об эмоциональной подавленности. Стирание и исправление линий -это попытка контролировать свою тревогу и свое поведение. Большая часть рисунков незаштрихована (белый фон)- это означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки. Еще одна особенность – это расположение рук. Руки прижаты к телу, либо спрятаны за спину- учащиеся испытывают внутреннее напряжение, отсутствие ладоней говорит о том, что учащиеся либо испытывают нехватку общения, либо не умеют общаться. Так же на многих рисунках голова заметно больше тела, это может быть связано с большой умственной нагрузкой во время учебного процесса, либо повышенный интерес к ее функциям. Почти на всех рисунках отсутствуют уши- учащиеся не готовы воспринимать критику. На некоторых рисунках туловище слишком короткое- это характерно для низкой самооценки Следующая особенность –это агрессия. Уровень агрессии по классу низкий (на одном рисунке прорисовано большое, мускулистое тело с маленькой головой, что говорит о преобладании физической силы над умственной).
Цель нашей работы - выявление и профилактика стресса среди учащихся старшего и среднего звена, установление закономерность стрессоустойчивости с учебной деятельностью.
При исследовании выяснилось, что большинство учащихся испытывают стрессы, которые связаны со страхом самовыражения, страхом ситуации проверки знаний, и проблемы и страхи в отношении с учителями. При исследовании страхов несоответствия ожиданиям окружающих выяснилось, что 30% и 43%, соответственно в каждом классе, учащихся испытывают его. Это постепенно ведет к замкнутости, неуверенности, к боязни высказывать свое мнение. При исследовании страха в отношении с учителями примерно 33% и 58%, соответственно, учащихся страдают этой проблемой, которая приводит к нервозности, возбудимости, трудности восприятия объясняемого материала и конфликтным ситуациям с учителями.
Многие из учащихся могут противостоять стрессовым ситуациям. Всего 20% из общего числа опрашиваемых в 5 «Б» классе показали отрицательный результат.
По результатам диагностик, проведённых в 5АБ и 10 классах, можно сделать вывод, что оценка стресса в классах соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости учащихся. В 5 «Б» и 10 классах преобладает удовлетворительная самооценка стресса, но есть группа детей с плохой стресоустойчивой самооценкой, что говорит об их неуверенности в знаниях и неадекватности их стрессоустойчивости.
Анализируя успеваемость и качество знаний в данных классах по итогам 1 четверти можно сделать вывод, что учащиеся 5 «А» класса уверенно чувствуют себя на уроке, в меньшей степени имеют страхи по отношению к учителям и проверке знаний, чем учащиеся 5 «Б» класса, успеваемость которых ниже. Учащиеся 10-го класса преимущественно имеют высокий уровень тревожности. Среди них практически одинаковое количество человек, которые имеют высокий и низкий уровень тревожности. Большое количество опрошенных имеют высокий уровень тревожности из-за страха перед Единым Государственным экзаменом, из-за дистанционного обучения. Но поскольку для 10-х классов следующий экзамен по окончанию школы будет только через 2 года, часть класса переживает не так сильно за свои будущие оценки.
Среди школьников в 10-ом классе больше всего учеников имеют такой стрессовый фактор как «общая тревожность в школе», которая связана с различными формами включения в школьную жизнь подростка (такими как экзамены, общение с учителями и другими учащимся), так как 10 класс - сборный. В этом году в нём обучаются дети из разных классов и школ города.
Более низкий уровень успеваемости встречается у обучающихся с низким уровнем тревожности. Вероятно, это связано с тем, что обучающиеся меньше переживают и не интересуются своими результатами, однако и подростки, имеющие высокий уровень тревожности (сильно переживают за свои оценки), получают не самый высокий балл. Лучше всего сдают тесты дети со средним уровнем тревожности, Таким образом, различные состояния страха могут привести к стрессам, будь то страх в отношении с учителями или страх, связанный с самовыражением, которые и влияет на усвоение материала и в целом учебную деятельность.
Цель нашего проекта - научиться управлять стрессами, снижать неизбежный вред, который они приносят.
В своем проекте мы ответили на вопрос: что такое стресс? Как уже стало известно стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. Также рассмотрели признаки и причины стрессового напряжения. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им. Еще мы рассмотрели всевозможные методы борьбы со стрессом. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться методами по его управлению.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данного проекта была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно. Для того, чтобы облегчить эту задачу, мы подобрали перечень писхологических игр для снятия стресса. А также выяснили:
Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. В связи с этим в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Слабые воздействия экстремальных факторов не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организму вреден не сам по себе стресс, а его чрезмерная интенсивность.
Подро
стковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Большое количество дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут стать источником стресса у подростка. Кроме того, подростку сложно грамотно распоряжаться своим временем, планировать свою деятельность.
Среди учащихся 5 и 10
классов реакция на стресс неодинакова, так как все подростки разные и индивидуально реагируют на стрессовые воздействия.
Уровень тревожности и степень хронической усталости у подростков выпускных классов меняется на протяжении учебного года и достигает максимума перед сдачей выпускных экзаменов.
Вывод: Учащиеся 5АБ и 10 класса подвержены стрессовым ситуациям в образовательном пространстве и дома. Учителя не всегда оценивают реальное психологическое состояние учащегося, подавляя его состояние ещё больше, которое влечёт за собой неуверенность в себе, психологические срывы, перерастающие в агрессию по отношению к окружающим. Мы выявили основные причины снижения качества успеваемости в данных классах. Среди них:
Возрастание состояния стресса, переходный возраст.
Увеличение количества предметов.
Появление большего количества учителей. Сложность адаптации к учителям.
Переутомление.
Многообразие приёмов работы на уроке.
Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учёбе.
Перегруженность детей.
Недостаточность
общеученических
умений, навыков и способов учебной деятельности
Необходимо подобрать психологические тренинги, игры по повышению самооценки учащегося и снятию стресса. Рекомендовать учителям данный материал для работы с целью избежания нервных перегрузок на учащегося. Провести работу с родителями о профилактике стрессовых ситуаций в домашних условиях.
Заключение
Анализируя результаты проведённых методик «Школьной тревожности Филлипса», методики С. Коухена и Г. Виллиансона и проективной методики «Рисунок человека», мы получили следующие результаты при тестировании учеников 5А и Б, 10 классов. Так например, большее количество учащихся 5 Б и 10-го класса преимущественно имеют высокий уровень тревожности. Учащиеся 10-х класса имеют практически одинаковое количество человек, которые имеют высокий и низкий уровень тревожности.
Мы считаем, что большое количество опрошенных имеют высокий уровень тревожности из-за страха перед Единым Государственным экзаменом, из-за дистанционного обучения. Но поскольку для 10-х классов следующий экзамен по окончанию школы будет только через 2 года, часть класса переживает не так сильно за свои будущие оценки.
Так же благодаря выбранному тесту мы смогли увидеть, какие факторы тревожности более распространены среди школьников (Рис.3.2. - Рис.3.3): в 10-ом классе больше всего учеников имеют « общую тревожность в школе», которая связана с различными формами включения в школьную жизнь подростка (такими как экзамены, общение с учителями и другими учащимся), так как 10 класс - сборный. В этом году в нём обучаются дети из разных классов и школ города.
В 5 «А» более открытые дети, испытывающие меньшую тревожность перед учителем и новыми преградами, в этом классе более благоприятная атмосфера между учениками, поэтому и успеваемость выше. В 5 «Б» все показатели ниже, чем в 5 «А» классе, поэтому можно и сделать вывод о закономерности между стрессоустойчивостью и учебной деятельностью.
Согласно гипотезе, мы предполагаем: чем выше стрессоустойчивость учащихся, тем выше и их успеваемость. Средняя успеваемость обучающихся отмечается у людей со средним и низким уровнем тревожности. Более низкий уровень успеваемости встречается у обучающихся с низким уровнем тревожности. Вероятно, это связано с тем, что обучающиеся меньше переживают и не интересуются своими результатами, однако и подростки, имеющие высокий уровень тревожности (сильно переживают за свои оценки), получают не самый высокий балл. Лучше всего сдают тесты дети со средним уровнем тревожности, на наш взгляд это связано с тем, что стресс, который дети «получают» от школьной жизни не давит на их психику, а наоборот помогает преобразоваться в гормон адреналина, который помогает им в решении различных задач.
Список литературы
Большая медицинская энциклопедия (
http://бмэ.орг/index.php/СТРЕСС
)
;
Психология стресса (электронный ресурс): учебное пособие/Б.Р.
Мандель.-М.:ФЛИНТА
, 2014.- 252 с.;
Психология стресса
: учебник и практикум для вузов,/
М.А. Одинцова, Н.Л.
Захарова
.-Москва
: Издательство
Юрайт
, 20
20.-229 с.-(Высшее образование);
Физиология человека. В 3-х т. Т. 2. Пер с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г.
Тевса
. М.: Мир, 1996.-313 с.;
Методика
С.
Коухена
и Г.
Виллиансона
«Тест самооценки
стрессоустойчивости
» (
http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=2469
);
Методика
«Рисунок человека»
К.Маховер
на основе теста
Ф.Гудинаф
(
https://infourok.ru/test-risunok-cheloveka-kmahover-fgudinaf-529877.html
);
Методика "Тест уровня школьной тревожности
Филлипса
(
https://multiurok.ru/mietodika-tiest-shkol-noi-trievozhnosti-fi.html
)
.
Приложение.
Игры и упражнения для детей с целью снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессии и проживание других негативных эмоций, на осознание конструктивных форм поведения. Все упражнения можно выполнять как детям, так и взрослым, чтобы чувствовать себя спокойнее.
1. «Велосипед».
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Медленно он начинает движения такие ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
2. «Кулачки».
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.
3. «Подушка-колотушка»
Цель: способствует осознанию конструктивных форм поведения, проживанию агрессии и расслаблению.
Агрессия у ребенка накапливается постепенно и спонтанно выплескивается, после такого всплеска он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, то агрессивных проявлений станет меньше. Для этой цели используется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками. Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
4. «Бои без правил».
Цель: снятие эмоционального напряжения, способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положительных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. В бою принимает участие двое детей или ребенок и родитель. Сделайте импровизированный канат (подойдет бельевая веревка, скрученная в жгут простыня и т.д) и положите в большую наволочку маленькую подушку - получится орудие для подушечного боя. Один участник встает на канат, а другой должен с помощью подушки сбить своего противника с каната, вывести из равновесия. Потом меняются местами.
«Будущие чемпионы».
Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».
Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.
«Лепим настроение».
Цель: работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность отреагировать свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее.
Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).
7. «Животное в лесу»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется на ковре. Предлагаем ребенку представить любое животное в лесу. И просим ребенка показать в образе этого животного три настроения: злость – спокойствие – радость. Сначала он показывает, как животное злится – потом, как оно успокаивается и как радуется. Можно включить музыкальное сопровождение упражнения: «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоциональному настрою)
8.«Ты - солнышко»
Цель: осознание конструктивных форм поведения и мышечная релаксация, создание хорошего настроения. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.
Предложите ребенку побыть солнышком. «Представь, что ты солнышко и ты видишь маленького беспомощного зверька (можно дать в руки мягкую игрушку).. Вытяни ладошки, представь что твои руки – это лучики, подержи на ладошках маленького зверька, согрей его своим теплом. Теперь сложи ладошки, спрячь в них зверька, приложи ладошки к груди, успокой его, скажи ему на ушко добрые, ласковые слова».
Если вы чувствуете в себе этот ресурс, вы можете поиграть с ребенком в эту игру так, как будто солнышко – это вы, а испуганный детеныш – ваш ребенок. Представьте, что это ваши руки – лучики, обнимите, успокойте, скажите своему ребенку на ушко добрые, ласковые, теплые слова.
9.«Я – дерево, ты - дерево»
Цель: повышение у ребенка уверенности в себе, в своих силах, способствует внутреннему спокойствию. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.
Представьте, что вы и ваш ребенок – маленькие семена дерева, которые попали в плодородную почву. Сядьте на пол на корточки, обхватите голову руками, закройте глаза. Вы – семена, из которых скоро вырастут большие деревья. Начинайте медленно расти, почувствуйте, как вы пускаете корни, чувствуйте, что вытягивается ваше тело как ствол дерева и раскрываются руки, как крона дерева. Пошевелите пальчиками, как будто ветер играет листвой в кроне вашего дерева. Почувствуйте, как ваши ступни опираются на пол, у вас мощные корни, проговорите вслух «я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, у меня широкая крона, у меня много листвы». Попросите повторить эту фразу вашего ребенка. После выполнения упражнения предложите ребенку нарисовать и назвать дерево, которым он себя представил.
10. «Лабиринт»
Цель: проживание страхов, тревог, снятие эмоционального напряжения.
Создайте для ребенка игровое пространство, используя обычные бытовые предметы. Дайте задание ребенку пройти в лабиринт и попасть в центр и наоборот – найти выход из центра и пройти другим путем. Расставьте предметы так, чтобы ребенок мог:
подняться и спрыгнуть со стула;
проползти под столом; накрытым до пола простыней,
обогнуть шифоньер; кровать и т.д.
перепрыгнуть дорожку (коврик);
тихонько прокрасться между двух диванных полушек (любых других предметов)
спрятаться в центре лабиринта под плед (покрывало). Побыть в центре в безопасности и идти на выход, но уже другим путем.