Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследовательские приемы в процессе преподавания русского языка и литературы | Коссе Александра Степановна. Работа №343648

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются исследовательские приемы в преподавании русского языка и литературы как важный инструмент для развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Подчеркивается необходимость внедрения активных методов обучения, направленных на формирование критического мышления, творческих способностей и самостоятельности обучающихся. С помощью практических примеров и рекомендаций обсуждаются виды исследовательских заданий и их влияние на успешную самореализацию учащихся. Статья полезна для учителей, стремящихся улучшить учебный процесс и повысить мотивацию учащихся.

Ключевые слова: исследовательские приемы, самостоятельная учебно-познавательная деятельность, русский язык, литература, самореализация, активные методы обучения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРИЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Коссе Александра Степановна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа", ДНР

Аннотация. В статье рассматриваются исследовательские приемы в преподавании русского языка и литературы как важный инструмент для развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Подчеркивается необходимость внедрения активных методов обучения, направленных на формирование критического мышления, творческих способностей и самостоятельности обучающихся. С помощью практических примеров и рекомендаций обсуждаются виды исследовательских заданий и их влияние на успешную самореализацию учащихся. Статья полезна для учителей, стремящихся улучшить учебный процесс и повысить мотивацию учащихся.

Ключевые слова: исследовательские приемы, самостоятельная учебно-познавательная деятельность, русский язык, литература, самореализация, активные методы обучения.

Современное образование требует от учителей нового взгляда на процесс преподавания. В условиях быстро меняющегося мира и социальной среды ключевыми навыками становятся критическое мышление, самостоятельность и способность к саморазвитию. Таким образом, внедрение исследовательских приемов в преподавание русского языка и литературы приобретает особое значение. Эти приемы не только стимулируют интерес к изучению предмета, но и содействуют развитию навыков, необходимых для успешной самореализации.

Исследовательский подход в образовании ориентирован на активное вовлечение обучающихся в учебный процесс. Это подразумевает использование различных исследовательских методов:

Проектная деятельность: Позволяет учащимся глубже разобраться в теме, разработать собственные исследования и презентации.

Групповые исследования: Создают пространство для обмена идеями, что развивает командные навыки и нелинейное мышление.

Кейс-метод: Используется для анализа реальных ситуаций, что способствует развитию аналитических способностей.

Дискуссии и дебаты: Обучающие обсуждают различные точки зрения, что улучшает навыки аргументации и критического мышления.

В рамках преподавания литературы можно предложить студентам проект, связанный с анализом произведений различных авторов через призму определенной темы, например, «Тема страдания в русской литературе». В процессе работы над проектом учащиеся могут исследовать произведения Булгакова, Достоевского и Толстого, сравнивая различные подходы к раскрытию темы страдания. Это позволит развить аналитические и критические навыки, а также углубит понимание произведений.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность является ключевым аспектом в процессе обучения. Она включает в себя:

Самостоятельное чтение: Учащиеся выбирают книги и тексты по интересам, что формирует любовь к чтению.

Исследование тем: Обучающиеся могут сами выбирать темы для небольших исследований, что развивает их самостоятельность.

Создание собственных текстов: Написание эссе, рассказов или статей позволяет учащимся выразить свои мысли и чувства.

Собственные исследования и проекты способствуют самореализации учащихся, давая им возможность увидеть результаты своей работы и повысить самооценку. Рефлексия о собственном обучении создает основу для дальнейшего развития и формирования личности.

В преподавании русского языка исследовательские приемы становятся важным инструментом для развития грамотности и языковой культуры учащихся. К таким приемам можно отнести:

Лексические исследования: Учащиеся могут самостоятельно исследовать и представлять различные уровни языка (разговорный, литературный, научный).

Грамматические эксперименты: Использование оригинальных предложений для выявления правил и особенностей грамматики.

Сравнительный анализ: Обработка текстов на разных языках, что помогает лучше понять особенности родного языка.

Примером может служить задание по исследованию языка любимого произведения. Учащиеся могут проанализировать стилистические особенности, использовать лексические таблицы для выявления частотности слов и даже делать собственные словари.

Внедрение исследовательских приемов в преподавание русского языка и литературы является необходимым условием для развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и их успешной самореализации. Обучение, основанное на исследовании и открытии, помогает создавать более интересное и глубокое понимание предмета, формирует компетенции, которые будут полезны не только в учебе, но и в жизни.

Для эффективного использования исследовательских приемов рекомендуется постоянно обновлять методические материалы и внедрять современные технологии. Создавать атмосферу доверия и комфорта для обсуждений и экспериментов. Поддерживать интерес учащихся к самостоятельной деятельности через разнообразие форматов и методов.

Применяя исследовательские приемы, мы можем не только улучшить качество преподавания, но и содействовать формированию личности, способной к самостоятельному мышлению и саморефлексии.

Список литературы

Будаева, Т. А. Организация исследовательской деятельности на занятиях русского языка и литературы как один из факторов повышения качества знаний / Т. А. Будаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 731-735. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15129/.

Грехова, Т. В. Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях как одно из условий самореализации и формирования ключевых компетенций обучающихся / Т. В. Грехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 752-755. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15128/.

Сабитова, Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы / Д. Р. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 817-819. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13422/.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×