Исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел" | Демченко Наталья Владимировна. Работа №312736
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНТРАЦИТОВСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Исследовательский проект Как хлеб на стол пришел
(В рамках комплексной целевой программы Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников)
Проект подготовила:
Демченко Наталья Владимировна,
руководитель кружка
ГБОУ ДО ЛНР АЭНЦУМ
г. Антрацит
Актуальность
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Цель проекта: познакомить дошкольников с производством хлеба, от зернышка до каравая.
Задачи: расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;
показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Предварительная работа:
1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
2) Подбор демонстрационного материала: видео материал, злаковые растения, крупы, мука, предметы быта;
Материалы: Видео фильм, шапочки, тесто, caxap, дрожжи. Коробочки с зернами пшеницы, кукурузы, гречки, риса. Плоская тарелка, лупа, 2 ложки, сито, стаканы c вoдoй и с мукой, 2 салфетки. Кофемолки (ручная или электрическая), соленое тесто.
Ход занятия.
Организационный момент.
Руководитель: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Что же нужно сделать?
Дети:Поздороваться!
Руководитель: Правильно. При встрече обязательно нужно здороваться.
(Игра на общение: дети встают, здороваются)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте! друг другу.Нам здороваться не лень: Всем Привет! и Добрый день!;
Если каждый улыбнётся -Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
(Дети присаживаются на свои места, руководитель продолжает)
Руководитель: Ребята, а вы знаете, откуда хлеб к нам на стол пришёл?
(ответы детей)
Руководитель: Я предлагаю вам ребята отправиться вместе с колобком в увлекательное путешествие, и узнать, какую длинную дорогу пройдет зернышко пшеницы, чтобы прийти к нам на стол хлебом.
Просмотры видео фильма о производстве хлеба
(слова в фильме)
Слайд 1
Прежде всего, весной нужно вспахать землю на поле плугом.
Плуг – это сельскохозяйственный инструмент, для обработки почвы.
Раньше плуг был вот таким, и тащили его волы или лошади. А сейчас плуг тянет за собой трактор.
Слайд 2
Затем землю, боронят, это нужно для того чтобы защитить её от высыхания, выровнять ее поверхность и уничтожить сорняки. Посмотрите на старинную борону, и сравните ее с современной. Так бороновали землю в старину, а это уже современная машина боронит землю.
Слайд 3
В разрыхлённую землю засевают семена ржи, из неё пекут черный хлеб, и пшеницу, из которой пекут и булки, и баранки, и торты, и пирожное.
Начинается посев, это делают с помощью машины сеялки. До изобретения сеялки семена просто разбрасывали руками.
Благодаря дождю и солнышку, семена дают всходы, созревает урожай, а после созревания урожая, начинается жатва. В прошлом колоски срезали серпом. Серп является один из древнейших орудий человека. Собранные колоски били цепом, чтобы отделить зерно от колосков.
Слайд ?
Цепь — это орудие труда, которое состоят из двух подвижно связанных концами палок. Длинная часть служила рукояткой, а короткая била по зернам, этот процесс называется молотьба. А в настоящее время жатва и молотьба выполняется с помощью комбайна по полю. Как большой пароход движется комбайн по полю. Комбайны работают и день, и ночь, чтобы быстрее убрать зерно. Чтобы ни одно зёрнышко не пропало.
Слайд 4
Собранное зерно на грузовиках привозят на элеватор.
Элеватор – это сооружение для хранения большого количества зерна, вот он какой. Далее зерно нужно перемолоть в муку, это делается на мельницах. Раньше широко использовались ветряные мельницы и водяные мельницы.
Слайд ?
Ветряные мельницы работали за счет того, что ветер, раскручивая винт колеса, попадал на его крылья.
А колесо водяной мельницы раскручивала вода, которая текла на него сверху из плотины. Сейчас используются электрические мельницы.
Слайд 5
Смолотую на мельнице муку отправляют в хлебопекарню. Там из муки и воды замешивают тесто, придают ему нужную форму и запекают в печи.
Профессия человека, который печет хлеб, называется пекарь. Затем хлеб попадает на прилавки магазинов и только потом на наш стол.
Вот такую длинную дорогу от зерна до булки проходит хлеб, прежде чем попадает к нам на стол.
Ход эксперимента:
Руководитель: В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришел хлеб к нам на стол!
Ребята я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определённые задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.
В первой клетке живёт буква, которая спряталась в слове MAKAPOНЫ, и стоит на первом месте. (M)
Во второй клетке живёт буква, которая спряталась в слове БУЛKA, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живёт буква, которая спряталась в слове БУБЛИK, и стоит в конце слова. (K)
В четвертой клетке живёт буква, которая спряталась в слове БATOН, и стоит в нем на втором месте. (A)
Руководитель: Давайте прочитаем, какое же слово y нас получилось!
Дети читают MУKA
Руководитель: A для чего нужна мука?
Дети: Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
Руководитель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Myka нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.
Практическая часть:
Руководитель: Ребята, а давайте с вами изучим свойства муки. Сейчас мы превратимся в настоящих исследователей. Для этого надеваем шапочки, чтобы выглядеть настоящими лаборантами.
(На столах лежат шапочки, дети берут шапочки и повторяя за руководителем надевают на голову. Руководитель смотрит, чтобы дети надевали шапочки правильно и помогает им. Убедившись, что все дети готовы к дальнейшей работе, просит детей обратить внимание на столы. (На столах стоят стаканчики с мукой).
Руководитель: Ребята осторожно возьмите стаканчики с мукой, поставьте перед собой. Какого цвета мука?
(Ответ детей).
Руководитель: Аккуратно поднесите к носику муку и понюхайте ее. Имеет ли запах мука?
(дети берут аккуратно стаканчик с мукой, подносят к носу)
Дети: Да, y муки есть запах, но он какой-то особенный
Руководитель: Правильно, мука имеет запах.
Руководитель: А теперь давайте с вами возьмём сито, которое лежит у вас на столе. Тимур, покажи всем, как оно выглядит. Все взяли сито? Теперь возьмите тарелочку, где лежало сито и поставьте перед собой. Возьмите стакан с мукой, высыпьте муку из стакана в ситечко и просейте ее в тарелку. Что происходит c мукой? Сыпется она или нет?
(Дети выполняют задания, повторяя за руководителем)
Дети: Сыплется!
Руководитель: Да, мука сыпучая.
Руководитель: Поставьте стаканчики с мукой и сито на край стола. Возьмите из тарелочки щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука, какая?
Дети: Мука легкая, мягкая, пышная, воздушная
Руководитель: Да, правильно, мука – мягкая, пушистая. А теперь, разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая ее в стороны (показывает). Попробуйте нарисовать на тарелке пальчиком солнышко. Получилось?
(руководитель смотрит результат рисования и хвалит детей)
Руководитель: Молодцы, оказывается на муке можно писать и рисовать. Давайте с вами отставим тарелочки, аккуратно вытрем ручки салфеткой и продолжим дальше. Возьмите стаканчик с мукой и стаканчик с водой подвиньте к себе, возьмите на краю стола ложечку, наберите муку, осторожно всыпьте в стакан c водой и аккуратно размешайте.
(руководитель помогает детям, рассматривает, что у них получилось)
Руководитель: Ребята, что случилось c мукой?
Дети: Мука растворилась в воде.
Руководитель: Правильно, мука растворяется в воде.
Руководитель: Давайте с вами оставим ложечку в стакане и возьмем вторую ложечку на краю стола, наберем в нее муки и добавим в этот же стакан ещё две ложки муки. Ложечку, которой вы набирали муку, отложите в сторону на край стола. А второй ложкой хорошо размешайте (руководитель проверяет выполнение задания) Все размешали?
Руководитель: Как вы думаете, что у нас получилось?
Дети: Получилось жидкое тесто
Руководитель: Да, ребята, смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Так замешивают тесто для выпечки. Для тoгo, что бы иcпeчь пышныe булки, в тесто добавляют мacлo, coль, сахар, яйца, дрожжи.
Руководитель: Ребята, я сейчас возьму один стаканчик и добавлю немножко сахара и дрожжей, a второй оставим только c мукой. Стаканчики поставлю в теплое место, чтобы узнать, что произойдет с тестом. А пока тесто наше подходит, мы немножко разомнёмся, сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Подрастает зернышко (присели)
Потянулись к солнышку (потянулись)
С ветерком оно играет (руки вверх)
Ветерок его качает (прогибается)
К земле низко прижимает – вот как весело играет! (наклоны туловища)
Сколько в поле колосков – столько сделаем шагов (ходьба на месте)
Какой вырос каравай – выше руки поднимай (руки вверх и потянутся)
Теперь ниже наклонитесь, как колышется пшеница (наклоны в стороны)
Сколько в поле тракторов, столько сделаем прыжков.
(Помощники убирают со столов стаканчики. Руководитель проводит с детьми беседу)
Руководитель: Ребята пока мы играли, посмотрим, что произошло с нашим тестом?
Дети: (ответыдетей: поднялось, подошло).
Руководитель: Из такого теста(дрожжевого)выпекают вот такие пышные булочки, пироги. Ребята, a как вы думаете, из чего же делают муку?
Дети: Из зерна
Руководитель: Из какого зерна делают муку?
Дети: Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха
Руководитель: Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете изделия муки.
Дети: Хлеб, батон и др. - кондитерские и макаронные изделия.
Руководитель: У вас на столах стоят коробочки, на каждой коробочке есть номер. Давайте с вами внимательно посмотрим и вспомним, какие там цифры. Кто посчитает, сколько у нас на столе коробочек. (Руководитель вместе с детьми считает коробочки). Один, два, три, четыре. Сколько коробочек?
Дети: Четыре.
Руководитель: Правильно, молодцы ребята. Эти коробочки не простые, они с сюрпризом. В каждой коробочке лежат разные зерна. Возьмите коробочку с циферкой один, поставьте перед собой, аккуратно откройте и посмотрите, какие зернышки спрятались под номером один. А чтобы вам легче было рассмотреть зерна, возьмите лупу. Все знают, как она выглядит?
(Ответ детей).
Руководитель: Давайте я вам покажу. Вот как она выглядит, все нашли?
(Ответ детей).
Руководитель: Правильно, молодцы. Возьмите лупу и рассмотрите под номером один, какие зерна, как они назеваются. Все рассмотрели, кто знает, как они называются.
Дети: Пшеница,
Руководитель: Правильно, дети, пшеница. Закройте коробочку под номером один и поставьте в сторонку. Рассмотрим зерна в коробочке под номером два. Аккуратно открываем, берем лупу и смотрим, какие зёрнышки спрятались там. Кто догадался, как они называются
Ребенок: Риc,
Руководитель: Ребята правильно сказали (Вероника),
Дети: Да.
Руководитель: Да (Аня) правильно, это рис. Продолжаем дальше. Опять закройте коробочки с циферкой два и отставьте в сторонку, где стоит коробочка под номером один. Теперь возьмите коробочку под номером три, поставьте перед собой и аккуратно откройте. Возьмите лупу и рассмотрите зерна под номером три. Как называются эти зерна?
Ребенок: Кукуруза.
Руководитель: Ребята все согласны
Дети: Да.
Руководитель: Правильно это кукуруза, давайте с вами закроем эту коробочку и отставим в сторонку. И возьмём последнюю коробочку, под каким номером?
Дети: Четыре.
Руководитель: Да, правильно, под номером четыре. Аккуратно откроем и посмотрим с помощью лупы, какие зерна там лежат. Кто догадался. Давайте скажем вместе.
Дети: Гречка
Руководитель: Правильно ребята — это гречка. Закройте коробочку и отставьте ее в сторону.
Руководитель: Ребята, а давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы, с помощи ручной (электрической кофемолок).
(Руководитель показывает, как работает кофемолка)
Руководитель: Дети, посмотрите, какая мука y нас получилась.
(Ответы детей)
Руководитель: Сравним полученную муку c мукой, купленной в магазине. Чем она отличается?
(Ответы детей)
Руководитель: Почему же она не такая белая, как мука из магазина? Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерна получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
Заключительная часть
Руководитель: Вот ребята, сколько этапов нужно пройти, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудились. Вспомним кто эти люди. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы. И сегодня для вас я приготовила сюрприз. Мы с вами превратимся в настоящих пекарей, и все вместе сделаем из соленого теста Колобок (тесто подготовлено заранее).
(Дети лепят колобка, руководитель помогает и демонстрирует своего колобка. Выставка колобков.)
Руководитель: На этом наше занятие закончено, вы, ребята, молодцы. Всем спасибо за внимание. До свидания.
ЛИТЕРАТУРА
8