«Истоки русской народной игры». | Казанцева Анна Леонидовна Горчакова Наталья Леонидовна. Работа №349669
В статье «Истоки русской народной игры» раскрывается тема, посвященная исследованию исторического происхождения и культурных особенностей традиционных игр русского народа. В работе подробно рассматриваются различные виды народных игр, их символика, связь с обрядами и праздниками, а также влияние на формирование национального характера. Особое внимание уделяется роли игр в воспитании детей и поддержании коллективных традиций.
«Истоки русской народной игры».
«Задумал наш Создатель
потешить детвору, в наследие
растущим, дал игру. Игра не просто
развлечение, игра – всему учение,
и старших повторение. Вы
эти благостны начала сверяйте с
теми, что идут веками!»
Вид методической разработки: описание детских народных игр, в которые играли наши предки в момент зарождения синкретических взглядов и мышления, ставшие народными.
Цель: Возрождение древних, ранее неизвестных современной педагогике народных игр, в совокупности их мировозренческих и нравственных целеполаганий, содержания, и действий.
Задачи: 1. Описание первых народных игр древней Руси, представленные в стихотворной форме как в устном народном творчестве, что позволяет провести сравнительную аналогию с играми современности, увидеть перспективы замысла игры тогда и сейчас.
2. Развивать с помощью народных игр в детях человеческие достоинства: честность, справедливость, человеческие качества: выносливость, быстроту реакций, силу, логику (смекалку), уважение друг к другу.
Аннотация:
Народные игры во всем многообразии форм и значений, несут духовный потенциал народа. В этих играх прослеживаются традиции и образ жизни народа той эпохи и той среды, в которой они формировались. Поэтому, интересно будет сравнить русскую народную игру разных поколений. Мы не стали приводить примеры современных народных игр, так как они и так на слуху, и не стали классифицировать описанные древние народные игры по их особенностям, просто привели примеры разных подвидов народных игр старины. Кто занимается аналитикой, тем будет интересно отследить целеполагание каждой из представленной игры, на что она была направлена, на развитие каких качеств, и как правила игры влияли на взаимоотношения играющих, что взращивали?
1. Игра «Мочала» (в значении «мочь», «можить»).
Вот, игра «Мочала», и она про всякое начало, сколько мочи есть потерпеть качало. Выбираешь позу не простую для начала, и тогда тебя по – очереди толкают, будто бы качают. Если позу уронил, то игру и прекратил. Сколько мочи у кого в нужной позе устоять и толчков тех удержать, видно будет по тому, кто закончит всю игру.
2. Игра «Кольцевание» (на узнавание).
Старший младшему давал задание: от всех играющих наполнять кувшин признаниями. Всякий, кто признание в кувшин поклал, во кольцо тогда вставал (хоровод). Младший в круге там стоял, да признания раздавал. Если кто – то узнавал, кто признание поклал, быстро имя называл и тогда уже гурьба кольцевать его должна. Но, а если не успели, то ему тогда радели, но, а ежели успевали, то игру ту продолжали, но а коли ошибались, то пред тем та извинялись.
3. Игра «Козявочки».
Сидели все на лавочке и били ножками топтырь, и был в игре той поводырь, он угадать должен, кто ножками не бил. Завязаны его глаза, на слух свой опереться должен он тогда.
(«топтырь» - каменный топор)
4. Игра «Трошки» (в значении «чуть – чуть», «немножко»).
На кону стояли гроши. Всяк, умеющий плясать, должен танец показать. Кто милее всех исполнит, тот и грошь себе в карман положит. А решали участь все, отдавая фант в игре лишь тому, кто люб им был, так как в танце победил.
5. Игра «Плетуны».
В чём тут суть игры? – Замыкали руки в круге игроки, хитроумны выверты плели, будь то делали узлы, будь то ткали те силки. Кто в том круге не стоял, ту плетёнку расплетал. Если это удавалось, то просил он с каждого любую малость, если – нет, за другого нёс обет (обещание) выполнить его работу.
6. Игра «Сотейник» (слово произошло от названия блюда и метода приготовления «соте» - что значит «прыгать», «скакать»).
Помножить должен каждый порубочки свои, когда на дереве уж нет листвы. Кто эту щепу снесёт домой, устроит кучу в дворовой, а после очерёдно щепу эту будет брать, да так, чтобы строение не поломать. А коли рухнуло оно, даётся иль задание, иль наказание, посильное тому, кто всё разрушил посему. А ежели та куча уцелела, но выпала щепа, то столько раз пропущена ходовочка твоя.
(«порубок» - место, где вырублен лес)
7. Игра «Слябли» (в значении « твердый, плиточный срез камня).
Тушевался всякий тот, кто знавал в учёбе толк. Если мудрость подавать, можно с оного чего понять! Так игралища бывали, когда мудрость узнавали. Вот к примеру: «Белый бык, то тебе о чём – то говорит?». Скажет прочий: «Это знак, что в природе не быват». Но мудрец ещё добавит: «Может кожей оный что – то славит? Иль чарующе радеет, всякий взгляд к нему бежит».
Те загадки разбирали, вольны мысли созерцали, кто ответом удивлял, статус «вета» получал. Кто ответом не сдивил, но старался говорил, с теми вместе кто молчал, на разгадку новую мудрость получал. Может жил, или играл, только ум тем набирал.
8. Игра «Нарочиты кузова».
Еще одна игра, про нарочиты кузова, смышленый ладожно снуёт, и класть дары та в кузовок всем не даёт.
9. Игра «Палашка – рваная рубашка».
Может быть слыхали, как наши бабушки играли? Как будто море укротить, должён один игрок тот студень не сронить. А чашка студнева на скатерти стоит, и тянут оба скатерть ту, то в сторону одну, то в сторону другу.
10. Зачин (считалка) к играм:
«Во саду, во саду, все играли во ду-ду! Каждый дудочкой цирял, да на ус себе мотал, только ус тот не пуст, на кого покажет, тот игру закажет, но а кто её зачнёт? – тот, на ком словес сойдёт».
Литература:
Аносова Е.С.
В.И.Суриков
"Взятие снежного городка"/
Е.С.Аносова
// НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА.-
2002.-№1.-С.6-8.
Володченко В.Ю. Бабки: обожают детки, не забыли дедки: [игры в бабки: из истории русских народных игр и забав]/ Валерий Володченко// Родина: российский исторический журнал.-2016.-№5.-С.92-93.-(Игры Родины).-12+.
Володченко В.Ю. Лапта: от Великого Новгорода до невеликих дворов: [удивительной русской народной командной игре - лапте - более тысячи лет]/ Валерий Володченко// Родина: российский исторический журнал.-2016.-№4.-С.92-92.-(Игры Родины).-12+.
Володченко В.Ю. Городки: от Ивана-царевича до Владимира Ильича: [из истории русских народных игр и забав]/ Валерий Володченко// Родина: российский исторический
журнал.-
2016.-№3.-С.84-85.-(Игры Родины).-12+.
Горшкова Е. Игры наших бабушек/
Е.Горшкова
,
Л.Тихомирова
// ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ.-
2001.-№6.-С.36-38.
Круглый год: Русский
земледельч
. календарь/ Сост., вступ. ст. и прим. в тексте
А.Ф.Некрыловой
.-
Москва: Правда, 1991.-493с.: ил.
Лаврова С.А.
Русские игрушки, игры, забавы: [для мл. и сред.
шк
. возраста]/
С.А.Лаврова
.-
Москва: Белый город, 2007.-47с.:
цв
. ил.-(История России).
Мальми
В.В. Народные игры Карелии/
В.В.Мальми
; лит. запись
В.А.Панкова
;
рец
.
А.П.Конкка
.-
Петрозаводск: Карелия, 1987.-135c.: ил.
Новицкая М. Программа "Наследие": [Игры для дошкольников]/
М.Новицкая
,
Е.Соловьева
,
Е.Мартинкова
// ДОШКОЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ.-
1998.-№4.-С.37-41.
В статье приведены примеры традиционных русских игр, взятых из различных сборников.
Олемба
: традиционные игры финно-угорских и самодийских народов/ Карельский центр народного творчества; сост.
И.Б.Семакова
.-
Петрозаводск:
Фолиум
, 1999.-95c.-Библиогр.: с.88-94.
Осетров Е.И.
Живая Древняя Русь: Книга для учащихся/
Е.И.Осетров
.-
Изд. 2-е,
испр
. и доп.-Москва: Просвещение, 1976.-255с.: ил.