Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Историческая декада "70 лет без Сталина: 1953-2023" | Козлов Александр Вячеславович. Работа №316640

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ежегодно в нашей школе ( средняя школа при исправительном учреждении в г. Кирово-Чепецке) проводятся исторические декады. Предметные декады проводятся ежемесячно, истории посвящается март. Этот год не стал исключением. Декада, проведенная в этом году,  была посвящена 70летию со дня смерти И. В. Сталина. Сталин- человек-эпоха, соединивший в себе все черты своего времени- от прекрасных до ужасных, и он неизменно вызывает и будет вызывать интерес- как его личность, так и его деятельность.По традиции, декада состояла из четырех этапов. Первый этап- оформление стенгазеты. В подготовке материалов и оформлении газеты участвовали ученики. Второй этап- просмотр и обсуждение художественного фильма "Зеркало для героя" (режиссер Владимир Хотиненко, 1987, Свердловская киностудия). Сюжет фильма- попадание двух людей из времени перестройки в 1949 год. Фильм вызвал интерес и обсуждался заинтересованно. Третий этап- просмотр и обсуждение современного документального фильма "Диагноз для Сталина" (2021 год). Основная мысль фильма- вождь был убит (отравлен). Четвертый (финальный) этап декады- игра по типу с "Своей игры" на НТВ. Имелось 60 вопросов, разделенных 10 разрядов (по "стоимости"- от 100 до 1000 очков) и 6 категорий: "Детство и юность", "Борьба за власть", "30е годы", "Война", "Последние годы и смерть", "Личная жизнь". Игроки на команды не делились, действовали индивидуально. 

Декада была воспринята с большим интересом. Полагаем, ее цели (подробно описанные в статье) были достигнуты.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕКАДА «70 ЛЕТ БЕЗ СТАЛИНА: 1953-2023»

Ежегодно на протяжении многих лет в нашем учреждении проводятся предметные декады. В марте, по традиции, проводится декада истории. Нынешний год не стал исключением. Как правило, декада посвящается какому-л. историческому юбилею. В 2023 году отмечается важный, но подзабытый массовым сознанием юбилей- семидесятилетие со дня смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.). И. В. Сталин- человек-эпоха, безусловно, великий исторический деятель, в котором тесно переплелись положительные и отрицательные черты- преступления и достижения, ошибки и успехи, плюсы и минусы, но его влияние на историю страны и мира нельзя отрицать, хотя объективная, свободная от конъюнктуры, оценка его личности и деятельности еще впереди.

Любое учебное мероприятие или их совокупность должны быть направлены на формирование универсальных учебных действий. В данном случае они таковы:

Личностные УУД: формирование способности к эмпатии (сопереживанию) людям сталинской эпохи, воспитание гуманистических чувств.

Коммуникативные УУД: умение вести дискуссию в ходе обсуждения фильма и в процессе исторической игры, слушать оппонента и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: умение придерживаться установленных учителем правил (во время дискуссии по фильму или исторической игры)

Познавательные УУД: закрепление в сознании учащихся известных и новых фактов об эпохе сталинизма и личности Сталина, пробуждение интереса к этому историческому явлению в частности и к истории страны и мира в целом.

Декада состояла из четырех этапов. Первый этап- оформление стенгазеты. Материал для неё искали и в ее оформлении участвовали сами учащиеся. Газета хорошо иллюстрирована, содержит в доступной форме и объеме материал по теме.

Второй этап- просмотр и обсуждение художественного фильма о сталинской эпохе. Учащиеся должны воспринимать исторические факты не только во всей их полноте и взаимосвязи, но и на эмоциональном уровне, сопереживая героям. Большинство фильмов об эпохе сталинизма имеет крайне тенденциозный и идеологизированный характер, но из этого правила есть исключение- фильм Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» (1987 г., лауреат трех призов). Во время обсуждения учащиеся продемонстрировали искренний интерес к фильму, в т.ч. к главной его проблеме: чем отличается современный человек от людей сталинского времени, что для него и для них в жизни является главным и как к этому следует относиться.

Третий этап- просмотр и обсуждение документального фильма Сергея Медведева «Диагноз для Сталина» (2021 г.). К сожалению, нет документальных фильмов о Сталине, сочетающих краткость, полноту и отсутствие тенденциозности. Поэтому для показа и обсуждения выбран фильм, освещающий версию об умышленном убийстве Сталина, которая становится всё более популярной среди ученых. Версия в школьном курсе упоминается, но подробно не раскрывается. Фильм вызвал достаточно большой интерес учащихся.

Четвертый (финальный) этап- историческая игра « Жизнь Сталина». Правила достаточно просты и основаны на телешоу «Своя игра», но несколько упрощены. 60 вопросов по теме разделены на 6 категорий и 10 разрядов по степени сложности (от 100 до 1000 очков). Названия категорий: «Детство и юность», «Борьба за власть», «30е годы», «Война», «Последние годы и смерть», «Личная жизнь». Участие в игре- индивидуальное (хотя в принципе может быть и командным). Ход игры отражается в таблице на доске. Причина отказа от электронной версии- слишком малое в ней количество вопросов.

Игра была воспринята с интересом и азартом, несмотря на отсутствие материальных призов. Учащиеся выразили желание и в будущем продолжать такие игры, выразили интерес к изучаемому явлению и к истории страны вообще.

Полагаем, поставленные цели декады были достигнуты

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×