«ИСТОРИЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ И ПРАВЕДНЫХ БОГООТЦА ИОАКИМА И АННЫ С. ДОЛГОЕ ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» | Ширяева Оксана Александровна. Работа №345164
В статье рассматривается самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Наши материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей не сильно сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности.
«ИСТОРИЯ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ И ПРАВЕДНЫХ БОГООТЦА ИОАКИМА И АННЫ С. ДОЛГОЕ ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»
Ширяева О. А.
россия, мкдоу «детский сад п. солнечный»
shiryaewa.oks@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Наши материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей не сильно сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности.
Ключевые слова: духовные ценности; доброта; милосердие; справедливость; патриотизм; духовно-нравственное воспитание; воскресная школа; православные традиции.
Россия! Для каждого человека это слово означает что-то свое. Мы, русские люди, настоящие русские люди, гордимся своей Родиной. Россия жива своими воспоминаниями, своим величественным прошлым, своей историей. Россия - это огромное множество городов, сел, поселков, деревень, храмов и монастырей. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
В настоящее время идет поиск духовного возрождения страны, и сегодня особенно актуально воспитать духовную личность, а это возможно только при совместных усилиях государства, семьи, образовательного учреждения и духовно - просветительного центра.
Конечно, в молодости не все мы понимают ценности православной культуры, религии, веры. Все это приходит со временем. Но важно, чтобы человек стремился к добру, справедливости, светлому будущему. Именно православие может наставить нас на путь истинный.
Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения – одна из самых актуальных в современном обществе. Если мы хотим, чтобы у нас, было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству, поэтому мы должны обратиться к истории своей малой родины, к своему родному краю, к истории храмов и монастырей, к Русской Православной Церкви, где закладываются духовно- нравственные основы общества.
В глубокой древности начинается историческое летописание храма, тесно связанное с монастырем Коренная пустынь, - местом, где в 1295 году была обретена чудотворная икона Богородицы "Знамение". Тогда город Курск был разорён и сожжён нашествием полчищ татар. Достигли они в лесной стороне места явления иконы. Увидев священника иерея Боголюба, служившего молебны у иконы, крымские татары увели его в плен; часовенку, выстроенную на корне дерева, сожгли, а саму икону рассекли надвое и раскидали в разные стороны. Через некоторое время русское посольство, прибывшее к крымскому хану, выкупило иерея Боголюба из плена. Придя на место явления иконы, и не увидев её, он помолился со слезами Господу и начал поиски. Скоро увидел в необыкновенном кусте цветов половинку иконы, взяв с собою найденную часть, отправился на поиски другой половинки.
Как гласит давнее предание, пройдя более версты к Курску, увидел в дремучем лесу такой же куст, а в нём лежащую вторую половинку иконы. Приложился к ней, сложил обе половинки и - о чудо! - явилась цельная, как и была прежде, икона "Знамение" Пресвятой Богородицы. Господу было угодно прославить икону и саму местность, где обретены половинки той иконы:
первое место было обозначено построением храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустани;
второе место - построением храма во имя Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны в селе Долгое.
О строительстве церкви на месте столь знаменательной находки сообщает в «Летописи церкви Иоакима и Анны села Долгое, Курского уезда» диакон Никита Матвеевич Колмыков, служивший в Долгом с 1841 по 1881 год. Из этой «Летописи» (не оконченной автором, или же утратившей свое окончание уже после его смерти) становится известно, деревянный храм простейшей архитектуры — «церковь устройством своим имела вид прямого четырехугольника, сделана была из разного леса» — появился в Долгом в XVII веке.
( летопись прилагается) [1]
По просьбе монахов Коренского Рождества-Богородицкого монастыря и крестьян сел Долгое, Будановка, Тазово в августе 1756 года вышел указ на постройку церкви в деревне Долгое под именем Праведных Богоотец Иоакима и Анны. До постройки храма крестьянам приходилось обращаться для молитвы и совершения церковных таинств в монастырь. 24 апреля 1770 года церковь была освящена. Это был деревянный храм в виде правильного четырехугольника, сделан был из разного леса, ошевелеван и окрашен красной краской и получивший обиходное название — "Красная церковь". (изображение не сохранилось)
По Красной церкви сохранились такие документы: Метрические книги 1812- 1842 годов, Метрические книги 1843- 1849 годов.
По прошествии многих лет из-за ветхости деревянный храм было решено заменить на каменный, для этого необходимые средства были собраны достаточно быстро. Среди жертвователей на храм особый вклад внес курский мещанин Иван Алексеевич Воронин. Память о нем благодарные потомки сохранили до сегодняшнего дня. У стен храма, на месте его захоронения, установлен гранитный памятник.
Как сообщают источники,
« в строительстве нового каменного храма Иоакима и Анны принимали участие священнослужители:
1838-1840гг.
Белый иерей – Алексей Попов- династия священнослужителей,
Дьякон-Петр Колмыков - династия священнослужителей.
Дьячок- Василий Брянцев.
1841г.
Белый иерей - Алексей Попов,
Дьячок – Федор Догаль,
Дьячок - Василий Брянцев.
Пономарь - Петр Колмыков.
В 1841 году служил иеромах Коренского Богородичского монастыря Паисий.
1843г.
Белый иерей - Алексей Попов,
Дьякон - Петр Колмыков,
Дьячок - Алексей Сахаров.
Кроме того служили
Священник Стефан Зубков,
Дьякон Петр Колмыков,
Пономарь - Петр Родионов,
Пономарь- Захар Ефремов,
Пономарь - Анисий Хорошилов.»[2]
Храм построен в 1852 году по одному из образцовых проектов известного русского архитектора Константина Тона, типичных для середины XIX века. Строительство велось в два этапа, сначала был выстроен храм, увенчанный пятью куполами, позже к нему пристраивалась трапезная с трехъярусной колокольней. Также при храме построили каменную школу.
Храм за свою историю закрывался дважды. Через закрытие церквей в 1930-е годы государство решало одну из главных задач своей антирелигиозной политики. Это разрушение церковной общины и ликвидация ее исполнительных органов. В 1929 году на места пошла спецдиректива за подписями В.Молотова и Л.Кагановича, в которой все религиозные организации (включая и церковные советы) объявлялись контрреволюционной силой. Тем самым, практически был отдан приказ к применению гонений на верующих и репрессий против духовенства. С 1937-38 гг. правительством был взят курс на полное уничтожение религии.
У стены храма в 30-х годах захоронен последний настоятель Коренной пустыни перед её закрытием архимандрит Иннокентий. О нем удалось узнать следующее: архимандрит Иннокентий - это Гришин Иван Яковлевич. Родился он в 1849 году в селе Малый Змеинец Щигровского уезда Курской губернии. В монастырь Коренная пустынь поступил в 1875 году.
Разве это не подвиг Иннокентия - служить Богу, отмаливать грехи человеческие? На Руси веками мерилом всей жизни, ее идеалом считалась жизнь высокодуховная – монашеская.
Новый страшный удар обрушился и на Православную Церковь. Репрессии против духовенства и мирян стали традицией советского общества, но в 1937 году обнаружилась ещё одна, особенная, причина для кровавой расправы - по итогам переписи населения выяснилось, что 2/3 сельского и 1/3 городского населения открыто, называют себя верующими. Сельские жители составляли тогда 3/4 всего населения страны, таким образом, верующих было больше половины населения, и это в стране, где атеизм был провозглашён высшей идейной ценностью. За это пятимиллионный союз был подвергнут «чистке», многих его членов арестовали и расстреляли как врагов народа. Власть не располагала иными надёжными средствами атеистического воспитания населения, кроме террора. И он обрушился на Православную Церковь в 1937 году с таким размахом, что, казалось, приведёт к искоренению церковной жизни в стране.
Годы страшного лихолетья не обошли храм во имя Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны в селе Долгое Золотухинского района. В 1937 году сломали четыре малых купола и закрыли храм. В кровавые тридцатые годы 20 века предпринимались всяческие усилия, чтобы отнять веру в Бога, надежду на Божью помощь у людей, которые в ней нуждались, закрыть и разрушить храмы. И в эти трудные годы все же были на Руси праведники, готовые принять мучения во благо Отчизны, не отречься от веры… Таким праведником был Чурилов Тимофей Яковлевич, арестованный 1937 году.
Краткие сведения из жизни этого подвижника Святого Духа Чурилова Тимофея Яковлевича. Родился в 1876 г. в селе Новая Слобода Щигровского района Курской области. Учился в сельской школе и на регентских курсах. В 1921 году епископом Никоном (Пурлевским) рукопожен в сан диакона. В 1930 году архиепископом Дамианом (Воскресенским) рукоположен в сан священника. 10 апреля 1930 года награжден набедренником, 6 января 1932 года - скуфьей, 17 февраля 1936 года камилавкой. Семья : жена Варвара Сергеевна - 58 лет, дочь - Александра - 16 лет, сын Василий 23 года. Судим в 1930 г. за неуплату налогов. Приговорен на 1 год принудительных работ с заменой на штраф в 300 руб. Служил в храме Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны в селе Долгое.
Арестован 29 августа 1937 г.
В чем же его обвинили священника? Из документов известно, что Чурилов Тимофей Яковлевич среди школьников проводил религиозную пропаганду. Согласно материалам следствия: «Виновным себя не признал, но связей своих не отрицает». Приговорен к расстрелу.
Реабилитирован 28 июня 1989 г.
Несколько десятков лет минуло с момента запустения храма до его возрождения. Большой вклад в восстановление храма из руин внес архиепископ Курский и Белгородский Юувеналий (Спиридон Тарасов) в конце 80-х годов XX века, его стараниями началось восстановление.
С этого времени начала возрождаться и жизнь прихода. Здесь получают благословение юноши, уходящие на службу в ряды Российской армии. Молодые пары из разных мест Курской земли венчаются в этом чудном храме, получают особую благодать святых мест. Уже стало традицией устраивать в трапездной храма Рождественскую елку для самых маленьких прихожан и жителей окрестных сел.
В 1989 году возрожденный крестный ход со списком чудотворной иконы Богородицы "Знамение" Курской-Коренной после долгих лет забвения с молитвенным пением обошёл вокруг вновь ожившего храма 19 сентября 1991 года во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Коренную пустынь. Это был и первый визит Патриарха, вообще, за всю историю существования Коренной обители с 1597 года.
Святейший Патриарх посетил храм святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны вместе с архиепископом Курским и Белгородским Юувеналием, выразил восхищение и благодарность за проделанную работу по восстановлению храма.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "...таким великолепным и красивым сельским храмом мог бы гордиться любой большой город России».[3] Храм во имя Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны в селе Долгое является памятником архитектуры регионального значения.
В 1993 году настоятелем храма во имя Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны стал Петр (Юрочко). Стараниями протоиерея Петра территория вокруг храма благоукрашается. В 2008 году восстановлены четыре малых купола. В 2010 году сделан капитальный наружный ремонт храма, отреставрирован иконостас нижнего храма «Всех святых в земле Российской просиявших».
По благословению митрополита Курского и Рыльского Германа и трудами настоятеля протоиерея Петра Юрочко и благотворителей храма, началось восстановление исторического ансамбля храма – закладка фундамента воскресной школы при храме.
И 22 сентября 2012 года, в праздничный день по окончании Божественной литургии, состоялся крестный ход вокруг храма. Митрополит Курский и Рыльский Герман, епископ Железногорский и Льговский вместе с благотворителями, участвовавшими в строительстве воскресной школы на территории храма, в торжественной обстановке открыли ее, по традиции перерезав красную ленточку. Высоко преосвященнейший владыка Герман освятил новопостроенное здание воскресной школы и сердечно поблагодарил всех жертвователей и благотворителей храма во имя Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, а также настоятеля храма протоиерея Петра Юрочко за многолетние труды по возрождению храма, активную пастырскую деятельность.
В радости и печали, с просьбами и благодарностью спешат люди приложиться к святым иконам храма и поставить свечи. Ежедневно в храме служат требы, в воскресные и праздничные дни совершаются богослужения, служатся молебны Святым Угодничкам Божьим с водосвятием. Постоянно совершаются таинства венчания и крещения.
В заключение, хочется напомнить слова архиепископа Курского и Рыльского Германа «Пусть свет Вифлиемской звезды освещает
наш путь к Богу и делает нас более искренними, отзывчивыми и милосердными друг к другу».
Церковь – это место, где проходят особенные встречи человека с Богом. Здесь мы прославляем Бога и получаем Слово Божье. Здесь мы принимаем благодатное наполнение Божьей радостью и мудростью, если приходим туда с искренним сердцем. Через церковь мы получаем ответы на три основных вопроса всего человечества: Кто я? Откуда я? Для чего я живу? И всё это благодаря Библии. Русский литературный критик и публицист В. Белинский сказал: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой божественной книги..»[4]
Источники информации:
1.[1] Летопись церкви Иоакима и Анны села Долгое Курского уезда, составленная дьяконом Никитою Матвеевичем Колмагоровым.
2.[2] Метрическая книга 1812- 1842г, Метрическая книга 1843-1849г.
г.
3.[3]Храм во имя Святых и Праведных Богоотца Иоакима и Анны села Долгое 1852-2002гг.
4.[4] Газета «Курские епархиальные ведомости»№ 14-15 2013г.