Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

История личности в истории эпохи | Дубовицкая Елена Васильевна . Работа №331579

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В учебно-методическом пособии даются рекомендации по организации и проведению урока истории, используя технику «проживания» биографии отдельной личности, путем наложения ее на события исторической эпохи для сознания эмоционального фона обучающихся – как первоначальной стадии усвоения исторической информации. В статье на примерах конкретных исторических личностей показано, как через изучение жизни отдельного человека происходит осмысление исторических событий. Описывается формирование на уроках истории сначала чувственного познания, затем рационального при усвоении материала на уровне долговременной памяти. Историческая картина приобретает лицо конкретного человека, сухие факты обрастают личностными историями, переживаниями, взлетами и падениями, трудностями и счастливыми моментами. Это придает процессу изучения истории исключительность, которая ложиться в основу мотивации каждого обучающегося. История эпохи познается через историю конкретной личности. 

Министерство лесного хозяйства Красноярского края

КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

учебно-методическое и дидактическое обеспечение

образовательного процесса

вид разработки

«История личности в истории эпохи»

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дивногорск – 2024г.


Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол №_____ от «24» января 2024 г

Председатель ПЦК_____________ Т.В. Мицкевич

 

 

 

 

Разработчики: ___________________ Дубовицкая Е.В.

 

 

Рецензент ___________________ Орлова Л.А.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Аннотация…………………………………………………………………..…....4

Введение……………………………………………………………………….5

Техника «проживания» истории конкретной личности….

……

…….…

7

Практические примеры техники «проживания» на уроках истории.................................................................................................

.........................8

Заключение………………………………………………………………….......10

Список использованных источников……………………………………….11

Приложение 1 Раздаточный материал (Биография В.П. Астафьева)……….12

Приложение 2 Раздаточный материал (Ордены и медали В.П. Астафьева) 22

Приложение 3 Раздаточный материал (Лента времени)……………………..23

Приложение 4 Раздаточный материал (Основные события 20 века)……….24

 

 

 


АННОТАЦИЯ

 

В учебно-методическом пособии даются рекомендации по организации и проведению урока истории, используя технику «проживания» биографии отдельной личности, путем наложения ее на события исторической эпохи для сознания эмоционального фона обучающихся – как первоначальной стадии усвоения исторической информации. В статье на примерах конкретных исторических личностей показано, как через изучение жизни отдельного человека происходит осмысление исторических событий. Описывается формирование на уроках истории сначала чувственного познания, затем рационального при усвоении материала на уровне долговременной памяти. Историческая картина приобретает лицо конкретного человека, сухие факты обрастают личностными историями, переживаниями, взлетами и падениями, трудностями и счастливыми моментами. Это придает процессу изучения истории исключительность, которая ложиться в основу мотивации каждого обучающегося. История эпохи познается через историю конкретной личности.


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории начинается на уровне основного общего и продолжается на уровне среднего общего, среднего профессионального и высшего образования. Во все времена преподавание истории – сложный эмоционально окрашенный процесс. С одной стороны, перед преподавателем истории стоит задача выстроить занятие таким образом, чтобы заинтересовать каждого обучающегося, запечатлеть в его памяти яркое представление исторических событий, выстроить их в логическую цепочку, создать цельный образ. С другой стороны, в процессе обучения преподаватель сталкивается с психологической проблемой восприятия информации обучающимися. Современное поколение обладает клиповым мышлением, которое на уровне подсознания защищает мозг от огромного количества информации. При этом подростки и молодежь крайне мало читают, что влечет сложность в усвоении текста и выделении главной мысли. Поэтому чтение учебника для обучающихся, а история – это гуманитарный предмет, зачастую требующий восприятие текста, как через прочтение, так и слуховое, становится невыносимо скучным и неинтересным. Каждый, будь то учитель или преподаватель истории, разрабатывает массу способов и средств удержания внимания аудитории на уроке: видео-лекции, презентации, фото, экспозиции, работа с историческими источниками, хрестоматиями и прочее. Но все эти способы будут рабочими только в том случае, если обучающиеся примут и пронесут информацию сначала через чувственное познание, а только после – сформируют уровни рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Т.е. успех в преподавании истории возможен в том случае, если преподаватель получил результат в виде эмоционального эффекта от обучающихся – их эмоционального фона, который в свою очередь создает стабильное состояние восприятия информации и влияет на ее активность. То есть от сложившегося эмоционального фона у каждого обучающегося будет зависеть, какая память будет задействована – кратковременная, либо долговременная.

Цель методической разработки – описание техники «проживания» истории отдельной личности путем наложения ее на события исторической эпохи для сознания эмоционального фона обучающихся – как первоначальной стадии усвоения исторической информации.

Задачи:

определить очередность развития уровней чувственного и рационального познания

;

пояснить специфику техники «проживания» истории конкретной личности

;

представить на примерах биографии А.А. Брусилова, Д.Д. Шостаковича и В.П. Астафьева

технику «проживания» при

формирова

нии

историческ

ой

эпохи.

 


1 Техника «проживания» истории конкретной личности

 

Один из вариантов чувственного принятия информации это ее «проживание». Исключительным способом «проживания» исторической информации, является ее реконструкция. Но, к сожалению, на уроках это сделать практически невозможно. Иногда только воссоздать элементы. Другой способ, максимально доступный и действенный – изучение истории конкретной личности. Изучая историю конкретного человека, будь то политический, научный деятель, изобретатель, военный, либо родственник, обучающийся становится исследователем – работает над историческими источниками, материалами научных разработок, монографий, изучает письма, проводит интервью с современниками и прочее. Так, юный исследователь проносит через чувственное восприятие блок событий, связанных с изучением конкретной личности. Но что дальше? Как перейти на стадию рационального познания? Это процесс, в котором задействованы индуктивные методы познания – от изучения частных признаков к общему умозаключению. Частными признаками в изучении жизни конкретной личности являются высказанные мысли, его жизненная позиция в том или ином промежутке временной линии, действия, поведение, отношение к нему окружающих и т.д. Затем все это мы накладываем на историческую ленту времени конкретной эпохи.

Традиционно в истории изучается роль личности: как личность повлияла на ход истории. В данной статье представляем практический материал, как через жизнь конкретного человека увидеть целую эпоху, как те или иные события проходят линией через его судьбу. После «проживания» исторической информации у обучающегося происходит формирование картины в целом – не сухих фактов учебника, а конкретных дат, за которыми стоят судьбы людей, не сложных исторических понятий, которые с трудом запоминаются, а определения, логически выведенные и понятые через процесс исследования.


Практические примеры техники «проживания» на уроках истории

 

Вся программа изучения истории разделена на основные эпохи. Целесообразно для каждой периода подобрать историческую личность и материал по ней. Есть несколько форм работы: лекция преподавателя, работа в группе, индивидуальная работа обучающегося. Можно объединить все формы в следующем порядке: сначала вводное мотивационное вступление преподавателя, затем раздается материал для индивидуального изучения каждому обучающемуся, только потом – групповое обсуждение по заранее составленным вопросам, выступление групп, дискуссия.

Так же необходимо учитывать, какой тип занятия мы проводим: изучение нового материала или повторение пройденного. Для познания нового материала целесообразно использовать не всю биографию исторической личности, а только лишь часть, относящуюся к изучаемому периоду. Например, если изучаем «Брусиловский прорыв», необходимо проработать книгу А.А. Брусилова «Мои воспоминания», где от первого лица он даст объяснения своим действиям [1]. При этом необходимо осуществить одновременную работу с картой.

При изучении блокады Ленинграда, невозможно обойти тему написания 7 симфонии Д.Д. Шостаковича: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания бой с черными силами», симфония представлялась как символ борьбы с немцами [3]. Для выстраивания эмоционального фона обязательно нужно послушать само произведение, ознакомить с историей ее всемирной известности и процессом подготовки и самой премьерой симфонии №7 в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 г. Музыка порождает чувства, которые становятся плодородной почвой для усвоения фактического материала. Таким образом, создается переход от чувственного познания к рациональному.

Изучение истории – процесс погружения в прошлое. Чтобы ясно оценивать исторические события, давать характеристику эпохе, особенно если речь идет про региональный компонент программы, предлагаем изучать биографию известных исторических деятелей, писателей, ученых и пр. своего региона. Так, на уроках истории, для характеристики ХХ века мы взяли за основу биографию Виктора Петровича Астафьева – уроженца д. Овсянка, вблизи краевого центра - г. Красноярска. В.П. Астафьев – писатель с мировой известностью, его жизненный путь – сложный, трагический путь простого человека. Его историю можно разложить на определенные исторические периоды в истории России, на его примере прочувствовать голодные годы «Голодомора», беспризорничества, Великой Отечественной войны, восстановления хозяйства страны после войны. Через его писательский путь, можно проследить становление и развитие в стране цензуры: если в 1954 г. повесть «Кража» не принята в печать, то в 1975г. – за нее автор получает государственную премию. Во время «Перестройки» Астафьев пишет все больше о войне – переосмысление.[2]

Обучающимся раздается материал о жизни В.П. Астафьева, исторические карты периода Великой Отечественной войны, фотографии его наград, краткое описание его некоторых произведений, авторские высказывания, карточки с историческими событиями XX века, лента времени. По ходу прочтения биографии обучающиеся соотносят карточки с событиями XX века с биографией писателя, отмечают на ленте времени, определяют на карте ВОВ место его службы и т.д.

Таким образом, историческая картина XX века приобретает лицо конкретного человека, сухие факты обрастают личностными историями, переживаниями, взлетами и падениями, трудностями и счастливыми моментами. Это придает процессу изучения истории исключительность, которая ложиться в основу мотивации каждого обучающегося. История эпохи – история людей. Их мысли, поступки, достижения, взаимоотношения формируют облик исторического времени, создают образцы поведения настоящего и формируют образы будущего.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Детальное изучение исторических событий – крайне сложный, интеллектуально и эмоционально трудоемкий процесс. Для формирования исторической картины той или иной эпохи, используются разные приемы и методы, в том числе описанная выше техника «проживания» истории отдельной личности, путем наложения ее на события исторической эпохи. Этот процесс представляет собой метод индукции. Крайне важно при этом использовать в качестве исторических источников мемуары, воспоминания самих людей, видео-материалы и интервью, карты, фото-материалы, музыкальные произведения и прочее, что создает эмоциональный фон эпохи. Такое погружение создает крепкий базис для усвоения фактов, дат, способствует применению других научных методов: анализа, синтеза, дедукции. В процессе изучения истории это является связкой между чувственным и рациональным познанием и способствует усвоению материала на уровне долговременной памяти.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. А.А. Брусилов «Мои воспоминания. Из царской армии в Красную», Государственное издательство, отдел военной литературы, Москва, Ленинград, 1929г. // https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_rc_2589268?page=166&rotate=0&theme=white

2. Виктор Астафьев: жизнь и творчество // https://biblio-ast.ru/astafev/

3. С. Волков. Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича. // https://testimony-rus.narod.ru/Testimony.pdf


Приложение 1

Биография В.П. Астафьева

 

Тяжелое детство, сиротский приют, война — на долю Виктора Астафьева выпало много испытаний. Свое первое произведение он написал в 27 лет, рассказ «Гражданский человек» стал первым в литературной карьере Астафьева. Он правдиво писал и о красоте сибирских деревень, и о суровых военных буднях: автор считал, что главное — «оставаться верным писателем жизненной правде».

«Беспризорничество. Сиротство. Интернат»

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка недалеко от Красноярска.​Его родители были небогатыми крестьянами, Виктор был единственным ребенком в семье, две его сестры умерли в раннем детстве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», — писал Астафьев в автобиографии.

Детство будущего писателя было тяжелым. Родители — Петр и Лидия Астафьевы — плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.

…Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…

Виктор Астафьев, «Расскажу сам о себе…»

1931 год стал особенно трагичным для Виктора Астафьева: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию​

 — на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».

Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз, на Таисии Черкасовой, и вместе с ней и сыном перебрался в небольшой город Игарка.

О жизни в Игарке Астафьев вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им, и вскоре новая семья буквально выставила мальчика на улицу — он оказался в детском доме. «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», — вспоминал он об этом времени.

Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.

В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов — его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой. «Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», — писал он. Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег.

Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу.


«Война — везде и всюду»

Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война​, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.

Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается.

Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»

Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским. Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.

Первые книги и журналистские работы

Фронтовые ранения мешали Виктору Астафьеву работать по основной специальности, позже он писал:

А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию — составителя поездов, еще совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам.

Виктор Астафьев, «Веселый солдат»

За первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, слесарь, рабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. Такая жизнь ему быстро надоела: он даже расстался с женой и уехал домой, в Сибирь, однако вскоре вернулся в семью. В 1947 году у Астафьевых родилась дочь Лидия, но прожила она всего полгода. «Какое это горькое горе и чувство — родительское бессилие, тяжелое, жестокое, совершенно немилосердное»,  — писала Мария Корякина.

Смерть дочери усугубила разлад в семье, и Виктор Астафьев вновь уехал из Чусового — на этот раз на полгода. Не остановила его даже вторая беременность жены. Астафьев вернулся в семью уже после рождения дочери Ирины, устроился в артель слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей.

Астафьев не мог заниматься тяжелой работой, поэтому устроился вахтером в колбасный цех. Жизнь ему скрашивали встречи литературного кружка при местной газете. Именно они вдохновили его на написание первого художественного произведения. В 1951 году рассказ «Гражданский человек» напечатали в городской газете «Чусовской рабочий».

Следующие несколько лет Астафьев работал журналистом «Чусовского рабочего». «Для журналиста в общем-то была возможность развернуться. Но надо помнить, что грамотешка у меня была довоенная — шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было все это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать. Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял»,  — вспоминал писатель.

В 1953 году в Перми​ напечатали первую книгу Астафьева — «До будущей весны». В 1955-м там же вышел сборник «Огоньки». Эти книги для детей и подростков читатели встретили хорошо, однако сам Астафьев хотел публиковать более серьезную прозу. Еще в 1954 году он отправил в редакцию журнала «Новый мир» черновик повести «Кража», но там его не приняли. Неудача не остановила Астафьева — он продолжил работать над «Кражей» и другими произведениями. В 1957 году он устроился корреспондентом на Пермское областное радио.

Наше радио, конечно, нечто ужасное: трескотня, резонерство, ложь. Деньги платили хорошие, да, но это состояние духа вступило в непреодолимое противоречие с тем, что я пытался выразить в писательской работе. С тех самых пор тружусь только за столом, воюю только с листом чистой бумаги.

Виктор Астафьев, «Мечта о передовице»

В 1958 году Астафьев стал членом Союза писателей СССР. Тогда же вышел его роман «Тают снега». Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах — «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб». Вскоре Астафьев отправился в Москву​ и поступил на Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького​

Во время учебы на Высших литературных курсах раздвинулись рамки моей окружающей среды. Москва с ее театрами, концертными залами, выставками, несколькими первоклассными преподавателями, единомышленниками и друзьями, много изведавшими, испытавшими, уже добившимися в литературе заметных успехов, — все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию.

Виктор Астафьев, «Подводя итоги»


«Русский Север покорил сразу»: Пермь и Вологда

В 1962 году Виктор Астафьев с семьей переехал в Пермь. Его друг, главный редактор «Пермского книжного издательства» Борис Назаровский, помог писателю купить небольшой дом в уральской деревне Быковка. Сам Астафьев так говорил об этом месте: «В Быковке не было никаких условий, кроме главного — там мне всегда хорошо работалось».

В Перми и Быковке Астафьев закончил повести «Кража» и «Последний поклон», написал несколько новелл и рассказов: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Осенние грусти и радости». Там же началась писательская карьера жены Астафьева: в литературном журнале «Уральский следопыт» напечатали рассказ Марии Корякиной «Ночное дежурство». Позднее Корякина переработала его в повесть «Отец», которую опубликовали в «Пермском книжном издательстве».

В Перми Виктор Астафьев создал первую редакцию одного из главных своих произведений — повести о любви во время войны «Пастух и пастушка». Сам автор называл это произведение современной пасторалью.

В 1970 году Астафьевы переехали в Вологду​

. В то время там жили известные советские писатели — Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Астафьев познакомился и быстро подружился с ними. В Вологде он продолжал заниматься творчеством.

Один мудрый человек советовал каждому найти свою поляну. Я ее нашел в Вологде. Вообще Русский Север, когда я приехал туда, покорил сразу. Поразили своею красотой северные пейзажи. Ничего подобного ни в Сибири, ни на Урале не видел. Не знаю, насколько все это увиденное и пережитое обогащает перо, но душу — несомненно. К тому же в Вологде была и есть одаренная писательская организация. В дружеском кругу я многому научился, многое понял. И главное — что надо быть с Родиной, — понял именно в Вологде.

23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка». В Вологде он также попробовал себя в драматургии и создал две пьесы — «Черемуха» и «Прости меня».

В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба»​ о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции. Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: Главное управление по охране государственных тайн в печати изъяло из рукописи две главы — «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978-м, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.

«Вернулся помирать»: последние годы жизни Астафьева

В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину — в Красноярский край​. Здесь начался новый период его творчества. В это время он писал как художественную прозу, так и публицистику.

Астафьев купил в родной деревне Овсянке дом, где жил летом, а на зиму возвращался в красноярскую квартиру. Оттуда открывался вид на реку и деревни вдали. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» писатель отвечал: «Вернулся помирать».

Большую часть своих произведений Виктор Астафьев писал по воспоминаниям и впечатлениям. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив». Сам автор называл ее своим первым романом, забывая об опыте 1950-х — произведении «Тают снега». «Печальный детектив» перевели и издали за рубежом. Критики заметили, что Астафьев, раньше воспевавший сибирскую деревню, теперь показал ее темные стороны. Главным героем «Печального детектива» стал бывший милиционер Леонид Сошнин. На службе он получил тяжелое ранение и был вынужден выйти на пенсию. Астафьева упрекали за мрачность этого произведения: в «Печальном детективе» автор показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов.

Неспокойна в это время была и жизнь самого писателя: в 1987 году умерла его 39-летняя дочь Ирина. «Давно мы с Марьей живем, многих пережили, а горечь и жалость к умершим, особенно к маме и дочерям — вторая дочь, Ирина, умерла десять лет назад в возрасте тридцати девяти лет, — не утихает, наоборот, с годами становится острее»,  — писал Астафьев в 1997 году Василю Быкову.

В эти годы Астафьев переосмыслил и тему войны — он работал над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая — в 1994-м. Писатель признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики заметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир.

Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то вечного, еще более худого.

Виктор Астафьев, из книги Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев» из серии «ЖЗЛ». В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили еще одну Государственную премию. Писатель не ушел от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Веселый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997–1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В 2000 году Виктор Астафьев прекратил работу над третьей частью романа «Прокляты и убиты», оставив ее неоконченной. Как признавался сам писатель и подтверждали его друзья, работа над книгой была очень тяжелой. К концу жизни Астафьев устал от нее. Повлияло на его решение и то, что роман получил противоречивые отзывы: например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» — это «самая мучительная в русской литературе книга».

29 ноября 2001 года Виктор Астафьев умер. Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки, рядом с дочерью Ириной.

Интересные факты

1. Виктор Астафьев дружил со многими известными советскими писателями. Особенно близко он общался с Константином Воробьевым. Их дружба началась с повести Воробьева «Алексей, сын Алексея», опубликованной в журнале «Молодая гвардия» в 1963 году. Астафьеву так понравилось произведение, что он написал письмо в редакцию с пометкой «Переслать лично автору». Воробьев прислал ему ответ. Переписывались они до самой смерти Константина Воробьева в 1975 году.

Много лет Астафьев общался и с Василем Быковым, творчество которого не раз анализировал в своих публицистических статьях. Встретились они, как говорил Астафьев, «в толчее писательских съездов». «Все прочитанное окончательно меня убедило, что ты — великий писатель русской литературы и таким, может быть, первым войдешь в век двадцать первый» — так писал Василь Быков Виктору Астафьеву в 1998 году.

2. Один из самых необычных литературных памятников России связан с повестью Астафьева «Царь-рыба». Его установили в 2004 году, к 80-летию писателя, на смотровой площадке недалеко от Овсянки. Статуя изображает енисейского осетра — ту самую царь-рыбу.

3. В 1999 году в Красноярске представили балет по повести «Царь-рыба». В спектакле участвовали артисты Большого театра​- Марианна Рыжкина, Марк Перетокин и другие. Музыкальной основой постановки стала симфоническая поэма композитора Владимира Пороцкого. Создатели балета подчеркивали, что их «Царь-рыба» сильно отличается от книги Виктора Астафьева, но опирается на нее.


Приложение 2

Ордены и медали В.П. Астафьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Лента времени

 

 

 

 


Приложение 4

Основные события 20 века

1900 — 1903 — тяжелый мировой экономический кризис.

1901 – создание партии СР – социал — революционеров. Они выступали за крестьянскую революцию. Тактика борьбы – террор. Они убивали чиновников, чтоб другие боялись и делали для народа хорошие дела.

1903 – 2-й съезд РСДРП. Образовалось 2 направления: меньшевики – за мирные реформы в России, и большевики – за вооруженную борьбу против правительства.

1904 — 1905 – поражение России в русско–японской войне. Потеря Южного Сахалина и Маньчжурии.

1904 (июль екабрь) – героическая оборона крепости Порт–Артур от японской армии. Предательская сдача крепости врагу.

1905 – были созданы партии КД (кадеты) – конституционные демократы и Октябристы, в честь Манифеста 17 октября. Они были за реформы в России мирным путем и за ограниченную монархию.

1905 – 1907  – Первая русская буржуазная революция. Появление парламента.

1906 – 1911  – аграрные реформы министра Петра Столыпина. Более 3 млн человек улучшили свое благосостояние в восточных провинциях России.

1907 – присоединение России к военному блоку «Антанта» (Великобритания и Франция). Иран стал полуколонией России и Великобритании.

1913 – празднование 300-летия династии Романовых. Наивысший подъем социально-экономического развития  Российской империи.

1914 — 1918 — 1 мировая война. Участвовало 38 государств. Военный блок «Антанта» победил страны «Тройственного союза».

Февраль 1917  — буржуазно –демократическая революция. Ликвидация монархии.

1 сентября 1917 — глава правительства Керенский объявил Россию республикой.

25 на 26 октября 1917 – вооруженный переворот, большевики арестовали Временное правительство.

1918 — 1922 — гражданская война в России. Победа Красной армии.

1918 — 1921  — политика «военного коммунизма». Продразверстка и отмена денег.

1921 – 1929 – годы проведения НЭП (новой экономической политики) большевиков.

1922 – год образования СССР – Союза Советских Социалистических республик.

1925 – XIV съезд ВКП(б) Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Он начал индустриализацию.

1932 – 1933 – «голодомор», в результате которого умерли более 6 млн человек.

1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 – Вторая мировая война. Длилась 6 лет. Участвовало 61 государство (80 % населения Земли). Было мобилизовано ок. 110 млн человек. Погибло ок. 65 млн человек.

22 июня 1941 – 9 мая 1945 – Великая Отечественная война советского народа против фашизма. СССР потерял убитыми 27 млн человек. Было разрушено более 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень, более 32 тысяч промышленных объектов, более 65 тысяч км железных дорог.

1 сентября 1939 – фашисты Германии напали на Польшу, нарушив договор о мире. К июню 1941 они захватили всю Европу кроме Швеции, Великобритании и Швейцарии.

22 июня 1941 – план «Барбаросса» — нападение фашистов на СССР. С этого дня началась Великая Отечественная война.

Сентябрь 1941 – март 1942 – победа в битве за Москву.

Июль 1942 – февраль 1943 – победа в Сталинградской битве.

Лето 1943 – победа в битве на Курской дуге. Коренной перелом в войне. Фашисты потом больше никогда не наступали.

Август – сентябрь 1943 – победа в битве за Днепр. Более 3-х тысяч человек получили звание Героя СССР.

1944 – 1945 – освобождение от фашизма территории СССР и стран Восточной Европы.

Апрель – май 1945 – битва за Берлин. Разгром фашизма в Европе.

02 сентября 1945 — после разгрома, Япония подписала капитуляцию. Вторая мировая война закончилась.

1946 — Совет народных комиссаров переименован в Совет Министров. Начало «холодной войны».

1949 — создание Совета экономической взаимопомощи СЭВ. Создана и испытана атомная бомба в СССР.

5 марта 1953 – объявлено о смерти Сталина. Люди боялись: «Что будет! Как теперь жить!» На похоронах погибли и искалечены в давке сотни людей.

1953 – 1964 – Никита Хрущев руководил СССР.

1954 – начали осваивать целину в Казахстане и на Урале. К слову, в этот год построили первую Атомную электростанцию.

1956 – проходил XX съезд КПСС. В Венгрии подавлен вооруженный мятеж.

1957 – запуск первого в мире искусственного спутника земли! А в ЦК партии в это время была неудачная попытка свергнуть Хрущева.

1961 – полет Юрия Гагарина в космос. США, чтобы догнать нас, вложили много млрд долларов в систему образования.

1962 – «Карибский кризис». Была угроза III мировой войны! Договорились о том, что США оставят в покое Кубу, а СССР вывезет оттуда ядерные ракеты.

1964 – 1982 – Леонид Брежнев руководил СССР. Период «застоя» в политике, экономике и культуре.

1966 – 1970 – 8-я пятилетка развития народного хозяйства. В результате было построено 1900 предприятий и вырос объем производства.

1982 — 1984 — Юрий Андропов руководил СССР.

1984 — 1985 — Константин Черненко руководил СССР.

1985 — 1991 — страной руководил Михаил Горбачев. В 1986 году случилась авария на ЧАЭС.

Август 1991 — распад СССР на республики.

1991 — 1999 — Россией руководил Борис Ельцин.

2000 — 2008 — Россией руководил Владимир Путин.

2008-2012 - Россией руководил Дмитрий Медведев

2012 – по н.вр. – Владимир Путин

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×