История создания произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка" | Зенкина Ирина Григорьевна. Работа №340123
Темой исследовательской работы является история создания произвдения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эта тема актуальна, так как многие страницы романа трудно понять без подробного общественно-исторического, бытового, лексического и литературоведческого комментария. Моей задачей является полный анализ первоначальных планов «Капитанской дочки», поиск прототипов главного героя, а главное, выявление целей, которые преследовал А.С. Пушкин.
Исследовательская работа
«История создания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Выполнила
Зенкина Ирина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы.
Введение
Темой исследовательской работы является история создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эта тема актуальна в наши дни. Русский писатель затрагивает в своем произведении нравственные проблемы, которые волнуют и современного читателя.
А.С. Пушкин имеет репутацию величайшего русского поэта, поэтому данная тема очень интересна для людей, интересующихся жизнью и творчеством великого русского поэта. А учитывая то, что имя Пушкина знает каждый второй житель планеты, можно с уверенностью сказать, что представленная тема не оставит равнодушными многих.
Роман «Капитанская дочка» занимает в творчестве литературного гения важное место, и история его создания достойна научного исследования.
«Капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской художественной прозы — была написана почти сто восемьдесят лет тому назад, в тридцатые годы позапрошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те перемены, которые произошли за эти минувшие века, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней. Различные административные реформы, большинство из которых падает на царствование Александра I, не изменили социальной крепостнической сути царской России. По-прежнему остался неизменным политический строй страны, лишенной гражданских прав. Недаром призрак новой пугачевщины витал над николаевской Россией.
Если бы «Капитанскую дочку» начали изучать хотя бы в те годы, то вряд ли понадобился бы подробный комментарий: его заменяла сама жизнь, повторявшая в основных чертах социальные конфликты пугачевского движения. Иначе обстоит дело в наши дни, когда коренным образом изменился общественный строй, когда технические новшества и лексикон современного человека ближе и яснее нам, нежели Табель о рангах и многие другие реалии, безвозвратно канувшие в прошлое. Язык наш также оказался подвластен переменам. Теперь многие страницы «Капитанской дочки» трудно понять без подробного общественно-исторического, бытового, лексического и литературоведческого комментария. Так или иначе, произведения исторического звучания всегда современны и социально заострены.
За протекшие полтора столетия «Капитанская дочка» стала неотъемлемой частью русской культуры. Вспомним дату, поставленную Пушкиным в заключение «издательского» послесловия — 19 октября 1836 года. Известно, что 19 октября — день лицейской годовщины — был особым днем в календаре Пушкина. Это был день размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России.
«Капитанская дочка» оказалась своеобразным завещанием А.С. Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа.
На протяжении двух веков «Капитанская дочка» привлекала внимание писателей, критиков и литературоведов. По замечанию Г. П. Макогоненко, «каждая эпоха по-своему прочитывала последний роман Пушкина, выдвигала и решала проблемы, "подсказанные" временем». В настоящее время продолжается интенсивное изучение романа.
По мнению Б. В. Томашевского, одной из основных черт пушкинского реализма, наряду с гуманистическими идеями и народностью, является историзм. Неоднократно отмечалось, что Пушкин, одновременно создавая художественное и историческое произведения о пугачёвском восстании, по-разному использовал собранный в ходе работы документальный материал. В своей работе я попыталась дать сопоставительный анализ «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки». На основании полученных наблюдений сформулированы принципы, отражающие специфику трансформации исторического материала в художественной прозе Пушкина.
Моей задачей является полный анализ первоначальных планов «Капитанской дочки», поиск прототипов главного героя, а главное, выявление целей, которые преследовал А.С. Пушкин.
Цель работы - выяснить творческую историю повести «Капитанская дочка», проанализировать, как связано произведение с эпохой.
Задачи:
1. Осветить этапы работы писателя над историческим и художественным материалом.
2. Рассмотреть текстологическую судьбу романа «Капитанская дочка».
3. Сопоставить исторический материал и художественный (на примере личности Пугачева).
Глава 1. Работа над романом
Работа с историческими фактами
Ценность исторических произведений Пушкина в русской литературе поистине фундаментальна. В произведениях, посвященных ключевым, переломным моментам развития русской государственности, он воссоздал самые значительные его эпизоды от глубокой древности до 1812 года.
К замыслу «Капитанской дочки» Пушкин подходил постепенно, шаг за шагом, обрабатывая и обдумывая доступную ему информацию. Доступ к информации стал более свободным в связи с работой над историей пугачевского бунта, благодаря прямому покровительству императора, а значит, возможности прикоснуться к архивам, до той поры – секретным.
«Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.
Русская история 18 века виделась писателю как взаимосвязанная, взаимообусловленная цепь политических событий, социальных столкновений, начатых в эпоху Петра и продолженных во время царствования его преемников, вплоть до Екатерины II, до грозных потрясений, испытанных самодержавно-крепостническим государством в пугачевскую эпоху.
К 1833 году Пушкин проделал огромную работу. Он изучил сотни печатных и рукописных источников, добыл мало кому известные документы эпохи Петра. Одновременно задумывается художественное произведение, в центр которого он ставит судьбу офицера-дворянина, оказавшегося в водовороте бурных событий пугачевской эпохи и примкнувшего к пугачевцам.
Из документов, попавших в руки Пушкина благодаря царю, он узнает о неком Михаиле Шванвиче, дворянине, который присоединился к бунтовщикам. Неординарная судьба этого человека увлекла Пушкина. Он набрасывает план произведения об этом дворянине. Произведение, которое впоследствии станет романом «Капитанская дочка», вместе с образом главного героя все отчетливей вырисовывается перед автором и драматическая фигура Пугачева.
«Процесс создания «Капитанской дочки», - пишет И.Н. Петрунина, - поразительный пример взаимодействия образно-художественной и исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на определенном этапе к историческим изучениям, из которых возникла «История Пугачева». Работа историка откорректировала работу художника и дала ей новое начало».
К началу 1833 года возникла необходимость уточнить значение фактов и обстоятельств гражданской войны той эпохи, побывать в тех местах, где бушевала пугачевщина.
А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течение трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания – историческая хроника «История Пугачевского восстания».
Собирая материалы для будущей работы, автор посетил множество мест, связанных с историческим событием. Отправившись в путешествие по Поволжью и Приуралью, он собирал сведения очевидцев страшных событий 1770-го года. Так же, Александр Сергеевич получил от Николая I доступ к неопубликованным архивным записям о восстании. Именно во время сбора сведений о Пугачевском восстании, у писателя зарождается замысел написания романа.
Роман «Капитанская дочка» навеян переводными произведениями Вальтера Скотта, а сама идея написания исторического романа уже давно вызревала в разуме Пушкина. Идеальным историческим персонажем для создания произведения стала фигура Емельяна Пугачева, но именно выбор темы усложнил написание романа, во многом из-за цензуры, ужесточившейся во время правления Николая I-го. Роман множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин переделывал структуру произведения, сохранилось около шести вариантов. О сложности данной работы можно судить по дошедшим до нас редакциям.
Благодаря тщательному анализу исторической хроники, погружению в те события, а также навеянному Вальтером Скоттом вдохновению, ныне мы можем погрузиться в атмосферу той эпохи, так умело воссозданную А.С. Пушкиным. Работа над произведением была окончена 19 октября 1886 года, первая публикация совершена в журнале «Современник», основателем которого являлся сам Александр Сергеевич. Мотивы Вальтера Скотта и глубокий историзм получили признание среди общества того времени, но и остаются любимыми по сей день.
Пушкин одновременно делал две работы, писал роман и занимался составлением исторического очерка, который именовал «История Пугачева». Для того, чтоб получить максимально четкую и правдивую информацию, поэт выезжает на Урал и Поволжье. Благодаря людям, которые были свидетелями происходящего, Пушкин смог правдиво отобразить множество событий. Историки и специалисты могут собрать около 5 вариантов «Капитанской дочки». Это благодаря огромной работе проделанной Пушкиным, но и еще из-за того, что нужно было цензурно правильно подать роман для издания.
Первая версия замечательной работы Пушкина вышла в конце лета в 1833 году, но вышло так, что роман не сохранился до наших дней. Позднее, в 1834 году, поэт продолжил работать и в октябре 1836 года, конечный вариант романа был написан. «Капитанская дочь» была издана в книге журнала «Современник». Эта работа была написана с использованием реальных исторических фактов и событий. С 30-го года, автор был сфокусирован на событиях эпохи Петра 1 и Екатерины 2, во времена которой был бунт. Все события вошли в работу «История Пугачевского бунта», которая была закончена в 1834 году.
«История Пугачевского бунта» — повесть, составленная в виде исторического отрывка о событиях Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва и по документам, хранившимся в государственном архиве.
Событиями пугачевского бунта автор был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве. Самое первое достоверное повествование о бунте представил Петр Рычков в своей хронике «Осада Оренбурга». Опубликовать ее не осмелился ни один тогдашний издатель.
Три рукописных экземпляра попали в руки А. С. Пушкина, обратившегося за сбором материалов о Пугачеве к разным учреждениям и частным лицам. Летом 1833 года старейший библиограф, издатель журналов «Сибирский вестник» и «Азиатский вестник» Г. И. Спасский доставил ему рукопись Петра Рычкова под названием «Описание шестимесячной осады Оренбурга». Чуть позже он получил от братьев Языковых еще один экземпляр рукописи Рычкова, а в апреле 1834 года «Осаду Оренбурга» ему прислал историк-романист И. И. Лажечников.
Пушкин назвал «Осаду Оренбурга» летописью, высоко оценил ее и доверительно опирался в своей работе на это сочинение Рычкова, цитировал и пересказывал многие его страницы. А при издании в 1834 году «Истории Пугачевского бунта» опубликовал его целиком в качестве приложения.
Готовя к печати «дело Пугачева», малоизвестное, «доныне нераспечатанное», А.С. Пушкин указал источники, которыми он пользовался в работе. Во втором томе «Истории Пугачева» он представил ряд исторических документов: указы и письма Екатерины II, донесения военачальников Румянцева, Бибикова, Державина, записи устных рассказов, преданий и песен о Пугачеве.
В 1833 году писатель обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского». Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.
Когда разрешение было получено, А.С. Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а затем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта: в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.
В Петербурге автор обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить написанную им историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».
В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» была издана.
Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения.
Содержание исторического романа
На склоне лет помещик Петр Андреевич Гринев рассказывает о некоторых годах своей военной молодости. Одним из первых его назначений стала приграничная Белгородская крепость. По пути офицер попадает в сильный буран. Но счастливый случай сводит его с Емельяном Пугачевым, бывшим на тот момент простым беглым казаком. Он соглашается проводить сани офицера к постоялому двору. В благодарность Гринев дарит Емельяну свой тулуп.
Во время прохождения службы в крепости молодой офицер влюбляется в дочь коменданта Марию Миронову. Отвергнутый девушкой офицер Швабрин открыто насмехается над Гриневым, позволяет оскорбительные намеки в отношении нее.
Конфликт разрешился сам собой — самозванец и предводитель бунта Емельян Пугачев захватывает крепость, казнит коменданта и его жену, а офицерам предлагает присоединиться к своему восстанию. Швабрин соглашается. Гринев отказывается, его также должны казнить. Но Пугачев узнает своего знакомого и отпускает его.
Петр Гринев уезжает в Оренбург, а заболевшая Маша вынуждена остаться. Впоследствии молодой офицер получает письмо, где капитанская дочка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. Гринев самовольно оставляет службу и возвращается в крепость за своей невестой. Его арестовывают царские войска. Офицера должны казнить.
Теперь уже Маша отправляется в Петербург просить царицу о помиловании своего жениха. По стечению обстоятельств в дороге она встречает Екатерину и, не узнав ее, старается рассказать свою историю. Императрица освобождает Гринева. Молодые отправляются на родину Петра просить его родителей о благословении на брак.
Так выглядит краткое содержание «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, где на фоне исторического восстания ведется рассказ о романтической истории.
Глава 2. Прототипы героев
2.1. Емельян Пугачев - историческая личность и литературный герой.
Александр Сергеевич интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачевского бунта», а в 1836 году - повесть «Капитанская дочка».
«История Пугачевского бунта» — повесть, составленная в виде исторического отрывка о событиях Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва и по документам, хранившимся в государственном архиве.
Событиями пугачевского бунта автор был заинтересован с 1824 году. Он изучал газеты и книги, всё, что было обнародовано о Пугачёве. Самое первое достоверное повествование о бунте представил Петр Рычков в своей хронике «Осада Оренбурга». Опубликовать ее не осмелился ни один тогдашний издатель.
Три рукописных экземпляра попали в руки А. С. Пушкина, обратившегося за сбором материалов о Пугачеве к разным учреждениям и частным лицам. Летом 1833 года старейший библиограф, издатель журналов «Сибирский вестник» и «Азиатский вестник» Г. И. Спасский доставил ему рукопись Петра Рычкова под названием «Описание шестимесячной осады Оренбурга». Чуть позже он получил от братьев Языковых еще один экземпляр рукописи Рычкова, а в апреле 1834 года «Осаду Оренбурга» ему прислал историк-романист И. И. Лажечников.
Пушкин назвал «Осаду Оренбурга» летописью, высоко оценил ее и доверительно опирался в своей работе на это сочинение Рычкова, цитировал и пересказывал многие его страницы. А при издании в 1834 году «Истории Пугачевского бунта» опубликовал его целиком в качестве приложения.
Готовя к печати «дело Пугачева», малоизвестное, «доныне нераспечатанное», А.С. Пушкин указал источники, которыми он пользовался в работе. Во втором томе «Истории Пугачева» он представил ряд исторических документов: указы и письма Екатерины II, донесения военачальников Румянцева, Бибикова, Державина, записи устных рассказов, преданий и песен о Пугачеве.
В 1833 году писатель обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского». Однако его интерес был направлен на «мужицкого царя» Емельяна Пугачёва.
Когда разрешение было получено, А.С. Пушкин познакомился с материалами Секретной экспедиция Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а затем приступил к «истории Пугачёва». Он побывал в местах Пугачевского бунта: в Нижнем Новгороде, Казани, Сибирский, Оренбурге, Уральске, где записывал рассказы, песни, предания свидетелей крестьянской войны.
В Петербурге автор обратился в канцелярию его Императорского величества с письмом, в котором осмеливался просить дозволения представить написанную им историю Пугачёвщины на высочайшее рассмотрение. В рукопись были внесены 23 поправки и изменено название с «История Пугачёва» на «Историю Пугачевского бунта».
В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» была издана.
Пушкин создал первую в России научно-художественную летопись событий Пугачёвского бунта, которая и по сей день не утратила своего значения.
Пушкин представляет читателям Пугачева, как «неизвестного бродягу, который нанимался в работники, принимаясь за всякое ремесло. В общении с казаками отличался «дерзостию своих речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана», обещал каждому выдать по «двенадцати рублей в месяц жалованья».
Из манифеста Екатерины II и из показаний Пугачева на суде мы узнаем подробности его биографии: Емельян Пугачёв родился в станице Зимовейской на Дону. Семья была православной. Ему было лет сорок, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Еще в детстве ему выбили зуб в кулачном бою. На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни. Он не знал грамоты и крестился по-раскольничьи. Лет тому десять женился он на казачке Софье Недюжиной, от которой имел пятеро детей, двое умерли. Пугачёв начал службу в 18 лет. Успел поучаствовать в Семилетней войне с Пруссией и в русско-турецкой войне.
Служба протекала по-разному: Пугачёв бывал и в числе отличившихся, и в числе провинившихся казаков. В 1770 году хотел уйти в отставку по болезни, но ему отказали, дав рекомендации полечиться дома.
Вернулся по болезни на Дон. Пугачев уклонялся от службы в армии, бежал на Терек, жил среди терских казаков, за Кубанью у казаков - некрасовцев, в Польше, среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.
В мае 1773 года бежал из казанской тюрьмы, снова прибыл в Яицкий городок. Именно здесь он сошелся с яицким казаками, которые уже поднимали восстание, и впервые назвался именем Петра III Фёдоровича. Он доказывал, что сумел бежать из Петербурга в Царицын, а из Царицына на Яик. На сомнения казаков: «Ты де называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька разодрал рубашки ворот и сказал: «На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал сперва под грудями следы рубцов от бывших ран, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотрев те знаки, сказали: «Ну, теперь верим и за государя тебя признаем».
В сентябре того же года от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания. Первые восставшие были яицкие - старообрядцы. Затем к ним присоединились отряды башкир и других народов Поволжья, уральские работные люди, а также крестьяне, составлявшие большинство на последнем этапе восстания. Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории.
Пугачёв был хорошим организатором. Он прошёл военную школу, участвовал в двух войнах. «Царь Петр III» пытался навести порядок в рядах восставших. Повстанцы были поделены на «полки», возглавляемые выборными или назначенными Пугачевым «офицерами». В 5 верстах от Оренбурга в Берде сделал он свою ставку. При императоре из его охраны образовалась «гвардия». В своей ставке в Берде Пугачев завел порядки, напоминающие регулярную армию, заставлял войска «делать учения, особенно артиллерийские». Подъем и отбой производились в одно и то же время выстрелом из «вестовой» пушки. Тревогу объявляли звоном набатного колокола. Из Берды направлялись многочисленные казацкие разъезды, имевшие свои «заставы» и «станции». Лагерь пугачевцев в Берде был окружен караулами, пикетами и дозорами.
На пугачевские указы ставили «большую государственную печать». Пугачев был неграмотным: «настоящий» государь должен был подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. Он предупредил своего секретаря, что тот будет сразу же повешен, если проговорится.
При «царе» действовала Военная коллегия, сосредоточившая военную, административную и судебную власти.
Пугачев был отважен, решителен, храбр. Это отмечали и друзья, и враги. Даже Екатерина II вынуждена была признать, что он «человек чрезвычайно смелый и решительный». Когда ему советовали быть осторожней и поберечь свою жизнь, он, усмехаясь, говорил: «Пушка царя не убьет! Где это видно, чтоб пушка царя убила».
Пугачев был превосходным артиллеристом. По свидетельству пугачевцев, он лучше всех знал, и «как в порядке артиллерию содержать», и как «правильно палить из пушек».
Емельян был хорошим психологом. Он понимал, что за казаком ещё пойдут немногие, а вот за добрым царём народ пойдёт обязательно. Сильна была вера людей в царя-батюшку, заступника. Поэтому он и назвался Петром III.
Самозванец чрезмерно злодействовал: сжигал селения и города, губил, казнил людей: «Лагерь полон был офицерских жен и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности».
В своей ставке и на поле боя Пугачев отлично играл «царскую роль». Он издавал указы не только от себя лично, но и от имени «сына и наследника» Павла. Часто при людях Емельян Иванович доставал портрет великого князя и, глядя на него, говорил со слезами: «Ох, жаль мне Павла Петровича, как бы окаянные злодеи его не извели!» А в другой раз самозванец заявлял: «Сам я царствовать уже не желаю, а восстановлю на царствие государя цесаревича». Продуманной программы у него не было, речь шла о создании казацко-крестьянского государства со справедливым царем. Пугачев не знал, как работает система управления государством, как пополняется казна. Манифесты, указы и обращения предводителя носили мечты о воле, равенстве, справедливости.
В случае поражения Пугачев думал только о своем спасении, тридцать лошадей он держал наготове. Башкирцы подозревали его намерения, в случае неудачи они думали предать его, тем самым заслужить помилование.
Поставленной цели Пугачев не достиг, погряз в кровавых преступлениях: разрушались военные крепости, грабились и уничтожались православные храмы, сжигались города.
Каков же художественный образ Е. Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
В самый первый раз мы встречаем Пугачева не в образе «государя», а в образе простого бедного мужика, плохо одетого. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Но эта встреча сыграла большую роль в дальнейшем развитии событий. Всё дело в том, что Петруша пожалел бедного мужика и подарил ему заячий тулуп, хотя Савельич был против. Эта доброта Петруши потом ему очень много раз помогла. Пугачев очень мирно разговаривал с Петрушей, он был очень ему благодарен за подарок, симпатизировал Петруше.
Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, - это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание.
Вторая встреча героев происходит в Белогорской крепости, где Петр Гринев отбывает службу. Крепость осаждают воины Пугачева. Пугачев въезжает в крепость, он предстает перед нами в образе «государя», одежда на нем, по мнению народа, как подобает государю: красный казацкий кафтан, обшитый галунами, на голове высокая соболья шапка с золотыми кистями. В этой главе Пугачев, как суровый и жестокий «государь».
Жители встречают пугачевцев: «В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом и солью. Поп ожидал Пугачева с крестом и со святыми иконами. Когда въехал он в крепость, начали звонить в колокола; народ снял шапки, и когда самозванец стал сходить с лошади, при помощи двух из его казаков, подхвативших его под руки, тогда все пали ниц. Он приложился ко кресту, хлеб-соль поцеловал и, сев на уготовленный стул, сказал: „Вставайте, детушки».
Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу», под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и Гринева, но Пугачев милует его. Гринев узнает в Пугачеве «вожатого», Пугачев узнает его тоже и предлагает перейти Гриневу на свою сторону. Петр отказывается, оставаясь верным присяге императрице. Пугачев уважает смелость молодого человека, а также помнит его добрый жест, поэтому сохраняет ему жизнь. Гринев и Пугачев считают себя орлами. Для Пугачева лучше «раз напиться живой кровью», пусть путем обмана и разбоя пожить хорошо, пусть недолго. Но для Петра Андреича жить разбоем – значит «клевать мертвечину». Друг друга они понимают, но у каждого свое мнение.
Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и он отпускает Гринева вместе с ней.
Последняя встреча персонажей происходит на плацу во время казни Пугачева. Мятежник видит Гринева среди толпы, одобрительно кивает ему головой.
Пугачев поднялся и стал кланяться во все стороны. Так он прощался с народом. Стали зачитывать приговор, во время которого главный мятежник время от времени крестился и тихо произносил молитвы. Затем Пугачев произнес свою последнюю фразу, начинающуюся словами: «Прости меня, народ православный…», а сам в это время бил земные поклоны и без устали крестился, обратя свой взор к соборам Кремля.
Оценка Пугачева Пушкиным - историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», не очень хорошего мнения о самой личности Пугачева. Он называл его «злодеем, мошенником, самозванцем». Пушкин не мог его изобразить очень добрым, так как был запрет упоминать о Пугачеве.
В романе Пушкин показал героя более человечным, простым в обращении с товарищами: сидел за одним столом, пел бурлацкие песни. Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Предводитель крестьянского восстания представлял реальную угрозу царской власти в России, за что и был так жестоко наказан Екатериной II.
2.2. Образ Петра Гринева
Основные персонажи романа имели исторический первоисточник, местами запутанный, но довольно определённый. Переменчивость сюжета объяснялась цензурой, которую Александр Сергеевич пытался обойти без художественных потерь. Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы объединились и приоткрыли завесу тайны над крестьянским восстанием.
Образ ведущего персонажа - Петра Гринева- пересматривался несколько раз, что повлияло на позднюю презентацию книги. Трижды меняя основу будущей повести, Александр Сергеевич не был доволен причинами предательства главного героя. Среди них в заметках поэта упоминаются буйство молодости, любовные терзания, смена идеалов. Пушкин начал глубокое изучение пугачёвской темы.
Исследования привели его к историям офицеров, ставших прототипами Петра Гринёва:
- Михаил Шванвич. Отправной точкой для Пушкина стал документ с приговором участникам восстания, в котором поэт увидел известную дворянскую фамилию. Полной истории офицера он не нашёл. Известно было лишь то, что Шванвич примкнул к армии Пугачёва.
- Иван Башарин. Капитан, спасённый своими солдатами, перешёл на сторону бунтовщика и остался верен ему до конца. Хотя Александра Сергеевича и привлекла преданность офицера, он всё же решил изменить его историю. Капитан был моложе и вернулся в ряды императорских войск после спасения отца.
- Алексей Гринёв. Позднее Пушкин нашёл биографические сведения о поручике, обвинённом в связи с бунтовщиками и отпущенным по приказу Екатерины II. Его история и фамилия, а также положительные черты и некоторые факты из жизни Шванвича и Башарина легли в основу образа персонажа.
Искажённый образ офицеров, перешедших на сторону восстания, определил главного негодяя. Прототипом Швабрина в «Капитанской дочке» стали те же личности, что вдохновили Пушкина на создание Гринёва.
В последнем варианте А.С. Пушкин решил создать двух героев: честного и великодушного Петрушу Гринева и его антипода Алексея Швабрина, труса, лжеца и предателя. Петра Гринева автор наделил лучшими чертами: благородством, способностью с достоинством переносить тяготы жизни.
Детство Петруши прошло в деревне. Его отец хоть и был строгим помещиком-крепостником, но обладал и высокими нравственными качествами: презирал светский карьеризм, лицемерие. Он не участвовал в развлечениях высшего общества. Мать была мягкой и горячо любила сына. Петруша не получил блестящего образования, играл с дворовыми мальчишками. Лишь гувернер Бопре научил его владеть шпагой и немного писать на французском языке.
А.С. Пушкин не отправил своего персонажа в столичную гвардию, на службе в ней Петруша Гринев бы получил неверные представления о долге и чести. Жизнь в Белогорской крепости, общение с семьей капитана Миронова, людьми простыми и честными – важный этап в становлении личности главного героя. Наличие двух героев в повести сделало ее менее острой в политическом плане, разнообразило сюжет. Цензура ее пропустила.
2.3. Прототипы других героев романа
Прототипами Швабрина и Гринева считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону Пугачева, и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.
Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.
Прототипом генерала Андрея Карловича Р. стал губернатор Оренбурга Иван Андреевич Рейнсдорп.
Глава 3. Пропущенная глава
На последней стадии работы писатель уничтожил черновой автограф завершающих глав, за исключением первоначальной двенадцатой главы. Черновой автограф этой главы, который содержит значительную авторскую правку, Пушкин сохранил в своих бумагах, зачеркнув римскую цифру «XII» и написав снизу «Пропущенная глава». В окончательный текст повести эта глава не вошла. Она была опубликована П. И. Бартеневым. Ранее о ней глухо упоминал П. В. Анненков в примечаниях к «Капитанской дочке», но от опубликования этой главы воздержался.
В «Пропущенной главе» изображено восстание крестьян в усадьбе Гринева-отца. Подоспевший сын (в рукописи этой главы Гринев еще назывался Буланиным, а Зурин — Гриневым) приходит на помощь своим родителям и Марье Ивановне, которых взбунтовавшиеся крестьяне посадили в амбар. Внезапно появляется Швабрин с отрядом пугачевцев. Начинается схватка. Гринев-отец ранит Швабрина; однако восставшие одолевают Гриневых. Взбешенный Швабрин приказывает повесить всех Гриневых. Между тем верный Савельич, посланный молодым Гриневым, успевает уведомить Зурина об опасности; примчавшийся отряд гусар избавляет Гриневых от виселицы и арестовывает Швабрина.
События, описанные в этой главе, восходят к одному из ранних планов повествования о Шванвиче. Таким образом, обдумывая сюжет, Пушкин одно время даже собирался завершить этой главой весь роман. Вероятно, сцена бунта в поместье рассказчика перекочевала в план повествования о Шванвиче из программы «Истории села Горюхина». М. П. Алексеев отметил настойчивость, с которой Пушкин трижды вписывал слово «бунт» в эту программу. По предположению ученого, «нет ничего невероятного в том, что некоторые задуманные сцены этой невыполненной части «Истории» в ином освещении и плане могли быть использованы потом в «Дубровском» или «Капитанской дочке»: по крайней мере для сцены крестьянского бунта романтика разбойничьей повести или спокойное повествование исторического романа были гораздо пригоднее, чем острые формы пушкинского памфлета».
Почему же писатель, который, как следует полагать, дорожил этой главой (иначе для чего надо было не только сохранять ее, но и надписывать «Пропущенная глава»), не включил ее в окончательную редакцию «Капитанской дочки»?
По справедливому утверждению С. М. Петрова, Пушкин показал сильные и слабые стороны стихийного крестьянского восстания, разительную смену настроений крестьян, безудержно и смело бунтующих, а при первой неудаче переходящих к покорности.
Изображая бунт в имении Гриневых, Пушкин отнюдь не приспосабливал свое повествование к цензурным условиям, а следовательно, изъятие «Пропущенной главы» не было уступкой цензуре. По-видимому, имелись другие причины, побудившие Пушкина не включать «Пропущенную главу» в печатную редакцию «Каританской дочки».
Гринев обеспокоен близостью «пугачевских шаек» к деревне его отца. Поздно вечером герой переправляется через Волгу в сопровождении двух гребцов. На середине реки они встречают плывущий плот с виселицей. Над трупами повешенных пугачевцев прибита черная доска с надписью: «Воры». Среди повешенных Гринев узнает Ваньку («бедный мой Ванька»), своего старого знакомца. Так в повести второй раз появляется виселица: сначала в Белогорской крепости герой является свидетелем расправы Пугачева над капитаном Мироновым и другими защитниками крепости, — теперь он видит виселицу, воздвигнутую карательным отрядом правительственных войск. Гражданская война, в которой обе враждующие стороны проявляют жестокость к своему противнику, развертывается на глазах героя. И, наконец, в конце «Пропущенной главы» возникает призрак третьей виселицы — Швабрин приказывает повесить героя и его родителей. Дворянин вешает дворян. С точки зрения дворянской морали, ситуация чудовищная. Правда, в «Пропущенной главе» вовремя появившийся Зурин препятствует свершению казни.
Иначе обстояло дело в современной Пушкину действительности. 26 июля 1826 года по приказу Николая I, всероссийского самодержца и дворянина, на кронверке Петропавловской крепости состоялась казнь осужденных декабристов. Силуэт виселицы с пятью повешенными постоянно преследовал воображение Пушкина. Вся прогрессивно мыслящая Россия разделяла с поэтом чувство сожаления и скорби. Казнь через повешение возмутила и многих верноподданнически настроенных современников. Это унижало дворянское сословие, так как подобный вид казни предназначался для низших сословий, — дворян можно было расстреливать, но не вешать.
Итак, в текст «Пропущенной главы» поведение изменника Швабрина вольно или невольно могло вызвать ассоциацию с карательными мерами Николая I после 14 декабря. Призрак виселицы на страницах «Пропущенной главы» при желании мог быть истолкован как символ расправы с декабристами. Еще в феврале 1835 года Пушкин записал в своем дневнике о возмущении министра народного просвещения С. С. Уварова по поводу выхода в свет «Истории Пугачева»: «В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже — не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении». В таком случае, что помешало бы этому блюстителю «самодержавия, православия и народности» тем или иным образом обратить внимание царя на призрак виселицы в имении Гриневых, на возможность дерзкой аллюзии со стороны автора «Капитанской дочки»? Впрочем, литературных и общественных врагов у Пушкина было вполне достаточно, и любой из них мог выступить с доносом. Кроме того, и сам Николай I мог при чтении повести остановить внимание на этой сцене. Вряд ли он остался бы равнодушным, встретив на страницах пушкинской повести угрозу виселицы дворянам, отправленным на казнь по приказу дворянина. Такое «напоминание» о 14 декабря вряд ли могло импонировать самодержцу, от воли которого во многом зависела дальнейшая судьба Пушкина, писателя и историка. Именно эти обстоятельства, на мой взгляд, могли побудить Пушкина исключить «Пропущенную главу» из окончательного текста «Капитанской дочки».
Глава 4. Публикация произведения и отзывы современников.
Роман был впервые опубликован в пушкинском журнале «Современник» в 1836 г. в IV книге (это был последний выпуск журнала, вышедший при жизни поэта).
Роман вышел в печать с некоторыми цензурными пропусками и без подписи автора. «Пропущенная глава» напечатана в первый раз в «Русском архиве» в 1880 году в №3.
До 1838 года никаких печатных отзывов на повесть не последовало, однако Гоголь в январе 1837 года отмечал, что она «произвела всеобщий эффект». А. И. Тургенев писал 9 января 1837 года К. Я. Булгакову: «Повесть Пушкина… так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести её на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести — кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке — трудно».
Первые отзывы были сдержанны, хоть и благожелательны. Так, В. Ф. Одоевский сетует на чрезвычайную быстроту сюжета, малую детализацию, однако похвалил образы Савельича, Пугачёва.
Положительно откликнулись А. И. Тургенев, П. А. Вяземский, В. К. Кюхельбеккер. Но восторга, всеобщего увлечения, подобно «Евгению Онегину», «Капитанская дочка» не вызвала. Позже В. Соллогуб напишет о романе: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения».
Известный и весьма глубокий критик, публицист той поры Николай Иванович Черняев объяснил малую популярность «Капитанской дочки» «теперешней испорченностью вкуса», но предрёк роману славное будущее — тогда, когда придёт «более здравое понимание прекрасного».
Оценил, но без восхищения, «Капитанскую дочку» законодатель критики того времени — В. Г. Белинский. Он поставил повесть ниже произведений Гоголя. А вот историк В. Ключевской смог точно и по достоинству понять значимость романа: «Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».
Заключение
Роман «Капитанская дочка» положил начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.
Роман повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.
Роман давался трудно. А. С. Пушкину пришлось долгие часы просидеть за архивными документами, чтобы с фактической точностью описать Россию и русский народ во время бунта. Ему это удалось. Он смог соединить в одном произведении жизнь простых людей и тяжелую политическую обстановку в стране. В романе нет точных граней, все события переплетены между собой. Это позволяет современному читателю глубже понять главную проблему произведения. А.С. Пушкину удалось запечатлеть на страницах своего романа часть истории Российского государства, и в этом его главная заслуга.
В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече с друзьями – лицеистами поэт прочитал своё последнее стихотворное послание к ним «Была пора: наш праздник молодой»:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Метались смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Величественная картина европейской и русской истории первой четверти ХIХ века, созданная в послании, - своеобразный поэтический «эпилог» к повести о бессмысленном и беспощадном «русском бунте», который, по убеждению А.С. Пушкина, не должен был повториться в России.
Труд Пушкина — историка и автора « Капитанской дочки » — был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.
« Капитанская дочка » одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас — тех, кто будет жить после него.
Список используемой литературы:
1.Добин Е. История девяти сюжетов.М.:1992г.
2.Гуковский Г.А. Пушки и русские романтики. 1995.
3.Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. 1981.
4.Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. 1999.
5.Петрунина Н. Н. Пушкин и Загоскин. («Капитанская дочка» и «Юрий Милославский»). // «Русская литература», 1972, № 4.
6.Пумпянский Л.В. Пушкинская энциклопедия. 1999.
7.Скатов Н.Н. Русский гений. 1987.
8.https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/kapitanskaya-dochka
9.https://obrazovaka.ru/books/pushkin/kapitanskaya_dochka
10.Об истории создания романа «Капитанская дочка» (http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/gillelson-kapitanskayadochka).
11.История создания повести «Капитанская дочка» (http://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/istoriya-sozdaniyapovesti-quot-kapitanskaya-dochka-quot/).