История таможенного дела | Шаймарданова Лейсан Камилевна. Работа №261919
Автор: Шаймарданова Лейсан Камилевна
В статье обобщены периоды зарождения,становления и развития таможенной службы от Древней Руси до современной Росии.
Ахмадуллина И.А., кандидат педагогических наук, доцент,
Набережночелнинкий институт
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Шаймараднова Л.К., студент, Набережночелнинкий институт
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
История таможенного дела
Аннотация: в статье обобщены периоды зарождения, становления и развития таможенной службы от Древней Руси до современной России. Использовались архивные данные, что и сделало их по-своему новыми.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенная служба, «мыт», таможенные органы, таможенные пошлины.
Таможенный бизнес имеет тысячелетнюю историю. Таможенные правила были найдены в летописях Ярослава Мудрого и в новгородских писаниях, которые охватывали систему правил ввоза иностранных товаров.
Термин таможня возник в Киевской Руси. В договоре киевского князя есть упоминание слова "мытье", так обозначалась плата за перевозку товаров через заставы.
После татаро-монгольского нашествия в словаре укоренилось новое слово "обычаи" ("тамга" - буква, знак по-тюркски). Слово "таможня" означало поставить печать и взыскать пошлину. Людей, которые занимались сбором пошлин, называли мытниками, а позже-таможенниками.
Со временем поселения стали образовывать торговые места, где хранились иностранные товары.
Такие места назывались "жилыми помещениями" или «таможнями». До XVII-го века таможенные правила были бессистемными. Важные изменения в таможенном своде правил были отмечены в 1653 году, когда был принят Указ "О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с указанием, сколько было взято и с каких товаров". [1]
Этот документ является первым государственным признанием таможенной хартии. все было заменено рублевой пошлиной, которая измерялась в процентах от цены товара и зависела от вида товара и страны, из которой он был привезен. Этим указом впервые были установлены права и обязанности должностных лиц таможенных органов по контролю за перемещением товаров.
Однако реформа таможенного союза продолжалась и завершилась к XVIII веку отменой системы взимания налогов с таможенных платежей и ликвидацией внутренних таможен.
Это положило начало формированию таможенной службы и специального аппарата управления. Петровские реформы продолжали упорядочивать таможенный тариф на основе применения протекционистских идей.
Страны делились на благоприятные и неблагоприятные, и соответственно устанавливались таможенные ставки.
Для товаров, которые никак не влияли на российскую экономику, пошлина составляла 75%. В 1731 году тариф был пересмотрен, для товаров, которые не производились в стране, был установлен тариф от 4 до 10%.
Промышленность России была лишена покровительства.
Изменения в таможенном деле прежде всего коснулись самой таможенной системы: охрана была возложена на войска и казаков, введено понятие территориальных вод, установлены правила торговли и правила поведения торговых судов в таможенной зоне.
Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие государственные мероприятия на благо русского народа и на благо страны.
Таможенные пошлины использовались для развития экономики, обороны, здравоохранения, образования, финансирования государственных реформ. Ни для кого не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения были построены на средства, собранные таможней.
Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Речь шла не только об экспорте и импорте запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве препятствовали перевозке запрещенных церковных предметов, еретических книг и игральных карт, тем самым противодействуя духовному разложению русского населения.
Находясь на страже государственных интересов, таможенники XV-XVII веков задерживали у приезжих иностранцев секретные карты русских земель и крепостей. Все высшие руководители российского государства, включая царей и императоров, не могли избежать таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него.
Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.
Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, сложившиеся веками, начиная с 1991 года - времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с этим каждое исследование по данной теме имеет важное значение, обогащая тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.
Многочисленные исторические документы позволяют утверждать о более чем 1000-летнем существовании таможенного дела на территории России. из летописных и законодательных источников известно, что в X-XII веку на Руси собирали "мыто" - торгово-транспортную пошлину, за перевозку товаров через внешние или внутренние мытные заставы.
Сборщики мытных повинностей были, как правило, членами княжеской дружины, и назывались "мытниками", "мытоимцами", "мытарями". первое упоминание термина "мыто" как особой торговой пошлины, от которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией в 907 году. "Мытник", как позиция княжеской администрации, упоминается в двух статьях "О Татьбе" и "О своде пространного издания" Русской Правды " XI века.
В период феодальной раздробленности на Руси в XII-начале XIII веков, в связи с ростом числа княжеств и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых выгодных внутренних торговых пошлин наряду с "жилыми комнатами", "перевозами", "пятнами", "весами", "пудами", "мерами", "уроками", "поляками", "торговой десятиной". [2]
Одно из самых ранних упоминаний о внутренней грузовой пошлине содержится в уставе и грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича и в Смоленском договоре с Ригой и готским побережьем 1229 года.
После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенная политика проводилась отдельными княжествами и т. д.
От тюркского слова «Тамга» произошел глагол тамить, то есть взимать плату с тамги. Место на рынке или ярмарке, где покупались товары, стало называться таможней. Служащий или сборщик налогов стал должностным лицом таможенного органа или должностным лицом таможенного органа. Сбор пошлин был перенесен на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передан князьями «откупным таможенникам».
Главным фактором, определившим развитие таможенной системы XV-XVI веков, стало образование русского (Московского) государства. Государство постепенно развивает таможенное законодательство, совершенствует правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточает финансовые сборы.
Примерно с середины XVI века коллекторский аппарат был централизован, а таможенные пошлины регулировались. Таможенники находятся под защитой центрального правительства.
В царствование Алексея Михайловича Романова (1645-1676) завершилось формирование новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена и затем проведена таможенная реформа.
Для борьбы с контрабандой через Западную сухопутную границу в 1723 году было приказано установить" сильные заставы " вдоль главных дорог, а небольшие дороги между ними засыпать дровами или рыть канавы. В то же время планировалось иметь запасной путь от одного форпоста к другому.
Обнаружив след в запрещенных для проезда местах, пограничники были обязаны задержать нарушителя и оштрафовать его с изъятием всего, с чем он будет взят. 31 января 1724 года был утвержден протекционистский таможенный тариф.
Впервые перечень ввозимых и реализуемых товаров был составлен в алфавитном порядке, товарные позиции соответствовали коммерческим наименованиям товаров.
Расчет пошлин основывался на "арифметическом" методе определения окладов пошлин на импортные товары: если процент внутреннего производства какого-либо товара достигал 25% от соответствующего импортного аналога, то пошлина составляла четверть цены последнего; если треть - третью часть; если половину-50%; если она превышала импортную-75%. [3]
С принятием тарифа 1724 года в портовых городах таможенный персонал стал набираться из наемных чиновников, которые уже работали на постоянной основе. Все чаще присягу давали люди купеческого звания, которое определялось на различных таможенных постах. В 1724 году была утверждена Петербургская Портовая таможня. перенос столицы в Санкт-Петербург в 1713 году не изменил господствующего положения Москвы.
Еще при Петре I на въездах в город существовали таможенные заставы, Соединенные в 1731 году деревянным забором, окружавшим Москву. В 1742 году ограду заменили 37-километровым земляным валом со рвом, который обветшал и был утащен жителями на дрова. На пересечении крепостного вала с дорогами на Москву были установлены 16, а позднее 18 застав с гауптвахтами-караульными помещениями для караульных, которые проверяли на заставах ввозимые товары и документы на них, а также служили для охраны всего периметра крепостного вала.
Вал имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины взимались камерным колледжем, поэтому шахта называлась камерным колледжем. С принятием тарифа 1724 года импорт иностранных товаров резко сократился, а контрабандисты возродились.
Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по существу упразднивший покровительственную систему Петра I.
Достаточно сказать, что пошлины на отдельные виды ввозимых товаров из чугуна и чугуна, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. в том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни. [4]
В 1747 году при Сенате была создана специальная комиссия, которой было поручено составить новый таможенный тариф. В то же время Сенат издал указ, подтверждающий необходимость приобретения заказной яхты у Адмиралтейства. В 1747 году такая яхта была спущена на воду под командованием офицера. в нем было 10 гвардейцев и солдат Кронштадтского гарнизона.
20 декабря 1753 года Елизавета Петровна подписала Указ "об уничтожении внутренних обычаев и мелких повинностей" [5]. Уже в 1754 году внутренние таможни были ликвидированы в большинстве районов страны, а сбор 17 мелких пошлин, обременявших внутреннюю торговлю, был прекращен. Вместо этого планировалось взимать "вновь установленную сверхнормативную" пошлину в размере 13% со всех ввозимых и вывозимых товаров на Портовой и пограничной таможнях.
Также было принято решение об отмене таможенной линии между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможенных постов на западных границах страны. Только в 1754-1755 годах были укреплены и восстановлены 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой застав и застав. В целях усиления борьбы с контрабандой Сенат в 1754 году учредил на западной границе государства институт "пограничных таможенных объездчиков". [6] 9 января 1762 года император Петр III издал именной указ о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император предоставил Архангельскому Порту равные таможенные привилегии с портом Санкт-Петербурга. Отличительной чертой таможенного дела в царствование Екатерины II было то, что оно развивалось при поддержке общественного мнения.
В 1763 году при дворе была создана комиссия по торговле во главе с Ю. П. Шаховским, которая приступила к составлению нового тарифа.
Принятие нового таможенного тарифа в 1766 году означало, что страна движется вперед по пути свободной торговли. В 1762 году было создано Главное управление таможенных пошлин, в руках которого на некоторое время было сосредоточено управление таможенными делами. Однако эффективность таможенной системы фактически не повысилась.
Как и прежде, ему не удалось положить конец незаконному перемещению товаров. Граница была практически открыта для контрабандистов. Поэтому в 1782 году императрица подписала указ, согласно которому в каждой западной пограничной провинции была учреждена таможенная пограничная стража.
Она состояла из таможенных рейнджеров и пограничников на таможне. Предполагалось иметь по два объездчика на каждые 10 верст и по одному таможенному пограничнику на каждые 50 верст вдоль границы. Стимулировался поиск контрабанды: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержанных.
В короткий срок выявилась недостаточность принятых мер. Стремясь остановить контрабанду, правительство Екатерины II пошло на крайние меры. На российской границе появились закрытые пограничные заграждения. 26 июня 1789 года был издан указ, запрещающий ввоз в Россию всех видов иностранных товаров через сухопутные таможни вдоль западной границы.
Реагируя на революцию во Франции, Екатерина II 8 февраля 1793 года подписала указ, которым вводился запрет на вход судов под французским национальным флагом в российские порты.
Павел, вступивший на престол в ноябре 1796 года, разрешил ввоз некоторых французских товаров, но вскоре ужесточил режим перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенные надзиратели нанимались казначейским советником (губернским коллегиальным органом Министерства финансов, Государственным казначейством) на таможню "для добровольного заключения договора с соответствующими справками из мест, куда они направлялись или имели место жительства, об их хорошем поведении и гарантированной надежности."
Если объездчик не мог сам задержать контрабандистов, он должен был следовать за ними до ближайшей деревни и там обратиться за помощью к местным властям. Таможенник наблюдает за действиями рейнджера.
Изучение исторического опыта и путей развития таможенного дела позволяет провести дальнейшее эффективное реформирование таможенной системы, понять, как формировалась ее историческая сущность, какое значение и влияние она оказывает на повседневную жизнь цивилизованного государства.
Сейчас созданная в 1991 году таможенная служба России (Государственный таможенный комитет России) представляет собой разветвленную, многофункциональную структуру, которая органично вписывается в реформированную экономическую систему нашего государства.
Таким образом, анализ этапов исторического развития таможни в России показывает, что она развивалась на основе внутренних особенностей страны и с использованием мирового опыта, благодаря чему российская таможня заняла лидирующее место среди стран-членов ВТО. Это подтверждается избранием Российской Федерации вице-президентом Всемирной таможенной организации - координатора Европейского региона.
Каждый период был связан со своими особенностями тарифообразования, которые способствовали развитию его экономики, торговли и укреплению финансового положения. В то же время экономические, финансовые и социальные факторы сыграли важную роль в качестве конечной цели реализации таможенной политики.
Специфика таможенного регулирования в Российской Федерации заключается в том, что (регулирование), как и до евразийской интеграции, подпадает под юрисдикцию Российской Федерации (национальный уровень). При этом, в связи с членством России в ЕАЭС, он осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (международный уровень).
Список литературы
1.1 Балковая В.Г. Российская таможенная служба // История государства и права. 2014.
1.2 Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
1.3 Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата.
2.1) Интернет ресурс: http://www.a-nevsky.ru/library/torgovlya-i-tamozhennoe-delo-v-rossii-stanovlenie-osnovnie-etapi-razvitiya-ix-xvii-vv35.html [1]
2) Интернет ресурс: https://zen.yandex.ru/media/edstar/nachalo-epohi-razdroblennosti-na-rusi-xiixiii-vv-5d90cf63d5bbc300aeb3a737 [2]
3)Интернет ресурс: https://law.wikireading.ru/5081 [3]
4) Интернет ресурс: https://www.bestreferat.ru/referat-407011.html [4]
5) Интернет ресурс: https://www.prlib.ru/history/619859 [5]
6) Интернет ресурс: https://iknigi.net/avtor-elena-filippova/108986-tamozhennoe-pravo-elena-filippova/read/page-4.html [6]