История возникновения "Литературных мастерских" | Мельник Алёна Николаевна. Работа №354614
"Литературные мастерские" в методике "Нового образования" как и всё современное искусство, (начиная с Импрессионизма), берёт корни в научных открытиях в области психотерапии Зигмунда Фрейда и Карла Юстава Густава Юнга и является способом обращения к Бессознательному. В этой статье я расскажу вам, почему это так.....
Литературные мастерские связаны с деятельностью «Французской группы нового образования» возникшей в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признанной Министерством образования Франции. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями «Французской группы нового образования». В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. ( Он привлек внимание петербургских методистов и учителей-словесников И.А. Мухиной, Л.Д. Фураевой, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреевой, О.Л. Смирновой и других.) . Далее она была внедрена в программу некоторых экспериментальных петербургских школ, в одну из которых, а именно в школу №53 Приморского района Санкт-Петербурга, я поступила в 1995 году. Там я и научилась работать по этому методу на личном опыте.
Давайте посмотрим на определение метода мастерских в педагогике, а они бывают нескольких видов:Мастерские построения новых знанийМастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию
Мастерские творческого письма
Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо)
Педагогическая мастерская— это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.Метод «Мастерских» основан на ассоциативном ряде. Началом к этому способу послужило много факторв и вот ключевые из них:
В последней трети XIX века крупнейший австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог еврейского происхождения, Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, оказавший значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века дал определение бессознательному:
По определению Зигмунда Фрейда, бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.
Это самая глубокая и значительная область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что подавляются и вытесняются в область бессознательного.
В бессознательное вытесняются тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком тревожат, чтобы быть осознанными.
Фрейд считал, что бессознательное определяет поведение человека, даже если он сам этого не понимает, а «поймать» его импульсы можно анализируя сны, оговорки и шутки.
Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и психиатр, философ и культуролог, педагог, основоположник аналитической психологии и ближайший соратник Фрейда, шагнул дальше, он разделил бессознательное на:
Личное бессознательное содержит временно забытую информацию и подавленные воспоминания. Юнг выделил важную черту личного бессознательного — комплексы: сборник мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, которые объединены единой концепцией.
-
Коллективное бессознательное— это универсальная версия личного бессознательного, включающая в себя ментальные паттерны, или следы памяти, общие для всех представителей человеческого вида.
-
Коллективное бессознательное основывается не на личном опыте конкретного человека, а на опыте общества, прошедшего долгий эволюционный путь развития.
Основным содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, являются архетипы и инстинкты.
2Архетипы — это врождённые психические предрасположенности, записанные в мозге с самого рождения. Именно из них возникают цели, мотивы, стремления, побуждения и желания человека.
Юнг считал, что в бессознательном есть ещё и ресурсы, нераскрытый потенциал, которые могут существенно обогатить сознание для того, чтобы установки Эго изменились, и человек смог стать более целостным, постичь свою самость.И вот к бессознательному, как к неисчерпаемому полю творческих, в том числе, возможностей, обратились литература и изобразительное искусство начала 20-го столетия.
Бессознательное говорит на языке образов, причём не только визуальных. Все знают, что аромат может вызвать у нас неосознанное воспоминание. Почувствуешь солёный запах моря — и вот ты уже чувствуешь его тёплое прикосновение. Вытащить бессознательное на свет Божий, рассмотреть переживание, растворить его как сахар в стакане будней или даже воздействовать при помощи образа на зрителей и слушателей, можно только переведя его на язык изображений и слов.
Любые открытия, приходя в мир человеческий, растворяются во многих его сферах. Так и знание о бессознательном не могло быть обойдено искусством и вот во Франции в конце XIX века появился во Франции в конце XIX века Импрессионизм.
Слово «импрессионизм» произошло от французского impression— «впечатление».
Среди наиболее известных художников этого направления были Эдуард Мане, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
В России импрессионизм появился на рубеже XIX–XX веков. Одна из первых русских картин в этом направлении — «Портрет хористки» Константина Коровина. Импрессионистами были Валентин Серов, Архип Куинджи и Исаак Левитан. В отличие от французских художников они почти не писали городские пейзажи, а чаще обращались к деревенским сюжетам. Для картин русских импрессионистов характерна этюдность, незавершенность. Алексей Саврасов, учитель Константина Коровина, писал: «Пейзаж не писать без цели... в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Представители:
Эмиль Золя, Томас Манн, Оскар Уайльд, Стефан Цвейг.
В России влияние импрессионизма испытали, в первую очередь, Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Яркое выражение импрессионизма в стихотворении Афанасия Фета:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..