Итоговая аттестационная работа | Елена Иосифовна Пахалина. Работа №351581
данную работу я написала .когда проходила курсы повышения квалификации в УИПК ПРО Г.уЛЬЯНОВСКА.В РАБОТЕ Я ПОКАЗАЛА тематическое планирование по программе "Симбирский венец".РАСКРЫЛА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УКАЗАЛА,ФОРМЫ РАБОТЫ,ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.в календарно-тематическом планировании на весь год по месяцам четко прописаны темы и цели ,задачи.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Кафедра дошкольного , начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин
Итоговая аттестационная работа
на тему:
«Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОУ (с учетом социальной ситуации региона)»
Выполнила: слушатель гр. Д-32
Воспитатель МБОУ «Луговская ОШ»
г. Ульяновск
Семенова Наталья Васильевна
Научный руководитель: Майданкина Н.Ю.
Ульяновск 2023
Содержание.
Введение.
Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (освоение парциальных программ).
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации парциальных программ.
Проектная деятельность (региональный компонент).
Календарно-тематическое планирование
Заключение.
Список литературы.
Введение.
"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера."
Д. Дьюи
Дошкольный возраст - довольно сложный, но интересный путь первого познания мира.
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений.
Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях.
Дошкольное воспитание и обучение детей до семи лет — единый целостный педагогический процесс, который осуществляется в течение всего дошкольного возраста во всех видах деятельности и направлен на решение задач разностороннего развития, подготовки к школе.
По сути, речь идет о более широком понятии — дошкольном образовании, которое, наряду с воспитанием, обучением и развитием, предполагает также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста.
Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Сущность дошкольного воспитания определяется тем, что оно представляет собой систему приведения сознания и поведения ребенка в соответствие с требованиями социума. Это процесс социального развития, направленный на присвоение человеком той культуры, которая господствует в конкретной социальной общности. Следовательно, дошкольное воспитание строится на всей совокупности закономерностей, раскрывающих развитие личности в течение дошкольного периода жизни.
Календарно-тематическое планирование – проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога. Этот, грамотно составленный, план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий.
Таким образом, дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное — любви и заботе (Д.В. Головань).
Таким образом, сущность дошкольного воспитания заключается также в становлении и утверждении системы ценностей подрастающей личности.
Часть основной образовательной программы, формируемая
участниками образовательного процесса (освоение парциальных программ).
Пояснительная записка.
Я работаю в МБОУ «Луговская ОШ» на базе старшей группы. Наше дошкольное образовательное учреждение работает по Основной образовательной программе МБОУ «Луговская ОШ», которая разработана на основе СанПиН 2.4.1.3049-13; Федерального закона от 29.12.2012 №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, разработанным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Основная образовательная программа МБОУ «Луговская ОШ» учитывает региональный компонент.
Целостность образовательного процесса должно достигаться не только путём использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольное учреждение наряду с Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для осуществления образовательного процесса программ использует парциальные программы, направленные на развитие таких образовательных областей, как: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие; содействуют формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных,), становлению специфических видов детской деятельности (познавательно - исследовательской, коммуникативной, игровой, театрализованной, конструирования и др.)
Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программа является дополнением к основной программе развития детей в детском саду.
Цели и задачи реализации парциальных программ.
Психолого-педагогические исследования показали , что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение огромно: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, формируется глубокая привязанность к нему, чувство гордости за свою Родину, за его историческое прошлое и настоящее.
В рамках вариативной части ООП реализуется парциальная образовательная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей нашего региона «Симбирский Венец» » (авторы: Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю.) с учетом социальной ситуации региона
Цель:
Формирование у дошкольников целостной системы представлений о культуре и истории региона через воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям края и его жителям, через осознание собственной принадлежности к Родине, краю и городу.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей об образе жизни человека с древних времен до современности с учетом региональной направленности знаний о социальной действительности.
Развивающие: формировать эмоциональную и мотивационную сферы дошкольника через освоение материала программы; развивать воображение, мышление, память, волю.
Воспитательные: воспитывать интерес к событиям общественной жизни, к культурно-историческим ценностям региона через выработку элементарных навыков взаимодействия с окружающими людьми.
Главным критерием отбора программного материала является его воспитательная ценность, высокий уровень произведений культуры - классической и народной.
Работа построена на местном материале с целью приобщения ребёнка среднего возраста к национальному и культурному наследию, традициям, произведениям Симбирских-Ульяновских поэтов, писателей, художников, архитекторов.
Применяемые технологии:
Знакомство с историческим прошлым города и области.
Знакомство с обычаями и традициями, национальной культурой русского народа и народов, населяющих Ульяновскую область: татары, чуваши, мордва.
Знакомство с флорой и фауной области.
Знакомство с трудовыми и военными заслугами соотечественников.
Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своего города, области.
Формы работы:
Игры
Беседы
Ситуации
Чтение литературы
Заучивание стихов, песен
Коллективные просмотры фото и видео материалов с использованием ИКТ
Труд
Прогнозируемые результаты:
воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему.
воспитание чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края.
воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей.
воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью.
развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
Проектная деятельность (региональный компонент).
Календарно-тематическое планирование
Общее содержание: приобщение детей к национальным, социокультурным традициям и нормам, реализация проектов по краеведению, экскурсии, организация выставок мини-музеев, праздников, развлечений и т.д.
Тема
Задачи
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Кто Я?»
«Я и моя семья»
Формировать понятия о себе самом (имя, отчество, фамилия; развивать интерес к собственному имени, его происхождению, к роли родителей в назывании своих детей).
Формировать понятия о семье; о родственных отношениях в семье; о возникновении семьи; общая фамилия членов семьи.
«Дом, в котором я живу»
Формировать понятия о своем доме, как месте совместного проживания семьи; о его устройстве, предметах быта.
Сформировать представления о многообразии домов, о том, что каждый дом имеет свой адрес местонахождения. Закреплять знания о собственном адресе.
«Моя улица»
Формировать представление о своей улице, о разных домах на улице; о возможных опасностях на улице (ПДД, ОБЖ).
«Мой любимый город»
Продолжать формировать представления о городе Ульяновск, о его улицах и домах, о социальных и культурных объектах. Воспитывать любовь к родному городу. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к нему.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Симбирские холмы – Российские владения»
Формировать знания о местоположении области на карте России, о природных и ландшафтных особенностях региона.
Рождение моего города: «И встал град светлый и младой!»
Формировать знания о городе Ульяновск, истории его появления (цель постройки города, выбор места для его построения, основатель города Богдан Хитрово).
Формировать представление об исторических корнях города.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
«Симбирский церемониал»
Формировать элементарные знания о системе управления в городе: губерния, губернатор, губернский город Симбирск, Городская Дума, Городская управа.
«Яблоневый сад»
Знакомить с природными, историко-культурными особенностями и традициями родного города; воспитывать чувство сопричастности к жизни родного края.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Волжские легенды»
Развивать интерес к истории Волги, как могучей реки России, объединяющей людей по месту проживания на ее берегах.
«Выплывают расписные Стеньки Разина челны»
Формировать элементарные знания о возникновении водного транспорта на Волге и возникновения торговых отношений волжских купцов.
«Волжские железные кружева»
Формировать представления о строительстве императорского моста через Волгу, показать развитие технического прогресса того времени, необходимость моста для развития страны в целом.
«О, Волга, - рек, озер краса…»
Знакомить с литературными и художественными произведениями о Волге, Свияге, Суре.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Симбирск – славный город» Симбирские храмы
Формировать элементарные знания о плане застройки города; знакомить с понятием «достопримечательности города», развивать эстетическое восприятие от красоты архитектурных сооружений.
«Добра прекрасные творения»
Знакомство с архитектором
А.А. Шодэ и его творениями
Развивать знания о достопримечательностях города и его архитектурных символах. Знакомить с шедеврами архитектуры А.А. Шодэ (Лютеранская церковь, Краеведческий музей, дом купца Сачкова, Дворец бракосочетаний).
Знакомство с архитектором
Ф.О. Ливчак и его творениями
Продолжать развивать знания о достопримечательностях города и его архитектурных символах. Знакомить с шедеврами архитектуры Ф.О. Ливчака (Ремесленное училище ), Дворянский банк (УЛГУ), кинотеатр «Ампир» («Художественный»)).
«Как жили наши предки»
Развивать интерес к жизни предков, продолжать знакомить с устройством избы, предметами быта того времени, одежды, еды.
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Симбирск многонациональный»
Формировать знания о народностях симбирского уезда. Татары: народный костюм, быт, традиции.
Формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
«Симбирск многонациональный»
Формировать знания о народностях симбирского уезда. Чуваши: народный костюм, быт, традиции.
Формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
«Симбирск многонациональный»
Формировать знания о народностях симбирского уезда. Мордва: народный костюм, быт, традиции.
Формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
«Честные мысли, добрые намерения»
Формировать элементарные знания о И.А. Гончарове: его семье и ближайшем окружении; показать места в городе, связанные с его именем.
«Под сенью языковских муз»
Формировать элементарные знания о Н.М. Языкове: годы детства, симбирский дом, занятия и увлечения. Стихи. Дружба с А.С. Пушкиным.
«История государства Российского»
Формировать элементарные знания о
Н.М. Карамзине: детские годы, писательский труд; показать места в городе, связанные с его именем.
«Волшебник Прислонихи»
Формировать элементарные знания о А.А. Пластове и его художественных творениях.
М
А
Р
Т
Мой город – моя страна.
«Символика города»
Расширять представлений о Родине, столице, символике.
Развивать представления о символах города: герб, флаг, гимн.
Особенности нашего города и его достопримечательности
Формировать представления о назначении зданий: (дома, сады, школы, магазины...), о том, чем славится родной город
Расширять представления о современных достопримечательностях города; формировать интерес к современной архитектуре.
Развивать умение рассказывать о месте, где они живут.
«Город на двух берегах»
Продолжать формировать знания о целостности города, находящегося на разных берегах Волги, развивать способность рассказывать о родном городе небольшие рассказы с указанием конкретных объектов города.
Известные люди нашего города и края.
Формировать знания об известных людях города (А.В. Аржанцев – краевед, Н. Сафронов - художник, Владимир Потапов – режиссер, А. Пономарев – известный дизайнер и стилист); воспитывать гордость за земляков.
А
П
Р
Е
Л
Ь
Природа области
Животный и растительный мир края.
Сформировать представления об особенностях мира природы и мира животных родного края. Расширять представления о природе, климате области, формировать экологическую грамотность.
«Родники Родины моей»
Продолжать формировать знания о водных артериях области: Волга, Свияга, Сура. Маришкин родник.
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, желание принять посильное участие в её охране и защите.
Побуждать к выполнению общественно значимых заданий, к любым добрым делам для родного края.
Жизнь и труд ульяновцев в наше время. «Авиастар»
Формировать представления о промышленности города, позитивное, уважительное отношение к его жителям, их профессии и результатам труда.
Ульяновский автомобильный завод
Формировать представлений о УАЗ, о профессиях и труде людей. Воспитывать уважение к людям труда.
М
А
Й
Ульяновск – город трудовой доблести.
Формировать знания о защитниках Родины и их подвигах в годы ВОВ. (А.М. Матросов, А.М. Аблуков, И.С. Полбин, В.Н. Деев). Воспитывать гордость за победу наших воинов, уважение к ветеранам.
Любимые уголки города (парки, театры, музеи).
Совершенствовать знания о местах отдыха горожан: парки, скверы, аллеи.
Сформировать представления о культурных местах города (кинотеатры, театры, филармония, парки, музеи…), воспитывать любовь к родному городу.
Праздники города
Знакомство с обычаями и традициями города и области.
День дружбы народов, Праздники: Сабан-туй, Акатуй. День семьи. День города. Христианские праздники. Формировать знания этнокультурных традиций.
Заключение.
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта.
Составление плана работы в детском саду — это необходимая часть работы педагога, позволяющая рационализировать время работы с детьми, сделать его максимально продуктивным. При этом для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важны все виды планирования. Они конкретизируют способы взаимодействия с детьми вплоть до поминутного распределения этапов того или иного приёма реализации разных видов деятельности в рамках рассмотрения определённого аспекта темы.
Литература.
Антонова Л. Мы живём на Волге /Л. Антонова //Ребёнок в детском саду. - 2005. - № 1.
Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. M. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Головань, Д. В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д. В. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187).
Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. / Захарова Л.М., Котлякова Т.А. – Ульяновск: УлГПУ, 2010.
Ковардакова М.А., Майданкина М.Ю. Симбирский Венец. Методическое пособие для воспитателей /М.А.Ковардакова, М.Ю.Майданкина.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2003г.
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Хочу всё знать. Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с простейшей историей Отечества и краеведения. / под ред. Э.Э.
Баранниковой. Ульяновск, УИПК ПРО, 1999.