Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе | Васильева Полина Юрьевна. Работа №330971
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе, которое охватывает весь пройденный детьми материал в течении года. В данном конспекте используются различные педагогические приёмы, способствующие закреплению всего изученного с детьми материала.
Цель: Создание условий для повторения и обобщения знаний детей.
Задачи:
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать; закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.
Развивающие : развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Материалы к занятию: доска магнитная, магниты, изображение солнца, лучики из картона (6 шт - по кол-ву заданий), карточки с буквами С, О, Л, Н,Ы,Ш,К,О и цифрами от 1 до 8, мяч резиновый, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь).
Итоговое занятие
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель и май – их не забывай.
Воспитатель: Молодцы! отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
- Посмотрите на доску, на ней солнышко. (на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)
-Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Ребята, давайте солнышку поможем с лучиками, но для этого нужно выполнить задания.
Основная часть:
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1
Игра "Загадки-отгадки"
1."Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)
2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)
3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)
4. "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным). Ребята, давайте посчитаем, сколько мы отгадали животных?
А теперь, давайте определим с помощью хлопков, сколько слогов в этих словах. А давайте вспомним, каким еще способом мы можем проверить, сколько в слове слогов? ( Сколько гласных букв столько и слогов)
(Прикрепляю лучик номер 1 к солнышку)
Задание № 2
Игра «Назови ласково»
Слова: утка, дом, собака, бык, солнце, жук, кошка, нос, яблоко, рыба, трава, ухо, кофта, мяч, сад.
Задание № 3
Игра «Назови одним словом»
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)
Молодцы ребята! Отлично справились, возвращаем солнышку его 3 лучик. А теперь, давайте немножко отдохнём и выполним физкультминутку.
Задание № 4
Игра «Что лишнее?»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе и почему)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
Отлично, теперь у солнышка уже 4 лучика!
Ребята, а для следующего задания, нам с вами нужно тихонечко и быстро встать в круг!
Задание №5
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Конструктор из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Пальто из меха – … меховое.
- Мороженое из сливок - сливочное
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
- Дом из кирпича - ….кирпичный
- Утка из резины – … резиновая.
- Башня из камня- …каменная
- Стол из дерева - …деревянный
- Платье из хлопка – хлопковое
- Котлета из мяса - мясная
- Игрушка из плюша – плюшевая
Вы все больщшие молодцы, а теперь нам пора возвращаться за столы, и вернуть солнышку его 5 лучик.
Задание № 6
Игра "Буквы заблудились"
(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО.
- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)Давайте сначала определим с помощью хлопков.
А теперь, обратите вынимание на карточки и карандаши у вас на столах.Положите каждый по карточке перед собой и внимательно на них посмотрите. На них написано слово солышко, разделённое по слогам, как здесь. И под каждым слогом квадрат, давайте разберёмся для чего он? И что мы будем туда вписывать? Для этого мы должны вспомнить наше правило: Сколько гласных букв, столько и слогов.
И так, давайте начнём разбирать с первого слога. 1 слог «сол», какую мы слышим гласную букву ?
-О.
- Совершенно верно, берём в руки карандаши и вписываем букву О в 1 квадратик под 1 слогом. Идём дальше…
Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нем написано: «Молодцы!»
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями, прикрепляем солнышку его последний лучик, и что мы видим? Оно заулыбалось!
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!