Иван Алексеевич Бунин «Листопад» | Мой кабинет. Работа №351405
Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад», исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:
«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»
Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Открытый урок литературного чтения
в 4-б классе.
Иван Алексеевич
Бунин
«Листопад»
Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад», исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:
«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»
Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, в группе и в парах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.
ХОД УРОКА:
Ι. Орг. момент. Эмоциональный
настрой.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
-Мы начинаем урок литературного чтения.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками и нас ждет путешествие в лес. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, ваша внимание, эрудиция, хорошее настроение.
Чтобы пройти все испытания на уроке, нам поможет Маршрутный лист. Нам нужно пройти все станции, которые вы видите на нем.(вывешиваю на доску)
-Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!
1 Станция «Вспомни!».
II.Проверка домашнего задания.
- Ребята, мы сейчас изучаем раздел «Поэтическая тетрадь», дома вы должны были выразительно читать стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. (Чтение 2-3 человек - поставить отметку).
III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
А сейчас я предлагаю вспомнить из раздела поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете отрывок, вам необходимо вспомнить название стихотворения и поэта, который написал его. Листочки крепим к автору.
Еще земли печален вид
А воздух уж весною дышит
И мертвый стебль колышет
И елей ветви шевелит!
Ф.И.Тютчев
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А.А.Фет
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Е.А.Баратынский
…В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Н.А.Некрасов
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян
И.С.Никитин
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края)
IV Сообщение темы и целей урока.
Станция «Отгадай-ка!»
На доске осталась одна карточка. Как вы думаете, о каком авторе пойдет речь на уроке? Иван Алексеевич Бунин
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.
Станция «Литературная»
– Я приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чему поучиться у него. Вот его портрет. (Портрет И.А.Бунина).
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно, вы подметили: перед нами умный, интеллигентный человек с проницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он, нам расскажет Александра.
Биография И.А.Бунина. Сообщение заранее подготовленного ученика.(Саша)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
-А как называется стихотворение , которое мы будем изучать, мы узнаем, если разгадаем ребус
Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)
Вот и тема нашего урока .
Какова же цель нашего урока?
(познакомится с автором и его произведением, проанализировать его)
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
IV Работа по теме урока.
Станция «Окружающий мир»
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад? Из каких 2 слов оно состоит? (Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
На доску вывешивается название.
Сегодня на дворе хмурый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.
Звучит музыка. Минута релаксации.
- Положите головы на парты, закройте глаза. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки. Надеюсь, у всех получилось представить это явление.
Работа над новым материалом.
- Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И. Бунина о золотой осени написанное в 1900 году.
Станция «Поэтическая»
3. Первичное восприятие стихотворения. Прослушивание аудизаписи стихотворения А.И.Бунина «Листопад».
- Какие чувства вы испытали?
Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Чем восхищается автор?
4. Чтение стихотворения с анализом. Станция «Анализ»
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.( про себя)
Учитель начинает читать, дети продолжают. Чтение цепочкой.
-Давайте проведем словарную работу
Словарная работа (работа по карточкам)
ТЕРЕМ – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.
РЕЗЬБА - узорчатый рисунок, вырезанный на дереве
ВДОВА – женщина, у которой умер муж
МОТЫЛЁК – небольшая бабочка
ЗАВОРОЖЁННЫЙ – околдованный
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)
5.Осмысленное восприятие и работа с текстом.
- Давайте вернёмся к нашему тексту.
- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите.
(Лес, точно терем расписной…)
- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?
(Листья березы).
Какие деревья напомнили ему вышки?
(Елочки).
Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
(Просветы в небо между кленами).
Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
(Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца).
Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).
Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
Как догадались?
(Поэт называет ее вдовой - она одна).
Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
Осени? (олицетворение)
Почему так тихо стало в лесу?
(Улетели птицы).
- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?
Прочитайте предложения, в которых оно есть.
(Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может
смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.
- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения. Найдите их.
("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").
Какие слова помогают представить лесную тишину?
(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).
Что нарушает тишину?
(Листика шуршание).
Станция «Отдых»
ФИЗМИНУТКА шуршание листиков
V Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися. (3 ученика) вслух
-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса.
Станция «самостоятельная»
Поработаем в паре.
Я предлагаю подвести небольшой итог анализа нашего стихотворения.
Я вижу
Я слышу
Я ощущаю
Осень, терем, лес, мотылька, листья
Шорох листвы, шум ветра
грусть
-Подумайте на сколько частей можно его разделить. (две части)
-Почему ?
-О чем говорится в первой части , во второй?
А теперь ребята, поработаем в группах.
У каждой группы будет своя часть стихотворения и вопросы по 1 из частей .
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Запишите цвета осеннего леса
-Какой был автор по отношению к природе, лесу? (Бунин внимательный, наблюдательный).
С чем сравнивает Бунин лес?
Почему лес стоит стеной?
А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).
Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
-Почему автор называет лес-терем?
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
- В каком образе предстала Осень?
-А чем же является лес для Осени?
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)
II часть
-Прочитайте вторую часть.
1.Найдите сравнения в этой части? .
2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое).
-Ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите! (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- А можно ли судить о настроении автора? Какое оно?
Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный)
— Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
Молодцы ребята! Вы хорошо поработали в группах.
— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Чтение стихотворения учащимися вслух. (3 ученика)
VII. Закрепление материала «Станция заключительная»
Подведем итог урока. Возьмите карточки на партах, начало предложения у вас написаны, вы должны дополнить его подходящими словами из скобочек.
«Стихотворение «Листопад» написал (А.С.Пушкин, И.А.Бунин, М.Ю.Лермонтов). Стихотворение, наполненное светлой (радостью, грустью). Красивая осень (недолговечна, вечная), всё может быстро измениться, и поэтому мы должны (не обращать внимание, ценить) каждый погожий (осенний, весенний) денёк».
Если успеем
1. Игра «Найди пару» (карточки)
– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.
Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек
Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки
VII Рефлексия
– Ребята, как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– У каждого из вас есть осенние листочки, возьмите тот лист, который символизирует ваше настроение о прошедшем уроке, напишите на нем свой отзыв о проведенном уроке. Что больше понравилось, запомнилось.
Я предлагаю добавить опадающие листики на наше осеннее дерево (аппликация)
-Я тоже хочу поучаствовать вместе с вами. Свой листик вешаю.
-На следующем уроке мы разберем, какие выразительные средства языка использовал Бунин в своем стихотворении.
Станция «Домашнее задание»
VIII Домашнее задание
Я думаю, что вам не доставит затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.
А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!