Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Иван Алексеевич Бунин «Листопад» | Мой кабинет. Работа №351405

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»,  исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина живет?»

 Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Открытый урок литературного чтения

в 4-б классе.

 

Иван Алексеевич

Бунин

«Листопад»

Цель: познакомить обучающихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»,  исследовать лирический отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос:

«Почему поэзии И. А. Бунина живет

Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметныерегулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, в группе и в парах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент. Эмоциональный

настрой.  

-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

    -Мы начинаем урок литературного чтения.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками и нас ждет путешествие в лес. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, ваша внимание, эрудиция, хорошее настроение.
Чтобы пройти все испытания на уроке, нам поможет Маршрутный лист. Нам нужно пройти все станции, которые вы видите на нем.(вывешиваю на доску)

-Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!

1 Станция «Вспомни!».

II.Проверка домашнего задания.

- Ребята, мы сейчас изучаем раздел «Поэтическая тетрадь», дома вы должны были выразительно читать стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. (Чтение 2-3 человек - поставить отметку).

 

III. Актуализация знаний. Самоопределение  к деятельности.

А сейчас я предлагаю вспомнить из раздела поэтов и стихи, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете отрывок, вам необходимо вспомнить название стихотворения и поэта, который написал его. Листочки крепим к автору.

 

Еще земли печален вид

А воздух уж весною дышит

И мертвый стебль колышет

И елей ветви шевелит!

Ф.И.Тютчев

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А.А.Фет

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.А.Баратынский

…В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Н.А.Некрасов

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян

И.С.Никитин

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края)

 

IV Сообщение темы и целей урока.

Станция «Отгадай-ка!»

На доске осталась одна карточка. Как вы думаете, о каком авторе пойдет речь на уроке? Иван Алексеевич Бунин

- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Станция «Литературная»

– Я приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чему поучиться у него. Вот его портрет. (Портрет И.А.Бунина). 
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно, вы подметили: перед нами умный, интеллигентный человек с проницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он, нам расскажет Александра.

Биография И.А.Бунина. Сообщение заранее подготовленного ученика.(Саша)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

 

-А как называется стихотворение , которое мы будем изучать, мы узнаем, если разгадаем ребус

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

Вот и тема нашего урока .

Какова же цель нашего урока?

(познакомится с автором и его произведением, проанализировать его)

– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.

IV Работа по теме урока.

Станция «Окружающий мир»

- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.

- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- В какое время года это происходит? (Осенью).

- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад? Из каких 2 слов оно состоит? (Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

На доску вывешивается название.

Сегодня на дворе хмурый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.

Звучит музыка. Минута релаксации.

- Положите головы на парты, закройте глаза. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки. Надеюсь, у всех получилось представить это явление.

Работа над новым материалом.

- Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И. Бунина о золотой осени написанное в 1900 году.

Станция «Поэтическая»

3.  Первичное восприятие стихотворения. Прослушивание аудизаписи стихотворения А.И.Бунина «Листопад».

 - Какие чувства вы испытали?

Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

- Чем восхищается автор?

4.  Чтение стихотворения с анализом. Станция «Анализ»

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.( про себя)

Учитель начинает читать, дети продолжают. Чтение цепочкой.

-Давайте проведем словарную работу

Словарная работа (работа по карточкам)

ТЕРЕМ – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.

РЕЗЬБА - узорчатый рисунок, вырезанный на дереве

ВДОВА – женщина, у которой умер муж

МОТЫЛЁК – небольшая бабочка

ЗАВОРОЖЁННЫЙ – околдованный

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. 

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) 

5.Осмысленное восприятие и работа с текстом.

- Давайте вернёмся к нашему тексту.

- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите.

(Лес, точно терем расписной…)

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?

(Листья березы).

Какие деревья напомнили ему вышки?
(Елочки).

Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
(Просветы в небо между кленами).

Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
(Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца).

Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).

Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
Как догадались?

(Поэт называет ее вдовой - она одна).

Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
Осени? (олицетворение)

Почему так тихо стало в лесу?
(Улетели птицы).

- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?

Прочитайте предложения, в которых оно есть.

(Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может

смениться ненастьем). Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения. Найдите их.

("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").

Какие слова помогают представить лесную тишину?

(Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).

Что нарушает тишину?
(Листика шуршание).

 

Станция «Отдых»

ФИЗМИНУТКА шуршание листиков

V Физкультминутка. 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

 

4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися. (3 ученика) вслух

-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса.

Станция «самостоятельная»

Поработаем в паре.

Я предлагаю подвести небольшой итог анализа нашего стихотворения.

Я вижу

Я слышу

Я ощущаю

Осень, терем, лес, мотылька, листья

Шорох листвы, шум ветра

 

грусть

 

-Подумайте на сколько частей можно его разделить. (две части)

-Почему ?

-О чем говорится в первой части , во второй?

А теперь ребята, поработаем в группах.

У каждой группы будет своя часть стихотворения и вопросы по 1 из частей .

 

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Запишите цвета осеннего леса

-Какой был автор по отношению к природе, лесу? (Бунин внимательный, наблюдательный).

С чем сравнивает Бунин лес?

Почему лес стоит стеной?

А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).

Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?

-Почему автор называет лес-терем?

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение). Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)

 - В каком образе предстала Осень?

-А чем же является лес для Осени?

Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».

( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

II часть 

-Прочитайте вторую часть.

1.Найдите сравнения в этой части? .

2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).

- Как он пишет о тишине?

-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).

 - Заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое).

ичто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

- Докажите! (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

- А можно ли судить о настроении автора? Какое оно?

Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный)
— Одинаково ли их надо читать? (Нет) 
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

Молодцы ребята! Вы хорошо поработали в группах.
— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению. 

- Чтение стихотворения учащимися вслух. (3 ученика)

 

VII. Закрепление материала «Станция заключительная»

Подведем итог урока. Возьмите карточки на партах, начало предложения у вас написаны, вы должны дополнить его подходящими словами из скобочек.

«Стихотворение «Листопад» написал (А.С.Пушкин, И.А.Бунин, М.Ю.Лермонтов). Стихотворение, наполненное светлой (радостью, грустью). Красивая осень (недолговечна, вечная), всё может быстро измениться, и поэтому мы должны (не обращать внимание, ценить) каждый погожий (осенний, весенний) денёк».

 

Если успеем

1. Игра «Найди пару» (карточки)

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

Просветы
Елочки 
Осень 
Лес 
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

 

VII Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?


У каждого из вас есть осенние листочки, возьмите тот лист, который символизирует ваше настроение о прошедшем уроке, напишите на нем свой отзыв о проведенном уроке. Что больше понравилось, запомнилось.

Я предлагаю добавить опадающие листики на наше осеннее дерево (аппликация)

-Я тоже хочу поучаствовать вместе с вами. Свой листик вешаю.

-На следующем уроке мы разберем, какие выразительные средства языка использовал Бунин в своем стихотворении.

Станция «Домашнее задание»

VIII Домашнее задание

Я думаю, что вам не доставит затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.

А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×