Из опыта работы " Программа кружка " Театральное искусство " | Стрельникова Наталья Николаевна . Работа №342867
Данная публикация является материалом, составленным педагогом дополнительного образования художественной направленности.
Программа кружка " Театральное искусство " разработана для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , а именно с интеллектуальной недостаточность.
Занятия планируется проводить еженедельно два раза в неделю по одному часу.
Программа имеет несколько блоков: рультура и техника речи, Музыкальное развитие, ритмопластика, изготовление театрального реквизита, основы театральной культуры.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Городского округа Коломна
Московской области
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ «Коробчеевская школа»______________ Ю.В. Нескородеваприказ от «30» августа 2024 г. № 80-ОД М.П.приказ от «31» августа 2020 г. № 282-ОДДиМ.П.
Дополнительная
общеразвивающая программа «Театральное искусство»
художественной направленности
(стартовый уровень)
Возрастная категория : 8-10 лет
Срок реализации:1год
Составитель:
Стрельникова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
2024 – 2025 учебный год
Городской округ Коломна
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральное искусство» (далее ДОП) относится к программам художественной направленности ориентирована на социокультурную реабилитацию детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в возрасте 8 – 10 лет. ДОП «Театральное искусство» для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) предоставляет им возможность попробовать себя в роли актера театра и режиссера, художника-оформителя и гримера.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10.- ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ МО РФ №1599 от 19.12.2014 года);
11. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «МКОУ Коробчеевская школа-интернат»;
12. Учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-5 класс) «МБОУ Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2024-2025 учебный год;
13. Письма министерства образования и науки РФ /департамента государственной политики в сфере общего образования «о рабочих программах учебных предметов» от 28.10.15г. №08-1786;
14. Положения об адаптированной общеразвивающей программе МБОУ «Коробчеевской школы» Пр.№80-ОД от 30.08.2024г.
Направленность
Направленность данной программы – художественная
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, включая множество игровых упражнений, пробуждая интерес к новой деятельности.
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественную направленность. Она разработана для детей младшего и среднего школьного возраста с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Основным видом деятельности детей с умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В игре ребенок развивается как личность, у него формируется потребность в общении. Театрализованная игра как один из видов игровой деятельности является своеобразным средством усвоения ребенком социально-культурного опыта, следовательно, в театрализованной игре осуществляется развитие и коррекция всех видов психической деятельности умственно отсталого ребёнка.
Таким образом, использование театрализованных игр в образовательном процессе детей с умственной отсталостью может стать одним из эффективных средств их развития. В процессе театрализованных игр развивается память, умение планировать свои действия для достижения результата. Кроме того, театрализованная игра, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии. Данный вид игр влияет на активизацию словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры речи. В процессе театрализованной игры у детей совершенствуются формы, виды и средства общения: вербальными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом как с партнерами, т.к. в театрализованной игре нет отношений состязаний, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театрализованная игра имеет большое значение для развития личности умственно отсталого ребенка не только потому, что в ней развиваются отдельные психические процессы: восприятие, воображение, эмоциональная восприимчивость, не только образное, но и логическое мышление, двигательная активность, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы. Самое важное – научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.
Учитывая всё это, была разработана программа театрального кружка «Театральное искусство»
Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
Образовательные:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей разного возраста в едином коллективе артистов.
Развивающие:
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивать интонационную выразительность речи
Развивать умение чувствовать характер литературного произведения
Развивать у детей выразительность жестов и мимики
Развивать умение различать жанры:
потешка
, сказка, рассказ, выделять качества персонажей.
Воспитательные:
Воспитывать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
Воспитывать умение принимать участие в коллективных спектаклях
Поощрять инициативу, творчество
Воспитывать эстетический вкус
Отличительные особенности
В представленной программе реализуются и оптимально сочетаются основные принципы обучения. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Поэтому все занятия театрального кружка базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация, которых опирается на закономерности развития детей с ОВЗ и инвалидностью.
Процесс освоения позволяет создать условия для динамики развития ребенка; имеет ряд особенностей , такие как : неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний, обогащение ребенка положительными эмоциями в процессе театрального творчества и достижения видимых результатов.
Адресант программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 8 – 10 лет с интеллектуальными нарушениями (легкой и умеренной степенью умственной отсталости)
Объем и сроки освоения
Объем – 76 час
Срок освоения программы – 38 недель.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
* занятия по индивидуальным учебным планам
* ориентирована на индивидуально-личностный подход
* основной формой занятий являются занятия кружка «Театральное искусство»
* занятия проходят в разновозрастных группах.
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Вторник: с 16час.30 мин. до 17 час.10 мин. ( 1час)
Четверг: с 16 час.30 мин до 17 час. 10 мин (1 час)
Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой и умеренной умственной отсталостью) определяются с учетом рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей обучающихся и их особых образовательных потребностей. Поскольку у данной категории обучающихся имеются индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоение данной программы, повышенная утомляемость, то возникает необходимость создания специального формата занятий с чередованием интенсивности нагрузки и восстановления. Кроме того, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.). При проведении занятий с данной категорией обучающихся с ОВЗ педагог использует сочетание групповой работы с индивидуальной формой работы, поскольку обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимо создать комфортную среду пребывания на занятиях, поэтапность в предъявлении и освоении учебного материала, многократный повтор.
Планируемые результаты
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
- умение использовать полученные знания в области театрального искусства.
- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
- владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
- использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
Личностные результаты:
1. Повышение интереса к изучению материала
2. Активное проявление своих индивидуальных способностей
3. Потребность сотрудничества со сверстниками
4. Формирование нравственной позиции
5. Создание спектаклей различной направленности
Метапредметные результаты:
1 Планирование и оценка своих действий
Осуществление
контроля за
своими действиями
3 Умение работать в группе
Предполагаемые навыки
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Форма аттестации
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой активности каждого ребенка. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Тематический (контроль) проводится для оценки качества усвоения учащимися конкретного раздела программы и проводится по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Формы текущего контроля:
Метапредметные: Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ и т.д.).
Предметные: Первичный – в сентябре, текущий – на каждом занятии, промежуточный – в мае в формах: − открытые занятия с участием родителей, − мастер-классы для родителей − презентация детских работ на сайте ДТДМ, 23 − ведение аккаунта группы коллектива в ВКонтакте; − участие в конкурсах и фестивалях.
Личностные: Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа). Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в творческой деятельности и социальной адаптации. Рост компетентности обучающихся в соответствии с планируемыми результатами и производится по итогам каждого полугодия и по завершению образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится по окончании 1 года обучения, целью которого является выявление степени обученности, творческой активности детей, уровень социальной адаптации ребенка, корректировка тематических планов.
Промежуточная аттестация проводится на завершающих учебный год занятиях в счет времени, предусмотренного на освоение ДОП, а также на отчетных концертах коллектива.
Аттестация по итогам освоения ДОП проводится в конце 2 учебного года. Цель проведения – определение уровня достижения планируемых результатов каждым обучающимся. Данный вид аттестации может быть представлен в форме контрольного занятия, открытого занятий для родителей или представления творческого портфолио ребенка. Описание «Мониторинга компетентностей обучающихся» (входная диагностика, промежуточная и итоговая аттестация) представлено в Приложении 1.
Оценочные материалы
В качестве достаточно точного критерия достижений обучающихся применяется оценка изменения (ведется мониторинг от начального среза до итогового). Принципы мониторинга: -оценивание – педагог не сравнивает обучающихся друг с другом, а сравнивает текущий уровень достижения самого обучающегося с первоначальным; -обеспечивает обратную связь деятельности с ее результатом; -оценивание вплетено в контекст деятельности педагога и обучающихся, так что в равной степени оценивает и развитие ребенка, и успешность деятельности педагога дополнительного образования; -новый тип оценивания ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования.
Используются следующие подходы к оцениванию индивидуальной динамики:
• Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает продвижение ребенка в овладении предусмотренной деятельностью, познавательном и речевом развитии.
• Здоровьесберегающий подход обеспечивает оптимальную работоспособность ребенка, повышение устойчивости к нагрузкам, психопрофилактику (психокоррекцию) эмоционально-поведенческих расстройств.
• Коммуникативный подход обеспечивает создание психологической готовности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, особый контроль за овладением средствами речевой коммуникации в деятельности
Оценивание происходит в процессе участия детей с интеллектуальными нарушениями в мероприятиях различного уровня (как учебного характера, так и воспитательного). Диагностика помогает выявить особенности детей и наиболее эффективно подобрать методы и виды работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, контрольное упражнение, зачетное занятие, конкурс.
Формы освоения образовательной программы дополнительного образования
Основной формой занятий являются занятия кружка «Театрально искусство»
Фомы предъявления и демонстрации образовательных результатов
1.Участие в концертах, спектаклях, открытых уроках.
2.Участие в конкурсах театрального мастерства
Результаты освоения содержания программы оцениваются по двум уровням: продвинутый и стартовый.
Таблица3
№ п\п
Критерии
Уровни
Продвинутый
Стартовый
1
Исполнение театрального этюда
Четкое исполнение театрального этюда , хорошо запоминает текст, соблюдает интонации, темп речи.
Не четко передает содержание театрального этюда, текст передает с ошибками, не соблюдает темп речи, интонацию
2
Артистизм и эмоциональная выразительность
Эмоционально и артистично исполняет театральный этюд композицию, эмоционально передает настроение и характер этюда
Не всегда эмоционален, не всегда артистичен, механическое исполнение театральной композиции
3
Готовность обучающегося к творческой деятельности
Ярко выражено стремление заниматься творческой самостоятельной деятельностью.
Стремление заниматься творческой самостоятельной деятельностью проявляется не всегда
Помимо оценки уровня освоения обучающимися программного материала (предметные компетенции) оценивается личностный уровень развития детей.
Диагностика личностных качеств обучающихся
Таблица 4
№ п\п
Критерии
Уровни
Продвинутый
Стартовый
1
Уровень воспитанности
Старателен, охотно помогает товарищам; выполняет поручения педагога с желанием, соблюдает правила поведения в объединении, побуждает к хорошему поведению других. коммуникабелен
Не всегда старание, не проявляет инициативы в помощи товарищам, поручения педагога выполняет не всегда. Систематически требуется контроль со стороны педагога .Редко выступает инициатором общения
2
Уровень коммуникативной культуры
Развита потребность в общении со взрослыми и сверстниками; сформированы навыки и умения практического владения выразительными средствами общения (мимика, жесты и т.д.); сформировано доверие к собеседнику
Недостаточно развита потребность в общении со взрослыми и сверстниками; не в полном объеме сформированы навыки владения выразительными средствами общения; настороженно относится к собеседнику
3
Уровень мотивации
Интерес к занятиям постоянный, на уровне увлечения. Ребенок активен, инициативен.
Мотивация к деятельности неустойчива, связана с результативной стороной процесса
Диагностика предметных компетенций и личностного развития ребенка проводится по общепризнанной форме в учреждении, по уровневой оценке, и заносится педагогом в диагностическую карту «Мониторинг компетенций обучающихся» (Приложение 2 к Программе). Одним из важных показателей результативности деятельности объединения является показатель сохранности контингента и удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий – желание обучающихся в них участвовать и выполнять их.
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования ( стол, стул, доска)
Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал для создания костюмов и декораций, образов героев:
образцы бумаги, ниток;
материалы по технике безопасности;
материал из истории бутафорского искусства, бумаги;
образцы работ;
схемы, предметные картинки;
трафареты к различным декорациям.
Для создания декораций и атрибутов необходимы следующее оборудование и инструменты:
цветная бумага и картон;
природный материал
(
сухие листья, веточки и т.д.);
бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
образцы тканей, меха;
ножницы с тупым концом;
скалочка, доска, стеки;
линейка, прямоугольник, трафареты.
компьютер, магнитофон, телевизор;
театральные костюмы, готовые декорации;
пальчиковый театр; куклы-марионетки.
Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
. Кадровое обеспечение
Стрельникова Наталья Николаевна - воспитатель
2. Учебный план
Таблица1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
Вводное занятие. Правила по охране труда.
Правила поведения в учебном классе.
1
1
--
1.устный опрос
Основы театральной культуры
13
4
9
1.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения задания
Театральная игра
8
2
6
1.Устный опрос.
2. Наблюдение, контроль выполнения задания
Культура и техника речи
16
5
11
1.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения задания
Ритмопластика
7
1
6
1.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения задания
Прикладное творчество
6
1
5
1.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения работы
Работа над спектаклем
12
2
10
.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения задания
Музыкальное развитие
8
2
6
.Устный опрос
2.Наблюдение, контроль выполнения задания
Этика и этикет
5
1
4
Всего часов
76
19
57
3. Структура курса
Тема 1. Вводное занятие 1 час.
Теория – 1 час
Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
Правила поведения в учебном классе во время проведения занятий кружка «Театральное искусство».
Тема 2. Основы театральной культуры 13 часов.
Теория 4 часа.
Практика 9 часов.
. Содержание этой темы знакомит детей с основными понятиями и терминологией театрального искусства, носит практический характер, то есть происходит во время игр, работы над пьесой, просмотра видеозаписей спектаклей. Нет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком; достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они получают в ходе театральных игр, диалогов с педагогом в виде вопросов и ответов. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная тема включает рассмотрение пяти основных направлений.
Особенности театрального искусства
. Необходимо объяснить детям, что театр использует и объединяет другие виды искусств – литературу, живопись, музыку, хореографию. Можно использовать высказывание
В.И.Немировича
-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены». На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.
Различные виды театрального искусства
. Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели видеозаписи спектаклей кукольного и драматического театров, отрывки из балетных, оперных спектаклей. Затем им предлагается поставить хорошо знакомую сказку, например «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.
Рождение спектакля
. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и зрителей. Здесь встречается много
понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».
Театр снаружи и изнутри
. Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, - недаром театр называют «храмом искусства». Знакомство происходит при рассмотрении фотографий или иллюстраций с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).
Культура поведения в театре
. Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др.
Знакомство с историей развития театров России
. Здесь уместно использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов областных фестивалей самодеятельных театров, видеозаписей телепередач.
Тема 3. Театральная игра 8 часов
Теория - 2 часа.
Практика - 6 часов.
Театральная игра - подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ребенке готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Игра помогает ребенку сосредоточиться, снять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не только на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков. Сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (упражнения с предметами, этюды, игры на превращения, игры на действия с воображаемым предметом или на память физических действий).
Задача театральных игр - расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Все они строятся согласно нескольким принципам:
Игрового самочувствия
От простого к сложному
От элементарного фантазирования к созданию образа.
В любом упражнении желательно выделять и фиксировать трехчастную структуру. Это помогает детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало - середина – конец. На языке драматургии это завязка, кульминация и развязка. На языке движения: фиксация- откат- посыл. На языке актерского мастерства: увидел- оценил- действую. Эта триада, в идеале, должна войти в привычку, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актер или весь актерский ансамбль должен проходить все эти три стадии последовательно, ни пропуская ни одной- как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения целой пьесы. В жизни мы никогда не опускаем звеньев этой триады: сначала что-то узнаем, потом принимаем решение, потом действуем. На сцене этому надо учиться заново.
Тема 4. Культура и техника речи 16часов.
Теория – 5часа.
Практика – 11 часов.
Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию. Умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное, четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то. О чем говорится, расширить словарный запас, сделать их ярче и образнее.
Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти, языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Больше внимания нужно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях , без использования специальных актерских тренингов. Дети должны понять. Что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.
С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.
Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля надо будет обращать их внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их.
В раздел «Сценическая речь» включены творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение, на действия с воображаемыми предметами и т.п).
Тема 5. Ритмопластика 7 часов.
Теория – 1 час.
Практика – 6 часов.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие психомоторных способностей школьников, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Узнать язык своего тела ребенку помогут занятия ритмопластикой. Ребенок выполняет определенные упражнения под музыку. Занятие ритмопластикой помогает «зажатым» детям открыться. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характерам и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
развитие двигательных способностей детей;
развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом. Так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц и как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении всего тела, лежа на полу. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Тема 6. Прикладное творчество 6 часов.
Теория – 1 час.
Практика – 5 часов
После анализа пьесы идет выбор системы костюмов и декораций. Здесь помогает метод «мозгового штурма». Дети предлагают, спорят, как сделать костюмы, декорации и какие. По желанию дети рисуют по очереди свои варианты декораций, костюмов на доске, тут же исправляют, добавляют, доказывают, как сделать лучше. На следующем занятии снова обсуждают, дополняют более обоснованно. Затем, придя к тому или иному варианту решения проблемы, начинают разрабатывать эскизы костюмов, декораций в цвете. Эскиз дает возможность лучше представить себе типаж, цвет, фактуру и форму костюма, декорации. Легче сделать несколько эскизов, чем сшить костюм наугад и не добиться желаемых результатов. Можно посмотреть литературу по истории костюма.
Костюм должен решаться лаконично, без лишних деталей, которых зритель может даже не заметить. Необходимо научиться видеть спектакль как единое целое. Цвет костюма должен гармонировать с фоном, и подбирать его надо так, чтобы персонаж выгодно смотрелся, не терялся на сцене. Проверять это надо при подходящем освещении и на расстоянии. После выполнения эскизов начинается разработка выкроек, подбор материала, инструментов и приспособлений, проводится инструктаж по технике безопасности, рассчитывается себестоимость изделия.
Тема 7. Работа над спектаклем 12 часов.
Теория – 2 часа.
Практика -10 часов.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.
5. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция в костюмах и с декорациями.
9. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
10. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
Тема 8. Музыкальное развитие 8 часов.
Теория – 2 час.
Практика – 6 часов.
Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектаклях. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующие пластические решения. Сначала дети импровизировали соответствующие движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой- либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Тема 9. Этика и этикет 5 часов
Теория – 1 час.
Практика – 4 часа.
Азы театрального этикета. Развитие интереса к занятиям театральным творчеством, актерских способностей детей. Развивать кругозор учащихся, воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу. Формировать навыки коллективного творчества в игровом взаимодействии, способствовать формированию коммуникативных навыков, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. На практике закреплять полученные знания и умения пользоваться нормами поведения, проявлять сознательность в использовании вежливых слов и поступков.
Методическое обеспечение
Для достижения конкретных целей программой предусматривается использование конкретных методических приемов: • сознательно-целенаправленная деятельность: обучающийся должен быть подведен к тому, чтобы ясно, быстро осознавать задачу и направить свои эмоции, творческие способности, внимание на точное выполнение задач; • сочетание восприятия и созидания на занятии (теория и практика): возможны изменения пропорций времени на восприятие и созидание от занятия к занятию, в зависимости от условий проведения занятий; • восприятие и анализ работы обучающихся на занятиях. Программа предполагает использование групповой и индивидуальной педагогических форм организации образовательного процесса. Групповая форма является основной для проведения занятий, поскольку именно групповая форма способствует организации совместных действий, выстраиванию коммуникации, способствует формированию навыков взаимопомощи. Помимо этого, в группе обучающихся можно наблюдать феномен «эмоционального заражения», приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит гораздо быстрее. Индивидуальная форма работы используется во время отработки театральных этюдов и сцен, чтобы педагог мог проработать с каждым обучающимся с интеллектуальными нарушениями все тонкости интонации, мимики, жестов..
Для успешной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями используются следующие методы работы:
Игровые методы :организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы :развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,
заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по Дополнительной общеразвивающей программе «Театральное искусство» художественной направленности являются занятия в группах. индивидуальная, индивидуально-групповая
Данная форма организации образовательного процесса дает положительные результаты обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Работая в группах, ученики имеют возможность проявить участие, сопереживание за общий итог работы, своевременно контролировать ошибки друг друга, оказать помощь товарищу, быть более сплоченными в работе.
Выполняя задания и упражнения самостоятельно, индивидуально, ученик сосредотачивается на своем творчестве и более конкретно раскрывает свой творческий потенциал.
* формы организации занятия
вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
творческая мастерская.
Структура занятия.
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть –заключительная часть.
В вводную часть входит орг. момент (построение, приветствие) и сообщение темы занятия (3-5 мин)
Подготовительная часть включает повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем, реквизитом (5-7 мин)
Основная часть содержит теоретические понятия темы, практическую работу (выполнение задания детьми по теме занятия)- 20-25 минут
Заключительная часть включает в себя подведение итогов занятия, закрепление теоретических знаний, анализ выполнения задания и упражнения детьми, оценка работ детьми и руководителем (5-10 минут).
1.Организационный момент. Педагогу необходимо придумать своеобразный «ритуал начала занятия», в ходе которого происходит налаживание эмоционального контакта с обучающимися, настрой на образовательную деятельность. Данный «ритуал» необходимо проводить систематически, чтобы у обучающихся с синдромом Дауна через некоторое время сложилось понимание и осознание того, что после проведения «ритуала» начинается занятие. Со временем «ритуал» будет проходить быстрее и не будет отнимать время от занятия. После этого проводится короткая беседа на тему занятия и прослушивание музыкальной композиции.
2.Обязательнм элементом занятия служит разминка. Это необходимо для того, чтобы обучающийся с интеллектуальными нарушениями смогли включиться в деятельность, которая включает умственные операции, воображение.. Кроме того, использование разминочных упражнений может и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение.
3.Игровые задания. Игровая форма проведения занятий должна выстраиваться в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка. Игры, как правило, помогают создать и наладить между обучающимися коммуникацию. Педагогу необходимо предусмотреть смену видов деятельности в процессе одного занятия.
4.Показ педагогом театральных упражнений. Поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у обучающихся с интеллектуальными нарушениями , также являются фактором, замедляющим обучение. Ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита.
5.Разучивание театральных этюдов, реприз. При этом необходимо предусмотреть повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале с постепенным усложнением форм работы. Новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они неинтересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме.
6. Рефлексия – обязательный элемент занятия. Рефлексия – это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий. При проведении рефлексии обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо постепенно отходить от клише «понравилось» - «не понравилось». Обучающемуся можно предъявить ряд карточек с эмоциями, и попросить выбрать те, которые он реально испытал на занятии («грустно», «весело», «что узнал»). Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово (карточка с эмоцией – хорошо, плохо, весело, грустно) и многое-многое другое. Например, педагог может предъявить детям карточки из цветной бумаги или с изображением той или иной эмоции, а, может быть, с напечатанными словами. Рефлексию также можно включать в разные этапы занятия, что обеспечит обратную связь с обучающимися. Главное правило – занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, чтобы он мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы и индивидуальные особенности здоровья самого обучающегося. Необходимо поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; ценить его инициативу и мнение.
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
Технология развивающего обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Коллективно-творческая деятельность
Здоровьесберегающая
технология
Игровая технология.
Календарно-тем
атическое планирование на 2024-2025
учебный год
Дата
Количество часов
Содержание
03.09.2024
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с коллективом. Игра "Снежный ком", "Продолжи...", «Узнай товарища».
05.09.2024
1
Основы театральной культуры. Игра "Радиограмма", "Что ты слышишь"
10.09.2024
1
Основы театральной культуры. Зарождение искусства. Практика. Игра "Давай притворяться", «Передай позу»
12.09.2024
1
Основы театральной культуры. Зарождение искусства. Игра "Карусель", «Штанга», «Осьминог»
17.09.2024
1
Основы театральной культуры. Обряды и ритуалы . Практика . Игра "Перед охотой на динозавра", «След в след»
19.09.2024
1
Основы театральной культуры. Презентация " Путешествие на машине времени". Практика . Игра "Угадай животное"
24.09.2024
1
Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. Виды искусства. Практика . Игра "Кукольный театр". Импровизация сказки «Репка»
26.09.2023
1
Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. Практика. Кроссворд "Виды искусства"
01.10.2024
1
Основы театральной культуры. Культура поведения в театре. Практика. Игра "Покупка театрального билета", эпизод "О чем рассказала театральная программка"
03.10.2024
1
Основы театральной культуры. Культура поведения в театре. Практика. Игра "Мы пришли в театр", эпизод "О чем расскажет нам фойе театра"
08.10.2024
1
Основы театральной культуры. Рождение спектакля. Практика. Игра «Я сегодня – режиссер», «Профессия гример».
10.10.2043
1
Основы театральной культуры. Рождение спектакля. Практика. Игра «Создадим интерьер комнаты». Кроссворд «Театральные профессии».
15.10.2024
1
Основы театральной культуры. Рождение спектакля. Практика. Импровизация на свободную тему
17.10.2024
1
Основы театральной культуры. Рождение спектакля. Практика. Игра «Угадай. кто я?»
22.10.2024
1
Театральная игра. Вводные упражнения . Психо-физический тренинг. Викторина по сказкам. Практика. Игра «Я заблудился в лесу».
24.10.2024
1
Этика и этикет. Понятие об этике и этикете. Нормы общения и поведения . Понятие такта. Отработка сценических этюдов. Практика. Игра «Волшебники», «Наши имена»
29.10.2024
1
Этика и этикет. Театр начинается с вешалки, а этикет с волшебных слов. Практика . Игра «Вежливый котик», «Я в гостях»
31.10.2024
1
Этика и этикет. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Игра «В кругу симпатий», «Волшебное кресло».
05.11.2024
1
Этика и этикет. Вежливый разговор (обращение, тон речи, взгляд). Игра «Змей Горыныч», «Просьба», «Отказ»
07.11.2024
1
Этика и этикет. Играем роль воспитанного человека. Практика. Игры, этюды «Этикетные ситуации»
12.11.2024
1
Театральная игра. Ориентирование в пространстве. Практика . Игра «Найди меня» , «Что изменилось?»
14.11.2024
1
Театральная игра. Навыки действий с изображаемыми предметами. Практика. Игра «Дочки-матери», «Повар».
19.11.2024
1
Театральная игра. Создание образов с помощью мимики, жестов. Практика. Игра «Я - клоун», «Игра на музыкальных инструментах»
21.11.2024
1
Театральная игра. Театральные термины. Беспредметные игры. Практика. Игра "Оркестр", «Швея»
26.11.2024
1
Театральная игра. Сценка "Наш Петруша - первоклассник". Практика. Работа над образами..
28.11.2024
1
Театральная игра. Продолжение работы над сценкой «Наш Петруша – первоклассник» Практика. Работа над образами.
03.12.2024
1
Театральная игра. Самостоятельная работа над сценическими образами.( герои сценки), генеральная репетиция с атрибутами сценки.
05.12.2024
1
Культура и техника речи. Сценическая речь. Формирование четкой и грамотной речи. Практика. Работа над скороговорками.
10.12.2024
1
Культура и техника речи. Сценическая речь. Речевая техника. Практика. дыхательные упражнения «Мыльные пузыри», «Шарик и насос»
12.12.2024
1
Культура и техника речи. Сценическая речь. Практика. Работа над четкой речью по самостоятельному выбору.
17.12.2024
1
Культура и техника речи. Сценическая речь. Привычки дурного тона. Практика. Игра «Найди ошибки в произношении и в интонации»
19.12.2024
1
Культура и техника речи. Работа над голосовым аппаратом. Практика. Игры со словами «Вкусные слова», «Сочини предложение»
24.12.2024
1
Культура и техника речи. Работа над голосовым аппаратом. Практика. Творческие игры со словами «Сочини сказку», «Диалог»..
26.12.2024
1
Культура и техника речи. Культура общения в роли, сотрудничество в коллективе. Практика. Игра «Кошка сердится», Дрессированные собачки», «В зоопарке»
09.01.2025
1
Культура и техника речи. Культура общения в роли. Практика. Игры «Птичий двор», «Эхо».
14.01.2025
1
Культура и техника речи. Работа над прямой речью в рассказе. Практика. Постановка дикции. Упражнение «Зарядка для губ», «Зарядка для языка», творческая игра «Встреча в школе»
16.01.2025
1
Культура и техника речи. Работа над прямой речью в рассказе. Практика. Постановка дикции. Практика. Дыхательное упражнение «Комар», «Пила». Творческая игра «Дежурные»
21.01.2025
1
Культура и техника речи. Прозаический текст. Монолог. Знакомство с произведением «Новогодние приключения». Распределение ролей. Репетиция отдельных картин.
23.01.2025
1
Культура и техника речи. Сказка «Как собака друга искала». Распределение ролей. Практика. Репетиция отдельных картин.
28.01.2025
1
Культура и техника речи. Продолжение работы над сказкой «Как собака друга искала». Упражнения на дыхание и свободы речевого аппарата
30.01.2025
1
Культура и техника речи. Отработка ролей сказки «Как собака друга искала», индивидуальная работа, общение с партнером.
04.02.2025
1
Музыкальное развитие. Знакомство с музыкальными произведениями различных по жанрам «Песня, колыбельная, частушки». Слушание.
Викторина «Угадай мелодию»
06.02.2025
1
Музыкальное развитие. Знакомство с музыкальными произведениями «Марш, танец». Игра «Танец пяти движений» (течение воды, переход через чащу)
11.02.2025
1
Музыкальное развитие. Пение. Индивидуальные и групповые исполнения. Этюд «Доброе утро», «Раз морозною зимой»
13.02.2025
1
Музыкальное развитие. Путешествие в страну музыкальных инструментов «Бубен, ложки, барабан». Игра «Угадай по звучанию»
18.02.2025
1
Музыкальное развитие. «Праздник в лесу». Слушание пения птиц, жужжания различных насекомых. Игра «Вот я превращаюсь в….»
20.02.2025
1
Музыкальное развитие. «По тропинке здоровья». Слушание произведения «Бабочки», Ф.Куперена. Дыхательная гимнастика.
25.02.2025
1
Прикладное творчество. Мастерская декораций к спектаклю. Практика. «Рисунок декораций к сказке «Как собака друга искала».
27.02.2025
1
Прикладное творчество. Мастерская художника. Особенности изготовления афиши спектакля
04.03.2025
1
Прикладное творчество. Мастерская декораций. Практика. Изготовление куклы-зайца к спектаклю «Как собака друга искала»
06.03.2025
1
Прикладное творчество. Мастерская декораций Практика. Изготовление куклы – медведя к спектаклю «Как собака друга искала»
11.03.2025
1
Прикладное творчество. Мастерская художника . Практика. Изготовление программки для спектакля по сказке «Как собака друга искала»
13.03.2025
1
Прикладное творчество. мастерская декораций. Практика. Изготовление куклы - собаки для спектакля по сказке «Как собака друга искала"
18.03.2025
1
Культура и техника речи. Работа над голосовым аппаратом, чувством ритма. Практика. Разучивание скороговорок
20.03.2025
1
Культура и техника речи. Работа над чувством ритма. Практика. Разучивание потешек, скороговорок, считалок,
25.03.2025
1
Работа над спектаклем. Выбор пьесы для инсценировки, обсуждение. Практика «Сочини этюд по сказке».
27.03.2025
1
Работа над спектаклем. Практика. Отработка навыков действий с воображаемым предметом. Игра «Огород», «Сбор ягод»
01.04.2025
1
Работа над спектаклем. Деление пьесы на этюды. Практика. Пересказ этюдов детьми.
03.04.2025
1
Работа над спектаклем. Деление пьесы на этюды. Практика. Работа над этюдами с импровизированным текстом.
08.04.2025
1
Ритмопластика. Практика. Пластические игры «Пантеры», «Утро», «Тише, мыши…»
10.04.2025
1
Ритмопластика.
Практика. Пластические игры «Город роботов», «Танцующий огонь», «Море».
15.04.2025
1
Ритмопластика.
Практика. Ритмические игры : «Самолет и бабочка», «Летчики», «Ритмический этюд» ( самостоятельное воображение).
17.04.2025
1
Ритмопластика.
Практика. Пластические игры.: «Умирающий лебедь», «Факир и змей», «Снежки».
22.04.2025
1
Музыкальное развитие.
Прослушивание и подбор песен для праздника «Последний звонок».
Индивидуальная и групповая работа.
24.04.2025
1
Музыкальное развитие.
Практика. Работа над песнями к празднику «Последний звонок», . индивидуальная и групповая работа. Репетиция.
29.04.2025
1
Ритмопластика. Танцевальная азбука. Основные позиции и движения народного и бального танца
Практика. Разучивание танцевальных движений бального танца «Вальс».
06.05.2025
1
Ритмопластика. Танцевальная азбука.
Практика. Разучивание танцевальных движений бального танца «Полька»
08.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Переход к тексту сказки «Как собака друга искала», работа над эпизодами. Практика. Роль «собаки, медведя»
13.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Переход к тексту сказки «Как собака друга искала», работа над эпизодами. Практика. Роль «зайца, человека».
15.05.2025
1
Работа над спектаклем.
практика. Переход к тексту сказки «Как собака друга искала», работа над эпизодами. Практика. Роль «медведя, волка».
20.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Переход к тексту сказки «Как собака друга искала», работа над эпизодами. Практика. Отработка ролей сказки.
22.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Овладение навыками кукловождения. Репетиция отдельных картин в различных составах с деталями декораций, с музыкальным оформлением.
27.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Овладение навыками кукловождения. Работа над подлинностью речи и подлинностью поведения; движение кукол в сценических условиях.
29.05.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Сцена «Лучший ученик», изучение содержания, распределение ролей
03.06.2025
1
Работа над спектаклем.
Практика. Сценка «Лучший ученик». Отработка текста ролей, мимики, движений героев сценки
05.06.2025
1
Культура и техника речи.
Выразительность и чувство ритма. Практика. Инсценирование произведения «Лучший ученик»
Список литературы
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31 марта 2022 г.).
3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008.
4. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» № ИР-535/07 от 07.06.2013.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Литература по психологии, педагогике, коррекции ОВЗ:
1. Выготский Л. C. История развития высших психических функций. М., 2002. – С. 512-755.
2. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. - метод. пособие для вузов. М., 2007. 311 с.
3. Гройсман А.Л. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции / А.Л. Гройсман, А.Ф. Росляков. М., 1993. 81 с.
4. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.]. Ростов-на-Дону, 2005. 565 с.
5. Колосова Т.А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: учебное пособие для среднего 31 профессионального образования / Т.А. Колосова, Д.Н. Исаев; под общей редакцией Д.Н. Исаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 151 с.
6. Колосова Т.А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Т.А. Колосова, Д.Н. Исаев; под общ. редакцией Д.Н. Исаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 151 с.
7. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. М., 2001.157 с.
8. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник. М., 2006. 350 с.
9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. М., 1996. 192 с. 14. Фалетрова О.М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции: учебное пособие для вузов / О.М. Фалетрова; под ред. Л.В. Байбородовой. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 161 с.
10. Шипицина, Л.М. Специальная психология: учебник для вузов / Л.М. Шипицына [и др.]; под ред. Л.М. Шипицыной. М., 2020. 287 с
11. Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнова. СПб., 1995. 80 с. 12. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. текста Н.М. Назарова. М., 2003. 432 с
Список литературы для учащихся
Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.
Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М., 1997.
Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. - М., 1981.
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
3. Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
6. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978. 65.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
8. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.
9. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. , 1981.
10. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.
11. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.
12. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.
13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004.
Приложение1
Мониторинг компетентностей обучающихся
Пояснительная записка
С целью определения уровня освоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и аттестации по итогам освоения АДООП. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям театральной деятельностью
Задачи:
• определение общего уровня развития ребенка;
• выявление природных способностей к театральной деятельности;
• выявление уровня информированности в области театрального искусства;
• определение мотивации к занятиям.
Срок проведения: при поступлении в творческое объединение. Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.
Содержание
Теоретическая часть: ребенку предлагают ответить на следующие вопросы: Нравится ли тебе быть актером?
Кто посоветовал заниматься театральным искусством?
Имеется ли начальная актерская подготовка или подготовка другого вида (например, хореографическая)?
Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания
: - спеть песню;
- упражнения н выразительность чтения;
- упражнения на ориентировку в пространстве.
Критерии оценки
• Стартовый уровень (1 – 5 балла) – у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, минимальный уровень способностей к актерской деятельности, рассеянное внимание, не дисциплинирован, нет четкой дикции, движения угловатые.
• Продвинутый уровень (6 – 10 баллов) – у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, координация движений развита хорошо. Проявляет интерес к чтению стихов, монологов, импровизации.
Промежуточная аттестация
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
• определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;
• определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: январь.
Форма проведения: контрольный урок.
Содержание
Теоретическая часть:
• знание основных терминов, умение использовать полученные знания в области театрального искусства.
• знание основных актерских навыков, умение импровизировать;
• знание правил поведения в танцевальном коллективе.
Практическая часть:
• определение характера пьесы, умение подбирать костюм, грим;
• воспроизведение монолога, интонации, темпа речи
• исполнение комплекса упражнений для постановки дыхания, рук, ног и головы, мимики;
• исполнение упражнений на умение войти в образ.
Критерии оценки
• Стартовый уровень (1 – 5 балла) – ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слу.. Обучающийся замкнут, плохо идет на контакт с детьми, не хочет исправлять ошибки, не склонен проявлять фантазию, творческий подход, недостаточно хорошо ориентируется в пространстве зала, сцены.
• Продвинутый уровень (6 – 10 баллов) – ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, слышит музыку и ритм, согласовывает движения с музыкой, допускает небольшие неточности в исполнении движений, тембра голоса, интонации, хорошо ориентируется в пространстве зала. сцены.
Аттестация по итогам освоения АДООП
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
• определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами первого года обучения;
• выявление уровня усвоения теоретических знаний;
• определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
• анализ полноты реализации программы первого года обучения.
Срок проведения: последняя неделя мая.
Форма проведения: контрольный урок.
Содержание
Практическая часть:
• знание основных видов театральных жанров,;
• уметь составлять диалог между сказочными героями.
• упражнения на координацию.
• владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
• исполнение развивающих игр-превращений, игр на ориентирование в пространстве;
• .уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Критерии оценки
• Стартовый уровень (1 – 5 балла) – обучающийся допускает неточности в терминологии, плохо передает при помощи мимики настроения героя. Обучающийся охотно идет на контакт с детьми, не умеет слушать других, всегда проявляет фантазию и творческий подход.
• Продвинутый уровень (6 – 10 баллов) – обучающийся показывает достаточный уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой первого года обучения. Владеет терминологией, умеет расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.. Уверенно выполняет различные типы движений, упражнения на координацию и ориентировку в пространстве, простые танцевальные связки. Обучающийся охотно идет на контакт с детьми, легко общается, способен к сопереживанию и взаимопомощи, всегда проявляет фантазию, творческий подход.
Приложение 2
Мониторинг освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ и инвалидностью «Театр» социально-педагогической направленности (стартовый уровень), (художественное развитие.»
Цель:
отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
,
повышения успеваемости обучающихся.
обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
Контроль качества образования;
Подбор эффективных методов обучения;
Выявление результатов педагогического процесса;
Получение сведений о личности обучающихся;
Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль
Дата проведения: Сентябрь
Промежуточный контроль
Дата проведения: Декабрь
Итоговый контроль
Дата проведения: Май
С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
Исходя из структуры художественных, творческих, технических , умственных способностей обучающихся были выделены следующие параметры:
-Универсальные учебные действия;
- Подготовка по предмету.
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;
- Работоспособность- усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:
- Ориентировка в пространстве и группе – умение верно определять положения объектов и предметов относительно друг друга, выбирать цель, выстраивать маршрут.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
-- Знание и понимание назначения инструментов, используемых в работе,, правил пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- Понимание рисунков, эскизов (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
наблюдение,
опрос,
беседа,
диагностика,
обобщение педагогического опыта,
опытная работа.
Оглавление
Пояснительная записка
1.1.Направленность
1.2.Актуальность
1.3. Цель и задачи
1.4.Отличительные особенности
1.5.Адресант программы
1.6.Объем и сроки освоения
1.7.Форма обучения
1.8. Особенности организации образовательного процесса
1.9..Режим занятий
1.10.Планируемые результаты
1.11.Форма аттестации
1.12.Формы освоения образовательной программы дополнительного образования
1.13.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
1.14.Материально-техническое обеспечение
1.15.Информационное обеспечение
1.16.Кадровое обеспечение
2. Учебный план
3. Структура курса
4. Методическое обеспечение
5. Педагогические технологии
6. Календарно-тематическое планирование на учебный год
7.Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Оглавление