Из опыта работы. Анализ работы театрального кружка " Театральное искусство " | Стрельникова Наталья Николаевна . Работа №342860
Данный материал является отчетной документацией по окончании учебного года.. В статье представлен анализ выполнения учащимися, посещаюшими кружок " Театральное искусство " программ. Педагог раскрывает успехи учащихся проаодит анализ усвоения в ехать разделов данной программ с учётом возрастных и умственных способностей детей.
Ознакомились со статьёй, читатель педагог может почерпнуть для себя критерии оценки успехов и другие моменты.
Кружок посещали дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, а именно интеллектуальную недостаточность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Коломна Московской области»
140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03
с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru
АНАЛИЗ
работы театрального кружка «Театральное искусство» за 2023-2024 учебный год
Руководитель
Стрельникова Н.Н.
Май 2024г.
Творческое объединение «Театральное искусство» имеет художественное направление деятельности.
Главная цель кружка – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Работа кружка «Театральное искусство» проводится согласно Дополнительной общеразвивающей программе «Театрально искусство» и календарно-тематическому плану, утвержденному администрацией МБОУ «Коробчеевской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Данная программа разработана руководителем кружка Стрельниковой Н.Н. и является программой дополнительного образования, имеет художественную направленность. Она разработана и ориентирована на социокультурную реабилитацию детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в возрасте 7-10 лет. ДОП «Театральное искусство» для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, включая множество игровых упражнений, пробуждая интерес к новой деятельности.
Основным видом деятельности детей с умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие
Использование театрализованных игр в образовательном процессе детей с умственной отсталостью может стать одним из эффективных средств их развития. В процессе театрализованных игр развивается память, умение планировать свои действия для достижения результата. Кроме того, театрализованная игра, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии. Данный вид игр влияет на активизацию словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры речи. В процессе театрализованной игры у детей совершенствуются формы, виды и средства общения: вербальными (регулированием темпа, громкости произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами), складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Особенности организации образовательного процесса
* занятия по индивидуальным учебным планам
* ориентирована на индивидуально-личностный подход
* основной формой занятий являются занятия кружка «Театр»
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Всего 2 часа.
Понедельник: с 16час.00 мин. до 16 час.40 мин.
Среда: с 16ч.00 мин. До 16ч.40 мин.
Цель и задачи ДОП
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
Образовательные:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей разного возраста в едином коллективе артистов.
Развивающие:
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивать интонационную выразительность речи
Развивать умение чувствовать характер литературного произведения
Развивать у детей выразительность жестов и мимики
Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять качества персонажей.
Воспитательные:
Воспитывать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
Воспитывать умение принимать участие в коллективных спектаклях
Поощрять инициативу, творчество
Воспитывать эстетический вкус
Программа включает в себя семь разделов:
Основы театральной культуры.
Театральная игра.
Культура и техника речи.
Ритмопластика.
Прикладное творчество.
работа над спектаклем.
Музыкальное развитие.
Формы аттестации и контроля
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль проводился в начале учебного года. Отслеживался уровень подготовленности обучающихся. Проводился в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводилась корректировка тематических планов, пересматривались учебные задания, если это необходимо.
Текущий контроль проводился на каждом занятии. В процессе его проведения выявлялась степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой активности каждого ребенка. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Тематический (контроль) проводился для оценки качества усвоения учащимися конкретного раздела программы и проводился по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по «Дополнительной общеразвивающей программе для детей с ОВЗ и инвалидностью «Театральное искусство» художественной направленности являются занятия в группах: индивидуальная, индивидуально-групповая
Данная форма организации образовательного процесса дала положительные результаты обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Работая в группах, ученики имели возможность проявить участие, сопереживание за общий итог работы, своевременно контролировали ошибки друг друга, оказывали помощь товарищу, были более сплоченными в работе.
Выполняя задания и упражнения самостоятельно, индивидуально, ученики сосредотачивались на своем творчестве и более конкретно раскрывали свой творческий потенциал.
* формы организации занятия
вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
творческая мастерская.
За 2023- 2024 учебный год воспитанники, посещающие театральный кружок «Театральное искусство» научились:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силам, и организуя деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Анализ результата театральной деятельности осуществила с использованием следующих положений:
- устойчивый интерес к театральной деятельности;
- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театральной деятельности;
- владение выразительностью речи;
- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражая своё;
- способность сопереживать героям сказки, сценки, представления;
- умение вживаться в образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Оценку деятельности детей проводила по следующим критериям:
Высокий уровень (80-100%) - творческая активность, самостоятельность детей, инициатива, быстрое осмысливание задания, ярко выраженная эмоциональность (Цимболетов Е., Ильин А., Ибрагимова С.).
Средний уровень (50-70%): эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор (Журавлев А., Андреев А., Бочкарев М.)
Низкий уровень (10-40%): мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театральной деятельности (Печников К., Узелков Д., Воронцова И., Блинова К,,Серватинская К., ).
Проанализировав результаты, я сделала вывод, что воспитанники, посещающие театрализованный кружок «Театральное искусство»:
- проявляют интерес к театральной деятельности, театральным играм;
- у детей расширились представления об окружающей действительности;
- обогатился и активизировался словарь;
- усовершенствовались исполнительские умения;
- дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё;
- развилась память, мышление, воображение, внимание;
- дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
- повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
В 2023-2024 учебном году ученики, посещающие кружок «Театральное искусство», принимали участие в праздничном концерте «День учителя». Были представлены вниманию зрителей стихи. Ребята очень старались, проявили творческую инициативу и личную индивидуальность, артистизм.
Возраст детей, посещающих кружок, 7-9 лет. Это воспитанники первых классов. Воспитанники 1 «А» и 1 «Б» классов впервые посещали такие занятия. Многие из них не обладают речью, потому что имеют отягощенные диагнозы. Адаптация в школе проходила параллельно с вовлечением в новую театральную деятельность. Большое внимание отводилось театральным играм, так как обучение первоклассников ведется в основном при помощи игры. Игровая деятельность помогает воспитанникам реализовывать свое общение, коммуникацию. В игре ребята учатся правилам ведения игры, коллективизму. Умению сопереживать, радоваться своим маленьким победам. Очень трудно впервые выйти на сцену. Поэтому на занятиях особенное внимание уделяется умению концентрировать свое внимание на себе и своей роли, тексту. Ребята учатся не отвлекаться на посторонее вмешательство публики, ее реакцию. Поэтому считаю большим подвигом для таких ребят способность выйти на сцену и не растеряться.
Разучивание различных потешек, считалочек, скороговорок, пословиц принесло свои плоды. Ребята стали заметно четче проговаривать свои проблемные звуки, слова. Старались выражать свои эмоции при помощи жестов, мимики, простых предложений.
Большим успехом у ребят пользовались музыкальные упражнения и игры, разучивание песен. Они помогали раскрепоститься, раскрыться в игре, танце или упражнении.
Не легко детям давались театрализация и вживаемость в роли. Только Ильину А, Ибрагимовой С., Журавлеву А. и Цимболетову Е. удавалось передать образ героя. Остальным детям, в силу своих низких способностей, многое удавалось с трудом или вовсе не удавалось.
Такие воспитанники как: Серватинская К., Воронцова И., Узелков Д. и Блинова К. имеют диагноз умеренной умственной отсталости. Речь их сводится к отдельным звукам. С такими детьми больше проводится упражнений на выражение своих эмоций, выполнение пластических и танцевальных движений. В общем номере или театрализации эти ребята выполняют роль статистов, на подтанцовке, используют музыкальные инструменты.
Театральные костюмы и атрибуты помогали реализовать задуманные образы.
Ребята с огромным желанием готовились и выступали на общешкольных конкурсах и праздниках. После занятий частенько пели песни, играли в игры, разученные на кружке.
Участники кружка «Театральное искусство » отрабатывали на занятиях кружка дикцию, интонацию, текст стихотворений, представляемых ими на школьных конкурсах, в подготовке видеопоздравлений к государственным праздникам: Новому году, Дню защитника Отечества, 8 Марта. 9 Мая.
Много различных театральных игр и упражнений было разучено и усвоено в процессе обучения. Ребята использовали их в свободном общении, на прогулках. С большим интересом относились они к заучиванию скороговорок, потешек, считалочек, проявляли заинтересованность и старание.
Заметно улучшилась речь и произношение у Андреева А., Бочкарева М., Журавлева А. Речь стала более эмоциональна.
В конце января 2024 года проводилось открытое занятие кружка. Тема по плану была «Музыкальное развитие. Образы «кошки» и «мышки». Занятие признано удавшимся. Ребята играли в игры на развитие эмоций, отработку звукопроизношений. Показали сказку-потешку «Кисынька-мурысынька». В сказке ребята попробовали себя в различных ролях. Слушали музыкальные произведения, воплощали образы животных в мимике, жестах, в голосах животных. На занятии было уделено внимание воспитательным аспектам. Ребята раскрыли понятие «жадина», приводили примеры правильного поведения, сопереживания, доброты, щедрости.
У воспитанников повысилась самооценка и личная значимость.
Хочется отметить, что ожидаемый результат себя оправдал и заслуживает удовлетворительной оценки.