Из опыта работы: «Индивидуальная работа с детьми в разновозрастной группе». | Демидова Оксана Николаевна. Работа №206209
Автор: Демидова Оксана Николаевна
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в течение дня, анализ его поведения и деятельности, беседы с ним позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Из опыта работы:
«Индивидуальная работа с детьми в разновозрастной группе».
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в течение дня, анализ его поведения и деятельности, беседы с ним позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, имеющие низкую работоспособность на занятиях, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, учитываю психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Я работаю в отделении по приему и перевозке несовершеннолетних. Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 3 до 18 лет. При этом индивидуальные занятия в разновозрастной группе проводятся одновременно со всеми детьми, а точнее разбиты на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение.
При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6-18 лет не забывают знания, которые уже были получены.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющими пробелы в знаниях, организовываю преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок
В первую половину дня провожу индивидуальную работу с малышами. Например, организую, специальные игры и упражнения с теми из них, кто нуждается в исправлении недостатков речи или отстающими в каких-либо представлениях об окружающем мире. Занимаюсь с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения с взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаю интересные наблюдения (например, за тем, как собачка бегает, за птичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимы, лета и т. п.).
Во второй половине дня провожу индивидуальную работу с детьми по развитию мелкой моторики рук (рисованию, вырезыванию, конструированию).
Во время прогулок провожу индивидуальную работу с детьми: для одних организую игру с мячом, для других — развитие мелкой моторики рук – рисование мелом на асфальте, для третьих — на развитие двигательной активности - догонялки. Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на прогулке, необходимо учитывать сезонность и погодные условия.
Планирую индивидуальную работу с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, развитие речи, движений и т. д.). Данная работа ведётся на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.
Большое внимание уделяется организации и подготовке домашнего задания. На самоподготовку отводится 40-60 минут. Трудности проведения возникают в связи с тем, что группа состоит из детей разного возраста, да и уровень подготовленности развития разный. Эта же особенность группы создаёт сложности и при проведении занятий по интересам: необходимо учитывать интересы и возможности всех детей. Работа выстраивается дифференцированно, так как группа разновозрастная. Условия для этого направления: дети выполняют домашнее задание самостоятельно, в процессе выполнения подхожу к каждому ученику, чтобы помочь, проверить, проконтролировать его работу. В основном индивидуальная работа ведется с учащимися 1 класса, поскольку у них не выработан навык самостоятельной работы.
Качественность индивидуальной работы зависит от умения «видеть» детей. Очень важно эмоциональное состояние ребёнка во время занятий. И тут велика роль взрослого. Только от него зависит психологический и эмоциональный настрой занятий. Улыбка, ободрение, искренний интерес к тому, чему взрослый учит ребёнка, создадут тот фон, на котором у ребенка появится желание учиться. Я советую, занимаясь с детьми, читать стихи, загадывать загадки, использовать сказочных персонажей. Помимо эстетической и познавательной ценности для ребёнка это создаёт нужную атмосферу, снимает напряжённость и позволяет и вам, и детям использовать время занятий более эффективно.
Содержание индивидуальных занятий строится с учетом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей. В результате занятий у воспитанников появляется положительная динамика в межличностных отношениях и коммуникативном поведении. Индивидуальные занятия благотворно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, а значит, и на всю познавательную деятельность.