"Из опыта работы: как разработать и провести успешное конкурсное занятие в ДОО (для участников профессиональных конкурсов)» | Дидык Юлия Владимировна. Работа №354513
Цель: демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций в области проектирования, организации и реализации различных видов развивающей деятельности дошкольников.
Формат: педагогическое мероприятие с детьми - занятие, демонстрирующее практический опыт участника Конкурса и отражающее сущность используемых образовательных технологий, методов, средств и приемов работы. Занятие является иллюстрацией представленного опыта работы педагога на методическом семинаре.
Конкурсное занятие с воспитанниками дошкольного возраста может быть представлена разными формами и видами. Занятие проводится в том формате, который способен отразить ваше педагогическое мастерство.
«Рекомендации по разработке и проведению
конкурсного занятия в ДОО»
Цель: демонстрация конкурсантом профессиональных компетенций в области проектирования, организации и реализации различных видов развивающей деятельности дошкольников.
Формат: педагогическое мероприятие с детьми - занятие, демонстрирующее практический опыт участника Конкурса и отражающее сущность используемых образовательных технологий, методов, средств и приемов работы. Занятие является иллюстрацией представленного опыта работы педагога на методическом семинаре.
Конкурсное занятие с воспитанниками дошкольного возраста может быть представлена разными формами и видами. Занятие проводится в том формате, который способен отразить ваше педагогическое мастерство.
Комбинированное занятие.
В процессе занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приёмы из разных педагогических методик.
Тематическое занятие.
Занятие полностью посвящено конкретной теме, например,
времена года
.
Интегрированное занятие.
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединённые каким-либо тематическим содержанием.
Занятие должно следовать правилу: разумное соотношение репродуктивного, поискового и творческого.
При подготовке к этому конкурсному испытанию участнику необходимо продумать:
Каким способом представить структурные компоненты занятия и содержание занятия, которое должно соответствовать требованиям ФГОС ДО?
(общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения)
Каким будет место проведения и весь ход занятия, его начало и окончание?
Проводится конкурсное занятие в музыкальном зале. На муниципальном этапе
у вас
будет возможность за несколько дней до конкурсного занятия посетить детский сад, посмотреть музыкальный зал,
составить
перечень
необходимо
й мебели,
флипчарт
, продумать
их
разме
щение
, заранее определить наиболее выгодное место расположения по отношению к воспитанникам и членам жюри
.
Какие средства обучения использовать?
Н
аглядны
е п
особи
я
, раздаточн
ый
материал
,
ТСО (компьютер, видеопроектор, колонка) (музыкальное сопровождение, интерактивная игра, мультимедийная презентация – все запускаете сами, вам не помогает никто, все сами.
Поэтому смотрим на целесообразность использования их в занятии)
Какие методы применить для создания
на занятии атмосферы заинтересованности?
метод
ы
активизации деятельности детей
Какую форму взаимодействия выбрать для участников данного педагогического мероприятия?
(традиционная форма взаимодействия педагог-группа детей,
современные
: ребенок-ребенок (в парах), ребёнок-малая группа (3-4 ребенка), малая группа с малой группой)
Как четко выразить свои мысли, грамотно и правильно построить объяснения, подобрать вопросы, слова похвалы и одобрения?
(например, «вешай» - повесь, прикрепи)
, слова – памятка.
Каким должен быть
внешний вид участника
?
(одежда удобная, но соответствующая выполняемым вами действиям)
.
В информационной карте участника конкурсант указывает:
содержание педагогического мероприятия с детьми (направление, образовательную область, форму его проведения);
возрастную группу детей, которую определяет сам участник;
необходимое оборудование
.
Данное конкурсное испытание включает:
Проведение педагогического мероприятия с детьми
(20 минут)
Самоа
нализ педагогического мероприятия с детьми
(10 минут)
В
опросы членов конкурсной комиссии
(
5 минут
)
В конкурсном занятии принимает участие подгруппа детей (8-10 детей).
Структура занятия Занятие включает в себя три этапа:
• Организационный этап
• Основная часть
• Заключительная часть
Организационный этап
• Организация детского внимания (дети незнакомые для вас, и вы для них, стихотворение, лёгкая игра на знакомство, не надо зачитывать или называть детям свои имена – они на бейджиках, не надо обращать внимание на жюри). Не долго по времени!
• Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность, проблемный вопрос).
Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.
Основная часть занятия:
• Создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей, выдвижение гипотез к поиску её решения.
• Применение активных методов обучения для решения проблемной ситуации.
Цель активных методов обучения — создать благоприятную игровую среду, активизирующую детей в деятельность, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка проявить инициативу и самостоятельность, высказывать свое мнение, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Некоторые активные методы обучения в детском саду:
Деловая игра
Драматизация и театрализация
Синектика
Мозговой штурм
Метод фокальных объектов
Метод групповой дискуссии
Эвристические вопрос
ы
Морфологический анализ
Метод проектов
Игровое проектирование
Педагог, с одной стороны, предоставляет детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлекает детей за собой и решает поставленные на занятии образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Создание детьми собственного или совместного продукта.
Некоторые советы по организации основной части занятия:
Л
огик
у
построения занятия, единая линия содержания
.
Соответствие занятия календарно-тематическому
планированию и
возрасту детей.
Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий
и выбора детей.
Не всегда давать готовые инструкции по выполнению заданий.
Игровой материал
(например, для всех детей игровой материал одинаковый
по цвету
)
Деление на пары (выбор пары – фартуки, сосед справа-слева)
Продумать
индивидуальн
ую работу
(увидеть во время занятия и провести)
Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом, в кругу, за столами
, на ковре, на подушках
).
Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.
Быть готовыми к разновозрастной группе детей (старший возраст).
Быть готовым к разным детям – лидерам, гиперактивным и др.
Динамическая пауза-музыка перестала, продолжаем дальше, поем сами.
Созда
вать
"ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; обязательная поддержка взрослого; п
охвала
.
Интерес детей и собственная мотивация на протяжении всего занятия - является показателем успешности занятия.
Заключительная часть
• Подведение итога. Рефлексия (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии)
Продумать вопросы для рефлексии:
Что у тебя получилось лучше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Почему у нас получилось сделать всё, что задумали?
Также можно использовать вопросы, которые помогают оценить вклад каждого ребёнка в достижение поставленных в начале занятия целей, его активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Например: «Сегодня я узнал…», «Было интересно узнать…», «Было трудно выполнять…», «Теперь я могу решать…», «Я научился…», «У меня получилось…», «Я смог…», «Я попробую сам…
Продукт, созданный детьми, дети уносят с занятия с собой.
Самоанализ педагогического мероприятия с детьми:
Педагог
опис
ывает
структур
у
занятия, то есть суть организационной части, основного и заключительного этапов
, анализирует
методические приёмы, использованные на
занятии
говорит об уровне достижения поставленных целей
на всех этапах занятия
,
поясняет причины возможных отклонений от проекта;
оценивает степень удовлетворенности детей занятием
;
оценивает свою
деятельност
ь,
контакт с группой
детей
, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы
Уровни проведения занятия:
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Оценка выполнения конкурсного задания осуществляется по следующим критериям:
Реализация содержания образовательной программы дошкольного образования
(обеспечивает соответствие содержания занятия ФГОС ДО, соответствие возрастным особенностям воспитанников, реализует воспитательные возможности содержания, создает условия для развития воспитанников, реализует содержание, соответствующее традиционным ценностям российского общества)
Методические приемы решения педагогических задач
(
использует
приемы привлечения
и удержания
внимания воспитанников
,
приемы поддержки инициативы
и самостоятельности,
приемы стимулирования и поощрения воспитанников
,
целесообразно применяет средства наглядности и ИКТ
)
Организационная культура
(
обеспечивает четкую структуру мероприятия
, мотивированно использует
раздаточный материал и ТСО
,
зонирует пространство в соответствии с целями и задачами мероприятия и эффективно его использует
,
соблюдает санитарно-гигиенические нормы ДО
,
соблюдает регламент конкурсного испытания
)
Речевая, коммуникативная культура, личностно-профессиональные качества
(
устанавливает эмоциональный контакт с воспитанниками
,
создает благоприятный психологический климат в работе с воспитанниками
,
соблюдает этические правила общения
,
не допускает речевых ошибок
,
удерживает в фокусе внимания всех воспитанников, участвующих в мероприятии
,
четко, понятно, доступно формулирует вопросы и задания для воспитанников
,
демонстрирует эмоциональную устойчивость
,
демонстрирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности
)
Рефлексивная культура (на этапе самоанализа)
(
оценивает результативность проведенного мероприятия
,
делает вывод о том, насколько удалось реализовать цель и задачи мероприятия
,
обосновывает корректировку (или отсутствие корректировки) плана мероприятия в соответствии с условиями его проведения
,
оценивает эффективность своего взаимодействия с воспитанниками
,
конкретно, точно и ясно отвечает на вопросы жюри
)
Стараемся справиться с волнением!
Сделайте то, что задумали!
Раскройте и покажите свои профессиональные способности!
Помните, члены конкурсного жюри тоже когда-то были на вашем месте!
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать».
Антуан де Сент-Экзюпери
Желаем вам успешно справиться с конкурсными испытаниями!
У вас все получится!