Из опыта работы логопеда в ДОУ | Островская Русудан Игоревна. Работа №338154
Система работы учителя-логопеда, направленная на максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Одной из основных задач учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Из опыта работы Р.И. Островской, учителя-логопеда МБДОУ № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской.
Система работы учителя-логопеда, направленная на максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Одной из основных задач учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Система коррекционно-развивающей работы направлена на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи. Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления: Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; Организационно-методическая работа направлена ведение и оформление документации, на повышение педагогического мастерства; Пропедевтическая работа обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов предполагает первичное, промежуточное, итоговое обследование. Комплексное логопедическое обследование строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. Логопедическое обследование выделяет 3 этапа: I этап – ориентировочный — включает в себя сбор анамнестических данных путём изучения медицинской и педагогической документации, опрос родителей и педагогов, выявление индивидуальных особенностей ребенка, путем беседы с ним и наблюдением за его игровой и учебной деятельностью. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект, его возможные причины и сопутствующие диагнозы, а также уточняются необходимые методики для проведения дальнейшего обследования. II этап – диагностический – собственно обследование ведущих компонентов языковой системы и неречевых психических процессов, итог которого обосновывает логопедическое заключение. III этап – аналитический – интерпретация полученных данных и заполнение речевых карт. Данные обследования заносятся в речевые карты и речевой профиль. Используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Основное содержание деятельности учителя-логопеда в рамках ППк: Проведение диагностики детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития; Определение направлений работы по коррекции речевых нарушений; Обсуждение с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по профилактике речевых нарушений у детей. В системе комплексного обследования детей в работе ППк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка. Речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка. Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В своей практике я использую «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, «Альбом по развитию речи» В.С. Володиной. Логопедическая работа с детьми осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Основная цель индивидуальных занятий — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Консультативно-просветительская работа учителя-логопеда Организация системы взаимодействия с родителями Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. С момента обнаружения нарушений в развитии речи ребенка родителям необходимо сообщать результаты логопедического обследования и обсуждать их совместно, не отклоняясь от норм профессиональной этики. Родители должны быть информированы о целях индивидуальной программы коррекции речи ребенка, о ближайших и отдаленных результатах, объемах и предполагаемых сроках коррекционной работы. Это способствует формированию у них адекватной оценки реальных возможностей и перспектив психофизического развития ребенка. Уже на начальном этапе совместной деятельности с родителями необходимо оценивать степень их готовности к сотрудничеству с логопедом и специалистами разного профиля, прогнозировать возможную степень их привлечения в коррекционно-педагогический процесс и определять объем той помощи, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий). Эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Дифференцированный подход к родителям, тактичность, внимание и сопереживание способствуют установлению партнерских отношений, взаимного доверия и понимания. Формы работы с родителями более подробно рассмотрены в пункте: Наличие системы работы с родителями (законными представителями). Организация системы взаимодействия с педагогами ДОУ Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников. Во взаимодействии с педагогами ДОУ учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника. Он помогает педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.
Организационно-методическая работа учителя-логопеда Ведение и оформление документации учителем-логопедом является обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса. 1. Текущая документация - Перечень оборудования логопедического кабинета - Циклограмма работы учителя-логопеда - Циклограмма индивидуальной работы с детьми - Годовой план работы учителя-логопеда - Список коррекционной группы по полугодиям - Лист занятости - План коррекционно-речевой работы - Речевой профиль коррекции звукопроизношения - Журнал посещения детьми индивидуальной работы - Журнал учета проводимых консультаций с родителями - Журнал учета движения детей - Журнал взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда - Отчет о проделанной коррекционной работе - Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических нарушений речи - Речевая карта обследования (ФН, ФФНР, ОНР) - План индивидуальной коррекционной работы - Заявление о зачислении для коррекционной работы - Заявление об отказе от коррекционной работы - Конспекты индивидуальной и фронтальной НОД 2. Консультативная работа - Работа с родителями - Работа с педагогами - Связная речь 3. Документация блока планирования коррекционно-речевой работы - Задачи коррекционно-речевой работы (индивидуальный план работы) - Список детей - Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР - Примерное планирование работы логопеда в старшей группе - Распределение подгрупповой и индивидуальной работы с детьми - План коррекционной работы на фронтальных занятиях по лексическим темам - Календарный план фронтально-групповых логопедических занятий - Анализ и самоанализ современного логопедического занятия 4. Документация консультативно-методического блока работы учителя-логопеда - Плановые консультации для педагогического коллектива - Текущие консультации для педагогического коллектива - Взаимопосещение и анализ занятий специалистов ДОУ - Плановые консультации для родителей - План работы учителя-логопеда с родителями - Рекомендуемые темы родительских собраний - Анкеты для родителей Пропедевтическая работа учителя-логопеда В последнее время увеличилось количество детей с дизонтогенезом развития, в том числе, с речевой патологией. Для педагогов учреждения стало актуальным организовать логопедическую работу таким образом, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Мы поставили перед собой цель – разработать систему пропедевтической работы, которая основана на интеграции специалистов ДОУ и взаимодействии с семьёй. Реализацию пропедевтической работы мы осуществляем по двум направлениям: диагностическое и непосредственно пропедевтическое. Раннюю речевую диагностику мы осуществляем через профессионально организованную работу по выявлению детей группы риска, непосредственно с момента поступления ребёнка в ДОУ. Специфика диагностики детей раннего дошкольного возраста заключается в необходимости отличать следующие нарушения: темповую задержку речевого развития (ЗРР) от случаев раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР); речевой негативизм, вызванный либо ситуацией обследования, либо периодом адаптации или иной причиной, от патологических нарушений (алалия, аутизм, умственная отсталость); патологические нарушения произношения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы в онтогенезе. В качестве диагностических методов мы используем: наблюдение за ребёнком в свободной и организованной деятельности в группе, что позволяет выявить уровень развития коммуникативных навыков; наглядный метод, позволяет одновременно исследовать связную речь и грамматический строй; диагностическая беседа с опорой на наглядный материал, с помощью которой проверяем словарный запас, его качественную и количественную составляющие. Совместно с педагогом-психологом нами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты индивидуально на каждого ребенка, имеющего отклонения от нормы в речевом развитии, в соответствии с эпикризами возрастного развития. Данные маршруты отражают работу специалистов во взаимодействии с детьми. Структура ведения индивидуального маршрута даёт возможность фиксировать результаты обследования таким образом, чтобы проследить динамику развития речи ребёнка и, в случае тяжелого нарушения, рекомендовать дополнительное обследование на территориальной ППК с целью определения (выбора) образовательного маршрута. Задачи, которые реализуются в пропедевтическом направлении, это: Актуализация знаний педагогов о возрастных особенностях речи детей и способах её развития. Обучение педагогов некоторым методам и приёмам логопедической работы. Освоение системы пропедевтической работы в едином образовательном пространстве. Учитель-логопед же способствует эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса, координирует их действия, создаёт дидактический материал для работы воспитателя с детьми, организует консультационную деятельность педагогов, родителей. Педагоги всегда могут обратиться в логопедический кабинет и в соответствии с тематическим планированием выбрать нужные игры и упражнения, тут же получить консультацию логопеда. Таким образом, за счёт организованной, систематически проводящейся работы происходит насыщение образовательного процесса элементами логопедического воздействия с минимальными затратами времени, что не перегружает образовательный процесс. Помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей. Пропедевтическая работа ведется и с детьми старшего дошкольного возраста в рамках системы дополнительного образования по дополнительной образовательной программе по курсу «Выразительное чтение». Основные направления данного курса: развитие интонационной выразительности речи и развитие фонематического восприятия. Главные задачи курса — формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, что позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства. К концу обучения по данному курсу дети старшего дошкольного возраста имеют представления о мелодико-интонационной выразительности речи: - умеют интонацией вопроса выделять различные по своему местоположению слова (в начале, середине, конце предложения); - умеют произвольно изменять высоту и силу голоса, расстанавливать логическое ударение во фразе, стихах, скороговорках; - имеют представления о ритмико-мелодической стороне речи (сила, высота, тон голоса, речевое дыхание); - умеют различать разнообразные интонационные конструкции предложений; - умеют изменять силу и высоту голоса; - умеют выделять ударный слог в слове; -умеют правильно расставлять логическое ударение в предложениях различной интонационной структуры; - умеют воспроизводить ритмоинтонационный рисунок фразы, предложений, текстов; -умеют произносить предложения разной интонации (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Формирование основных компонентов просодической стороны речи и развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в рамках системы платных образовательных услуг – залог успешного обучения детей в школе. Диагностические методики, обеспечивающие эффективное проведение обследования обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития Содержанием деятельности учителя-логопеда является проведение комплексного логопедического обследования речи ребенка. Диагностический этап взаимодействия логопеда и ребенка, направлен на выяснение следующих моментов: Какие компоненты языковой системы сформированы к моменту обследования; Какие компоненты языковой системы не сформированы к моменту обследования; Характер несформированности языковых средств; Сформированность психических процессов. В своей деятельности при обследовании ребенка я применяю наблюдение, беседы и игровые технологии. В качестве дидактического материала использую реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков. Подбор дидактического материала зависит: От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку); От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал); От уровня психического развития ребенка. Материал соответствует социальному опыту ребенка. Диагностический материал отбирается таким образом, чтобы в рамках одного диагностического задания можно было обследовать несколько категорий языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т.д.). В своей работе я использую следующую литературу: «Альбом для логопеда». Автор: О.Б. Иншакова. В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия, словаря и грамматического строя речи у ребенка. Для обследования произношения иллюстрации подобраны таким образом, которые звуки чаще всего бывают нарушены у детей. «Альбом по развитию речи». Автор: В. С. Володина. Альбом по развитию речи предназначен для занятий с детьми 3-6 лет. Он позволяет понять, достаточен ли запас слов у ребенка, которые он употребляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Упражнения пособия помогут развить мышление и воображение, научат устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами. Это пособие будет полезным не только для логопеда, но и для родителей, воспитателей. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. Автор: О.И. Крупенчук. Тестовые задания с рисунками по всем сторонам речи. Удобная форма, рисунки к заданиям — тестам на звукопроизношения, грамматический строй, фонематическое представление и т.д., что экономит время в подборе иллюстрированного материала и является хорошей наглядностью для детей. Логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи, лексико-грамматического строя и связной речи. Автор: И.А. Смирнова. Альбомы состоят из цветных предметных и сюжетных картинок для диагностической работы логопеда, содержат богатый иллюстративный материал. В ДОУ созданы условия для проведения диагностики речевого развития детей, которые предполагают: Наличие специально оборудованного кабинета, где созданы психологически комфортные условия для проведения индивидуальной работы с детьми и диагностических исследований; Включение диагностики в годовой план работы дошкольного учреждения и учителя-логопеда; Описание диагностической работы в системе управления дошкольным образовательным учреждением; Наличие диагностических программ, соответствующих коррекционно-развивающим программам, реализуемым в детском саду; Грамотный анализ результатов обследования. Система диагностики индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности (с использованием ИКТ) Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации образовательного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из направлений инновационных процессов, происходящих в нашем учреждении. Поэтому поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой моей деятельности, как и деятельности педагогов нашего учреждения. В работе с детьми, мной, используются как традиционные педагогические технологии, так и высокоэффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых образовательных технологий такие, как интернет-ресурсы. В непосредственно-образовательной деятельности, в проведении логопедического обследования я использую развивающие, познавательные онлайн игры, флеш-игры: «Положи овощи (фрукты) в корзину», «Помоги найти слово», Назови и подбери по форме», «Вставь букву», «Четвертый лишний», «Найди слово по первому слогу», «Впиши букву» и так далее. Игры, упражнения, задания, ребусы, мозаики, головоломки, кроссворды представленные на сайтах, позволяют развивать у ребенка логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Игра может быть очень веселой и занимательной, помогая при этом ребенку развиваться. Программы обучения рисованию (раскраски) и письму помогут ребенку узнавать буквы и слоги. Внедрение современных технологий, методов, средств обучения, включая ИКТ Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-компьютерные технологии обучения для повышения мотивации детей с нарушениями речи к получению и усвоению новых знаний. В ДОУ интерактивная доска является удобным инструментом и «помощником» как в организации образовательного процесса с детьми, так и в организации работы с родителями воспитанников для проведения совместных проектов, семинаров, родительских собраний. Мы используем интерактивную доску в непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками. Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием начали осваивать работу на интерактивной доске. Все манипуляции интуитивно понятны, рукой — передвигаем объекты, берем маркер — пишем, берем ластик — стираем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Большая площадь поверхности доски SMART Notebook превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы, составляя слова и предложения, оперируя различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Материал для работы с интерактивной доской подбираю согласно перспективному тематическому плану. На своих логопедических занятиях компьютерные технологии применяю при коррекции нарушений звукопроизношения, лексики и грамматики, связной речи. С этой целью начала создавать информационно-практический материал, включающий разнообразные развивающие и обучающие игры, научные и практические мультимедийные презентации, которые можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей воспитанников с речевыми нарушениями, игровые упражнения и задания. Следует помнить, что с доской дети должны работать не более 10 минут на одном занятии. Поэтому доску использую только как один из приемов в образовательной деятельности. Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего занятия. Деятельность с использованием интерактивной доски нужно проводить на основании рекомендаций СанПиН, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников. Применение возможностей интерактивной доски позволяет повысить мотивацию для исправления недостатков речи детей, а в работе с дошкольниками это очень важный фактор. Повысить качество обучения детей с нарушениями речи за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности; предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала; мобилизовать внимание детей; развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, мышление за счет повышения уровня наглядности. Использовать различные цифровые образовательные ресурсы (Microsoft Power Point, Smart Notebook); раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности; проводить образовательную деятельность на высоком методическом уровне; обеспечить психологический комфорт на занятиях; оптимизировать работу с родителями воспитанников. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи дошкольников в своей практике я использую обучающие компьютерные программы, предоставляющие реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с особенностями в развитии. Это позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: - Неречевые звуки. - Звукопроизношение. - Речевые звуки. - Развитие связной речи. Обучающая программа «Домашний логопед» Программа предназначена для развития речи, путем исправления дефектов в произношении трудных, проблемных звуков, содержит четыре раздела: Гласные звуки; Согласные звуки; Советы родителям; Мини игры. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков. «Логозаврия». «Уроки Мудрой Совы». «Учимся с Логошей» (рекомендованы родителям для домашний занятий) Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе. Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме, разбита на 3 уровня сложности. Дети учатся находить заданный звук в слове, определять его место, последовательность звуков, знакомятся с буквами, составляют предложения с заданными словами. «Баба Яга учится читать» Особенности программы: Методика опережающего обучения. Подобраны игры и азбука в стихах. Предназначена для обучения навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами. I ступень — «Букварик». II ступень — «Слогарик». III ступень — «Карта с заданиями». Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги. Мерсибо Интерактивный портал для специалистов и родителей (рекомендован родителям для домашних занятий) 90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах. Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию «Учиться — это здорово!» Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе… Мультимедийные презентации Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. В работе использую авторские и готовые презентации из интернета ( авторы Омельченко Л. В., Матыкиной И.А,, Александровой К.А и др) по темам: Артикуляционная гимнастика Развитие речевого дыхания Звукопроизношение Звуковой анализ и синтез Лексика Связная речь Динамика сохранения и укрепления здоровья обучающихся Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В своей работе я применяю здоровьесберегающие технологии: мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебнооздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, в ДОУ разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду провожу в режиме смены динамичных поз, для чего использую мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы). Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий провожу мышечную релаксацию. Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Важнейшим условием правильной речи, является плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Для выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные я использую артикуляционную гимнастику. Главная задача — выработать точность, силу, темп, переключаемость. Перед началом проведения артикуляционной гимнастики я применяю – комплекс упражнений способствует стимуляции кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью я использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны: - пальчиковые игры с мелкими предметами; - пальчиковые игры со скороговорками; - пальчиковые игры со стихами; - пальчиковая гимнастика; - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; - пальчиковый алфавит; - пальчиковый театр; - театр теней. - Для развития зрительно–тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия я включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Игровую гимнастику (логоритмику) использую для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. Для сохранения здоровья я применяю игровые технологии. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Театрально-игровая деятельность: - игры-драматизации; - сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка; Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить. Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Используя песочную терапию ребенок может расслабиться, успокоиться. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. В нашем ДОУ имеются песочные столы с подсветкой, мы используем их в развивающих и обучающих занятиях. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песке, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность. Система работы с родителями (законными представителями) Успех коррекционного процесса во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность логопеда и родителей. В своей деятельности работу строю опираясь на несколько принципов: принцип доверительности отношений, принцип личной заинтересованности родителей, принцип подхода к родителям, как к партнерам, принцип утверждения самооценки родителей. В современном мире, в силу занятости и загруженности родителей, часто возникает проблема безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений, важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса. Разрабатывая перспективное планирование на учебный год, я объединила разные формы взаимодействия с семьей в систему и старалась затронуть темы наиболее актуальные для родителей. В планировании присутствуют такие формы сотрудничества, как: анкетирование, родительское собрание, адресная консультация, беседа, папки-передвижки, открытое индивидуальное занятие, информационный стенд «Логовичок», информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ. Более подробно о некоторых из них. Анкетирование провожу в начале года, из которой я узнаю об условиях проживания ребёнка, его окружении, помогает собрать анамнестические данные. Данное анкетирование необходимо для того, чтобы иметь представление о семьях воспитанников и понять, готовы ли они к активному взаимодействию, понимают ли важность и своевременность решения проблем речевого развития своего ребёнка. В середине учебного года провожу промежуточное анкетирование, целью которого является определение эффективности работы с родителями, и при необходимости, поиск альтернативных способов взаимодействия с ними. Итоговую анкету родители заполняют в конце учебного года, и направлена она на определение успешности взаимодействия учителя-логопеда с родителями. На родительских собраниях главной своей задачей я считаю, доведение до их сведения информации о том, как важна и необходима своевременная работа по формированию и совершенствованию звуковой культуры речи. Особое внимание уделяю беседе о выполнении рекомендаций дома. На следующих родительских собраниях спектр обсуждаемых вопросов остается прежним, но помимо этого все педагоги группы (психолог, воспитатель) рассказывают о работе, проведенной с детьми, о проблемах, возникших у конкретных детей, о дисциплинарных моментах. Папка-передвижка. Такую форму сотрудничества можно назвать заочной. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического материала. Адресная консультация. Одной их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является консультирование. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу приходят оба родителя. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем. В своей работе я предпочитаю совмещать индивидуальное консультирование с открытым индивидуальным занятием для родителей. Открытое индивидуальное занятие. На индивидуальные занятия приглашаю родителей детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы. Связь с родителями через информационный стенд «Логовичок» относится к наглядным формам работы. При размещении информации учитываю, что она должна быть динамичной и красочно оформленной. Стенд отражает лексическую тему недели в группе и предлагает родителям рекомендации, которые способствуют обогащению словаря и развитию грамматических категорий. Информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ. В этом учебном году я активно ввела в свою практику современные формы работы учителя – логопеда с родителями с использованием ИКТ: 1. Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте и через социальные сети, 2. Размещение материалов на сайте ДОУ. Использование компьютера и интернет ресурсов позволяет решить такие задачи, как установление доверительных отношений с семьёй, повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств, применение принципа индивидуального подхода к ребёнку.