Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Из опыта работы. "Помогаем детям познавать предметный мир" | Фахретдинова Рушанья Санатуловна. Работа №288435

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фахретдинова Рушанья Санатуловна
 

Дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, который находит выражение в форме поисковой, исследовательской, преобразующей деятельности, направленной на «открытие» нового, развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Для того чтобы  научить ребенка изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональности.

Необходимо также ориентировать дошкольника на усвоение различных вариантов создания предметов и способов их преобразования. Сначала варианты показывает взрослый, ребенок усваивает их, а затем находит свои. Поощрение интересных, оригинальных вариантов преобразования предметов стимулирует самостоятельность ребенка, его творчество.  

Помогаем детям познавать предметный мир.

В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем расширять и уточнять представления детей о предметном мире, раскрываем перед ними его многообразие, мир продуктов творческой мысли человека. В этом возрасте дети уже понимают, что человек изменяет вещи, делает их более удобными и полезными: функции, детали, назначения предметов изменяются. Мы побуждаем детей к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов: предложить нарисовать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и т. д.

В результате проведения игр из серии «Игры-путешествия» понимание ретроспективы становится средством восприятия, познания и преобразования ребенком окружающего предметного мира. Для того чтобы научить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, формируем умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональности. Показываем детям картинку с изображением какого либо предмета. Дети называют его, рассказывают как можно использовать предмет, например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, ее можно использовать как музыкальный инструмент, как декоративное украшение и т. д; под зонтом можно укрыться от дождя и солнца, использовать как трость и палочку и т. д.

В процессе этой работы ориентируем детей на усвоение различных вариантов создания предметов и способов их преобразования. Сначала варианты показываем сами, дети усваивают их, а затем находят свои.

Поощрение интересных, оригинальных вариантов преобразования предметов стимулирует самостоятельность детей, их творчество. Мы придумываем разные варианты организации преобразовательной деятельности. Например, дети рассматривают желуди, шишки, семена, рассказывают, для чего они нужны (желуди - корм для диких животных, семена–корм для птиц). Затем выясняют, что весь этот материал можно преобразовывать в интересные поделки. Представленные детям готовые поделки дают толчок для участия в преобразовательной деятельности, побуждают к проявлению творчества. Вместе с детьми определяем последовательность действий. Рассмотрев схему преобразования шишек, желудей, семечек в человечков, животных, дети выбирают, какую поделку будут делать. Так некоторые экспонаты мини- музея «Солнечный мир» дети сделали своими руками.

Принося в группу глину или тесто, спрашиваем, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), какие предметы из него можно сделать (посуду, птиц, животных); показываем простейшие схемы преобразования поделок из глины и теста в другие предметы. Дети самостоятельно выбирают объект для работы. Взрослый направляет их действия на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей.

В процессе преобразовательной деятельности в повседневной жизни и на занятиях, постоянно держим в поле зрения взаимоотношения детей. Иногда активность одного ребенка может подавлять активность другого в коллективной деятельности, или ребенок сам признает, что у него может получиться хуже (меньше фантазии, умелости и т. д.) В таком случае помогаем детям договориться, подключиться к другим детям (Алина, спроси у Гали с Илюшей, какая им нужна помощь), или конкретно (Помоги мне…).

Ребенку подсказываем, подводим его к использованию того материала и оборудования, в работе с которым он может достичь лучшего результата.

В нашей группе созданы все условия для преобразовательной деятельности детей: в опытно-экспериментальном уголке, уголке изобразительной деятельности, в игровом и природном уголке есть весь необходимый материал. Дети могут свободно использовать его.

В ходе всей этой работы дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников), ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат адекватный поставленной цели, а также проявлять инициативу и творчество в решении задач. Все эти качества необходимы детям в учебной деятельности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×