"Из опыта работы с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками и взрослыми" | Гиниятова Гульчачак Камилевна. Работа №345104
Все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Каждый ребенок имеет основное право на образование, ведь он имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Многообразие и непохожесть детей друг на друга – это не проблема, требующая решения, а важнейший ресурс, который можно использовать в образовательном процессе. Таким образом, обучение – это процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка с целью максимального раскрытия его потенциала.
Из опыта работы с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Каждый ребенок имеет основное право на образование, ведь он имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Многообразие и непохожесть детей друг на друга – это не проблема, требующая решения, а важнейший ресурс, который можно использовать в образовательном процессе. Таким образом, обучение – это процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка с целью максимального раскрытия его потенциала.
Л.С. Выготский в самом начале 30-х годов выдвинул положение о ведущем значении обучения для умственного развития детей школьного возраста. Качество обучения оценивается по тому воздействию, которое оно оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Учебная деятельность детей младшего школьного возраста, т.е. та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. В процессе ее осуществления ребенком происходит интенсивное формирование его интеллектуальных и познавательных сил. Ведущее значение учебной деятельности определяется также тем, что через нее опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье. Через учебную деятельность и межличностное общение складываются отношения детей друг с другом.
Но всегда ли дети с высоким интеллектуальным уровнем развития могут свободно общаться с окружающими их сверстниками и взрослыми?
Практика наблюдения за такими детьми показывает, что как раз им очень трудно найти контакт с окружением. Виной тому могут быть несколько причин:
- нетерпимость к однообразию учебного процесса и шаблонам;
- желание самоутвердиться на фоне основной массы одноклассников, которые, по их мнению, не соответствуют нужного уровня;
- недостаток внимания со стороны взрослых;
- порой недостаточно комфортные условия проживания в семье;
- неспокойный и неуживчивый характер.
Каждый класс по своему составу неоднородный: есть как «сильные» дети, так называемые вундеркинды (одаренные дети), так и слабоуспевающие. Каждому учителю хочется иметь в классе таких детей, которые сразу воспринимают новый материал, умеют слушать и слышать учителя. С такими легко работать в том смысле, что от них есть отдача, виден результат. Но есть и другая сторона. Общение с ними не всегда легкое.
Широко известно высказывание Л.Н. Толстого о юных дарованиях: «Ах, эти мне «wunderkinder»! Сколько я их встречал и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»
Действительно, одаренные дети – достаточно серьезная психологическая и педагогическая проблема. Если описать всю гамму чувств, которые испытывает каждый, кто сталкивался с высокоодаренными детьми, то это может выглядеть так: сначала удивление, сменяемое умилением, затем приходит черед сомнениям, неизбежно порождающим попытки убедиться, проверить возможности ребенка. Получив необходимые подтверждения его исключительности, появляются тревога и опасение по поводу его здоровья, развития, будущего. Этот порядок мыслей и чувств является стереотипным.
Общеизвестно, что одаренные дети (вундеркинды) были во все времена, но интерес к ним остается неизменным. Каждому ребенку – а не каким-то особенным – даются исключительные возможности интеллектуального, художественного и физического развития. Никого уже не поражает, что дети осваивают в начальной школе элементы алгебры, с успехом снимаются в кино, демонстрируют головокружительное мастерство на спортивных снарядах, что новорожденных учат плавать. Кино, телевидение, интернет приносят ребенку эшелоны разнообразной информации. От природы все дети талантливы и находятся в относительно одинаковых условиях. Но в дальнейшем основной массе детей на переработку информации требуется значительное время, а способные дети тратят на ту же информацию и действия много меньше сил.
Так же и в учебной деятельности. Казалось бы, все хорошо. Учится ребенок отлично, все успевает, везде участвует. Но порой учитель замечает, что такой ребенок держится в стороне от основной массы детей. Он погружен в свои мысли, редко вступает в игры с детьми, не задерживается после уроков. Придя домой, такой ребенок, по словам родителей, тоже особо не стремится к общению. Он как бы «уходит в себя», а лучший друг у него – компьютер, в редком случае – книги (проблема современного общества). И это настораживает. Ребенок остается ребенком, его психика в младшем школьном возрасте неустойчива и ранима. Возникает противоречие между интеллектуальной и нравственно-эмоциональной сферами. Обгоняя сверстников в одном, вундеркинд отстает от них в другом. Например, вступая в игру с детьми, такие дети вносят в нее сумбур, порой ссоры и разлад. Затем обижаются, выходят из игры и замыкаются в себе. Конфликт налицо.
Ученик 4 класса Рома П., будучи очень способным мальчиком, постоянно ссорится с одноклассниками во время перемен. Так как его действия зачастую носят грубый характер, дети его сторонятся и не имеют желания с ним общаться. А сам Рома не понимает, почему так происходит. Он раздражается, нервничает, речь его становится резкой, он близок к слезам. Учителю нужно приложить достаточно сил, чтобы его успокоить, объяснить ситуацию и ему самому, и детям, т.е. уладить конфликт. Конечно, в силу своего природного ума Рома понимает логику объяснения. Но сам пока еще справиться не может. Это ведь не математическая задача, а эмоционально-нравственная. А в этом для него и скрыто противоречие.
Другой ученик, Игорь М., часто оказывается в похожей ситуации. Будучи неординарным ребенком, творческим и очень эмоциональным от природы, он предлагает одноклассникам массу идей. Он просто фонтанирует идеями. Но его нетерпимость к мнению других переходит все границы. Возникает конфликт (порой на пустом месте), доводящий до эмоционального срыва. Чтобы его успокоить, требуется не один день. По словам родителей и наблюдениям учителя, Игорь уходит в себя как в раковину. Он спокоен, но безразличен и замкнут. Все это в такие периоды сказывается на учебе. Задача учителя – стараться не допускать эмоциональных срывов и держать ребенка всегда в поле зрения.
Дети, подобные описанным выше, страдают от своего неумения общаться со сверстниками. Им трудно сосуществовать в социуме. Поэтому в классе необходимо создать условия для комфортной спокойной учебной деятельности как для этих особых детей, так и для всего классного коллектива в целом. А самое главное условие для творческого развития одаренных детей – эмоциональный покой в коллективе.
Есть другая группа детей – способных, талантливых – которые являются помощниками учителя на уроках. Павел Ш. и Диана Ш. – надежные, потому что их знания прочные, крепкие, полные. Но на уроках они отличаются тем, что часто показывают свое превосходство над одноклассниками. Это обычно выражается в подсказках, выкриках, насмешках, неумении сдержаться при неправильном ответе стоящего у доски. Опасность такого поведения кроется в осознании своей исключительности, эгоистическом пренебрежении к «заурядным людям». В дальнейшем это может привести к чересчур повышенным требованиям к окружающим, и, как следствие, разочарованию и одиночеству. Среди сверстников такие одаренные «насмешники» не находят поддержки. Как правило, этих детей сторонятся из-за боязни попасть в неловкое положение от их комментариев.
Задача учителя состоит в том, чтобы довести до сознания такого умного, способного ребенка мысль о том, что его большие способности не дают ему право на повышенные требования к окружающим. Напротив, окружающие могут предъявлять повышенные требования к нему самому. Ведь его талант порождает не столько особые права, сколько особые обязанности.
Решать данную задачу следует целенаправленно и систематически. Только тогда есть надежда, что ребенок поймет: его талант найдет применение в жизни, его творческий потенциал будет реализован.
Как показывает практика, такие одаренные дети не обделены вниманием взрослых ни в школе, ни дома. Все для них. Педагог должен суметь помочь скорректировать поведение на уроке, и, тем самым, помочь им сохранить расположение одноклассников и успешно адаптироваться в социуме.
Есть еще одна категория способных детей, которые имеют талант, но не находят поддержки в семье. Это и непонимание родителями незаурядности их детей, и неумение войти во внутренний мир ребенка и мир переживаний, и затрудненные материальные условия. Алиса К. и Даша С. живут в неполных семьях. Из-за материальных трудностей родителей дети предоставлены самим себе. Лишь от учителя они получают возможность для реализации своих творческих способностей. Эти девочки с большим интересом учатся, стараются активно участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня, успешно занимаются спортом, посещают творческие кружки.
Но поскольку многие конкурсы и творческие кружки платные, они не всегда имеют возможность реализовать свои знания. В семьях этих девочек равнодушно относятся к их желаниям и потребностям. Только в школе они имеют возможность проявить свои таланты. Школа для них – источник радости, творческих успехов и побед.
Задача педагога – найти возможность для участия таким детям в бесплатных конкурсах и олимпиадах. Ведь ни с чем не сравнится радость, которую мы видим в глазах ребенка, если он успешно выполнил конкурсное задание и получил за это заслуженную награду.
Несмотря на сложности в эмоциональном, психологическом, нравственном развитии, каждый одаренный ребенок должен получать необходимую для его повышенной потребности в деятельности творческую работу и условия для ее выполнения. В этом их ущемлять нельзя. Но нельзя и торопить, искусственно подталкивать его умственное развитие. Потому что формирование личности в этом возрасте осложняется противоречиями между повышенными потребностями в умственной деятельности и практическими умениями, т.е. между желаемым и действительным.
Имея дело с одаренным ребенком, надо делать акцент на формирование его личности, в которой способности – лишь один из компонентов. Реальная опасность состоит в том, что, уйдя из мира детства, одаренный ребенок в связи с незрелостью моральной и эмоциональной сферы не найдет себе места в мире сверстников и взрослых. Отсюда возможны конфликты и взрывы.
Задача опытного педагога в том, чтобы создать комфортные условия таким детям и помочь реализовать их творческий потенциал, при обязательном условии – оставаться детьми.