Из опыта работы с детьми, страдающими заиканием | Бубнов Владимир Владимирович. Работа №308285
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка, правильный общий и речевой режим. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех учителей в школе.
Обязательно следует учитывать на уроке отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.
Учителю предметнику необходимо работать в таких случаях в тесном контакте с классным руководителем и школьным логопедом.
Из опыта работы с детьми, страдающими заиканием на уроках
английского языка в начальной школе
Работая в младших классах, мне пришлось столкнуться с проблемой, которую нельзя игнорировать. Это – заикание детей.
Мы знаем об этой проблеме в основном на бытовом уровне. Пришлось более серьёзно вникнуть в особенности развития детей с расстройством речи, тем более, что дети с такими проблемами занимались в моих группах английского языка в 3 – 4 классах.
В подавляющем большинстве случаев заикание возникает у детей, испытавших внезапный сильный испуг или стресс. Со временем этот дефект может пройти сам по себе без какого-либо вмешательства, но такое на практике случается редко. Кроме того, весьма широко распространено мнение, что для устранения возникшего по причине стресса заикания нужно повторно испугать пациента. В некоторых случаях это действительно помогает, но такой метод основывается на индивидуальных психологических особенностях человека, поэтому для применения в широких слоях страдающих не приветствуется.
Еще одна причина возникновения заикания у детей кроется в так называемом «лексическом взрыве». Особенно это касается долго молчащих детей. Научившись говорить, они сначала не спешат пользоваться эти даром природы. Но по мере расширения лексикона их словно прорывает — они начинают говорить без умолку, испытывая неимоверную жажду общения и познания окружающего мира. При этом речевой аппарат ребенка не успевает за потребностями своего маленького хозяина.
Заиканию чаще других подвержены очень впечатлительные дети с крайне неустойчивым типом нервной системы. Они постоянно принимают все вокруг происходящее близко к сердцу. Самые незначительные изменения в поведении родных, их настроение, возможные ссоры и скандалы, порицание родителей могут привести к сбою в речи. В случаях, когда заикание долгое время не проходит само собой, родители начинают выяснять, как лечить заикание у детей.
Медики выделяют три основные причины заикания. В 60 % случаев логоневроз вызван генетическими нарушениями или поражениями нервной системы в результате родовой травмы или осложнений после болезней в раннем детстве. Около 30 % случаев заиканий возникают из-за сильного стресса, который пережил человек. Остальные 10% заикающихся – это переученные левши, у которых в процессе «переучивания» нарушается правильная ориентация полушарий мозга и, вследствие этого произношение.
Если заикание у человека возникло в какой-то момент, оно может напомнить о себе в следующий раз, когда человек вдруг разволнуется. Чаще всего это случается во время публичного выступления. А для детей школьного возраста – это как раз работа на уроке.
Заикание представляет собой нарушение речи, при котором возникает машинальное повторение, неполное произношение, растягивание или пропускание слов или некоторых звуков. Заикание, которое наблюдается в течении длительного периода и со временем только усиливается, врачи называют заиканием развития. Эта проблема приносит немало проблем и с ней, как правило, сложно бороться. Лечение в этом случае длительное. При заикании наблюдаются такие особенности как повторение звуков, слогов или коротких слов, наличие длительных пауз, подбор синонимов, растягивание слов или полная замена слов или мыслей. Люди, как правило, начинают сильней заикаться, когда взволнованы, раздражены, разозлены или сильно напуганы. Заикание может сопровождаться жестами или необычной мимикой. Подобные проявления наблюдаются в случае тяжелого заболевания или прогрессировании заикания.
На сегодняшние дни выделяют два метода лечения заикания: непрямое и прямое. В первом случае лечение направлено на обеспечение комфорта и расслабление ребенка. Прямое лечение заключается в личном взаимодействии врача и ребенка. Логопед в свою очередь учит правильному формированию и произношению слов.
Для себя я сделал следующие выводы.
Неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для проявления заикания.
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка, правильный общий и речевой режим.
Обязательно следует учитывать на уроке отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей. Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ученика, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками. Такие случаи происходят очень часто, особенно, когда такой ученик, страдающий расстройством речи, активен на уроке.
Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Но самому ребёнку, с дефектами речи можно позволить отвечать нараспев.
Очень важным является фактор работы с дыханием. Я заметил, что ребёнку важно начать устный ответ на выдохе, после глубокого вздоха и небольшой паузы.
Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех учителей в школе. Следует немедленно пресекать случаи подначивания или оскорбления со стороны учащихся и не только во время урока.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы, что у детей младшего школьного возраста с заиканием тревожность выше, чем у детей младшего школьного возраста без нарушения речи, что обусловлено наличием у них повышенной чувствительности в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности, что безусловно сказывается и на успеваемости.
Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.
И главное – учителю предметнику необходимо работать в таких случаях в тесном контакте с классным руководителем и школьным логопедом.
При подготовке данной работы были использованы материалы сайта http://www.eti-deti.ru/