из опыта работы с родителями | Макарова Елена Анатольевна. Работа №273119. Номер работы: №273119
Автор: Макарова Елена Анатольевна
Интерактивное заимодействие с родителями в детском саду неотъемлимая часть воспитательного процесса. Принципы такого взаимодействия и формы проведения встреч с родителями несомненно будут интересны педагогам ДОУ. Предлагаются практические упражнения, которые можно использовать в своей практике.
Из опыта работы педагога- психолога ДОУ.
Возможно, многие со мной согласятся, но старыми формами общения, такими как родительское собрание многих уже не заинтересуешь. А поводов для встреч становится только больше. Как часто мы взрослые люди готовы отмахнуться от слов, льющихся рекой и призывающих нас к каким-то действиям, пусть даже это связано с воспитанием наших детей. Почему же мы недоумеваем, родители не хотят идти на родительское собрание. Или еще более интересный факт, застывшее лицо, погруженное в собственный мир и мысли. Но если немного разнообразить, так сказать, затронуть лично, пригласить в игровой форме, ненавязчиво… И вот уже наши пассивные мамы и папы, яростно доказывают всем и себе, как важно быть услышанным. как это здорово обсудить то, что касается твоего ребенка, рассказать: а у нас… А ведь у родителей воспитывающих детей с ОВЗ вопросов очень много.
Интерактивные формы взаимодействия становятся очень популярной формой, так как это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Родители приходят после работы, уставшие, с головой в своих проблемах, необходимо переключить, привлечь внимание.
В нашем детском саду, мы стараемся использовать именно интерактив. Потому, что интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие с родителями.
Почему выбрана такая форма общения? Потому что в общении с взрослыми очень важно оказывать поддержку, направлять процесс обмена информацией. Осуществляется:
-выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
В начале это было непривычно и для родителей, и для педагогов. Но такие встречи стали вызывать интерес. Конечно приходится следовать определённым принципам.
1)Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Партнерство и диалог.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Цивилизованная форма социальных отношений, основанное на добровольном сотрудничестве при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами. Его особенность заключается в необходимости думать вместе и действовать сообща. 3)Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Но есть ещё то, что необходимо учитывать в общении со взрослыми людьми. Хотим обратить ваше внимание на факторы, которые будут либо способствовать общению, либо создавать барьеры в общении.
Успешному общению помогаетэмпатия –способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему.
К факторам, способствующим общению относятся также:
-доверие, контакт, комфортные условия.
Факторы, препятствующие общению:
1) Советы в назидательном тоне.
2) Резкая смена предмета разговора или недослушанный разговор.
3) Культурные отличия язык, нормы общения.
4) Стили общения.
5) Различия в возрасте.
6) Громкая речь.
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения.
Важную роль играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания.Ничто так не сближает родителей и педагогов, каксовместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. У нас стало традицией проводить родительские собрания в виде
- семинаров – практикумов, психологических тренингов, круглых столов.
И обязательным приёмом для начала родительского собрания мы считаем использование упражнения для создания психологического настроя на взаимодействие. Целью таких упражнений является настрой на взаимодействие, а доверительные отношения, улучшают настроение участников иатмосферу вгруппе. Существует огромный выбор таких упражнений, главное проявить творчество и адаптировать их под цель своего родительского собрания.
Но как известно поводов для собраний много, но условно можно разделить на две большие группы:
1. Первая встреча - когда психолог или новый специалист, а также воспитатель знакомится с родителями. Или это новый контингент родителей. И помня теорию создание ореола именно от этой встречи будет зависеть какой ассоциативный образ сложится у родителей. Не заигрывая, а с тонким юмором, доступным языком ввести родителей в смысл интерактивных встреч.
2. Встреча по поводу - чрезвычайные и запланированные по очень серьёзному поводу, такие встречи от которых все ждут практических предложений и решений. Конфликтные ситуации, но необходимые для движения вперед. Вот тут точно, без интерактива ни куда. Например, Готовность к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Многие родители обращаются с вопросом мы хотим пораньше отдать, вот у знакомых… Без учёта индивидуальных особенностей. Поэтому упражнение вам в помощь. Проведём упражнение Делаем все вместе. Цель: дать родителям возможность ощутить себя на месте школьника, помочь осознать важность развития у ребёнка процесса саморегуляции деятельности. Можем взять для наглядности темпинг- тест. Подготовим материалы: тетрадный лист расчерченный, ручка, секундомер. Даём родителям инструкцию. И приступаем. Подсчитываем и обсуждаем, вот тут даём возможность высказаться. Можем вывести результаты, по желанию, на доску.
Или же тема Ребенок, который кусается. То же интересный повод для собрания куда, несомненно, пригласят вас. Адаптируем упражнение Три обезьяны. Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, соотнести их с индивидуальными особенностями в развитии детей, в том числе и с ОВЗ.
Особое место в наших встречах занимают семинары-практикумы. Как сами родители понимают то или иное понятие. Вот тут место игре. Как занимаемся с детьми, также играем и со взрослыми. Считаем, ищем буквы и звуки, отвечаем на вопрос большой или маленький, выше или ниже. Выстраиваем матрёшек в ряд, сортируем картинки, кривляемся перед зеркалом, показываем язык. После таких семинаров родителям легче объяснить ребёнку, что от него хотят. Игра сближает взрослых, появляется уникальная возможность вернуться в детство.
Подводя итог. Хочется сказать. Многообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет психологу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации. Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Но объединяет нас одна общая цел- воспитание детей. А ради детей мы готовы на многое.