Изготовление поделок из природных материалов как метод развития творческого мышления | Богданова Елизавета Михайловна. Работа №349401
Аннотация. Статья посвящена методике использования природных материалов для создания поделок в начальной школе как способу развития творческого мышления у детей. Рассматриваются особенности подготовки и организации занятий с использованием природных материалов, их влияние на формирование творческих навыков, экологического сознания и познавательной активности младших школьников. Подчеркивается роль учителя в поддержке самостоятельности учеников в процессе создания поделок и важность рефлексии.
Ключевые слова: природные материалы, поделки, творческое мышление, младшие школьники, экологическое воспитание, креативные навыки, начальная школа.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Богданова Елизавета Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» г. Санкт-Петербург
Аннотация. Статья посвящена методике использования природных материалов для создания поделок в начальной школе как способу развития творческого мышления у детей. Рассматриваются особенности подготовки и организации занятий с использованием природных материалов, их влияние на формирование творческих навыков, экологического сознания и познавательной активности младших школьников. Подчеркивается роль учителя в поддержке самостоятельности учеников в процессе создания поделок и важность рефлексии.
Ключевые слова: природные материалы, поделки, творческое мышление, младшие школьники, экологическое воспитание, креативные навыки, начальная школа.
Работа с природными материалами на уроках и во внеурочное время обладает большим потенциалом для развития творческих способностей и познавательного интереса у детей. Изготовление поделок из природных материалов не только способствует формированию эстетического вкуса и навыков работы руками, но и помогает развить креативное мышление, побуждая детей к самостоятельному поиску нестандартных решений. Такой подход позволяет учителю эффективно организовать учебную деятельность, ориентированную на исследование и создание, одновременно решая задачи эстетического и экологического воспитания.
Творческое мышление младших школьников связано с умением комбинировать, видоизменять и преобразовывать объекты в нечто новое. Вовлечение детей в создание поделок из природных материалов способствует развитию у них способности видеть в заготовках для поделок не простые предметы, а элементы художественного образа. Природные материалы (листья, веточки, камни, шишки и т.д.) открывают перед ребенком богатство мира и разнообразие его форм и текстур, позволяя ребенку соединять, изменять и дополнять элементы, превращая их в полноценные композиции. Таким образом, в процессе создания поделок происходит не только интеллектуальное, но и эмоциональное развитие, поскольку дети вкладывают в работу частичку своего видения мира.
Организация работы с природными материалами требует от педагога продуманной подготовки и чёткого понимания целей занятия. Важно определить, какие конкретные навыки и знания необходимо развить в ходе урока или мастер-класса, а также обеспечить наличие безопасных и доступных материалов, адаптированных к возрасту учащихся. Например, перед началом занятия можно провести беседу об особенностях различных природных материалов, их происхождении, свойствах и использовании. Это способствует формированию у детей интереса и уважения к природе, а также помогает им научиться выбирать и подготавливать материалы для своей работы. Создавая условия для изучения свойств природных объектов, учитель помогает детям развить наблюдательность, аккуратность и внимание к деталям, что является важным компонентом творческого мышления.
Во время выполнения поделок учащиеся получают возможность экспериментировать и по-разному использовать природные материалы, что является основой творческого процесса. Учитель здесь играет роль направляющего, который предоставляет ученикам определённую свободу самовыражения, сохраняя рамки общего замысла. Именно благодаря такой свободе в выборе и комбинировании материалов ребёнок развивает гибкость мышления, учится искать нетрадиционные способы создания образов и находить новые решения, что закладывает основы для формирования креативности и инновационного подхода к решению задач. Младшие школьники, работая над поделками из природных материалов, учатся комбинировать части, добиваясь гармоничного результата, что формирует пространственное мышление и способствует пониманию структуры.
В процессе создания поделок из природных материалов учитель сталкивается с необходимостью не только организовать творческую деятельность, но и воспитать у детей чувство ответственности и уважения к природе. Осознавая, что каждая шишка, лист или камень — это часть экосистемы, ученики учатся понимать ценность природных ресурсов и бережно к ним относиться. Такие уроки дают возможность внести элемент экологического воспитания, сформировать у детей осознанное отношение к природной среде, что является одним из приоритетных направлений современной школы. Использование природных материалов в творческих проектах также открывает возможности для интеграции межпредметных связей. Ученики могут, например, изучать географические особенности своей местности, наблюдая за тем, как различные растения и минералы используются в декоративных и художественных целях. Таким образом, предметы окружающего мира связаны с уроками творчества, на которых учащиеся не только изучают материал, но и применяют его на практике, углубляя знания и формируя опыт.
Одним из ключевых этапов работы является завершение проекта и подведение итогов. Процесс рефлексии — неотъемлемая часть работы, направленной на развитие творческого мышления, поскольку он позволяет ученикам осознать свои достижения и выразить свои мысли и чувства по поводу своей работы. Учитель может предложить детям рассказать о том, какие идеи они хотели воплотить в своей поделке, что их вдохновило, какие трудности они преодолевали и что бы они хотели изменить или усовершенствовать в будущем. Этот процесс способствует не только самопознанию, но и умению формулировать свои мысли и критически оценивать результаты своей деятельности. Подобные обсуждения могут проходить в форме группового диалога или индивидуальных бесед, что помогает детям увидеть ценность своей работы и обрести уверенность в своих творческих способностях.
Таким образом, использование природных материалов в процессе создания поделок в начальной школе обладает множеством преимуществ. Оно позволяет не только реализовать воспитательные и образовательные цели, но и способствует развитию у детей целостного восприятия окружающего мира, основанного на уважении к природе и исследовательском интересе. Поддерживая инициативу и интерес к созданию поделок, педагог помогает учащимся формировать позитивное отношение к природе и понимание значимости творческого мышления как важного компонента личности.
Список литературы
1. Авдеева Д. А. Развиваем творческие способности на уроке технологии / Д. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 311-313.
2. Хорошевская Л. Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л. Л. Хорошевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 99-102.