Изменение имен существительных по числам | Сосновская Наталья Александровна . Работа №336184
Конспект урока по русскому языку для 2 класса, программа "Школа России"
Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Цель:
1) Познакомить детей с изменением имен существительных по числам
2) Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами
Задачи:
1) Проявить интерес к изучению темы;
2) Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;
3) Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;
4) Развивать логическое мышление;
5) Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Цель:
Познакомить детей с изменением имен существительных по числам
Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами
Задачи:
Проявить интерес к изучению темы;
Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;
Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;
Развивать логическое мышление;
Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
коммуникативные:
развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
уметь работать в паре.
регулятивные:
развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные:
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться на страницах учебника;
находить ответы на вопросы.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Образовательные технологии: ИКТ, , здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.
Ход урока.
Организационный момент
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Наталья Александровна.
Сядьте ровно, повернитесь.
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Орфографическая минутка
У: Записываем в тетрадях число, классная работа. Начнем урок с орфографической минутки. Я буду называть слова, а вы должны из записать и подчеркнуть непроверяемые орфограммы в этих словах:
Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.
У: Я даю вам 1-2 минуты, чтобы вы поставили ударение и подчеркнули букву для запоминания.
У: Проверка: проверьте самостоятельно правильно ли вы написали, подчеркнули орфограммы и поставили ударение в этих словах. (проверка по экрану)
Воспроизведение знаний об имени существительном
У: К какой части речи относятся все слова?
У-ки: Слова относятся к имени существительному.
У : Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?
У-ки: Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.
У : Что вы уже знаете об именах существительных?
У-ки: Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
У: Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными именами существительными?
У-ки: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают живые существа; неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают живые существа.
У: Давайте с вами поиграем! Когда я буду называть одушевленные имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевленное имя существительное, вы топаете ножками:
Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.
У: Какие из данных имен существительных являются собственными, а какие нарицательные имена существительные?
У-ки: К собственным именам существительным относятся: Россия, Москва. К нарицательным – город, улица, отец, учитель, картина, январь, обезьяна, тарелка.
У: В каком числе могут быть употреблены имена существительные?
У-ки: В единственном числе и во множественном
У: А что изменяется в слове при изменении числа имени существительного?
У-ки: Изменяется форма слова.
У: Что обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном числе?
У-ки: В единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – два и более предметов.
У: Скажите в каком числе употреблены данные имена существительные?
У-ки: в единственном числе.
У: А какие из этих имен существительных можно употребить в единственном и во множественном числе? А какие только в единственном числе?
У-ки: города, улицы, отцы, учителя, картины, обезьяны, тарелки.
В единственном: Россия, Москва.
У: Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока.
Определение темы и задач урока.
У: Прочитайте на экране тему нашего урока:
Изменение имен существительных по числам.
У: Подумайте и скажите, чему мы с вами будем учиться?
У-ки: Мы научимся изменять имена существительные по числам.
Упражнение в наблюдении за изменением имен существительных по числам
(на доске запись):
книга – книги
облако – облака
яблоко – яблоки
картина – картины
У: Ребята, обратите внимание на доску. Скажите, в чем сходство записанных пар слов? Чем похожи данные слова?
У-ки: это имена существительные, неодушевленные и нарицательные. Каждая пара – форма одного и того же слова.
У: Определим, в чем различие?
У-ки: Существительные в первом столбике употреблены в единственном числе, а имена существительные во втором столбике – во множественном числе; различие в написании в конце слов.
У: Спишите каждую пару и выделите изменившуюся часть слов.
У: Как вы думаете, почему изменилась форма слов?
У-ки: Форма слова изменилась, потому что имена существительные изменились по числам.
Работа с определением.
У: Откройте учебник на с. 62 прочитайте определение самостоятельно. А теперь вслух. Что узнали из этого определения?
У-ки: Имена существительные изменяются по числам. При изменении числа имени существительного изменяется его форма.
Упражнения в изменении имен существительных по числам.
Работа с упражнением.
У: Посмотрите на упражнение 109. Прочитайте слова, которые написаны под цифрой 1:
Воробей, дерево, крыло, стул, ручей.
У: Измените число имен существительных.
У-ки: воробьи, деревья, крылья, стулья, ручьи.
У: Как думаете, какая орфограмма вам встретилась в именах существительного во множественном числе?
У-ки: Разделительный мягкий знак.
У : Читаем слова под цифрой 2:
Чиж, малыш, ерш, стриж.
У : Какая орфограмма вам встретилась в именах существительных
У-ки: Буква парного согласного на конце слова.
У: Измените число имен существительных.
У-ки: Чижи, малыши, ерши, стрижи.
У : Запишите группу слов под цифрой 1. Подчеркните орфограммы.
Занимательная минутка.
У: А теперь поиграем. Я кидаю вам мячик и называю слово. Вы его ловите и возвращаете его мне в другом числе.
Сугроб - сугробы, воробьи – воробей, дорога – дороги, карандаши – карандаш, лопата – лопаты, осина- осины, петухи – петух, тетрадь – тетради, снегирь – снегири, ученики – ученик.
У: Выполним упражнение 112, с. 63
У: Прочитаем слова под цифрой 1:
Сосна, трава, дерево, письмо, пчела.
У: Какая орфограмма пропущена в этих словах?
У – ки: Проверяемая безударная гласная в корне слова.
У: Как проверить безударный гласный в корне слова?
У–ки: Нужно подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
У: Какие два способа мы знаем, какой буквой обозначить безударный гласный в корне слова?
У –ки: изменить форму слова или подобрать однокоренное.
У: Нам в упражнении сказано: подберите проверочное, изменив его форму. Когда меняется форма слова?
У – ки: Форма слова меняется, когда изменяем число.
У: Давайте изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.
У – ки: сосна – сосны, трава – травы, дерево – деревья, письмо – письма, пчела – пчелы.
У: Прочитаем слова под цифрой 2:
дрозды, хлеба, грачи, моря, грибы
У: Изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.
У – ки: дрозд, хлеб, грач, море, гриб.
У: Запишем это упражнение по вариантам: 1в. под цифрой 1, 2в. – цифра 2. по образцу, который дан в учебнике.
VII . Работа с орфоэпическим словарем.
У: Ребята, а теперь мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на с. 131.
У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь?
У–ки: С помощью этого словаря мы учимся правильно произносить слова.
У: Поработаем с ними. Найдите пары слов имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе и правильно произнесите их.
У – ки: Арбуз, арбузы; бант, банты; герб, гербы; директор, директора; инженер, инженеры; километр, километры; кран, краны; облако, облака; простыня, простыни; сантиметр, сантиметры; стакан, стаканы; столяр, столяры; туфля, туфли; шарф, шарфы; шофер, шоферы.
Итог урока.
У: Ребята, закончите фразу с экрана:
Мне понравилось…
Я научился…
Я понял, что…
Труднее всего для меня было…
Я хочу научиться…
Я повторил…
У: Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
У: Спасибо за урок!