Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изменение имен существительных по числам | Сосновская Наталья Александровна . Работа №336184

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока по русскому языку  для 2 класса, программа "Школа России"

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Цель:

1)      Познакомить детей с изменением имен существительных по числам

2)      Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами

Задачи:

1)      Проявить интерес к изучению темы;

2)      Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;

3)      Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;

4)      Развивать логическое мышление;

5)      Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Цель:

Познакомить детей с изменением имен существительных по числам

Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами

Задачи:

Проявить интерес к изучению темы;

Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;

Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;

Развивать логическое мышление;

Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

уметь работать в паре.

регулятивные:

развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

ориентироваться на страницах учебника;

находить ответы на вопросы.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: ИКТ, , здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Организационный момент

 

У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Наталья Александровна.

 

Сядьте ровно, повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

 

Орфографическая минутка

У: Записываем в тетрадях число, классная работа. Начнем урок с орфографической минутки. Я буду называть слова, а вы должны из записать и подчеркнуть непроверяемые орфограммы в этих словах:

 

Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.

 

У: Я даю вам 1-2 минуты, чтобы вы поставили ударение и подчеркнули букву для запоминания.

У: Проверка: проверьте самостоятельно правильно ли вы написали, подчеркнули орфограммы и поставили ударение в этих словах. (проверка по экрану)

 

Воспроизведение знаний об имени существительном

У: К какой части речи относятся все слова?

У-ки: Слова относятся к имени существительному.

 

У : Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?

У-ки: Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.

 

У : Что вы уже знаете об именах существительных?

У-ки: Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

 

У: Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными именами существительными?

У-ки: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают живые существа; неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают живые существа.

 

У: Давайте с вами поиграем! Когда я буду называть одушевленные имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевленное имя существительное, вы топаете ножками:

Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.

 

У: Какие из данных имен существительных являются собственными, а какие нарицательные имена существительные?

У-ки: К собственным именам существительным относятся: Россия, Москва. К нарицательным город, улица, отец, учитель, картина, январь, обезьяна, тарелка.

 

У: В каком числе могут быть употреблены имена существительные?

У-ки: В единственном числе и во множественном

 

У: А что изменяется в слове при изменении числа имени существительного?

У-ки: Изменяется форма слова.

 

У: Что обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном числе?

У-ки: В единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – два и более предметов.

 

У: Скажите в каком числе употреблены данные имена существительные?

У-ки: в единственном числе.

 

У: А какие из этих имен существительных можно употребить в единственном и во множественном числе? А какие только в единственном числе?

У-ки: города, улицы, отцы, учителя, картины, обезьяны, тарелки.

В единственном: Россия, Москва.

У: Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока.

 

Определение темы и задач урока.

У: Прочитайте на экране тему нашего урока:

Изменение имен существительных по числам.

 

У: Подумайте и скажите, чему мы с вами будем учиться?

У-ки: Мы научимся изменять имена существительные по числам.

Упражнение в наблюдении за изменением имен существительных по числам

(на доске запись):

книга – книги

облако – облака

яблоко – яблоки

картина – картины

У: Ребята, обратите внимание на доску. Скажите, в чем сходство записанных пар слов? Чем похожи данные слова?

У-ки: это имена существительные, неодушевленные и нарицательные. Каждая пара – форма одного и того же слова.

 

 

У: Определим, в чем различие?

У-ки: Существительные в первом столбике употреблены в единственном числе, а имена существительные во втором столбике – во множественном числе; различие в написании в конце слов.

 

У: Спишите каждую пару и выделите изменившуюся часть слов.

У: Как вы думаете, почему изменилась форма слов?

У-ки: Форма слова изменилась, потому что имена существительные изменились по числам.

 

Работа с определением.

У: Откройте учебник на с. 62 прочитайте определение самостоятельно. А теперь вслух. Что узнали из этого определения?

У-ки: Имена существительные изменяются по числам. При изменении числа имени существительного изменяется его форма.

 

Упражнения в изменении имен существительных по числам.

Работа с упражнением.

У: Посмотрите на упражнение 109. Прочитайте слова, которые написаны под цифрой 1:

Воробей, дерево, крыло, стул, ручей.

 

У: Измените число имен существительных.

У-ки: воробьи, деревья, крылья, стулья, ручьи.

 

У: Как думаете, какая орфограмма вам встретилась в именах существительного во множественном числе?

У-ки: Разделительный мягкий знак.

 

У : Читаем слова под цифрой 2:

Чиж, малыш, ерш, стриж.

У : Какая орфограмма вам встретилась в именах существительных

У-ки: Буква парного согласного на конце слова.

 

У: Измените число имен существительных.

У-ки: Чижи, малыши, ерши, стрижи.

У : Запишите группу слов под цифрой 1. Подчеркните орфограммы.

 

Занимательная минутка.

У: А теперь поиграем. Я кидаю вам мячик и называю слово. Вы его ловите и возвращаете его мне в другом числе.

Сугроб - сугробы, воробьи – воробей, дорога – дороги, карандашикарандаш, лопата – лопаты, осина- осины, петухи – петух, тетрадь – тетради, снегирь – снегири, ученики – ученик.

 

У: Выполним упражнение 112, с. 63

У: Прочитаем слова под цифрой 1:

Сосна, трава, дерево, письмо, пчела.

 

У: Какая орфограмма пропущена в этих словах?

У – ки: Проверяемая безударная гласная в корне слова.

 

У: Как проверить безударный гласный в корне слова?

У–ки: Нужно подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

 

У: Какие два способа мы знаем, какой буквой обозначить безударный гласный в корне слова?

У –ки: изменить форму слова или подобрать однокоренное.

 

У: Нам в упражнении сказано: подберите проверочное, изменив его форму. Когда меняется форма слова?

У – ки: Форма слова меняется, когда изменяем число.

 

У: Давайте изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.

У – ки: сосна – сосны, трава – травы, дерево – деревья, письмо – письма, пчела – пчелы.

 

У: Прочитаем слова под цифрой 2:

дрозды, хлеба, грачи, моря, грибы

У: Изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.

У – ки: дрозд, хлеб, грач, море, гриб.

У: Запишем это упражнение по вариантам: 1в. под цифрой 1, 2в. – цифра 2. по образцу, который дан в учебнике.

 

VII . Работа с орфоэпическим словарем.

У: Ребята, а теперь мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на с. 131.

У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь?

У–ки: С помощью этого словаря мы учимся правильно произносить слова.

 

У: Поработаем с ними. Найдите пары слов имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе и правильно произнесите их.

У – ки: Арбуз, арбузы; бант, банты; герб, гербы; директор, директора; инженер, инженеры; километр, километры; кран, краны; облако, облака; простыня, простыни; сантиметр, сантиметры; стакан, стаканы; столяр, столяры; туфля, туфли; шарф, шарфы; шофер, шоферы.

 

Итог урока.

У: Ребята, закончите фразу с экрана:

Мне понравилось…
Я научился…
Я понял, что…
Труднее всего для меня было…
Я хочу научиться…
Я повторил…

 

 

У: Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

У: Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×