Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изобразительная грамотность как планируемый результат обучения | Хаджинова Ольга Леонидовна. Работа №343927

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается понятие изобразительной грамотности как ключевого планируемого результата обучения на уроках изобразительного искусства в школе. Описываются основные аспекты и компоненты изобразительной грамотности, такие как знание основ художественного языка, навыки владения различными техниками и материалами, умение анализировать и интерпретировать произведения искусства, а также творческое самовыражение учащихся. Особое внимание уделяется современным методическим подходам к формированию изобразительной грамотности и эффективным способам интеграции этих знаний в образовательный процесс. В статье представлены педагогические приемы и методы, которые помогают учителю успешно формировать изобразительную грамотность у обучающихся, а также предлагаются критерии оценки ее достижения.

Ключевые слова: изобразительная грамотность, художественный язык, творческое самовыражение, изобразительное искусство, педагогические приемы, методики преподавания, критическое мышление, анализ искусства, эстетическое восприятие.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

 

Хаджинова Ольга Леонидовна,

учитель ГБОУ "Гранитненская школа

Тельмановского муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие изобразительной грамотности как ключевого планируемого результата обучения на уроках изобразительного искусства в школе. Описываются основные аспекты и компоненты изобразительной грамотности, такие как знание основ художественного языка, навыки владения различными техниками и материалами, умение анализировать и интерпретировать произведения искусства, а также творческое самовыражение учащихся. Особое внимание уделяется современным методическим подходам к формированию изобразительной грамотности и эффективным способам интеграции этих знаний в образовательный процесс. В статье представлены педагогические приемы и методы, которые помогают учителю успешно формировать изобразительную грамотность у обучающихся, а также предлагаются критерии оценки ее достижения.

Ключевые слова: изобразительная грамотность, художественный язык, творческое самовыражение, изобразительное искусство, педагогические приемы, методики преподавания, критическое мышление, анализ искусства, эстетическое восприятие.

 

Изобразительное искусство играет важную роль в образовательном процессе, способствуя развитию у учащихся не только творческих способностей, но и критического мышления, эстетического восприятия и культурной осведомленности. В условиях современного образования особое значение приобретает формирование изобразительной грамотности как одного из основных планируемых результатов обучения. Изобразительная грамотность предполагает не только владение техническими навыками, но и глубокое понимание художественных законов и принципов, умение анализировать произведения искусства и выражать свои мысли через визуальные средства.

Изобразительная грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют ученикам понимать, анализировать и создавать произведения искусства, осознанно использовать различные художественные техники и материалы. Она включает в себя знание основ художественного языка, таких как цвет, линия, форма, композиция, свет и тень, а также умение применять эти элементы для создания выразительных художественных образов.

Важной составляющей изобразительной грамотности является способность к визуальной коммуникации. Это означает, что ученик может передавать идеи, эмоции и смыслы через визуальные образы, используя при этом разнообразные техники и материалы. Грамотность в области изобразительного искусства помогает не только создавать новые произведения, но и понимать произведения искусства других художников, интерпретировать их в контексте культурных и исторических реалий.

Изобразительная грамотность состоит из нескольких ключевых компонентов:

- Знание художественного языка. Ученики должны понимать, как работают основные элементы художественного языка — линии, формы, текстуры, цвета и их сочетания. Важно, чтобы они умели использовать эти элементы для создания выразительных и гармоничных композиций.

- Навыки владения техниками и материалами. В рамках обучения изобразительному искусству ученики осваивают различные материалы (карандаш, краски, пастель, глина и т. д.) и техники (рисование, живопись, лепка, графика и т. д.). Изобразительная грамотность предполагает умение свободно выбирать и использовать нужные материалы для достижения задуманного результата.

- Умение анализировать и интерпретировать произведения искусства. Важным аспектом изобразительной грамотности является способность учеников критически оценивать и анализировать произведения искусства, понимать контекст их создания, интерпретировать смысловые и эстетические особенности.

- Творческое самовыражение. Один из главных компонентов изобразительной грамотности — это способность выражать собственные идеи, чувства и переживания через искусство. Творческое самовыражение способствует развитию уникального художественного стиля ученика, что является важным аспектом личностного роста и культурного развития.

Учитель играет ключевую роль в процессе формирования изобразительной грамотности у учащихся. Задача учителя — не только передать технические знания и навыки, но и создать условия, при которых учащиеся смогут развивать свои творческие способности и осваивать язык искусства. Это требует применения разнообразных педагогических приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности, развитие критического мышления и творческого подхода к работе.

Важную роль в процессе формирования изобразительной грамотности играют современные педагогические методики, которые помогают сделать обучение более интерактивным и увлекательным. Среди таких методов можно выделить:

- Метод проектов. Этот подход позволяет ученикам глубже изучать конкретные аспекты искусства через выполнение творческих заданий, например, создание собственного произведения на заданную тему. Метод проектов развивает навыки самостоятельного мышления, планирования и анализа.

- Интерактивные технологии. Использование мультимедийных средств, таких как цифровые планшеты, интерактивные доски, а также интернет-ресурсы (виртуальные экскурсии, образовательные видеоматериалы) помогает ученикам лучше понимать изучаемый материал и развивать творческое мышление.

- Групповая работа. Работа в команде способствует обмену идеями, развитию коммуникативных навыков и критического осмысления искусства. Ученики могут совместно обсуждать произведения, анализировать их и создавать коллективные проекты.

- Индивидуальный подход. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, учитель может предложить задания, которые соответствуют уровню подготовки и интересам учащегося, что способствует более эффективному усвоению знаний и развитию навыков.

Изобразительное искусство может стать важным компонентом междисциплинарного обучения. Например, связь искусства с историей, литературой, культурологией помогает учащимся лучше понимать контекст произведений, осознавать взаимосвязь различных форм искусства и культурных процессов. Такие междисциплинарные подходы делают изучение искусства более осмысленным и многосторонним.

Учитель может интегрировать элементы искусства в уроки по другим предметам, например, предлагать задания на создание иллюстраций к литературным произведениям или историческим событиям. Это не только помогает развивать изобразительную грамотность, но и делает обучение более интересным и разнообразным для учащихся.

Для того чтобы эффективно оценивать уровень изобразительной грамотности учащихся, необходимо учитывать не только технические навыки, но и их способность к творческому мышлению, анализу и интерпретации произведений искусства. Основные критерии оценки могут включать следующие аспекты:

- Техническое мастерство. Оценивается уровень владения различными художественными техниками и материалами, а также способность к их осознанному использованию для достижения определенного результата.

- Креативность. Важным критерием является способность учащегося выражать свои идеи и эмоции через художественные образы, его оригинальность и творческий подход к решению задач.

- Аналитические способности. Умение анализировать произведения искусства, интерпретировать их содержание и форму, понимать контекст их создания также является важным аспектом оценки.

- Осознанное использование художественного языка. Оценивается понимание учеником основ художественного языка (линии, цвета, формы и т. д.) и способность применять эти элементы для создания выразительных композиций.

- Творческая самостоятельность. Важным показателем изобразительной грамотности является способность учащегося самостоятельно работать над проектами, принимать творческие решения и анализировать результаты своей работы.

Несмотря на важность формирования изобразительной грамотности, существует ряд вызовов, с которыми сталкиваются современные учителя. Один из них — это недостаток времени на полноценное изучение изобразительного искусства в школьной программе. Часто уроки искусства занимают меньшее количество часов по сравнению с другими предметами, что затрудняет формирование глубоких знаний и навыков.

Еще одной проблемой является нехватка ресурсов, таких как художественные материалы и оборудование, особенно в школах с ограниченным бюджетом. Это ограничивает возможности учителя в разнообразии художественных техник и материалов, доступных для учеников.

Кроме того, многие ученики могут не проявлять активного интереса к изобразительному искусству, что также усложняет задачу учителя. Для решения этой проблемы важно находить новые способы мотивации учащихся, делать уроки более увлекательными и интересными.

В заключение можно отметить, что изобразительная грамотность — это неотъемлемая часть современного образования, которая способствует всестороннему развитию учащихся, их творческому и критическому мышлению, умению понимать и создавать произведения искусства. Формирование изобразительной грамотности требует активного участия.

 

Список литературы

1.Бахтигулова, Л. Б.  Методика воспитательной работы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Дубровин, В. М.  Основы изобразительного искусства. Композиция : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Котляров, А. С.  Композиция изображения. Теория и практика : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. С. Котляров, М. А. Кречетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×