Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изучение исследовательской активности детей 5-6 лет | Жилякова Екатерина Павловна. Работа №317863

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель данной статьи – определение особенностей организации экспериментальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. В работе раскрыто понятие «экспериментирование», как одного из видов познавательной деятельности. Проанализированы условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и выявлен уровень развития исследовательской деятельности детей 5-6 лет в экспериментировании. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами ДОУ для проведения диагностики развития исследовательской деятельности детей и при необходимости коррекции условий в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация. Цель данной статьи – определение особенностей организации экспериментальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. В работе раскрыто понятие «экспериментирование», как одного из видов познавательной деятельности. Проанализированы условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников и выявлен уровень развития исследовательской деятельности детей 5-6 лет в экспериментировании. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами ДОУ для проведения диагностики развития исследовательской деятельности детей и при необходимости коррекции условий в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, детское экспериментирование, поисково-исследовательская активность.

 

Annotation. The purpose of this article is to determine the features of the organization of experimental activities of children in a preschool educational institution. The article reveals the concept of "experimentation", as one of the types of cognitive activity. In the article the conditions for organizing the cognitive-research activity of older preschoolers are analyzed and the level of development of the research activity of children aged 5 to 6 years in experimentation is revealed. The practical significance of the study lies in the fact that the results of the study can be used in the work of preschool teachers to diagnose the development of children's research activities or correct conditions in the process of organizing experimentation with children of senior preschool age.

Keywords: senior preschool age, children's experimentation, search and research activity.

Актуальность исследования.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности .

Интерес, избирательная направленность, инициативность, самостоятельность, свобода выбора, ценностное отношение - качества, характеризующие человека как субъекта деятельности.

На развитие влияют три составляющих: наследственность, условия, окружающие ребенка и собственная деятельность ребенка.

Структура познавательной сферы складывается к 5-6 годам. Дошкольники 5-6 лет способны познавать объекты в ходе практической деятельности с ними, развивая умения добывать знания, оперировать ими, самостоятельно и творчески мыслить. Познавательная активность в этом возрасте характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Выполняет важнейшую функцию – функцию саморазвития.

Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать, открывать, изучать неизведанное. Для детей – это возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Она выступает в качестве мотива, который заставляет работать механизм исследовательского поведения, в фундаменте которого находится психическая потребность организма в поисковой активности.

Экспериментирование (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания. Применительно к детям дошкольного возраста говорят не об экспериментировании как методе научного познания, а об одном из видов познавательной деятельности.

Экспериментирование – «особая форма поисковой деятельности, в которой мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования) и продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования)».

Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному при формировании основ естественнонаучных понятий и представлений. Знания, добытые самостоятельно, всегда осознаются более прочно.

Экспериментирование свободно от обязательств, характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Пронизывает все виды детской деятельности и составляет с ними единое целое. Наблюдаются двусторонние связи с трудом, развитием речи, изобразительной деятельностью, с формированием математических представлений.

Дыбина О.В., опираясь на работы Запорожца А.В., Эльконина Д.Б., Лисиной М.И., Поддьякова Н.Н. и на свои собственные исследования выделила два типа детской активности: собственная активность ребенка и активность, стимулированная взрослым. Эти виды активности редко существуют отдельно, обычно они очень тесно переплетаются между собой. Собственная активность ребенка имеет фазовый характер, чередуется совместной активностью со взрослым.

«На основе собственной исследовательской активности у детей возникает ряд специфических видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности» .

Низкий уровень исследовательской активности в экспериментировании не позволяет детям проявлять самостоятельность и пережить радость открытия новых знаний, поэтому так важно своевременно диагностировать уровень развития исследовательской активности ребенка в экспериментировании, выявить индивидуальные проявления, подобрать педагогическую технологию успешного развития данного качества личности.

Основные задачи при проведении исследования:

проанализировать условия организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

;

выявить уровень развития исследовательской деятельности детей 5-6 лет в экспериментировании.

Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении дошкольного образовательного учреждения соответствующими ресурсами и создании необходимых условий, обеспечивающих качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, таких как: кадровый потенциал и развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Прежде всего необходимо провести соответствующий анализ предметно-развивающей среды (центра или зоны экспериментирования) по следующим показателям: наличие места в помещениях для самостоятельного детского экспериментирования и обеспечение свободного доступа детей к материалам и оборудованию; количество и качество разнообразных материалов; соответствие материалов возрастным особенностям и интересам детей (девочек и мальчиков).

Оборудование центра экспериментирования для детей старшей группы подробно представлено Мартыновой Е.А и Сучковой И.М., при этом наполнение оборудованием центра экспериментирования для детей 5-6 лет существенно отличается от наполнения центров для детей 2-4 лет, но для 6-7 лет остается таким же.

Зона экспериментирования включает в себя такие центры, как: «Песок – вода», «Воздух», «Науки и природы», «Литература», «Искусство», «Кулинария», «Манипулятивный».

Дыбина О.В. подробно описывает в своей программе «Ребёнок в мире поиска» развивающую среду, включающую в себя микроблоки (лаборатория «Почемучки», уголок природы, центр преобразования «Мастерилки», уголок «Знайки», информационная копилка, игротека, уголок моделирования).

Компетентность взрослого (родителей и педагогов) – важнейшее условие успешного развития исследовательской активности старшего дошкольника в экспериментировании. Анкетирование родителей воспитанников позволит выявить отношение родителей к исследовательской активности детей.

Анкетирование педагогов поможет в изучении условий и формы организации детского экспериментирования; возможных проблем и методов их решений; особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.

Формы и методы обучения выбирает взрослый. На взрослого возлагается большая ответственность. Выбор форм и методов задает результат всего педагогического процесса. Эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно применяется в высшей и средней школе, в системе дошкольного образования только формируется.

Существует два основных метода обучения: традиционный (дидактический) и эвристический. В практике необходимо их разумное сочетание и варьирование. Если применять на практике только дидактический метод, это приведет «к выращиванию «идеального раба», человека с атрофированными способностями наблюдать, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, находить причинную связь между явлениями».

Детское экспериментирование свободно от обязательности. Взрослый не может обязать ребенка - дошкольника ставить опыты, как поступили бы с учеником или сотрудником лаборатории. Взрослый может только заинтересовать ребенка так, чтобы у последнего сохранилось ощущение внутренней свободы.

Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие 23 ребенка старшей группы (13 девочек, 10 мальчиков), возраст детей 5-6 лет. Два воспитателя, работающие с детьми на группе и 19 родителей (4 родителя не вернули заполненные анкеты).

В ходе констатирующего этапа эксперимента были получены данные: о созданной в группе и детском саду предметно - развивающей среде; об отношении к детской исследовательской деятельности педагогов, родителей воспитанников и самих воспитанников.

Анализ предметно-развивающей среды показал, что в старшей группе и ДОУ созданы условия для исследовательской деятельности детей, которая способствует самостоятельному приобретению опыта познания. Соблюдается принцип комплексного и гибкого зонирования. В группе имеется хороший уголок экспериментирования. Все материалы находятся в зоне доступности для детей. Количества материалов и оборудования хватает на подгруппу 5-10 детей. При необходимости можно перенести любой объект на другое, удобное для ребенка место. Имеются в наличие дидактические игры в соответствии с возрастом и гендерной принадлежности детей, играя в которые, дети уточняют, систематизируют свои знания. Собрана картотека «Опыты без взрывов» и карточки-схемы проведения элементарных опытов с водой, воздухом, магнитами.

В переходе детского сада представлены коллекции камней, минералов, природных ископаемых, гербарии растений и большой уголок живых растений, где происходит расширение познавательного опыта детей и его использование в трудовой деятельности. В методическом кабинете подобрана методическая литература для воспитателей, познавательная литература для детей, научно-познавательные игры: «Юный физик», «Юный химик», «Первые самостоятельные исследования».

С детьми в группе работают два воспитателя и один младший воспитатель. Оба воспитателя имеют высшее педагогическое образование. Один опытный воспитатель, стаж которого составляет 19 лет и один начинающий педагог, стаж которого 3 года. Младший воспитатель прошел переподготовку по программе «Дошкольное образование».

Воспитателями были заполнены анкеты. Дополнительно к ответам на вопросы анкеты были предоставлены календарные планы работы. Велось наблюдение за деятельностью детей и педагогов.

Педагоги планируют и организуют исследовательскую деятельность детей: наблюдение – ежедневно, как часть непрерывной образовательной деятельности – часто и как самостоятельное занятие 1-2 раза в месяц. Педагоги знают индивидуальные особенности детей группы, могут охарактеризовать каждого ребенка. Примерно одинаково делят детей на группы по уровню развития исследовательской деятельности. Высокий уровень показывают 5 детей (21,5%) (3 девочки и 2 мальчика), средний – 16 детей (69,5%) (9 девочек и 7 мальчиков), ниже среднего – 2 ребенка (9%) (1 девочка и 1 мальчик).

С детьми ежедневно проводятся беседы познавательного характера, воспитатели проявляют интерес к самостоятельной деятельности детей. В деятельности детей преобладает продуктивная форма экспериментирования.

Наблюдение за поведением воспитателей во время непосредственной образовательной и совместной деятельности с деть позволяет сделать вывод, что несмотря на созданные условия для исследовательской деятельности детей, воспитатели часто ограничивают самостоятельную деятельность детей, выдвигая гипотезы и предлагая детям уже готовые решения.

Родителями воспитанников были заполнены анонимные анкеты, из 23 трех анкет 4 не вернули для анализа, в итоге обрабатывались 19 анкет. Родители признают, что дети – исследователи по своей природе, задают слишком много вопросов, часто своими вопросами ставят в тупик. Часто ломают (разбирают) новые игрушки, чтобы посмотреть, что находится внутри. «Суют нос» куда надо и не надо. Родителям приходится ограничивать детей, чтобы не было беспорядка в квартире и негативных последствий для здоровья ребенка. Дома дети любят экспериментировать с конструкторами, компьютерными играми, телефонами, бумагой, пластилином, тестом, спичками, зажигалками, мешками для мусора, продуктами, играми и игрушками, инструментами, предметами одежды, книгами. Родители иногда принимают участие в детском экспериментировании: помогают советами (58%), вместе проводят опыты (21 %), обеспечивают безопасность (5%) или просто не мешают детям (42 %). Все дети делятся своими впечатлениями, успехами с родителями (Итоговый протокол анкетирования родителей.

Авторы программы «Детство» подробно расписывают диагностику исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Во время проведения диагностики для выявления интереса дошкольников 5-6 лет необходимо проводить систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, чтобы выявить направленность этой деятельности на самостоятельное исследование.

В процессе наблюдений можно будет выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании - эмоционально-субъектные (выражаются в интересе ребенка и предпочтениях) и деятельностно-субъектные (связаны с активностью и инициативностью ребенка).

Практические ситуации детского экспериментирования используем для выявления уровня развития исследовательской активности в экспериментировании и действуем по следующему алгоритму:

1) знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования (выдвижение ребенком гипотезы и самостоятельное практическое решение с помощью различных средств).

2) ребенку предоставляется возможность самостоятельно продолжить аналогичное исследование с другими материалами по желанию ребенка.

3) итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его исследовательской активности.

Таблица

Изучение исследовательской активности детей 5-6 лет

в процессе детского экспериментирования

Критерии

Показатели

Диагностические задания

М

есто экспериме

н

тирования в предпочтен

и

ях детей и предпочита

е

мый вид деятельности

К

то из

детей

и с

какой

пер

и

одичностью обращается к экспер

и

ментированию (регулярно или от случая к случаю);

какие виды экспериментир

о

вания использует ребёнок (разноо

б

разие экспериментальной деятел

ь

ности)

Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Предпочитаемые дет

ьми материалы в пр

о

цессе экспериментиров

а

ния, выявляем степень устойчивости интересов ребенка

Какие

объекты выбирает для исследования

Диагностическая ситуация «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Интерес детей к

экспериментированию,

наиболее привлекательные разновидности деятельн

о

сти

Какие виды экспериментир

о

вания использует ребёнок (разноо

б

разие экспериментальной деятел

ь

ности)

Диагностическая ситуация «что мне интересно?» (О.В. Афанасьева),

Особенности эк

с

п

ериментирования в усл

о

виях взаимодействия с другими детьми.

 

Как проявляются индивид

у

альные особенности (проявление настойчивости в исследовательском поиске, способность самостоятел

ь

но вернуться к незаконченному делу и продолжить поиск, как меняется поведение в случае неудач) и т.п.

Диагностическая ситуация «что нам интересно?» (О.В. Афанасьева),

Индивидуальные особенности проявления детей

Умение

детей анализировать объект или явление, выделять сущ

е

ственные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассу

ж

дать, делать и аргументировать со

б

ственные выводы

Проективная методика «Сахар» (Л.Н. Прохорова)

Индивидуальные особенности проявления детей

Умение

ребенка определять степень плавучести тел в воде.

 

«Перевёртыши» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)

Индивидуальные особенности проявления детей

Умение

ребенка найти ра

з

личные способы очистки воды

«Путешествие в пустыне» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)

Индивидуальные особенности проявления детей

Умение

ребенка

выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде

«Кораблекрушение» (Т.И. Бабаева, О.В. Киреева)

 

Результаты наблюдений уточняются и дополняются в беседе с детьми и фиксируются записями, отражающими индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни дошкольников.

Это позволит выявить наличия интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами; особенности проявления исследовательской активности в стихийном опыте детей и специально созданных педагогом проблемных ситуациях; определить уровни развития исследовательской активности старших дошкольников.

Наблюдая за детьми в процессе деятельности, беседуя с ними нами были получены следующие данные:

У девочек по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой предпочитаемые виды деятельности выстраиваются таким образом: изобразительная деятельность, игровая, чтение книг, детское экспериментирование, конструирование и труд в природе.

У мальчиков: конструирование из разных материалов, игровая, экспериментирование, изобразительная деятельность, чтение книг, труд в природе.

Если не учитывать гендерную принадлежность детей, то по ранжиру предпочитаемые виды деятельности выстраиваются следующим образом: игровая, изобразительная, конструирование, экспериментирование, чтение книг, труд в природе.

Экспериментирование в данной группе детей занимает четвертое место, у мальчиков оно находится чуть выше (3 место). Дети отдают предпочтение другим видам деятельности.

По методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой получили следующие результаты:

Девочки предпочитают экспериментировать с такими материалами: весы с маленькими гирьками; сосуды разной вместимости; карандаши, бумага, краски; веревка, нитки и магниты; лупа.

Мальчики предпочитают экспериментировать с такими материалами: лупа; весы с маленькими гирьками; магниты; сосуды разной вместимости; веревки, нитки; карандаши, бумага, краски.

Если не учитывать гендерную принадлежность детей, то по ранжиру предпочитаемые материалы выстраиваются следующим образом: весы с маленькими гирьками; сосуды разной вместимости; лупа, веревка, нитки; магниты, карандаши, бумага, краски.

Применив диагностические ситуации «Что мне интересно?» и «Что нам интересно?» можно сделать вывод, что дети проявляют интерес с экспериментированию, но не могут самостоятельно поставить цель, завершить эксперимент, рассказать, что делал и почему делал так, можно ли сделать по другому и т.п. Экспериментируя группками по 2-3 человека, ситуация улучшается. Дети более активны в своих предположениях, стараются прислушиваться к другим детям, охотнее отвечают на вопросы.

Качественный анализ ответов по проективной методике «Сахар» Л.Н. Прохоровой выявил умение детей анализировать явление, сопоставлять различные факты (представления о растворимости сахара в воде и изменение ее вкусовых качеств), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Результаты следующие: Мальчики чаще давали правильный ответ, чем девочки. Если смотреть по группе в целом, то правильный ответ дали 12 детей (52 %), способ проверки смогли дать 9 детей (39 %), 2 ребенка (9%) дали неправильный ответ.

Чуть ниже результаты были получены в диагностических ситуациях по методикам Т.И. Бабаевой и О.В. Киреевой «Кораблекрушение», «Перевертыши», «Путешествие в пустыни». Мальчики чаще девочек давали правильные ответы о растворимости различных веществ в воде, о плавучести тел в воде.

Высокий уровень показали 4 девочки (31%) и 5 мальчиков (50 %), средний 8 девочек (61,5%) и 4 мальчика (40 %), ниже среднего -1 девочка (7,5%), низкий – 1 мальчик (10 %).

Общая оценка исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста осуществляется по комплексному показателю: интерес к экспериментированию; самостоятельность, инициативность в поисковых действиях; способы решения проблемы; результативность; настойчивость; эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.

Результат педагогической диагностики:

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил выявить 4 уровня развития исследовательской активности детей 5-6 лет в процессе экспериментирования:

высокий уровень - 9 детей (39%), средний -12 детей (52%), ниже среднего -1 ребенок (4,5%), низкий – 1 ребенок (4,5%).

Радует, что для 9 детей группы (39 %) характерна выраженная исследовательская деятельность. Их поисковая деятельность носит характер практических, пробующих действий, направленных на выявление новых свойств объекта. Дети проявляют настойчивость, чувствуют эмоциональное удовлетворение и желание продолжить экспериментирование.

12 детей (52%) принимают задачу, начинают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Этих детей надо нацеливать на результат. Они часто испытывают досаду от невозможности решить задачу до конца. Надо чаще поощрять, хвалить этих детей за любое успешное действие.

Два ребенка группы требуют повышенного внимания педагогов. Девочка Маша И.. и мальчик Андрей О. Результаты диагностики совпали с ответами воспитателей при разделении детей по уровню исследовательской активности.

Девочка очень подвижна, занимается в спортивной секции «Карате», ей характерна физическая активность. Воспитывается в неполной семье, есть младший брат. Мать постоянно занята, детьми дома не занимается. Девочке было предложено дополнительно нарисовать рисунок семьи, на котором она изобразила себя и брата рядом, а маму отдельно. Можно предположить, что фрустрация потребности ребенка в принятии и признании близкими, в данном случае матерью, тормозит познавательную активность.

Мальчик очень спокойный, познавательная активность низкая, безразличен к содержанию занятий. Воспитывается в религиозной, многодетной семье. Старший брат – инвалид детства. Предпочитает играть в одиночестве, боится проявлять самостоятельность, не любит трудных заданий. Часто не посещает детский сад без уважительной причины. По словам родителей, дома ребенок ведет себя очень активно.

На основе полученных данных педагог может дать индивидуальную характеристику исследовательской активности детей в экспериментировании и разработать для каждого ребенка индивидуальные пути развития исследовательского поведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогами ДОУ для проведения диагностики развития исследовательской деятельности детей и при необходимости коррекции условий в процессе организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не получающее логического обоснования, часто не завершенное выводами и, следовательно, не имеющее познавательной ценности.

Воспитатель должен построить образовательный процесс таким образом, чтобы дети не просто получали знания, но умели самостоятельно их добывать, удовлетворяя свою природную любознательность в процессе исследовательской деятельности, испытывая при этом чувство удовлетворения от самой деятельности.

Литература

Бабаева, Т.И.. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В.

Крулехт

. – СПб

. :

И

З

ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.

Вахтерев

, В.П. О новой педагогике [Текст] / В.П.

Вахтерев

. – М.

:

Карапуз, 2008. – 224 с.

Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик во

с

питания и обучения для бакалавров [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб

. :

Питер, 2013. – 464 с.

Дыбина

, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В.

Дыбина

,

Поддьяков

Н.Н., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.

:

ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятел

ь

ности детей 2-7 лет [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Уч

и

тель, 2013. – 333 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз