ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА | Ирина Николаевна Сальникова. Работа №341843
Несмотря на полное отсутствие официального управления индивидуализацией со стороны учебных программ и учебников, учителя проводят определенную работу в направлении индивидуального подхода. Правда, такой подход осуществляется в основном в форме учета индивидуальных особенностей обучаемых, который выражается в дифференцированном распределении на уроке между учениками заданий различной степени сложности, в определении разного уровня требований к школьникам, в разной степени активизации учеников на уроке. Учителя достаточно правильно учитывают и возрастные особенности учащихся, уровень их знаний и умственного развития. Что же касается развития способностей, то лишь небольшое число учителей занимается этой работой в процессе осуществления индивидуального подхода к школьникам. Основная масса учителей, лишь учитывает актуальный уровень развития учеников; в случае низкой успеваемости школьника он квалифицируется как неспособный, и учитель видит свою задачу в том, чтобы; «заставить его работать» или в лучшем случае «увлечь предметом».
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
Несмотря на полное отсутствие официального управления индивидуализацией со стороны учебных программ и учебников, учителя проводят определенную работу в направлении индивидуального подхода. Правда, такой подход осуществляется в основном в форме учета индивидуальных особенностей обучаемых, который выражается в дифференцированном распределении на уроке между учениками заданий различной степени сложности, в определении разного уровня требований к школьникам, в разной степени активизации учеников на уроке.
Учителя достаточно правильно учитывают и возрастные особенности учащихся, уровень их знаний и умственного развития. Но даже учет индивидуальных особенностей школьников не стал постоянным принципом обучения: так, если проанализировать содержание домашних заданий, то в 99% случаях оно является одинаковым для всех учащихся и значит, заведомо легким для одних и трудным для других.
Что же касается развития способностей, то лишь небольшое число учителей занимается этой работой в процессе осуществления индивидуального подхода к школьникам. Основная масса учителей, лишь учитывает актуальный уровень развития учеников; в случае низкой успеваемости школьника он квалифицируется как неспособный, и учитель видит свою задачу в том, чтобы; «заставить его работать» или в лучшем случае «увлечь предметом». Однако очевидно, что полезнее для общества и гуманнее для ученика была бы работа по развитию его способностей.
Дидакты не случайно выдвигают принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Многие методисты считают необходимым принцип индивидуального подхода и развития способности ученика. Г.В. Рогова пишет: «Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время . Коммуникативное обучение предполагает, прежде всего, личностную индивидуализацию.
«Игнорируя личностную индивидуализацию, - пишет методист В.П.Кузовлев, - мы не используем богатейшие внутренние резервы личности». Именно эти резервы и являются свойствами личности ученика: мировоззрение, жизненный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства и статус личности в коллективе.
Для более успешного контакта с учащимися необходимо хорошо изучить всех учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивацию и многое другое, сведя все это в специальную схему – методическую характеристику класса, которая и используется при подготовке и проведении урока.
Известно, что способности не могут возникнуть вне деятельности, но не всякая деятельность является источником психического развития ребенка. «Там где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развития интеллекта, там мышление подростков не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием».
В настоящее время учителей не нужно убеждать в том, что каждый ученик является личностью, обладающей неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Индивидуальный подход к личности ученика не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников.
Исследованиями установлено большое влияние индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся на эффективность обучения.
Способности являются одним из объектов, ориентирующих учителя в индивидуальном подходе к учащимся: ученики, различаясь качествами, которые обеспечивают личность и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны учителем и стали бы для него руководством к действию.
Результаты психологических исследований, подтверждаемые жизненными наблюдениями, доказали, что при разных условиях положительная учебная мотивация не может обеспечить легкого и быстрого овладения учебным материалом, в случае если у школьника недостаточно развиты способности к данному предмету. Точно так же и волевые качества личности не могут придать усвоению легкость и быстрый темп в сочетании с высокими результатами. Иными словами, адекватная учебная мотивация и сильная воля помогают добиться хороших результатов в учебе, но не обеспечивают легкость и быстроту процесса приобретения знаний, формирования навыков и умений.
Между тем, для школьника важен не только результат учебной деятельности, но и процесс, характер ее реализации. Примечательно, что в младших классах дети ждут поощрений за усердие, большое количество времени, труда, интеллектуальных усилий, потраченных на выполнение учебных заданий, а в старших классах школьники начинают гордиться тем, что умеют справляться с заданием быстро. Что же касается учителя, то он в своих оценках чаще всего ориентируется на результат, этот результат определяется при равных условиях отношением обучаемого к учебе: если он ленится, недобросовестно, без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности и все усилия преподавателя обучить его окажутся тщетными; и наоборот, если ученик со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или, по крайней мере, прочного уровня владения предмета.
Учитывая неодинаковые возможности учащихся (различный уровень их развития, различную степень восприятия, внимания, памяти и другие индивидуальные особенности), следует построить урок так, чтобы эти возможности были учтены. Поэтому учителю необходимо постоянно и внимательно изучать работу каждого ученика, его работу в классе и дома, учитывая затруднения, пробелы в усвоении им учебного материала и на основе этих наблюдений строить работу так, чтобы воспитать у учащихся потребность учиться с необходимым напряжением умственных сил. В решении этой задачи главное условие - качество урока, его эффективность, высокая интенсивность труда учителя, подлинно обучающий и развивающий характер обучения .
В преподавании учителю необходимо пользоваться методами и приемами, развивающими активную мыслительную деятельность учащихся, умение сопоставлять и делать самостоятельные выводы.
Почти на каждом уроке (в течении 8=10 минут) необходимо организовывать самостоятельную творческую работу учащихся. Работа, способствующая развитию творческих способностей, часто проводится и с помощью дидактического материала. Простой пример. Для каждого ученика учитель готовит конверт, в который вложена карточка с заданием или картинка (открытка) с вопросами к ней. С их помощью ученик должен составить короткий ответ.
Подобную работу успешно можно проводить как в младших так и в старших классах. Разнообразие вносят динамические картинки.
Очень важно знать индивидуальные особенности учащихся (9 классов) поступающих из других школ и имеющих различную подготовку по предмету, с тем, чтобы корректировать их знания. Выяснение уровня знаний учащихся можно начать с проведения фронтального устного опроса, затем провести письменную работу - предложить учащимся заполнить анкету и т. д. При подготовке к уроку, учителю необходимо определить виды самостоятельной работы, соответствующие данному уроку, подобрать, к данному уроку, несколько вариантов заданий, отличающихся по сложности выполнения, для различных групп учащихся. Таким образом, осуществляется дифференциация заданий с учетом неодинаковых возможностей учащихся.
Индивидуальные задания учащимся необходимо давать во всех классах. Формы их различны: работа с учебником, другой учебной и научной литературой, доклады, рефераты, сочинения, сообщения, пересказ текстов, проведение всевозможных наблюдений, задания с печатной основой.
Кроме того, полезны задания, которые проводятся в форме соревнования между отдельными группами учащихся. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности. Соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни ( существенно отличаются друг от друга.
Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), это также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: Более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.
Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Только глубокое изучение и знание особенностей развития личности ученика создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.