Изучение листьев деревьев и кустарников | Мария Валерьевна Чинман. Работа №337817
· Учебная тема (раздел): Строение и многообразие покрытосеменных растений. Внешнее строение листа.
Цель: развитие умений сравнивать и описывать морфологические признаки листьев деревьев и кустарников;.
Задачи :
· изучить внешнее строение листа;
· способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять.
· формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.
зучение внешнего строение листа;
Чинман Мария валерьевна
Учитель биологии МОУ «Гимназия №10» г. Твери
Предмет: биология
Класс: 6 класс
Тема урока: Изучение листьев деревьев и кустарников
Авторы и название учебной программы: Пасечник,В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник.
Учебная тема (раздел): Строение и многообразие покрытосеменных растений
Название учебного занятия и количество часов: Внешнее строение листа, 1 час
Цель: развитие умений сравнивать и описывать морфологические признаки листьев деревьев и кустарников;.
Задачи :
изучить внешнее строение листа;
способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять.
формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.
Личностный результат
формируется
ответственного
отношения к выполнению учебных задач;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Метапредметный результат
развивается навык выполнения лабораторной работы
по инструктивной
карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод
самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Предметный результат
Формирование систематизированных знаний о внешнем строении листа,
Формирование умения
выделять существенные
признаки простых и сложных листьев
Характеристика
значения листа
Форма урока: урок – лабораторная работа.
Вид учебного занятия: урок, практикум
УМК:
Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6
кл
.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2016. – 207, с
Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6
класс.Методическое
пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с
Оборудование учебного занятия: компьютер, учебник, листья.
Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.
План-конспект урока:
Урок построен на основе практической работы , на котором учащиеся занимаются самостоятельной работой и носит исследовательный характер
В ходе урока формируются познавательные универсальные учебные действия, выполняются логические операции (сравнение, анализ, классификация).
На протяжении урока формируются и регулятивные универсальные учебные действия: учащиеся управляют своей деятельностью, проявляют инициативность.
При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.
Характеристика деятельности учащихся:
Систематизация ранее полученных знаний.
Побуждение к активному включению в различные виды деятельности.
Поддержание интереса учащихся к предмету.
Методические задачи урока:
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Научить анализировать, сравнивать.
Закрепить
навыки исследовательской
деятельности.
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Презентация к уроку
Презентация powerpoint
Презентация
Разработано учителем
Структура и ход урока.
№№п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
- Разгадайте шараду и узнаете тему урока
Шарада.
Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью желтый цвет он имеет.
В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,
Эту загадку на нем ты прочтешь.
Третий же крышу собой покрывает,
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвертый в Венгрии жил,
И пианистом известным он был.
(Лист)
Сообщение темы урока.
Создает условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой.
Мотивация на учебную деятельность
5 мин.
2
Постановка учебной задачи.
- Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные.
- Я предлагаю вам изучить внешний вид листьев, для этого выполним лабораторную работу. Но сначала вспомним внешнее строение листа (слайд)
-А что вы еще можете рассказать про лист ( простые и сложные листья
Демонстрация слайдов с вопросами
Ответы на вопросы
5-8 мфин
3
Самостоятельное применение сформированных умений и навыков
Лабораторная работа « Изучение листьев деревьев и кустарников» (см карточку- инструкцию):
этапы работы:
1. рассмотрите лист внимательно с обеих сторон;
2. выполните рисунок листа (можно аккуратно обвести контур листа, положив его на бумагу); обязательно прорисуйте черешок (если он имеется), форму края листа, расположение жилок.
Пример:
опишите морфологические признаки листа по
плану :
1) лист простой или сложный;
2) лист черешковый или сидячий( без черешка);
3) форма листовой пластинки: а) простых листьев - округлая, овальная, продолговатая, ланцетная, линейная, яйцевидная, обратнояйцевидная; б) сложных листьев - перисто-сложная (парно и непарно), пальчатосложная;
4) форма верхушки листа: тупая, острая и др.;
5) жилкование: сетчатое, дуговое параллельное;
6) Цвет листа
7) Измерение листа: длина и ширина (ширина измеряется в самой широкой части )
Пример:
Длина
Ширина
Вывод :_______________________________
Организует выполнение лабораторной работы
Выполнение работы на основе карточки- помощницы,
Формирования вывода
15-18 мин
4
Рефлексия:
Настало время подвести итоги нашего урока.
Ребята, что мы делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Какой вывод вы сделали?
Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят поставленную цель и полученный результат.
5-6 мин.
5
Домашнее задание
Для желающих- найти информацию о необычных листах, знаете ли вы страны, символом которых является лист растения? на каких листьях писали в древнем Египте?
3мин
ПРИЛОЖЕНИЕ – карточка помощница
Лабораторная работа « Изучение листьев деревьев и кустарников»
Инструктивная карточка лабораторного исследования
Для изучения каждого листа дерева или кустарник выполняйте последовательно следующие этапы работы:
1. рассмотрите лист внимательно с обеих сторон;
2. выполните рисунок листа (можно аккуратно обвести контур листа, положив его на бумагу); обязательно прорисуйте черешок (если он имеется), форму края листа, расположение жилок.
Пример:
3. опишите морфологические признаки листа по плану :
Пример:
1) лист простой или сложный
2) лист черешковый или сидячий( без черешка);
3) форма листовой пластинки: а) простых листьев - округлая, овальная, продолговатая, ланцетная, линейная, яйцевидная, обратнояйцевидная; б) сложных листьев - перисто-сложная (парно и непарно), пальчатосложная;
4) форма верхушки листа: тупая, острая и др.;
5) жилкование: сетчатое, дуговое параллельное;
6) Цвет листа
7) Измерение листа: длина и ширина (ширина измеряется в самой широкой части ) - пример :
Длина
Ширина