Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АФФЕКТИВНОГО ДИСКОМФОРТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | Скрябина Полина Сергеевна. Работа №348571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается проблема аффективного дискомфорта у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС часто сталкиваются с проблемами в управлении своими эмоциями, что приводит их к аффективному дискомфорту. Этот дискомфорт может проявляться в различных формах — от изоляции и тревоги до сильных эмоциональных приступов. Рассмотрены причины возникновения аффективного дискомфорта у заявленной категории детей и определены некоторые пути решения данной проблемы.

Педагогика

УДК 376.4

Скрябина Полина Сергеевна

Студент магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет».

 

Изучение проявлений аффективного дискомфорта у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

 

Ключевые слова: аутизм, аффективный дискомфорт, эмоциональная регуляция, эмоции, сопутствующие расстройства, терапия.

Аннотация: В статье рассматривается проблема аффективного дискомфорта у детей младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Дети с РАС часто сталкиваются с проблемами в управлении своими эмоциями, что приводит их к аффективному дискомфорту. Этот дискомфорт может проявляться в различных формах — от изоляции и тревоги до сильных эмоциональных приступов. Рассмотрены причины возникновения аффективного дискомфорта у заявленной категории детей и определены некоторые пути решения данной проблемы.

 

Scriabina Polina Sergeevna

Master's degree student of MPGU

 

Research of MANIFESTATIONS OF AFFECTIVE DISCOMFORT among AUTISTIC SPECTRUM DISORDERS CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

Keywords: autism, affective discomfort, emotional regulation, emotions, concomitant disorders, therapy.

Abstract: The article consider the problem of affective discomfort amoung young autism spectrum disorders preschool children. Children with ASD often have difficulty managing their emotions, which leads them to affective discomfort. This discomfort can manifest itself in various forms - from isolation and anxiety to strong emotional attacks. The causes of affective discomfort in this category of children are considered and some ways to solve this problem are identified.

 

Аффективный дискомфорт представляет собой состояние, которое включает в себя неприятные эмоциональные ощущения. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) это может проявляться в виде стресса, тревожности, фрустрации или даже агрессивного поведения. Трудности в интерпретации социальных сигналов, нехватка эмпатии и проблемы в общении усугубляют данные эмоциональные состояния [5].

Чтобы лучше понять аффективный дискомфорт у детей с РАС, важно рассмотреть его различные аспекты. Эти дети часто сталкиваются с проблемами в управлении своими эмоциями. Они могут не осознавать, что их действия вызывают негативные реакции у других, или, напротив, не понимать, что испытывают дискомфорт сами. Это может привести к внезапным реакциям на изменения в окружающей среде или привычной рутине. Например, отклонение от установленного распорядка или громкий шум способны вызвать сильные эмоциональные реакции, такие как истерики или агрессивное поведение [6].

Недостаток навыков в области эмоциональной регуляции может оказать негативное влияние на обучение и процессы социализации. Дети могут уклоняться от социальных контактов, что, в свою очередь, усиливает их эмоциональное страдание. Это формирует замкнутый круг: чем меньше взаимодействия с окружающими, тем сложнее управлять своими эмоциями.

Дети с расстройствами аутистического спектра становятся особенно уязвимыми к эмоциональному дискомфорту из-за проблем в социальных навыках. Например, сложности в установлении и поддержании дружеских отношений могут привести к чувству одиночества и изоляции. Часто они не способны различить дружеские намерения и агрессию, что создает неопределенность в их социальных взаимодействиях [8].

Кроме того, ограниченный круг интересов и специфическое поведение таких детей может привести к ситуациям, когда их особые потребности не удовлетворяются. Это дополнительный фактор, который порождает негативные эмоции и усугубляет состояние эмоционального дискомфорта.

Чтобы понять аффективный дискомфорт у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), необходимо изучить его возможные источники. Дети с РАС нередко сталкиваются с проблемами в восприятии сенсорной информации. Они могут реагировать на звуки, свет или прикосновения с большей или меньшей интенсивностью по сравнению с нейротипичными сверстниками. Например, шумное окружение может вызывать у них значительный стресс, приводя к состояниям тревоги. Это, в свою очередь, может сделать их более раздражительными и менее устойчивыми к повседневным стрессорам [7].

Современные исследования подтверждают, что генетические и нейробиологические факторы существенно влияют на развитие РАС. У некоторых детей отмечаются аномалии в генах, отвечающих за регулирование эмоций. Это повышает их уязвимость к эмоциональному дискомфорту и социальным трудностям.

Кроме того, различия в структурной и функциональной организации мозга у детей с РАС могут также объяснять их эмоциональные реакции и поведение. Например, участки мозга, отвечающие за распознавание эмоций и социальное взаимодействие, могут быть недостаточно развиты [7].

Дети с РАС зачастую сталкиваются с сопутствующими расстройствами, такими как тревожность, депрессия, а также нарушения внимания и гиперактивность. Это может увеличивать их эмоциональное напряжение и затруднять жизнь как самим детям, так и их родителям.
Чтобы глубже разобраться в том, как проявляется аффективный дискомфорт у детей с РАС, рассмотрим несколько примеров.

В образовательной среде дети могут испытывать тревожность, что иногда проявляется в агрессивном поведении или в полной потере самообладания. Такие реакции часто связаны с изменениями в распорядке дня или необходимостью контакта с незнакомыми людьми. Когда ребенку сложно справиться с новыми требованиями, это может привести к чувству безысходности и фрустрации, что, в свою очередь, вызывает эмоциональные всплески [4].

Эмоциональный дискомфорт может также возникать в семейной обстановке. Дети подвержены влиянию напряженности в доме и могут привлекать внимание родителей, ведя себя деструктивно. В некоторых случаях они начинают проявлять чрезмерную зависимость или, напротив, пытаются избегать общения. Эти проявления создают дополнительный стресс как для ребенка, так и для его родителей [3].

В игровом процессе дети с РАС могут проявлять эмоциональный дискомфорт по-разному. Некоторые из них могут уклоняться от совместных игр с другими детьми, тогда как другие могут реагировать агрессивно, если теряют контроль над игрой. Эта ситуация может затруднить социализацию и усилить чувство изолированности [5].

Эмоциональные трудности, испытываемые детьми с РАС, могут повлиять на их психосоциальное развитие в долгосрочной перспективе. Проблемы с регуляцией эмоций могут мешать развитию логического мышления и когнитивных способностей. К примеру, нехватка социальных контактов и трудности в управлении эмоциями могут негативно сказываться на учебном процессе, что в итоге приводит к замедлению познавательного роста.

Дети, испытывающие аффективный дискомфорт, могут сталкиваться с проблемами в построении и поддержании социальных связей. Это повышает их риск стать жертвами буллинга и затрудняет социализацию в будущем. Недостаточные социальные навыки могут привести к таким трудностям, как пониженная самооценка и развитие депрессивных состояний [4].

Если аффективный дискомфорт не будет своевременно адресован, это может стать причиной возникновения серьезных психических расстройств. У некоторых детей может развиться генерализованное тревожное расстройство или депрессия, что требует значительной терапевтической помощи и вмешательства специалистов.

Нами проведено констатирующее исследование детей с РАС.

Цель исследования: выявить состояние аффективного дискомфорта у детей с РАС младшего дошкольного возраста в малых коммуникативных группах.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностический инструментарий.

2. Провести констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности аффективного дискомфорта детей.

3. Сделать выводы по результатам исследования.

Методики исследования: наблюдение, «Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей» (М.В.Иванов, Н.В.Симашкова, Г.В.Козловская), «Тест тревожности» (Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена), Методика А.Романова, «Паровозик (С.В.Велиева).

Исследование показало, что основная часть детей с расстройством аутистического спектра имеет средний (30%) и низкий (60%) уровень развития игровых навыков.

Анализируя результаты, заметно, что наличие совпадений в ответах на вопросы, помеченных звездочкой – «*» в рамках данной методики, наблюдается у 10% детей, которые имеют риск развития психических нарушений.

Уровень тревожности средний у 40% младших дошкольников с РАС. Уровень тревожности высокий у 60% младших дошкольников с РАС.

Уровень агрессивности первый уровень (низкий) у 10% младших дошкольников с РАС. Уровень агрессивности второй уровень (склонность к агрессивности) у 90% младших дошкольников с РАС.

Негативное психическое состояние низкий уровень выявлено у 20% младших дошкольников с РАС. Негативное психическое состояние средний уровень выявлено у 30% младших дошкольников с РАС.

Наблюдения показали, что дети с низким уровнем навыков демонстрировали способность манипулировать игровыми предметами. Некоторые из них могли упорядочивать, комбинировать и строить различные предметы в определенной последовательности, не обращая внимания на их функциональные свойства. В эту группу вошло 6 детей из 10, что составляет 60%.

Дети со средним уровнем навыков, которые обладали способностью использовать предметы согласно их функциональному назначению и участвовать в символической игре с участием взрослого. Они могли заменять один предмет другим, что придавало ему несуществующие свойства. В эту группу вошло 3 ребенка, что составляет 30%.

Дети с высоким уровнем навыков, которые могли воображать предметы, отсутствующие в реальном окружении, и использовать пантомиму для изображения действий с ними. Они также умели играть определенные роли в простых сюжетно-ролевых играх. В эту группу вошел 1 ребенок, что составляет 10%.

У условно здоровых младших дошкольников выявлен низкий по выборке уровень личностной тревожности. У младших дошкольников с РАС выявлен высокий по выборке уровень личностной тревожности.

У условно здоровых младших дошкольников выявлен первый (низкий) по выборке уровень агрессивности. У младших дошкольников с РАС выявлен второй по выборке уровень агрессивности.

У условно здоровых младших дошкольников выявлено позитивное психическое состояние по выборке. У младших дошкольников с РАС выявлено негативное психическое состояние средний уровень по выборке.

У младших дошкольников с расстройством аутистического спектра тревожность выражена выше, чем у условно здоровых младших дошкольников. У младших дошкольников с расстройством аутистического спектра агрессивность выражена выше, чем у условно здоровых младших дошкольников. У младших дошкольников с расстройством аутистического спектра эмоциональное состояние выражено более негативно, чем у условно здоровых младших дошкольников.

Для эффективного преодоления аффективного дискомфорта у детей с расстройствами аутического спектра необходимо применять комплексный подход, который включает в себя как психологическую, так и образовательную поддержку.

Психологическая поддержка является важным элементом в работе с аффективным дискомфортом. Терапевты применяют разные методики, такие как когнитивно-поведенческая терапия, для развития навыков контроля эмоций. Психотерапия помогает детям освоить идентификацию своих эмоций и находить подходящие способы их выражения.

Поведенческие техники способствуют адаптации детей к социальным условиям. Программы, ориентированные на развитие социальных навыков, улучшают взаимодействие детей с их сверстниками и помогают им адекватно воспринимать социальные сигналы. С помощью вознаграждений и позитивного подкрепления дети могут научиться более конструктивным методам общения.

Ключевым моментом является активное участие родителей в терапевтическом процессе [1]. Участие в образовательных курсах позволяет родителям более эффективно поддерживать своих детей. Они получают возможность выявлять триггеры, вызывающие аффективный дискомфорт, и разрабатывать стратегии, которые соответствуют индивидуальным потребностям их ребенка.

Заключение

Аффективный дискомфорт у детей младшего дошкольного возраста с РАС — это проблема, требующая внимательного и комплексного подхода. Эта проблема влияет не только на самих детей, но и на их семьи и образовательные учреждения, в которых они находятся. Понимание причин и последствий аффективного дискомфорта, а также применение соответствующих методов и стратегий — ключевые факторы в преодолении этих трудностей.

Поддержка и правильное вмешательство имеют решающее значение для обеспечения благополучия и качественной жизни детей с РАС. Это позволит не только минимизировать аффективный дискомфорт, но и создать условия для полноценного эмоционального и социального развития.

 

Список литературы

Башина

, В.

М. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме. / В.М

Башина

, И.А. Козлова,

В.С. Ястребов

М

осква

:

Юрайт

, 2019.

380

с.

Морозова, С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова.

М

осква

:

Владос

2010

.

176 c.

Неменчинская

, С.М. Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма / С.М.

Неменчинская

. // Вестник-Кострома.

2014

. –

№4

. –

С.

48-52.

Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т. Питерс.

М

осква

:

Владос

2015

.

240 c.

Подольская, О.А. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. –

Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2020. – 83 с

.

Рычкова, Н.А.

Дезадаптивное

поведение детей: Диагностика, коррекция,

психопрофилактика

. Учебно-профилактическое пособие. / Н.А.

Рычкова –

М

осква

:

ГНОМ и Д

,

20

00

. –

96 с.

Сахарова, С.А. К вопросу этиологии, диа

гностики и лечения аутизма / С.

А. Сахарова.

// Вселенная мозга. – 2020. – Т. 2, № 2 (5). – С. 29-32.

Шипицина, Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы: Детский аутизм: Хрестоматия. / Л.М.

Шипицина

, И.Л. Петрова

Санкт-Петербург

: Дидактика Плюс, 2011.

230

 

с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×