Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изучение словообразования на уроках русского языка | Кроленко Ольга Вячеславовна. Работа №355673

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Словообразование всегда было одним из самых трудных разделов в школьном курсе русского языка. Это одна из важных областей языкознания, тесно связанная с лексикой, историей языка, морфологией, морфемикой.

 

В процессе освоения законов русского языка необходимо научить школьников разбирать слово по составу и выработать привычку опираться на состав слова при решении разных языковых задач. Овладение словообразовательными умениями обеспечивает усвоение многих важных тем грамматики и орфографии. 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Словообразование – один из сложных разделов лингвистики. Задача учителя - научить учеников разбирать слова по составу и выработать привычку опираться на состав слова при решении разных языковых задач: орфографических, грамматических, лексических. Это большая и кропотливая работа над словом.

Всю работу по словообразованию начинаем с первого урока в 5 классе, но изучение раздела языкознания по тематическому плану идет только в 6 классе. Как же проводим работу на уроке? В 5 классе мы просто делаем морфемный разбор и к каждому слову подбираем однокоренные слова. Доказываем, что каждая морфема – значимая часть слова. Ученики должны не только понять смысл утверждения, но и научились пользоваться этой особенностью каждой морфемы – передавать определенное значение, информировать о каком-то важном свойстве слова. Например, о чем может информировать суффикс –онок- в словах зайчонок, медвежонок, волчонок. Учащиеся легко находят ответ, что данный суффикс имеет значение «маленький» и передает ласковое отношение к зверьку, указывает на то, что перед нами детеныш, а не взрослое животное. Так ученики понимают, что морфема имеет значение. Ученикам нравятся такие задания, когда по одной морфеме они определяют часть речи. Например, по окончаниям: - ым, - ой, - ешь. Или пробуют по одной морфеме рассказать о слове, которое включает в себя эту морфему: - ете – это окончание глагола 2 лица, множественного числа, настоящего или будущего времени; - ой – окончание прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Следующий этап работы над словом – это замена одной морфемы слова другой. Например, заменить суффикс в слове «столик». Суффикс - ик имеет значение «маленький», а заменим суффиксом - ищ и получим значение «огромный, громадный». Так мы докажем, что суффикс – значимая часть слова. Задания такого типа очень нравятся учащимся, они наблюдают над словом и делают выводы: если заменить в слове приставки в- и вы-, можно получить слово с противоположным значением (въехать - выехать).

Главная задача следующего этапа – определять часть речи и ее грамматическую характеристику по окончанию. Таким образом мы проводим семантический анализ морфемы. Изучая имя существительное, прилагательное и глагол, на каждом уроке работаем над словом и его разбором. Например, устанавливая значение слова «мяч», мы одновременно определяем, что в слове нулевое окончание, для этого изменяем слово по падежам, а в слове «смотрят» выясняем, что - ят – это окончание и форма этого слова. Чтобы проверить данное утверждение, спрягаем слово.

Совершенствование грамматических умений на основе морфемного анализа дает хорошие результаты при изучении синтаксиса, потому что от пятиклассников требуется понимание особенностей жизни слова в составе словосочетания и предложения. Уместно предлагать учащимся такие задания: постройте словосочетания по схемам - …-ят на …-е, …-ую …-а; какое слово в словосочетании будет главным - …-их …-ов, …-ут на ….-е.

Следующий этап работы – выяснить значение словообразовательных морфем. Чтобы легче было определить «значимость» морфем, необходимо выяснить значение приставок и суффиксов. Например, значение суффикса - ик, который выражает оценку предмета или лица и придает уменьшительно-ласкательное значение: столик, ключик.

Следующий этап работы – работа с корнем как основной морфемой, без которой не может существовать слово. Эта морфема дает самое большое количество орфографических ошибок. Задача учителя – научить обращать внимание на значение слова, подбирать однокоренные слова. Работа над значением корней будет иметь орфографическую направленность, необходимо познакомить школьников со словарем корней, завести такой словарик и работать с ним на уроке и дома.

Хороший результат дает работа над корнями-омофонами: леса – лиса, сидеть – седеть,. Главный принцип работы с такими корнями – сопоставление или противопоставление. Здесь можно использовать различные задания, многие из них будут связаны с подбором однокоренных слов. Например, запишите по три слова с данными корнями – част-, - чест-, -чист-; кто больше запишет однокоренных слов к существительным бачок и бочок.

Словообразование – это один из важных разделов в русском языке, он связан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, прикасаешься к истории, начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.

© Чумакова О.В., 2022

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×